Рейтинг
Порталус

О МЕСТЕ П. В. ДОЛГОРУКОВА В ИСТОРИИ БОРЬБЫ С САМОДЕРЖАВИЕМ

Дата публикации: 1 ноября 2018
Автор(ы): Л. О. ВИШНЕВСКИЙ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: САМИЗДАТ: АВТОРСКАЯ ПОЭЗИЯ
Номер публикации: №1541027329


Л. О. ВИШНЕВСКИЙ, (c)

Деятельность историка и публициста князя П. В. Долгорукова (1816 - 1868 гг.) в 40 - 60-х годах XIX в. была связана с борьбой А. И. Герцена и Н. П. Огарева против самодержавия. Он был активным корреспондентом "Колокола", с его работами по истории России были знакомы К. Маркс и В, И. Ленин. Выяснение облика этой личности, очищение ее от всего наносного - насущная задача, без решения которой его научное и публицистическое наследие и дальше будет оставаться не освоенным историками освободительного движения.

Известно, что Долгоруков много лет собирал материалы о старинных русских родах, включая династию Романовых, и использовал данные генеалогии для обличения царей и аристократов. Его можно рассматривать как одного из зачинателей генеалогии, поставившего ее на службу освободительному движению.

Вслед за декабристами, изучавшими историю Земских соборов, Долгоруков, пользуясь архивными материалами, фактами родословий, характеризовал Земские соборы как учреждение, ограничивавшее власть царя. Это означало, что Долгоруков проводил идеи, враждебные самодержавию. С 1859 г. он стал политическим эмигрантом, поставившим себе целью "сказать всю правду русскому правительству". В 1861 г. указом Сената он был навсегда изгнан из России и лишен всех прав состояния.

Свои политические взгляды Долгоруков наиболее полно изложил в книге "Правда о России". В ней он не только обличал закулисную жизнь придворных кругов, о чем с одобрением отзывался Герцен, но и изложил свои представления о необходимых преобразованиях. Автор требовал уничтожения крепостного состояния (правда, с оговорками в пользу помещиков, но все же полной ликвидации всяких повинностей крестьянства) и обязательного оставления за крестьянами той земли, которую они обрабатывали на себя к моменту освобождения; равенства всех перед законом; уничтожения телесных наказаний; свободы книгопечатания и т. д. Главным политическим требованием Долгорукова была замена самодержавия конституционным правлением при двухпалатной системе.

Несмотря на ограниченность политических воззрений, Долгоруков немало сделал для борьбы с самодержавием, разоблачения прошлого династии Романовых. В своих статьях он, "подобно неутомимому тореадору, не переставая дразнил быка русского правительства, - отмечал Герцен, - и заставлял трепетать камарилью Зимнего дворца"1 .

Новая "бархатная книга" русских дворянских родов, писал Герцен, "вышла в Женеве под скромным названием "Записок кн. Петра Долгорукова"... Читая этот чудовищный, неистовый уголовный carmen horrendurn (ужасающую песнь. - Л. В .) надо иной раз невольно класть книгу, чтобы прийти в себя от ужаса и омерзения. Вы покидаете тут весь человеческий мир; это другие животные, другие гады, лишенные всего человеческого, кроме способности доносить, раболепствовать, красть и делать зло ближнему... С нетерпением ждем второй части великого обличения и разоблачения нашей аристократической дворни и тогда разом сделаем выписки из чрезвычайно интересных "Записок" кн. П. В. Долгорукова"2 .

В "Колоколе" (N 168, 1863 г.) было помещено и письмо князя, отвечавшего на сфабрикованные обвинения его в авторстве пасквиля, посланного А. С. Пушкину и приведшего к роковой дуэли. Герцен, на глазах которого происходила травля Долгорукова, полностью отбросил эту клевету и в 1866 г. в N 212 "Колокола" напечатал со своим вступлением написанный Долго-


1 Герцен А. И. Полн. собр. соч. Т. XX, кн. I, М. 1960, с. 378.

2 Там же. Т. XIX, М. 1960, с. 218 - 220.

стр. 168


руковым некролог "Князь С. Г. Волконский", а в последующем продолжал публиковать его корреспонденции.

О направлений, которого придерживались издававшийся Долгоруковым "Листок" (вышло 22 номера) и его же газета "Будущность" (1861 - 1862 гг.), можно судить уже по названиям помещенных в них статей: "Послужной список Петербургского правительства за 6 месяцев с мая до ноября"; "Письмо к венценосному боярину А. И. Кощелеву по поводу невинных мечтаний о самодержавии"; "Увеселение либерального петербургского правительства (аресты литераторов Потехина, Авдеева и др.)"; "Сечение в Третьем Отделении"; "Неудачный поход генерала Тимащева против русского заграничного книгопечатания"; "Долго ли еще русским оставаться рабами?"; "Комиссия Прошения мошенничает, а государь подписывает бумаги, не читая их"; "Письмо о розгах князя Черкасского", "Новое казнокрадство министра Муравьева".

Долгоруков как историк - явление не совсем обычное. Памфлетный характер многих его работ, их резкость, злободневность не сочетаются с представлением об ученом, спокойно излагающем факты. Поэтому нередко работы Долгорукова без реальных оснований выводят за рамки исторической науки. Другая особенность его работ - биографизм. Созданные им обличительные портреты царских сатрапов (Муравьева-вешателя, Бенкендорфа, Потапова, Шувалова, Дубельта, Тимашева, В. А. Долгорукова, Голицына, Адлерберга), двух императоров (Николая I и Александра II) были частью политической борьбы 60- х годов XIX века. Кроме того, для Долгорукова характерен постоянный интерес к истории декабристов.

Огромное значение имеет и то, что на материалы Долгорукова опирался Ленин. В статье "Гонители земства и Аннибалы либерализма" он цитировал Долгорукова как историка, верно разобравшегося в свое время в подлинном смысле псевдоконституционной политики самодержавия. И цитировался Долгоруков не по частному, а по одному из наиболее серьезных вопросов классовой борьбы, происходившей в России. В 1895 г. Ленин нашел время приехать в Берлинскую королевскую библиотеку изучать русскую потаенную литературу, в том числе и сочинения Долгорукова, что видно из ленинского библиотечного формуляра этой библиотеки3 .

Именно этот человек был в шестидесятые годы прошлого столетия обвинен в создании пасквиля, подтолкнувшего Пушкина к роковой черте. Это обвинение ставило целью дискредитировать Долгорукова4 . История этой полицейской провокации лишь отчасти освещена в литературе5 .

Пора уже непредвзято рассмотреть реальную роль Долгорукова в борьбе с самодержавием. Изучение его деятельности, историко-литературного наследства предполагает создание книги о нем, которая бы раскрыла историю его борьбы с самодержавием, выявила механику действий III Отделения, не раз фабриковавшего провокационные вымыслы для компрометации неугодных царизму деятелей в общественном мнении России и всего мира.


3 Николаевский Б. В. И. Ульянов-Ленин в Берлине в 1895 году (Справка). - Летописи марксизма, 1926, кн. I, с. 86; Конюшая Р. Карл Маркс и русские революционеры. - Коммунист, 1968, N 4, с. 13; Максимов С. С. Первая поездка В. И. Ленина за границу. - Вопросы истории, 1969, N 8, с. 104 - 105.

4 К сожалению, порочащая Долгорукова версия в 1926 г. была подкреплена неквалифицированной экспертизой графолога (см. Щеголев П. Е. Убийцы Пушкина. - Минувшие дни, 1927, N 1, с. 125 - 130). Пересмотр заключения этой экспертизы см.: Циненюк С. А. Исследование анонимных писем, связанных с дуэлью А. С. Пушкина. В кн.: Криминалистика и судебная экспертиза. Вып. 12. Киев. 1976.

5 См. подробнее: Вишневский Л. Петр Долгоруков и пасквиль на Пушкина. - Сибирские огни, 1962, N 11; его же. Еще раз о виновниках пушкинской трагедии. - Октябрь, 1972, N 3; его же. Из летописи подвига. Петр Долгоруков и люди 14 декабря. - Новый мир, 1975, N 12.

 

Опубликовано на Порталусе 1 ноября 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама