Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

САМИЗДАТ: ПРОЗА есть новые публикации за сегодня \\ 13.12.17

День знаний: а можно по-другому?

Дата публикации: 14 февраля 2017
Автор: Мария Ганькина
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: САМИЗДАТ: ПРОЗА
Источник: (c) Педагогическая техника, № 3, 2012, C. 50-53
Номер публикации: №1487067884 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Мария Ганькина, (c)

найти другие работы автора

О том, как провести 1 сентября, чтобы класс мог объединиться в общих делах и разговорах

 

Записала Мария Ганькина

 

Мудрое начинание - устраивать на первых уроках нового учебного года классные часы. Но возведённое в степень государственного масштаба, оно, увы, оказалось очередной обязаловкой - то Уроком мира, то Днём знаний. Хорошо или плохо - когда учителю в "добровольно-принудительном" порядке предлагают не только тему, но даже сценарий этого "всенародного" праздника? Всё зависит опять-таки от позиции учителя...

 

Идея 1

 

25 историй на ушко соседу

 

В тот год в конце августовского педсовета нам сказали, что на первых двух уроках в каждом классе должен быть проведён классный час под девизом "Друзья! Прекрасен наш союз!" Вы понимаете, мол, к чему это вас обязывает и так далее. Если кого-то интересуют методические разработки, которые прислал город, возьмите у завуча.

 

Я про себя хихикнула, думаю: ну да, сейчас всё бросаю и бегу, просто лечу за этими разработками.

 

За спиной слышу, как одна учительница другой говорит: "Слушай, давай-ка быстренько подойдём, посмотрим разработки, а то ведь не достанется, разберут всё" (а если не достанется, это что же значит, думать придётся?). На полном серьёзе они встали и пошли к завучу. Я обомлела.

 

Мне трудно представить, что я беру какие-то разработки и начинаю по ним что-то такое с детьми делать.

 

Не знаю, как вы, а я не могу позволить себе такую роскошь - первого сентября читать детям стишки о родном городе. Дел полно! Первое сентября - особенный день. Когда надо детей друг с другом познакомить (у меня в классе семь новеньких), да и самой в ситуацию въехать.

 
стр. 50

 

Вначале я их поздравила с переходом в среднюю школу: пятый класс, мол, это вам не хухры-мухры! Разгуляться на эту тему мне не дали, пошли вопросы про сменную обувь, перемены, туалеты и так далее. Выдала всю обойму.

 

Про цветы поговорили: какие, как их надо поливать. У нас есть цветок, который надо поливать не сверху, а снизу. А как не забыть про это? Давайте напишем табличку. Надя? Будь добра, напиши.

 

Потом сразу определились с дежурством, даже составили списки и повесили их на стенку.

 

Что ж, теперь пора за работу!

 

Ребята объединились в группы. Удачно получилось, что в каждую группу попались и новенькие, и старенькие.

 

Работа такая: ты выбираешь себе из группы товарища, и он тебе на ушко шепчет, как он провёл лето. Потом группа выходит, и каждый по очереди рассказывает - но не про себя, а про своего товарища. Я предупредила, что вариант "ты рассказываешь про меня, а я про тебя", не подходит (это чтобы они по парочкам не разбились). Если ты рассказываешь про Вову, то Вова про тебя не может. Вова должен уже про кого-то другого.

 

Итак, все готовятся к выступлению, шепчутся по углам. При этом нельзя сказать, что в классе тихо.

 

Выходит к доске первая группа. И начинается:

 

- Максим летом ходил на речку...

 

Все слушают.

 

- И он чуть не упал в воду...

 

Все смеются.

 

- А ещё он рвал на огороде сорняки...

 

Смешки умолкают - и опять тишина. И так далее. Как они слушали! Двадцать пять историй за урок прозвучало, и они каждую слушали! Вот что поразительно.

 

Истории были разные.

 

"Однажды Маша пошла в лес. И увидела там страшного дядьку, который был маньяком. И быстро убежала. Мама ей не разрешила ходить в лес. На следующий день Маша опять пошла в лес. И опять увидела страшного дядьку. И больше Маша в лес не ходила".

 

"Однажды Серёжа с мамой начал готовить обед. Мама сказала ему порезать качан капусты. А Серёжа не услышал и порезал ей три качана капусты. И всё это положил в суп. И мама очень ругалась".

 

"Однажды Рома сделал плот. И на этом плоту он поплыл по озеру. А обратно вернуться не мог и стал плакать. Тогда папа Рому вытащил и наказал".

 

Правда, кое-что в рассказах повторялось: была на даче, каталась на велосипеде, делал уроки по английскому, встречался с друзьями, помогала маме готовить... Но чаще всего встречалось: упал (а) и чуть не утонул (а). Человек шесть было таких. "Маша каталась на велосипеде и всё время падала с него" - буря восторгов. Интересно, до какого класса нужно детям дожить, чтобы перестать смеяться, если кто-то упал?

 
стр. 51

 

...По дороге домой мне пришло в голову: а ведь разнарядку начальства ("Друзья! Прекрасен наш союз!") я выполнила на все 120 процентов!

 

И ещё я подумала, что от каждой группы можно было выслушать всего только один рассказ. Но сборный. Дать такое задание: в сборном рассказе должно быть по одному-два предложения от каждого из пяти-шести отдельных рассказов, а герой один. И чтобы из этого получилась смешная история. Допустим, один собирал грибы, а другой был на Кипре. Может герой сборного рассказа в таком случае встретиться с акулой, любительницей грибов?..

 

Я обязательно сделаю подобную работу. Попозже. Боюсь, что первого сентября ребята бы с ней не справились. Уж очень они после каникул приходят расслабленные, нерабочие. А наша работа была простая, и они легко в неё въехали.

 

/Рассказала Анна Пахомова, учительница английского языка, классный руководитель 5 "А" класса./

 

Идея 2

 

И чтоб не меньше двух церквей!

 

Первого сентября я захожу в свой шестой класс и говорю:

 

- Ребята, не знаю, как вы, а я обожаю путешествовать.

 

- Да, Алла Игоревна, это мы знаем, вы нас вечно куда-то таскаете. Что, опять на ипподром бомжатскими тропами?

 

- Нет, не на ипподром... Я недавно купила замечательную книжку. "Памятники архитектуры Московской области". Здесь куча всего интересного. Вот, к примеру, есть какая-то маленькая-маленькая церквушка в какой-нибудь в деревне Тютькино - так вы её в этой книжке обязательно отыщете, если постараетесь. Что я предлагаю. Давайте куда-нибудь поедем, а начнём путешествие прямо здесь и сейчас.

 

Дети объединяются по группам. На каждую группу выдаю "Памятники архитектуры".

 

- Вот, - говорю, - выбирайте место, в которое мы поедем. Как будем выбирать?

 

Кто-то говорит:

 

- Ну, наверное, чтобы ехать недолго.

 

- А что значит недолго?

 

- Ну, день.

 

- Если мы день будем ехать туда, то день и обратно. Во сколько же мы вернёмся? Меня муж домой не пустит...

 

Потом мы все же совместно выработали критерии, по которым будем выбирать место нашего путешествия. Как рождались критерии? Не без моих намёков, конечно. К примеру, я им говорила: "Ребята, есть ли, мол, смысл тащиться так далеко из-за какой-то там одной развалины?" Кто-то кричал, что

 
стр. 52

 

есть. Ему в ответ: "Ты что?"... После бурного обсуждения рождалась очередная формулировка: в пункте нашего назначения должно быть не менее двух церквей или трёх домов (памятников архитектуры, разумеется).

 

Суть записали на доске:

 

1) на поезде не более 100 километров;

 

2) далее автобусом не более 20 километров;

 

3) далее пешком не более 5 километров;

 

4) на месте - не менее 2 церквей или 3 домов.

 

...Через 15 минут, отведённых на задание, ребята "бросили пальцы", какая группа будет рассказывать первой...

 

Что ж, места, были, конечно, самые разнообразные (даже город Дмитров!), но, к сожалению, рассказывая о них, многие ребята страшно путались: дорогу не там посмотрят, не с того вокзала предложат ехать и так далее...

 

И вот выходит группа Полины. Встали, построились.

 

- Мы предлагаем поехать в усадьбу Абрамцево, - говорит один человек.

 

- Она находится по Ярославской дороге, в 57 километрах от Москвы. И в двух километрах пешком от станции, - чётко говорит второй.

 

- Там можно посмотреть усадебный дом с хозяйственными постройками, - третий.

 

- А также летний особняк... А ещё избушку на курьих ножках. И живописный парк...

 

Потом рассказывали ещё две группы. Но когда я спросила: ну что, ребята, куда едем? - все закричали: "В Абрамцево!!!"

 

А Никита очень расстроился. Он сказал, что если мы в следующий раз не поедем в город Дмитров, то он больше никуда с нами не поедет. Я ему говорю:

 

- Никита, ты сначала подготовься. Потом расскажи про город Дмитров так, чтобы мы захотели поехать. И мы поедем.

 

- А вы мне книжку домой дадите?

 

- Дам.

 

Так что теперь деваться некуда. В четверг едем.

 

- Ребята, кто готов узнать расписание электричек?..

 

/Рассказала Алла Гисич, учительница географии, классный руководитель 6 "Б" класса./

Опубликовано 14 февраля 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?