Рейтинг
Порталус

МОЛОДЕЖЬ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XXI ВЕКА

Дата публикации: 20 февраля 2014
Автор(ы): Юлия ПАРУСНИКОВА, социолог
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: САМИЗДАТ: ПРОЗА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1392897802


Юлия ПАРУСНИКОВА, социолог, (c)

Год 2000-й, предшествующий началу века, вполне естественно предопределяет желание заглянуть в будущее. Но возможно ли это?

Социологи полагают, что с определенной степенью вероятности "увидеть" будущее позволяют результаты проводимых ими исследований.

Итак, завтрашний день России, каким он видится сегодня?

Существует расхожее выражение "дети - наше будущее", которое тем не менее не лишено глубокого смысла. Ибо вполне естественно, что сегодняшние дети - завтра полноценные граждане страны, а в XXI веке именно они будут определять ее судьбу.

В этой связи представляет интерес попытка узнать, что же думает о своей стране, ее будущем и о своем месте в жизни наша молодежь.

Получить ответы на эти вопросы в некоторой степени позволяют результаты исследования, проведенного в прошедшем году профессором Института молодежи Ренатой Григорьевной Гуровой при помощи "Движения в защиту детства".

Всего в ходе исследования было опрошено 1700 школьников 9-11-х классов 20 областей России: от Архангельска до Сочи и от Калининграда до Южно-Сахалинска.

В результате довольно сложного корреляционного анализа высказываний респондентов, по мнению Гуровой, представляется обоснованным выделить 3 группы юношей и девушек, характеризующиеся сложившимся дифференцированным типом мышления, самоопределения и самоидентификации.

Это группы с ярко выраженной индивидуалистической направленностью личности, социально активной гражданской позицией, а также промежуточная, недостаточно определившаяся и самоидентифицирующаяся группа молодежи. Или, что более привычно для дихотомического, "черно-белого" видения картины мира, группы с "буржуазной", социально-коллективистской ориентацией и неопределившееся "болото".

Однако прежде чем подробнее описать полученные в ходе исследования результаты, можно сделать ряд предварительных замечаний, характерных для всех выявленных социологами групп молодежи.

Во-первых, это снижение уровня грамотности по сравнению с 80-ми годами, что заметно даже из анализа ответов в анкетах.

Во-вторых, это некая интеллектуальная деакселерация, инфантилизация нынешних старшеклассников при несомненном расширении уровня их информированности по сравнению со сверстниками 70-80-х годов.

К группе ярко выраженной индивидуалистической ориентации, более или менее осознанно принявшей "либеральные" ценности, по мнению руководителя исследования, можно отнести примерно 20 % опрошенных, хотя и сама по себе эта группа достаточно неоднородна, о чем будет сказано далее.

Как правило, это дети материально хорошо обеспеченных родителей, которых ныне идентифицируют с "новыми русскими". Общим для них является четко выраженная установка на потребительские ценности: стремление не стать кем-либо (высококлассным профессионалом, специалистом, личностью), а иметь (деньги, удовольствия, реже - власть).

В зависимости от доминирующих потребностей в сформировавшейся у них структуре личности можно выделить подгруппы: стяжателей-потребителей; гедонистов-эпикурейцев; карьеристов-честолюбцев и маргиналов с уголовной направленностью.

Первую подгруппу (около 9 % от числа всех опрошенных) составляют дети богатых, но недостаточно образованных родителей, часто это, как правило, работники торговли, мелкие предприниматели. Их главная цель в жизни - иметь много денег, при этом жела-
тельно не работать, а жить на дивиденды. Желающих заняться предпринимательством среди них немного.

Второй их личностной чертой является глубокий индивидуализм, ограниченный рамками семьи. Девиз "человек человеку - волк" - напомним, что это самоидентифицирующая характеристика, - для них руководство к действию.

Духовный мир этой группы молодежи весьма ограничен. Об этом свидетельствует отсутствие ответов на вопросы об идеалах и героях, а вот что касается наиболее распространенных девизов, то это "минимум проблем", "деньги - это все, это и есть настоящее бытие", "не обманешь - не проживешь". В людях они ценят прежде всего предприимчивость, подчас соседствующую с жестокостью. "Героями" для подражания наиболее часто называют небезызвестного Остапа Бендера, не менее ныне известного Сергея Мавроди, Довганя и... Ю. Лужкова.

В целом эта подгруппа практически аполитична, если дело не касается кошелька их родителей. Следующую подгруппу (таких около 9 % опрошенных) можно назвать гедонистами-эпикурейцами, главной целью которых на фоне душевной черствости и эгоизма является стремление к получению максимального "удовольствия от жизни", что и показывают их девизы: "Жить нужно в кайф!", "Развлекайся на полную катушку!", "Живи сегодняшним днем - завтрашнего может не быть!".

Их герои-идеалы также весьма характерны. Это - Дон-Жуан, Таис Афинская, Казанова и... Алла Пугачева.

Следующую подгруппу карьеристов-честолюбцев (около 1 % опрошенных) составляют дети очень богатых и хорошо образованных родителей. Они отличаются повышенным, по сравнению с остальными, уровнем культуры и образования, при том же эгоизме и корыстолюбии, что и у других представителей этой группы. Главная их личностная доминанта - добиться больших успехов в карьере, получить вследствие этого власть. Их жизненные девизы: "Пришел, увидел, победил", "Если быть, то быть первым", "Цель оправдывает средства". Их образцы для подражания - Наполеон, Бисмарк, Макиавелли и... Б. Березовский.

Но это единственная подгруппа, члены которой интересуются политикой, проявляют собственную социальную активность: они целенаправленно изучают деятельность политических лидеров, партий и движений, понимают социальное значение и функции молодежных организаций и хотели бы их возглавлять. В силу этой устремленности на самореализацию среди них нет желающих эмигрировать из России, в чем состоит отличие этой подгруппы от других подгрупп, члены которых хотели бы покинуть нашу страну.

Последняя, выделяемая социологами подгруппа - маргинальная с уголовными наклонностями. Как правило, это дети бедных родителей, которые, чтобы вырваться из нищеты, во имя "красивой" жизни готовы на все. Их идеалы - стать "вором в законе", киллером, бандитом или валютной проституткой, "жить красиво и весело". Их герои - Григорий Распутин, Гитлер, Япончик (известный вор в законе, ныне отбывающий уголовное наказание в США), их девизы - "получить много денег любым путем", "мой девиз четыре слова: тонешь сам - топи другого!".

Следующую группу (до 50 % опрошенных) составляют не до конца определившиеся в своей социально-политической направленности юноши и девушки. Эта группа также весьма неоднородна - от слабо социально-политически развитых до "политических" активистов, но с некоторым отставанием в развитии духовных потребностей.

Первую подгруппу (около 10 %) составляют обыватели- конформисты, в значительной степени подверженные влиянию СМИ. Чаще это горожане из семей с неполным средним и средним образованием. Для них главное - групповые интересы своей семьи или близких друзей. Их стремления - семья, работа и материальный достаток. Девизы - "хочешь жить - умей вертеться", "не желай другому того, чего не хочешь себе". Их герои-идеалы - от сказочных персонажей Золушки или Тарзана до Анжелики, Клеопатры или принцессы Дианы.

Многие из них хотели бы продолжить образование после школы. Интереса к политике представители этой подгруппы не проявляют, участвовать в общественно-политической деятельности, в том числе в молодежных организациях, не собираются. Однако большинство из них полагает, что в

стране наряду с "построением капитализма" идут "неуправляемые экономические процессы". Многие из них хотели бы уехать в развитую страну.

Следующую подгруппу (около 20 % опрошенных) исследователи назвали "интеллектуалами". Они отличаются хорошим общим развитием и ориентацией на духовные ценности. Все они хотели бы продолжать образование в вузах, причем их цель - "совершенствоваться в любой области", "развивать интеллект". Их герои - Онегин, Петр Первый, И. Кант, А. Эйнштейн, маршал Жуков, Сахаров и... Явлинский. Их девизы - "самосовершенствование", "максимальное развитие личности", "совершенствование себя и окружающего мира".

Однако политически они достаточно пассивны - "кто хочет, пусть занимается общественно-политической деятельностью, для меня она необязательна". Их оценки того, что происходит в стране, достаточно негативны: "Неуправляемые экономические и социальные процессы, ведущие к бесправию, нищете и голоду, вымиранию народа". У этой категории молодежи нет чувства сопричастности и ответственности за судьбу страны, желания что- либо сделать, чтобы изменить положение в обществе.

Еще одну специфическую подгруппу (до 5 % опрошенных) составляют "гуманисты", чья главная доминанта состоит в стремлении помочь людям. Смысл своей жизни они видят в оказании помощи ближним. Их девизы - "помогать всем во всем", "делать добро". Их герои - Иисус Христос и мать Тереза. В определенной мере они подвержены влиянию христианских заповедей, что определяет их общественно-политическую пассивность. В то же время значение материальных ценностей для этой группы, как бы ни показалось это странным, достаточно велико.

Следующая подгруппа наиболее близко примыкает к группе социально активной молодежи, характеризуется высокой степенью общественно-политической направленности личности, патриотизмом, взвешенной и грамотной оценкой того, что происходит в стране, стремлением активно бороться за социальную справедливость. Она включает до 15 % опрошенных, главным образом учащихся выпускных классов сельских школ.

Как правило, это дети из семей с удовлетворительным или ниже среднего уровня достатком, средним и средним специальным образованием родителей. Неравномерность их развития проявляется в недостаточно духовной направленности при четко выраженной гуманистической позиции. Их девизы - "равенство и справедливость", "жить мудро, честно, справедливо", "жить для других, но не забывать и про себя". Их любимые герои - Спартак и Ленин, Чапаев и Жуков. Они полагают, что молодежные организации очень нужны и стране, и самой молодежи, призваны помочь ей войти в большую жизнь и принять ответственность за происходящее с Россией на себя.

И, наконец, третья группа молодежи - это коллективисты, деятельные гуманисты и активные сторонники социальной справедливости. Она составляет около 30 % опрошенных, что примерно вдвое больше, чем в начале 90-х годов, и даже больше по сравнению с опросом, проводившимся в 1996 году. Эту группу респондентов отличает ярко выраженная любовь к Родине, гуманизм, обостренное чувство ответственности и преобладание общественных интересов над личными.

Главное для них в жизни не материальные, а духовные ценности, не потребительство, а творческое созидание. Цели их жизни - "приносить пользу людям, стране", "честно трудиться на благо Родины", "полная самореализация". Счастье для них - это прежде всего "сознание того, что ты нужен людям", а также верные друзья, любовь, семья. И главное - "жить с чистой совестью, всегда поступать в соответствии со своими убеждениями". Девизы этой группы старшеклассников отражают ее активную социальную направленность: "Счастье - для всех!", "Хлеб - крестьянам, фабрики - рабочим, зарплату - учителям!", "Если не я, то кто?", "Пылать, а не коптить".

Среди их литературных героев - Данко, Овод, Рахметов и Корчагин, Маресьев и О. Кошевой; героев исторических - Спартак, Коперник, К. Маркс, Чернышевский, Эйнштейн, Ленин, Сталин, Жуков; среди героев современности - Че Гевара, герои Великой Отечественной войны, Гагарин, Андропов, Д. Холодов, Ф. Кастро, Л. Рохлин.

Они ориентируются на активное участие в общественной жизни, на работу в молодежных организациях, которые должны "воспитывать патриотов", "помогать молодежи определить цели в жизни". Для этой группы молодежи характерно четкое понимание, что "все зависит от того, как будут люди, каждый из нас реагировать на ситуацию в обществе".

Авторы описываемого исследования склонны считать, что именно эта категория молодежи станет интеллектуальными, духовными и политическими лидерами XXI века в нашей стране.

И это говорит о том, что у России, несомненно, есть будущее.

Какие же еще выводы позволяет сделать проведенное исследование? По сравнению с 1991 годом увеличилась группа школьников с ярко выраженной гражданской позицией - с 10 % до 40 %, причем у студентов этот показатель несколько ниже - 15- 20 %, в зависимости от региона проживания.

Молодежь становится более патриотичной - ныне лишь 30 % опрошенных хотели бы покинуть Россию, тогда как в 90-е годы этот показатель доходил до 60 %. Школьники стали более милосердными.

81 % старшеклассников вновь, как в забытые "застойные" годы, хотел бы получить высшее образование, однако реально это желание смогут реализовать не более 15-20 % выпускников школ. Следует также отметить, что в начале 90-х годов удельный вес потенциальных абитуриентов был ниже в два и более раза, а ныне наблюдаем возврат к высокому статусу высшего образования среди молодежи.

Однако стремление к образованию может столкнуться с непреодолимыми препятствиями: уже ныне третья часть студентов учится на платной основе.

Есть и негативная динамика: 56 % школьников одобряют половые связи уже в школе, что не может не настораживать. Особенно если учесть увеличение в 47 (!) раз количества заболеваний сифилисом среди молодежи, а также угрожающее распространение СПИДа в этой среде: 75 % выявленных ВИЧ-инфицированных составляют лица в возрасте от 15 до 29 лет.

Так что судьба страны и судьбы ее молодежи далеко не однозначны. А какими они реально сложатся в XXI веке - зависит во многом как от поколения "отцов", так и от самих "детей". Но не только. Государство тоже обязано принимать в этом участие. Помогая молодому поколению страны в решении жизненно важных для него проблем, таких, как сохранение бесплатного обучения, трудоустройства, борьба с наркоманией, проституцией, вензаболеваниями, забота о физическом здоровье молодых, открытие для них летних оздоровительных лагерей, баз отдыха и пр., будет способствовать воспроизводству генофонда России, что, в свою очередь, поможет ей вернуть временно утраченный статус великой державы.

ОТЧИЗНА НЕ ЗАБУДЕТ Сергей ГОНЧАРУК

Был 45-й год. Весна в цветеньи вишен,

И радостная весть: конец войне настал!

Мы победили! Друг, ты слышишь?!

Вставай скорей! Зовет героев пьедестал.

Сержант погиб, а кровь стекала в землю.

Рука застыла, сжатая в кулак.

Я и сегодня смерть ту не приемлю -

Ведь мог и сам войну окончить так.

Нас вдохновляли молодость, надежды.

Страна гордилась павшими в бою.

Не дрогнули! Не струсили! Как прежде,

Незримо лишь стоят они в строю.

И вот сегодня снова День Победы.

Мы будем праздновать его еще не раз.

Нас не сразили ни года, ни беды -

Фронтовики в строю и ждут приказ.

Пройдут века. Отчизна не забудет

Героев, павших на святой войне:

В бессмертьи пребывают эти люди.

Всегда их будут славить по весне.

Апрель 2000 г.

Опубликовано на Порталусе 20 февраля 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама