Рейтинг
Порталус

Н. Н. БОЛХОВИТИНОВ. РУССКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 1815-1832

Дата публикации: 17 июля 2017
Автор(ы): А. А. ФУРСЕНКО
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ПРАВО РОССИИ
Номер публикации: №1500307190


А. А. ФУРСЕНКО, (c)

М. Изд-во "Наука", 1975, 626 стр. Тираж 2250. Цена 2 руб. 52 коп.

Новый труд старшего научного сотрудника Института всеобщей истории АН СССР доктора исторических наук Н. Н. Болховитинова является продолжением начатой им несколько лет назад работы по изучению раннего периода русско-американских отношений1 . Рецензируемая монография доводит их исследование до 1832 г., когда был подписан первый в истории взаимоотношений между Россией и США торговый договор, создавший "основу для всего последующего развития русско-американских торговых связей в XIX - начале XX в." (стр.2).

Как и опубликованная ранее работа, рассматриваемая книга отличается тщательным анализом обширного круга источников - архивных документов из русских и американских архивов, а также различных публикаций. Монография насыщена материалом, впервые вводимым автором в научный оборот. Хотя русские документы продолжают оставаться главным источником исследования, материалы американского


1 Н. Н. Болховитинов. Становление русско-американских отношений. М. 1966.

стр. 149


происхождения использованы в работе так широко, как это еще не было сделано ни в одной из книг на данную тему, опубликованных в самих Соединенных Штатах Америки.

Монография состоит из трех частей, каждая из которых заключает в себе несколько глав-очерков. Специальный интерес представляют разделы о деятельности Российско-американской компании, проблемах иностранной торговли в русских владениях в Америке в 1820 - 1830-е годы, истории конвенции 1824 г. о торговле, мореплавании и территориальном разграничении на Северо-Западе. Тема Русской Америки не нова в советской историографии. Первое капитальное исследование деятельности Российско- американской компании - книга С. Б. Окуня, опубликованная без малого четыре десятилетия назад2 , по сей день не утратила своей актуальности, хотя Н. Н. Болховитинов оспаривает многие ее положения и существенно дополняет собранный в свое время С. Б. Окунем материал. Необходимо отметить, что в данном разделе, и это присуще всей книге, позитивное изложение проблемы, основанное на анализе источников, выступает в надлежащем историографическом обрамлении. Историографические наброски и характеристики - органическая и ценная часть работы Н. Н. Болховитинова. Однако не во всех главах историографии уделяется одинаковое внимание. В одних (гл. 2, 4, 6 и 10) она представлена более широко, в других - менее значительно. Как правило, такое положение объясняется степенью изученности той или иной проблемы.

Наряду с деятельностью Российско-американской компании важной стороной взаимоотношений США и России в рассматриваемый период была торговля. Н. Н. Болховитинов решительно пересматривает традиционные представления о незначительном объеме американского экспорта в Россию. Он приводит данные, согласно которым лишь на имя американского купца в Петербурге Дж. Д. Льюса в 1832 г. было доставлено товаров более чем на 10 млн. рублей. Это во много раз превышает официальные статистические данные США об экспорте в Россию. По подсчетам автора, общий объем американского экспорта в Россию в начале 30-х годов составлял 20- 25 млн. руб. (или примерно 4 - 5 млн. долл.) (стр. 572). С этими подсчетами можно согласиться, если принять во внимание тезис Н. Н. Болховитинова о том, что в американский экспорт следует включать товары, доставлявшиеся в Россию американскими купцами не только из США, но и из Латинской Америки. По аналогии с торговлей североамериканских колоний до завоевания ими независимости Н. Н. Болховитинов называет торговлю США с Россией треугольной. Здесь имеется в виду, что Латинская Америка являлась органической составной частью в системе русско-американской торговли того периода, ибо на американских кораблях в Петербург доставлялось значительное количество колониальных товаров, в первую очередь кубинский сахар, бразильский кофе и т. д. "Именно латиноамериканский угол в торговле с Россией, - пишет автор, - позволял Соединенным Штатам привозить в С. -Петербург товары, пользовавшиеся большим спросом на русском рынке, а взамен получать столь необходимые для их флота железо, пеньку, канаты и парусное полотно" (стр. 373). Обоснованием этой точки зрения служат специальная глава и статистические таблицы, составленные автором.

Н. Н. Болховитинов справедливо считает, что противоречия на Северо-Западе Америки, связанные с действиями Российско-американской компании, и урегулирование различных торговых конфликтов представляли собой важные факторы двусторонних отношений США и России. Разрешение указанных противоречий и конфликтов являлось непременным условием благоприятного развития русско- американских отношений. Вместе с тем в работе подчеркивается, что отношения эти складывались не изолированно, а в органической связи с общим ходом мировой политики. В частности, как верно отмечает автор, "важнейшим фактором русско-американского сближения оставались взаимные противоречия с Великобританией" (стр. 374).

Действительно, все важнейшие события, влиявшие на установление русско-американских отношений, могут рассматриваться сквозь призму противоречий США и России с Англией. В этом свете они и изучены применительно к основным международным проблемам того времени. Вполне естественно, что для периода, исследуемого в монографии, такой центральной проблемой были последствия создания Священного союза и провозглашения доктрины Монро. Н. Н. Болховитинов уже высказался по этому поводу


2 С. Б. Окунь: Российско-американская компания. М. -Л. 1939.

стр. 150


в специальной монографии3 . Тем не менее в его новой книге данная тема занимает важнейшее место. Н. Н. Болховитинов существенно пополнил документальную базу исследования данной проблемы, по-новому осветив многие ее аспекты. Можно согласиться с его выводом, что, хотя формально доктрина Монро и провозглашенный ею "принцип неколонизация" во многом были связаны с русско- американскими отношениями, "фактически и главным образом этот принцип... был направлен не столько против России, сколько против Великобритании, обладавшей наиболее крупными колониальными владениями в Америке и являвшейся основным соперником США в борьбе за влияние в западном полушарии" (стр. 243). Автор неоднократно подчеркивает в последующем изложении, что главное для США противоречие в Англией стимулировало российско-американские отношения.

Достоинство монографии заключается в том, что автор рассматривает отношения между двумя странами не только в плоскости дипломатии, касающейся вопросов экономических, политических или военных. Он исследует русско-американские отношения не только в их межгосударственном аспекте. Он касается такой проблемы, как "США и русское общество", которой отведена третья, заключительная часть книги. В ней анализируются научные, общественно-политические и литературные связи США и России. Отдельные разделы посвящены таким темам, как американская проблематика на страницах русских журналов или "Америка и декабристы". Специальная глава отведена американским публикациям "Духа журналов", печатного органа, помещавшего на своих страницах материалы о жизни других стран, в том числе и США. В 1820 г. впервые на русском языке журнал опубликовал конституцию США и некоторые другие материалы, касающиеся преимуществ республиканского строя, что привело к закрытию журнала царскими властями осенью 1820 года. На основе анализа публикаций "Духа журналов", его полемики с другими русскими периодическими изданиями, Н. Н. Болховитинов приходит к заключению, что на страницах этого журнала впервые в русской печати был поставлен ряд острых политических проблем (свобода книгопечатания, конституционный строй, гражданские свободы и т. п.).

Советская историография накопила уже богатый материал о движении декабристов. Н. Н. Болховитинов добавляет еще один важный штрих к откликам на восстание 1825 года. На примере американской печати автор показывает, что на Западе непонимание характера и целей движения декабристов сказалось, в частности, в том, что многие усматривали в нем лишь соперничество дворцовых клик. В монографии впервые привлечены архивные материалы, характеризующие отношение официальных американских представителей к этому событию. Правительство США "получило все основные официальные документы, относящиеся к восстанию декабристов, - пишет Н. Н. Болховитинов, - но, судя по всему, не придало им серьезного значения" (стр. 520). На донесении дипломатического агента Э. Вейера о восстании декабристов государственный секретарь США Г. Клей начертал резолюцию: "Мелкая новость". Более того, посланник США Г. Миддлтон находил удовлетворение в том, что казнь декабристов была "бескровной", в чем он видел "существенный прогресс цивилизации" (стр. 521). Эти цитаты говорят сами за себя.

Наряду с бесспорными положениями монография содержит дискуссионный материал по некоторым из затронутых проблем. Возьмем для примера один из таких вопросов, имеющих более или менее существенное значение. Это общая оценка русско-американских отношений и их удельного веса в мировой политике того времени. Книга содержит в этом плане некоторый элемент преувеличения. Это проявляется как при анализе специальных сюжетов, так и в итоговых замечаниях о характере русско-американских отношений. Выше уже отмечалось, сколь плодотворны оказались усилия автора по обобщению материалов, относящихся к научно-культурным и общественным связям России и США. Но как бы успешны ни были его разыскания, они едва ли выводят нас за рамки представлений о том, что в этой области делались пока самые первые шаги, и существующие отношения находились все еще на уровне первых контактов. Научные и культурные связи только устанавливались. Незначительные масштабы и зачаточный характер этих связей нетрудно представить, сопоставив их с аналогичными связями между США, Англией и Францией или Россией и европейскими странами. Подобного рода элемент преувеличения характерен также для разделов, посвященных


3 Н. Н. Болховитинов. Доктрина Монро. М. 1969.

стр. 151


русско-американским политическим и экономическим отношениям. Думается, что даже термины "сближение" и "сотрудничество" не вполне точно отражают суть русско-американских отношений того времени. Правильнее сказать, что эти отношения были хорошими, что стороны избегали конфликтов, преодолевали противоречия и находили точки соприкосновения интересов. Нельзя забывать и о том, что хорошие отношения нередко определялись отсутствием общих интересов и столкновений по этим вопросам. Убедительное свидетельство тому данное самим автором объяснение, почему русско- американский конфликт по поводу доктрины Монро не был столь острым: не Россия, а Англия оказалась главным препятствием на пути американской политики в западном полушарии.

Эти замечания, однако, не умаляют достоинств монографии, являющейся серьезным достижением советской американистики.

Опубликовано на Порталусе 17 июля 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама