Рейтинг
Порталус

"АГИТСУДЫ" В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Дата публикации: 22 января 2018
Автор(ы): А. С. ИВАНОВ
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ПРАВО РОССИИ
Номер публикации: №1516626979


А. С. ИВАНОВ, (c)

Одним из распространенных жанров самодеятельности трудящихся масс в годы Великого Октября и гражданской войны являлись "театрализованные суды", или, как их еще называли, "агитсуды". Они пользовались популярностью у населения, в значительной мере неграмотного и потому особенно остро реагировавшего на наглядные формы агитации и пропаганды. "Суды" рекомендовались партийными и советскими органами для активизации масс, пробуждения и развития их политической энергии. "Правда" писала, что в таком "суде" "аудитория из мертвой, выражающей свое участие в обсуждении лишь голосованием, делается живой, мыслящей"1 .

Наибольшее распространение "агитсуды" получили в Красной Армии. "Вестник" политотдела 5-й армии посвятил им редакционную статью "О новых формах агитации и пропаганды", где отмечалось, что уровень красного бойца за три года революции значительно вырос и предъявляет повышенные требования к культурно-просветительной деятельности. В связи с этим необходимы новые формы агитационно-массовой работы. "Эти новые формы... найдены"; к их числу редакция отнесла и "агитсуды", первые опыты проведения которых "дали положительные результаты"2 . Далее назывались возможные темы и объекты "судов", давалось их описание.

Сюжетом обсуждения могло стать "современное или только что минувшее событие"; подвергнуться "суду" мог "всякий общественно-политический деятель, учреждение или событие". Политотдел рекомендовал проводить "суды" над Врангелем, над не сдающим излишки хлеба кулаком, бюрократизмом, разрухой и другими тому подобными явлениями или их носителями. Перед началом заседания рекомендовалось ознакомить собравшихся с целями "судебного разбирательства", а самый процесс должен был вестись по всей форме действительного гражданского суда. На сцене заседает суд; является сам или приводят под конвоем обвиняемого; приходят обвинитель, защита, свидетели, стража и все лица, участвующие в процессе. Процесс суда проходит обычным порядком, начинаясь чтением обвинительного акта, где излагаются преступление и условия, при которых оно произошло, продолжаясь допросом свидетелей, речами обвинения и защиты и последним словом обвиняемого. Затем суд уходит на совещание, выносится приговор... При обвинении враждебных нам общественно-политических деятелей и политических партий необходимо разбивать все их доводы не голословными возражениями, а фактами, которые мы приобрели в течение трехгодичного строительства Советской власти. Чем лучше будет организован процесс суда как по форме, так и по содержанию, тем ощутительнее будут его результаты"3 .

Особое внимание обращалось на составление "приговора", текст которого порой публиковался в газетах. Один из них был помещен в "Красноярском рабочем" в связи с намерением культпросвета Енисейского губвоенкомата использовать "по примеру Москвы опыт применения нового метода просвещения - судебной процедуры". "Обвинение" предъявлялось вымышленному лицу со значащей фамилией - красноармейцу Разгильдяеву. Его "судили" за отказ посещать школу, митинги, лекции и концерты. "Обвинительный акт" гласил: "15 мая текущего года состоящему в 10-й роте караульного полка красноармейцу Ивану Разгидьдяеву, происходящему из граждан села Александровского, Спасского уезда, Рязанской губернии, совместно с другими его товарищами по роте было предложено идти на гарнизонный концерт-


1 "Правда", 22.IV.1920.

2 "Вестник" Поарма-5, 1921, N 5 - 6, стр. 1.

3 Там же.

стр. 207


митинг. Предложение это означенным Разгильдяевым было выслушано с полным равнодушием, а за сим со стороны его последовал решительный отказ от посещения концерта-митинга. Спрошенный товарищами обвиняемый Разгильдяев объяснил, что ему гораздо приятнее остаться в казармах в обществе его старой приятельницы - Лени, что и впредь он, Разгильдяев, ходить на митинги, лекции и в школу не желает. На митингах, лекциях и в школе, по мнению Разгильдяева, толкуется о чем-то несуразном, противоестественном и греховном. Так, в школе ему разъясняли, что Земля вертится вокруг Солнца и в то же время обращается вокруг своей оси. Между тем ему, Разгильдяеву, не раз случалось наблюдать наоборот, что Солнышко ходит вокруг Земли, да и вообще ему достоверно известно, что Земля стоит на трех китах. Насчет земной оси тоже, по его личному мнению, на лекциях толкуются пустяки. "Еще не народился кузнец, который мог бы выковать для Земли ось", - добавил в заключение Разгильдяев.

Ему как-то, продолжал давать объяснения Разгильдяев, в школе говорили об электричестве и о том, что гром происходит от разряжения скопляющейся в тучах электрической энергии. Друг же его и очень умный человек - Невежество, которому он, Разгильдяев, верит вполне, объяснил, что электричество - это жульничество и что гром гремит потому, что Илья Пророк катится по небу на своей огненной колеснице. В заключение своих объяснений обвиняемый еще сослался на церковь, которая в детстве ему не раз внушала: "Будешь много знать - скоро состаришься", что митинги и школы могут из человека сделать безбожника, а безбожие лишит царства небесного. По произведенному предварительному дознанию выяснилось, что товарищи каждого рабочего и крестьянина - Наука, Искусство, Развитое гражданское чувство и Классовое самосознание пытались воздействовать на ум и душу Разгильдяева, но безуспешно. Обвиняемый закрывал на все глаза и закупоривал уши или же рекомендовал им поучиться уму-разуму у его друзей - Невежества и Церкви. Вследствие изложенного и полагая, что в переживаемую революционную пору, подготовляющую светлое для рабочих и крестьян будущее, долг каждого грудящегося - обогатить себя положительными научными сведениями, развить в себе чувство гражданского долга перед рабоче-крестьянской Родиной, углубить классовое самосознание для окончательной победы над вековечным врагом - буржуазией, что всему этому содействуют митинги, лекции и школы, что обвиняемый, отказываясь от исполнения сего долга, совершает тягчайшее преступление в отношении Рабоче-Крестьянской России, посему он, Разгильдяев, подлежит суду своих товарищей красноармейцев"4 .

"Театрализованный суд" нес в себе тенденции агиттеатра: символико- аллегорическую и конкретно-бытовую. Это расширяло его аудиторию, хотя и ставило перед исполнителями труднейшие задачи: сыграть, например, "Развитое гражданское чувство".

"Агитсуды" получили широкое распространение, особенно в Дальневосточной республике - демократическом государстве, созданном в 1920 г. по инициативе большевистской партии во избежание прямого военного столкновения с империалистическими державами на Дальнем Востоке впредь до возможности окончательной ликвидации белогвардейщины и интервенции в этом регионе. Специфические условия существования ДВР и сложная военно-политическая обстановка на Дальнем Востоке, пестрота общественной жизни и классового уклада диктовали, в частности, свои требования и агитационно-массовому делу. Общественно-культурные учреждения ДВР использовали опыт Советской России и ее Красной Армии. Это относится и к "агитсудам". Культивировалось два их вида: политсуды, затрагивающие общественно-социальные явления, и литературные суды над героями художественных произведений или спектаклей5 . "Судили" действующих лиц пьесы М. Горького "Мещане", его рассказов "Челкаш" и "На плотах", Савву - героя одноименной драмы Л. Н. Андреева, отрицательных персонажей пьесы Я. М. Гордина "Сатана" и прочих.

Один из "литературных судов" над Саввой был устроен правлением рабоче- армейского клуба в Верхнеудинске 20 января 1921 года. Он проходил при громадном стечении публики и вызвал большой интерес. В роли Саввы выступал некто Дукакин, а защищал его местный поэт. Защитник расценивал попытку Саввы взорвать икону в монастыре как один из ярких эпизодов "революционной борьбы против человеческих предрассудков", идею о боге называл


4 "Красноярский рабочий", 21.V.1921.

5 "Известия" Дальневосточного бюро ЦК РКП (б) (Чита), 1921, N 5, стр. 39.

стр. 208


тормозом человеческого прогресса. "Бог был. величайшим пожирателем человечества, - говорил он. - Море крови и океан слез пролиты во имя кроткого бога". Адвокат приветствовал Савву как "предтечу надвигающейся социальной революции" (пьеса была написана в 1906 г.) и считал подвигом его попытку "взорвать человеческую глупость". По пьесе, разъяренная толпа убила Савву, но на "суде" исполнитель его роли заявил, что Савва жив. После бурных прений обвинения и защиты "суд" вынес Савве оправдательный приговор, который публика встретила бурными аплодисментами6 .

Летом 1922 г. "Савву" поставил любительский кружок на ст. Адриановка, после чего в Народном доме был организован "литературный суд". Он произвел большое впечатление на собравшихся, которые аплодисментами приветствовали оправдание Саввы. Успех "заставил кружок любителей повторить этот род культурной работы"7 , - сообщал местный корреспондент. Тогда же в Адриановке проводился "суд" над персонажами рассказа А. П. Чехова "Убийство". Не раз устраивали "литсуды" над персонажами пьес и театральных инсценировок В. Ф. Евдокимова. После показа его драмы "Непогребенные" труппой областного отдела народного образования в помещении Прибайкальского народного университета (Верхнеудинск, январь 1921 г.) состоялся "суд" над действующими лицами пьесы. В качестве обвиняемых выступали артисты в гриме и костюмах, а обвинителей - лекторы университета.

Большинство "литсудов" посвящалось произведениям М. Горького. Например, "суд" над Челкашом состоялся в октябре 1920 г. в гарнизонном клубе Благовещенска. Героев рассказа "На плотах" "судил" литкружок Муравьево- Амурской комсомольской ячейки Хабаровска летом 1922 года. В обоих случаях зрителям сначала зачитали рассказы. Чаще всего "судили" персонажей пьесы "Мещане". Так, в январе 1921 г. "суд" над ними состоялся в помещении Нового общественного собрания Верхнеудинска. Заседание затянулось до глубокой ночи. Выслушав прения сторон, публика открытым голосованием вынесла обвинительный приговор мещанству.

"Политсуды" в ДВР над положительными героями, историческими деятелями и общественными учреждениями имели задачей популярно разъяснить сущность и цели классовой борьбы трудящихся, справедливый характер войны против империалистических интервентов и белогвардейцев. Организаторы и устроители таких "судов" стремились пропагандировать идеи большевистской партии, повысить роль комсомола, пробудить желание следовать примеру борцов за Советскую власть. Часто "суды" ставили перед собой конкретные практические цели: помочь жителям принять правильное решение при голосовании на выборах, мобилизовать их на участие в политической кампании. Иной характер носили "агитсуды" над отрицательными персонажами и явлениями жизни, над несознательными и заблуждающимися гражданами, наконец, над открытыми врагами народа (царь, дезертир, меньшевик, обыватель, голод). В январе 1921 г. правление рабоче-армейского клуба в Верхнеудинске устроило "суд" над Николаем II, в марте "суд" над последним русским царем состоялся в читинском клубе "Красная Роза" (подготовлен политотделом Читинской дивизии). Боец-корреспондент писал в газету: "Все свидетели, как со стороны защиты, так и со стороны обвинения, были хорошо загримированы и одеты в соответствующие костюмы. Особенно сильное впечатление произвел тов. Панов, который дал очень яркую и характерную фигуру попа. Хороши были тт. Быстрое (бедный крестьянин) и Базылев (кулак). ...В заключение единогласно было принято постановление суда, одобряющее применение к Николаю Романову высшей меры наказания - расстрела. Присутствующие в числе около 350 человек остались очень довольны устроенным политсудом и приветствовали постановление бурей аплодисментов"8 . Когда генерал М. К. Дитерихс, избранный при поддержке японцев "единоличным правителем и воеводой земской рати", объявил крестовый поход из Приморья против ДВР и ратовал за восстановление монархии, в армейских, рабочих и молодежных клубах республики стали повсеместно устраиваться "политсуды" над этим врагом Советской власти. В октябре 1922 г., в канун освобождения Владивостока, Приамурское областное бюро РКП (б) провело "политсуды" над Дитерихсом в клубе рабочих Хабаровского арсенала и железнодорожном клубе на


6 "Прибайкалье" (Верхнеудинск), 22.I.1921.

7 "Боец и пахарь", (Чита), 18.X.1922.

8 "Боец и пахарь", 22.III.1921.

стр. 209


ст. Хабаровск. Побитый Народно-революционной армией ДВР "воевода" стал затем частым объектом сатиры для "живых газет", "живых картин", других жанров "красной эстрады" и агиттеатра.

Двурушническая и предательская политика соглашательских, оппортунистических партий - меньшевиков, эсеров, анархистов также постоянно привлекала внимание организаторов "агитсудов", в качестве которых выступали ячейки РКП (б) и РКСМ, культпросветы и политорганы Народно- революционной армли ДВР. Народноармейская газета привела описание "политсуда" над эсером в одной из батарей: "Суд идет, прошу встать!" - важно произносит комендант. Все встают. Начинается процедура суда, опрос обвиняемого, свидетелей. Посмешил батарейцев своими "комедийными действиями" рыжий поп. После опроса обвиняемого слово взяла защита. Ну и потешила ребят! За бока держались. Обвинитель, сделав серьезное выражение лица, никак не мог договорить до конца, чтобы не рассмеяться, глядя на "попа". Решили эсера приговорить к высшей мере наказания, чтобы и духу его не было. "А сколько, господин защитник, вы взяли за это дело?" - спрашивали бойцы"9 . Иногда в качестве "подсудимых" выступали аллегорические или символические фигуры и явления. В 1921 г. чаще всего "судили" голод и его союзников и помощников - империалистов, внутренних врагов, болезни, антисанитарию. Сборы с платных представлений и добровольные пожертвования перечислялись в фонд Комиссии помощи голодающим.

Не раз осуждались политическая индифферентность и обывательщина. В июне 1922 г., в канун выборов в Народное собрание ДВР, в рабочем клубе на ст. Борзя состоялся "агитсуд". "Единогласно аудиторией было признано обвинение гражданина И. Сидоренко, который уклонился от выборов и тем самым дал возможность эсерам и меньшевикам получить большинство на выборах. Суд постановил лишить гражданина Сидоренко звания гражданина ДВР сроком на 3 месяца"10 . В "День обмундирования" (15 сентября 1922 г.) в батальоне госполитохраны (Чита) прошел "суд над неряхой": осуждался боец, плохо сберегавший обмундирование, на пошивку которого трудящиеся жертвовали свои скудные средства. Инсценировки "судов" входили порою составной частью в более крупные жанры агиттеатра и эстрады. Во втором выпуске "Живого журнала" под названием "Факел самотворчества" в Благовещенске был разыгран "Суд над обывателем". Он проводился в голодном, 1922 г., поэтому "суд" постановил признать обывателя виновным, так как он "для улучшения своего благосостояния занимался спекуляцией", и конфисковать его имущество в пользу голодающих11 .

Исключительная активность масс при "агитсудах" свидетельствовала о том, что трудящимся была близка и понятна эта форма агитационного искусства, при которой они не оставались пассивными зрителями, а находили выход своей творческой энергии и политической сознательности. Такие мероприятия, соответствовавшие духу тех лет, содействовали политическому воспитанию широких народных масс.


9 "Боец и пахарь", 2.VII.1922.

10 "Рабочий путь" (Чита), 1.VII.1922.

11 "Амурская правда" (Благовещенск), 16.VI.1922.

 

Опубликовано на Порталусе 22 января 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): "АГИТСУДЫ" В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ РЕСПУБЛИКЕ



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама