Рейтинг
Порталус

Эссе. ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ УМЕР, ДА ЗДРАВСТВУЕТ ГЛОБАЛИЗМ!

Дата публикации: 10 сентября 2015
Автор(ы): Ю. Б. МЕЛИХ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: САМИЗДАТ: ПРОЗА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1441890299


Ю. Б. МЕЛИХ, (c)

Историософское эссе о роли философии в культуре

Название этого небольшого эссе перефразирует известное "Король умер, да здравствует король!". Попытаемся показать, отчего умер король - идея историзма, и почему необходим (и необходим ли?) ему наместник. А также, почему этим наместником можно считать идею глобализации.

Судьбоносные для России изменения, происшедшие в последнее десятилетие, как известно, еще взывают к философам, способным осмыслить их и включить в философию истории. Отсутствие таких работ свидетельствует как о настоящем значении философии в культуре, которая больше не имеет амбиций на осмысление реальности вообще и социально-исторической реальности, в частности, в ее тотальности, так и на неспособность российских философов сделать это. Как на обратный пример, т.е. способность сделать такой анализ и предложить свою концепцию в другое значимое для России время, можно обратиться к возникновению "Истории философии" Л. П. Карсавина уже в 1923 г., а позднее, в 1925 г. и развитию идеи евразийства как третьего пути для России. В 1926 г. выходит в свет большое исследование П. М. Бицилли "Очерки теории исторической науки". Пусть эти книги и идеи не имели весомого практического влияния на происходящее, но они оригинальны, интересны и теоретически значимы с точки зрения развития историко-философских идей. Подобных работ сейчас нет. Поэтому неудивительно, что публикации, представляющие собой попытку хоть какого-либо обобщения, вызывают большой резонанс. Я имею ввиду статью В. Г. Федотовой "Неклассические модернизации и альтернативы модернизационной теории" 1 . Отчасти данная работа также представляет собой размышления, вызванные этой статьей, в которой речь идет об анализе популярных нынче понятий "модернизация", "постмодернизация", "глобализация" и об осмыслении автором указанной статьи современных соци-


1 Федотова В. Г. Неклассические модернизации и альтернативы модернизационной теории // Вопросы философии. 2002. N 12.

стр. 230


альных процессов и изменений, которые должны быть отображены упомянутыми выше понятиями. А также попытка "прикинуть", "примерить" на себя, может и подойдет, что- нибудь из наработанного в теории и практике других стран, как констатация того же интеллектуального бессилия при осмыслении происходящего в России.

Понятие "глобализация" стало популярным в конце 80-х годов, когда предполагалось, что глобализация будет способствовать урегулированию существующих мировых, системных, гегемониальных конфликтов. Такие конфликты рассматривались в рамках структурного подходах их определении" и предполагалось рассмотрение общества как целого, системы, а также наличие "ядра конфликта", которое развертывается в различных областях общественной жизни. К таким конфликтам относился конфликт между Востоком и Западом, Севером и Югом (богатые - бедные), экологический конфликт (между индустриальными державами и развивающимися странами). Причем, для решения этих конфликтов было необходимо глобальное мышление, т.е. осознание единства мира и возможности только совместного решения вышеуказанных конфликтов. В те годы эта идея имела положительное значение в вопросах обеспечения мировой безопасности, устранения озоновой дыры и т.д.

В настоящее время положительный потенциал в отношении осознания единства мира используется для утверждения необходимости дальнейшей глобализации. Одновременно есть голоса, которые заявляют, что "современный мир не является глобализирующимся, а единственная проблема, имеющая глобальный характер, - взаимодействие между "первым" миром и всеми другими" 2 , результатом чего является нарастание "цивилизационного противостояния". Структурно это выражается в противоречии между демократической постиндустриальной цивилизацией и традиционными социальными системами. Ядром данного противостояния являются базовые "ценностные", "религиозные", "социальные" и "политические" ориентации западного мира, которые выводятся В. Л. Иноземцевым и Е. С. Кузнецовой из христианской культуры и принципа индивидуализма и которые не являются таковыми для "другого мира". Таким образом, ав-


2 Иноземцев В. Л. Кузнецова Е. С. Глобальный конфликт XXI века. Размышления об истоках и перспективах межцивилизационных противоречий // Полис. 2001. N 6. С. 132.

стр. 231


торы не признают за глобализацией положительного потенциала, ставя этот термин рядом с понятием "конфликт". Но не следует забывать, что термин "глобализация" применяется также для обозначения реальных, действующих в настоящее время процессов распространения информации, капитала и миграции населения. Проблема корениться в попытке универсализировать данное понятие и признать за вышеуказанными процессами необходимый характер. Представляется, что на место потерявшему свое значение и убедительность в социальной теории историческому детерминизму пытаются внедрить новую макромодель - глобализм. Что, собственно, соответствует человеческой способности и стремлению представлять реальность в ее тотальности, задавая смысл происходящему. По определению решение системных конфликтов означает, что одна из сторон прекращает свое существование. В случае конфликта между Востоком и Западом система социализма перестала существовать. В случае же с так называемым "цивилизационным" конфликтом это должно означать, что одна из сторон также должна прекратить свое существование. Если ядро конфликта сводится к принципу индивидуализма и христианской культуре, и учитывая справедливость того, что процесс глобализации в настоящее время несет потенциал конфликта, можно утверждать, что это не та тотальность, которая несет в себе положительный смысл для всего человечества. Чтобы преодолеть конфликтную ситуацию, предлагается заменить религиозные, индивидуально-культурные ценности на общечеловеческие, гуманистические. При этом не учитывается, что гуманистические ценности, воплощающие принцип индивидуализма - это результат секулиризации европейской культуры, отход от религиозных ценностей. В то время как в традиционных обществах этот процесс не прошел. И для них конфликт цивилизаций означает отказ от культуры и религии.

Становится очевидным, что идет замена смысловых рядов, исходящая из представления о том, что развитие христианства с необходимостью несет в себе процесс секулиризации и модернизации общества. В то время как в самой Европе секулиризация сопровождалась кризисом рационализма и гуманизма, претендующих на универсальность своих ценностей, революциями, двумя мировыми войнами, тоталитаризмом, возвратом к демократии и, наконец, провозглашением либо конца истории (Фукуяма), либо возвратом к христианству (Дж. Ваттимо). Таким

стр. 232


образом, глобализм - это не только попытка ввести в ход истории очередной детерминизм, но и еще одна попытка гуманизации.

Положение о том, что человеческая история проходит как реализация идей, с их претензией на абсолютность, разрабатывает Л. П. Карсавин после революции 1917 г., причина которой (революции)., по его мнению, коренится в предоставлении идей гуманизма, демократии, справедливости, народа, человечности статуса универсальности и, как следствие, их кризис и война. А отсюда и попытка замены этих идей идеей евразийства. Известна и критика общих идей и их отрицание у Ницше, который утверждает, что "если человечеству еще не хватает цели, не хватает ли еще - его самого?" 3 . Поскольку все предыдущие цели, одной из которых был и гуманизм, привели к кризису человека.

Этим отступлением я хочу проиллюстрировать, что аналогичная ситуация уже была как в реальной истории, так и в истории идей.

Итак, глобализация - это попытка нового историзма и детерминизма, хотя и оговаривается необходимость только отдельных сфер его влияния, своего рода сегментация исторического процесса на политические, экономические, религиозно-культурные сферы.

В исторической науке в настоящее время пользуется наибольшей популярностью метод виртуальности истории, обосновывающий познание в истории через повествование (нарратив) совокупности явлений, описывающих значимый, знаковый для нее феномен. В этой связи можно опять отметить уровень развития исторической науки и философии в России в первой половине XX в. и ее эвристический потенциал. Карсавин в 1915 г., в своей диссертации "Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках, преимущественно в Италии" разрабатывает свой метод толкования истории. Каждую историческую эпоху следует мыслить как изначальное единство индивидуальных и коллективных антиномичных систем, которое не снимается одним из противоречивых сторон, а устанавливает усредненный идеал. Бицилли приветствует отказ Карсавина от генетического метода в изложении им истории, при помощи которого изучаемые явления объединяются и объясняются происхождением от 'по


3 Nietzsche F. Also, sprach Zarathustra. Werke, Sechste Abteilung. Erster Band, Berlin, 1968. S. 72.

стр. 233


ту сторону' изучаемого культурного состояния лежащей идеи. У Карсавина, напротив, "самые, казалось бы, различные не сводимые одно на другое явления, как мистический аскетизм и 'мироприятие', саморастворение души в потустороннем Всеедином и демоническое самоутверждение личности, - все что принято распределять по категориям 'уже отмирающего средневековья' и 'занимающейся зари новой культуры', - отнесено у него к единому психическому фонду" 4 . При этом он критикует Карсавина за виртуальность его концепции, что, как мы знаем, сегодня представляет "передовую западную мысль".

Действительно, может, не следует обращать внимание на идеи около столетней давности, а только описывать существующие процессы и явления в их взаимосвязи? Но необходимо еще и осмыслить происходящее, т.е. придать ему смысл, а это означает - найти критерии для сравнения, которые в свою очередь находятся уже в осмысленных событиях, то есть в истории. Начинается процесс введения в дискурс уже имеющихся понятий и идей, но хаотичный, на потребу момента, что искажает историю и не помогает осмыслению реальности. Оживляются и вводятся понятия, которые имеют свою историю и положительный действенный потенциал в ней. К таким, на наш взгляд, идеям сегодня и относятся идеи гуманизма и глобализации, но продуктивность их разработки в современной ситуации вызывает не только сомнение, но и опасение, поскольку история пока проходила так, что все грандиозные планы и строительства "котлованов" заканчивались дроблением цивилизаций и крахом империй.


4 Бицилли П. М. Очерки теории исторической науки. Прага, 1925. С. 170.

Опубликовано на Порталусе 10 сентября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама