Рейтинг
Порталус

Осенние досуги 1999-го

Дата публикации: 26 января 2016
Автор(ы): Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: САМИЗДАТ: ПРОЗА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1453801457


Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ, (c)


Спешим извиниться перед читателями за нарушение ежемесячного "графика" журнальных обозрений; постараемся впредь поставлять информацию вовремя. Пока же - объединим с ноябрьскими верстками свежевышедшие октябрьские номера.

И сразу возникает сложность.

Несомненные лидеры журнального процесса, "Знамя" и "Новый мир", печатают романы с продолжением, о которых говорить в кратком обзоре бессмысленно. Публикация обширного социально-философского, отчасти даже исторического романа Михаила Шишкина "Взятие Измаила" ("Знамя", N 10-12) еще не завершена. Дебютный шишкинский опыт, "Всех ожидает одна ночь" (1993), вызвал самые разные отклики и породил ожидания, которые до поры до времени казались неоправдавшимися; выяснилось, однако, что Шишкин, эмигрировав и став мирным швейцарцем, на протяжении шести лет неторопливо работал над новым сочинением. В "Новом мире", N 10-11, обнародован роман Ирины Полянской "Читающая вода". Подобно шишкинскому опусу, роман этот заслуживает отдельного рецензионного разговора; мы рассчитываем вернуться к нему на страницах "Известий".

А пока от ключевых романов нынешней осени перейдем к не менее ключевым рассказам.

Их появилось немало; некоторые буквально просятся в жанровую антологию. Нина Горланова и Вячеслав Букур печатают в "Новом мире" (N 10) "Постсоветский детектив", как всегда взвихренный, взбалмошный, чуть вздорный и оттого не менее яркий. Там же (N 11) Юрий Буйда печатает "Рассказы о любви" - смещенные, сюрреалистически остраненные (и куда менее вычурные, чем его же стилизованные "декадентские" рассказы в "Знамени", N 11). Борис Екимов выходит к читателю с "Житейскими историями" ("Новый мир", N 11) - классически выверенными, реалистически достоверными; необязательно быть доктором филологии, чтобы воспринять их смысл, но филологическая оснастка в них легко различима. Колоритен, "пахуч", густо написан и рассказ Асара Эппеля "Чужой тогда в пейзаже" ("Знамя", N 11). По сути новеллистичен путевой очерк Игоря Клеха "Поезд N 2", который (как бы избежать каламбура?) помещен в ноябрьской книжке "Октября": путешествие по России на поезде "Москва-Владивосток", описанное без стилевого выкаблучивания, энергично, весело. Весьма хороши и "Этюды в жанре хайбун" псковского писателя Владимира Курносенко ("Дружба народов", N 11), хотя его сюжетные вещи мне лично куда ближе.

При этом в целом журнал "Дружба народов" производит удручающее впечатление; такое ощущение, что он в затяжном кризисе.

Разумеется, тут есть отличные стихи (подборка Елены Крюковой в N 11), яркая повествовательная проза. В ноябрьском номере появится "хроника времен Великой империи" Исаака Фридберга "Розовые пятки Лионеллы": армия, начало 70-х, любовь, еврейство, смерть, Прибалтика, снова любовь. Тогда же будут напечатаны и "корейские байки" Анатолия Кима под названием "Собачонка ОIори" (положим, я читать это не в состоянии, но на вкус и цвет товарищей нет, а Ким писатель талантливый). Продолжается публикация мемуаров Анатолия Приставкина, стилизованных под роман. Интересна критика, кое-какие материалы рубрики "Нация и мир" (в частности, статья Юрия Каграманова "У нас это возможно"). Но все это безвкусно нашпиговано какими-то труднообъяснимыми текстами, вроде "Четырех времен Мещеры" Сергея Шишова - "Свистали цвиркуны у прыскавшей сырыми гнилушками печи, тараканы-прусаки сучили лапками за отставшими обоями, да взмекивала спросонья последняя кормилица, колченогая коза, из жалости взятая в нагретую фатеру".

Это, замечу, даже не стилизованная проза, хотя бы и плохая; это, прошу прощения, публицистика. Или взять повесть Максима Гуреева "Московский часослов": невразумительное кучерявое повествование о полуюродивом; религиозные подтексты размыты, ремизовский сказ опреснен; нужно быть литературным обозревателем на ставке, чтобы добить это захолустное чтение до конца.

В чем, собственно, преимущество "Нового мира" и "Знамени"? Только в том, что основные блюда здесь хорошо сервированы и к роману Полянской вам не подадут на закуску графоманский опыт. Напротив того, предложат повесть Милана Кундеры "Обмен мнениями" (перевод Елены Румильяк), статью Валерия Сендерова о Шпенглере, Марка Липовецкого о "Растратных стратегиях, или Метаморфозах чернухи" (все - N 11), Александра Солженицына об Александре Малышкине или стихи Марины Кудимовой и Инны Лиснянской (все - N 10). При этом наши вкусовые впечатления могут быть различными: кому-то понравится сочинение Ирины Роднянской "И Кушнер стал нам скучен...", а статья Владимира Новикова "Филологический роман" (N 10) набьет оскомину, кому-то, наоборот, Новиков поможет разобраться в устройстве современной словесности. Но в любом случае будет ясно: это профессиональная работа, журнал ведет свою линию. Точно так же знаменцы подверстывают к Шишкину не кого-нибудь, а поэта Геннадия Русакова с его болезненно-напряженным циклом "Разговоры с богом" (N 10), печатают "круглые столы", посвященные важным темам - "Христианство и культура" (N 10), "Есть ли будущее у социализма в России?", статью Натальи Ивановой о Валентине Катаеве. Можно признавать или не признавать право старейшей российской мемуаристки Эммы Герштейн ревниво принижать роль Надежды Яковлевны Мандельштам в истории словесности XX века (N 10); но то, что перед нами не Шишов, все-таки само собой разумеется.

Почему же в "ДН" действуют принципиально иначе? Зачем губят добротную прозу невыносимым соседством? Как может до такой степени отказывать грамотным редакторам вкус в выборе материалов? Не понимаю.

Что же до "жареного", то нет никаких сомнений, что скандалом внутримосковского масштаба обернется появление романа Николая Климонтовича "Последняя газета" в N 11 "Октября". Журнальная книжка пойдет нарасхват, это можно гарантировать. Построив свое сочинение по схеме "Театрального романа" (наивный писатель попадает в сказочный и грязный мир газетного бизнеса; его проводит по кругам этого ада холодновато-умный, опытный и злой "Виргилий" по имени Сандро), Климонтович "прописал" на территории своей новой прозы вполне живых и узнаваемых людей из газеты "Коммерсантъ". Его автобиографический герой, тонкий, мыслящий, хотя и несколько противноватый, страдает от общения с коллегами - музыкальной обозревательшей Настей Мед, культур-начальником Иннокентием и особенно с наглыми интеллигентными мальчиками из отдела рирайта. Кончается все тем, что Писатель покидает совет нечестивых и обретает блаженную свободу от газетного рабства.

О том, удалось ли Климонтовичу, сочинителю меткому и не чрезмерно доброму, соблюсти некоторую художественную дистанцию, не перейти на личности, пусть судят его бывшие сослуживцы. Мы же, откровенно предпочтя нынешней прозе Климонтовича его давешние сочинения - эротические рассказы и философские повести, завершим это краткое аннотационное обозрение настоятельной рекомендацией читателям: не пропустите Шишкина и Полянскую.

А остальное - уж как получится.

Опубликовано на Порталусе 26 января 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама