Рейтинг
Порталус

АНРИ РОШФОР. ПРИКЛЮЧЕНИЯ МОЕЙ ЖИЗНИ

Дата публикации: 22 августа 2015
Автор(ы): С. КАН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: САМИЗДАТ: ПРОЗА
Источник: (c) Историк-марксист, № 1(041), 1935, C. 105-106
Номер публикации: №1440235594


С. КАН, (c)

Перевод, вступительная статья и примечания Е. Смирнова, "Academia", М. 1933, 453 стр., ц. 11 р. 50 к. + пер. 2 р. 50 к.

 

В течение целых 50 лет, начиная со времени, непосредственно предшествовавшего падению Второй империи и созданию Коммуны, и почти до самой мировой войны, имя Анри Рошфора неизменно примешивалось ко всем политическим событиям, ко всем мелким и крупным злобам дня, волновавшим самые широкие массы Франции и особенно Парижа.

 

Остроумный, талантливый и вместе с тем всегда поверхностный редактор "Фонаря" в течение своей долгой и тревожной жизни знал месяцы и даже годы исключительной популярности. Особенной популярностью пользовался Рошфор на заре своей политической карьеры, когда, незадолго до начала франко-прусской войны и революции 4 сентября 1870 г., красные тетради его "Фонаря", подобно артиллерийским снарядам, разрушительно били по уже готовому упасть зданию Второй империи.

 

Однако, даже и в этот начальный период своей политической карьеры, когда деятельность Рошфора совпала с подъемом революционного движения, он не был революционером: отражая колебания тех верхних слоев французской мелкой буржуазии, которым чужды были задачи социальной революции и которые неизбежно по мере развертывания самостоятельного рабочего движения уходили направо, Рошфор, не имевший своей сколько-нибудь четкой политической программы, беспомощно мета лея между республиканизмом и монархизмом, ате-

 
стр. 105

 

измом и клерикализмом. Начав свою деятельность в 60-х гг. XIX в. революционными "Фонарем" и "Марсельезой", он печально закончил свои дни в 1913 г. ничтожным сотрудником бульварной" клерикально-реакционной прессы.

 

Изданные "Академией" воспоминания Рошфора - "Приключения моей жизни" - до конца разоблачают его мелкобуржуазную природу, позволяя, несмотря на все ухищрения автора, стремящегося сойти за революционера, видеть его таким, каким он был в действительности - героем фразы, ловким журналистом, случайно вознесенным на гребень революционной волны, человеком, далеким не только от борьбы рабочего класса и социализма, но и от всякого подлинно-демократического движения.

 

Особенно характерны в этом отношении те страницы книги, где Рошфор рассказывает о своем участии в массовом революционном движении 1870 - 1871 гг.

 

Уже по трусливому, недостойному крупного политического деятеля поведению во время массовой демонстрации на похоронах убитого Пьером Бонапартом журналиста Виктора Нуара (в решительный момент, когда надо было вести массы навстречу войскам и полиции, Рошфор почувствовал себя дурно и упал в обморок) можно было предвидеть ту позорную роль, которую в дальнейшем сыграл Рошфор сперва в качестве члена правительства национальной обороны, затем в качестве редактора оппозиционного по отношению к Коммуне "Пароля".

 

Нельзя без возмущения читать те страницы "Приключений", где Рошфор рассказывает о своей деятельности во время осады Парижа. Отдавая себе полный отчет в том, что представляли собой Трошю и Фавры, Рошфор тем не менее, по собственному его признанию, вступил в правительство "с самыми примирительными патриотическими чувствами". В дальнейшем он трусливо избегал ответственности и, фрондируя на заседаниях Правительственного совета, искренно радовался, когда ему давали мелкие, ничтожные поручения в роде, например, разбора императорской корреспонденции или охраны памятников искусства. Стремясь оправдать себя в глазах буржуазных кругов Третьей республики, для которых собственно и написаны его воспоминания, Рошфор всячески старается доказать свою непричастность к событиям 31 октября 1870 г. и свое стремление помешать в тот день победе революции.

 

Как известно, Рошфор совершенно не понял исторического смысла событий 18 марта 1871 г. Продолжая в своей газете "Пароль" вести кампанию против Версальского правительства и в частности обрушиваясь на Тьера, он в то же самое время писал разные пошлости о Коммуне и коммунарах, шумел по поводу закрытия контрреволюционных газет, возмущался декретом о заложниках и т. д. Будучи затем, после своего позорного бегства из революционного Парижа, арестован версальцами, он чуть не на коленях вымаливал себе прощение, всячески отмежевываясь при этом от коммунаров: "Уверяю вас честным словом... я не видел ни одного члена Коммуны в течение моего пребывания в Париже" - писал он из тюрьмы "дорогому генералу" Трошю, которого незадолго перед тем всячески поносил в своей газете.

 

Написаны "Приключения моей жизни" со свойственным Рошфору стилистическим блеском. На русский язык прекрасна переведены (не целиком) три первые части мемуаров Рошфора, охватывающие наиболее важный первый период его деятельности - период 60 - 70-х гг. Содержательная вступительная статья Е. Смирнова вводит читателей в круг затрагиваемых в книге вопросов и дает правильную оценку деятельности Рошфора., В примечаниях, к сожалению, можно встретить ряд досадных неточностей. Укажем некоторые из них: Рауль Риго никогда не был членом Комитета общественного спасения и примкнул к бланкизму не "после 4 сентября", а значительно раньше: еще в январе 1865 г. он был вместе с другими студентами-бланкистами арестован в известном кафе "Ренессанс"; Рожар был выбран в Коммуну на дополнительных выборах, но членом Коммуны тем не менее не был, так как отказался признать свои выборы действительными вследствие получения малого количества голосов; Милльер никогда не "примыкал к бланкизму" и, наоборот, как прудонист вместе с "меньшинством" Коммуны активно выступал против бланкистов; П. Груссе также никогда не был сколько-нибудь близок к бланкизму. Это типичнейший, далекий от социализма и близкий к Рошфору неоякобинец; Ф. Пиа - не только редактор "Combat", но, что куда важнее, также и редактор органа "большинства" Коммуны - газеты "Vengeur", Лоржерили и Белькастели не "какие-то неизвестные депутаты"), а два виднейших представителя крайнего правого клерикально-монархического крыла Национального собрания. Первый из них к тому же - французский поэт и виднейший сотрудник клерикальной газеты "L'Univers"; Шометт не мог играть крупной роли в событиях французской революции XVIII в. "между низложением короля и гибелью Робеспьера", так как погиб на эшафоте еще 13 апреля 1794 г.; гильотинирован Шометт не "вместе с эбертистами", а позднее; называть руководимую Э. Вальяном после смерти О. Бланки партию "по своему направлению революционно-марксистской" неправильно.

Опубликовано на Порталусе 22 августа 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама