Рейтинг
Порталус

КАЗАНСКИЙ ВАЛЕНОК

Дата публикации: 16 февраля 2016
Автор(ы): Олег ПРОХОРЕНКО
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: САМИЗДАТ: ПРОЗА
Источник: (c) Вятский край, 2004-03-12
Номер публикации: №1455613456


Олег ПРОХОРЕНКО, (c)


Агеевским востроносым самокаткам пять лет сносу нет

Иван Агеев встал полпятого утра и вместо зарядки пошел в хлев заваривать валенки. А потом отправился на реку замерять уровень воды подо льдом.

Со своими охотничьими лыжами семидесятичетырехлетний дед управляется ловчее, чем мы с фотографом на третьем десятке. Его лыжи как будто прилипли к лыжне. Наши съезжают в сугроб. Я кубарем лечу в снег и вижу краем глаза, как туда же, чуть впереди, катится фотограф Женя, держа фотоаппарат над собой. В это время Иван Андреевич уже преспокойно преодолел свои пятьсот метров по мокрому снегу до реки Летки и начал расчищать лунку. В руках у него алюминиевый стержень с насечками. Но сегодня тепло, оттого на палке не остается обычной в морозец ледяной пелерины.

- Сейчас ветку возьму, точнее измерю.

Приглядевшись, понимаю, что меряет он уровень воды в реке от вкопанного в дно металлического столбика. Кверху через каждый метр на отвесный берег карабкаются еще восемь таких столбиков. Это на случай высокой воды.

МЕТЕОПОСТОВОЙ

Иван Андреевич - смотритель гидрометеопоста в Казани - деревушке на самом севере Слободского района, до которой не доходят даже рейсовые автобусы. Раньше был лесником, а с 1989 года, как вышел на пенсию, заменил в этом деле жену - Марию Демидовну. А до Марии Агеевой за погодой в Казани наблюдал ее отец - Демид Платонович. Он и был родоначальником поста, еще в тридцатые годы прошлого века.

В то время Казань была большим селом с церквушкой. Сейчас, дай Бог, насчитать в деревне с десяток жителей. Большинство домов стоят пустые.

Зато в избушке Агеевых жизнь течет полноводной рекой, такой, как Летка в весеннее половодье. В горнице стоит прикрытый ветошью движок от "Нивы". Блок цилиндров выбило, вот Иван Андреевич его разбирать в дом и притащил. Машина на приколе, на "Восходе" по снежной дороге далеко не уедешь, старикам приходится три раза в неделю ходить до Сухоборки за восемь верст пешком. Кто-то же должен почту в село носить: письма да газеты. Сами выписывают "Вятский край". "Интересная газета, - говорит хозяйка, - дорогая только очень. Вы скажите там, чтобы цену на нее как-нибудь понизили".

ЭХ, ВАЛЕНКИ!

А в курятнике, куда Иван Андреевич привел нас на экскурсию, настоящий цех. Посредине, у окна, - катальный столик, еще мокрый от овечьей шерсти. Рядом целая куча деревянных колодок, палок, шестерней, железный прут. Дед Иван последний в здешних краях пимокат. Оттого и заказы ему на валенки из овечьей шерсти идут от Лекмы с Сухоборкой до Слободского и даже Кирова. "Сам начальник Кировской лесобазы Виктор Конюшев у меня в прошлом году две пары заказал", - не без гордости объясняет дед.

- А чем ваши валенки лучше фабричных? - спрашиваю.

- Очень разница большая, потому что казенные валенки - они скатаны купоросом. И там всякая шерсть - и конская, и коровья. Поэтому они холодные. Я в моих валенках с тоненьким носочком и в сорок градусов не мерзну, а в казенных не могу даже в Сухоборку сходить.

Нынче за зиму казанский пимокат накатал уже два десятка полумерок - с коротким голенищем, да еще с десяток больших. Большие мужские валенки - четыре с половиной фунта - берут у него за пятьсот рублей. Фотограф Женя поделился, как в московском бутике видел валенки ручной работы с вышивкой за 15 тысяч рублей. Такие, мол, толстосумы своим кралям покупают. Агеевы только диву даются - неужто такое возможно?

ЖИВЕТ КАЗАНЬ

Иван Андреевич хочет сегодня еще один валенок успеть застелить - это значит большую, в два валенка шириной, пластину овечьей шерсти руками аккуратно срастить с другой такой и укатать до нормальных размеров. А назавтра спозаранку заварить это в чане.

- Если долго просплю - не успеваю все. Надо этот скатать, да и все, последний, больше не буду.

- Может, и совсем последний, - говорит хозяйка. - Смотря как здоровье к следующему году будет.

Года три назад случился у Ивана Андреевича сердечный приступ - пришлось везти в город, откачивать. Врачи строжайше запретили нагрузки, чтобы ни о каких лыжных походах не помышлял. А он все свое, и на лыжах до Летки зимой, и на лодке летом, а как же - служба. Да и пчел как-то надо уважить, и в хлеву хозяйство - овцы, коза, корова, поросята, куры. Где только у них, стариков, силы берутся на все? А ведь деревня и живет, пока такие вот люди здесь обитают. Мария Демидовна и хотела бы в город переехать, квартиру благоустроенную купить, да не может супруга никак убедить.

Опубликовано на Порталусе 16 февраля 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама