Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

САМИЗДАТ: ПРОЗА есть новые публикации за сегодня \\ 24.09.17

Рецензии. ГРАКХ БАБЕФ. СОЧИНЕНИЯ В ЧЕТЫРЕХ ТОМАХ. ТОМ ПЕРВЫЙ

Дата публикации: 22 июля 2017
Автор: А. В. АДО
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: САМИЗДАТ: ПРОЗА
Номер публикации: №1500754911 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


А. В. АДО, (c)

найти другие работы автора

М. Изд-во "Наука". 1975. 391 стр. Тираж 34000. Цена 1 руб. 97 коп.*

Идеи и деятельность Гракха Бабефа, замечательного революционного коммуниста конца XVIII в., главного теоретика и руководителя знаменитого "заговора во имя равенства", составляют одну из самых ярких страниц в истории домарксова социализма. В "Манифесте Коммунистической партии" "сочинения Бабефа" прямо отнесены к "той литературе, которая во всех великих революциях нового времени выражала требования пролетариата1 . Не случайно в послевоенные годы, отмеченные успехами мировой социалистической системы и громадным ростом влияния коммунистических идей, бабувистское движение привлекло пристальное внимание историков (труды В. П. Волгина, В. М. Далина, Ж. Лефевра, М. Домманже, Ж. Дотри, К. Мазорика, А. Саитта, А. Галанте-Гарроне и др.). Их исследования существенно пополнили знания об идеях и деятельности Бабефа и бабувистов, выявили ряд спорных и нерешенных проблем, способствовали общему оживлению интереса научной общественности к идейному наследию "трибуна народа".

Между тем, несмотря на наличие ряда частичных публикаций, до последнего времени не существовало полного научного издания сочинений Бабефа. Значительная часть его работ вообще оставалась неопубликованной, другие сохранялись лишь в первопечатных изданиях, давно уже ставших библиографической редкостью. Следует поэтому приветствовать предпринятое ныне первое научное издание собрания сочинений Бабефа. Издание, требующее громадной подготовительной работы, должно быть завершено в ближайшие годы. Уже увидевший свет первый том представляет большой интерес как по содержанию представленных в нем материалов, так и потому, что его подготовка и публикация являют собой пример международного научного сотрудничества.

Инициатива научного издания сочинений Бабефа исходила от советских историков: в 1960 г. Б. Ф. Поршнев от имени советских ученых выступил с этим предложением на международном коллоквиуме в Стокгольме, посвященном 200-летию со дня рождения Бабефа. Замысел встретил единодушную поддержку; его осуществление взяли на себя Институт истории АН СССР, ЦПА ИМЛ при ЦК КПСС и "Общество робеспьеристских исследований" (Франция). Важным предварительным этапом явилось


* Редакционная коллегия: В. М. Далин (отв. редактор), А. З. Манфред, О. К. Сенекина, А. Собуль.

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 4, стр. 455.

стр. 157


составление сводного международного каталога всех рукописных и первопечатных произведений Бабефа, хранящихся в архивах и библиотеках различных стран - прежде всего Франции и СССР, где сосредоточено подавляющее большинство документов Бабефа, а также Италии, Нидерландов и США. В 1966 г. эта опись, выполненная под руководством В. М. Далина, А. Саитта (Италия) и А. Собуля (Франция), была опубликована во Франции под эгидой Комиссии по экономической и социальной истории Французской революции. Создание международной описи заложило необходимую основу для подготовки издания сочинений Бабефа, хотя предстояла еще громадная работа по систематизации и отбору произведений, расшифровке рукописей и т. д. "Дело лишь начато, - писали в предисловии к "Описи" ее составители. - Трудное, но вдохновляющее дело... Оно требует братского сотрудничества международной группы специалистов. Его успешное завершение явилось бы лучшей данью признательности истории по отношению к великой памяти трибуна народа"2 . Выход в свет рецензируемого тома - важный шаг на пути осуществления этой задачи3 .

Книга содержит 115 документов - письма Бабефа, проекты его речей, петиций, газетных публикаций, первые печатные работы. 37 документов публикуются впервые по рукописям, хранящимся в богатейшем фонде Бабефа в ЦПА ИМЛ при ЦК КПСС (сжатая история этого фонда дана в статье О. К. Сенекиной, включенной в том, расшифровка рукописей произведена Н. И. Непомнящей и Е. В. Киселевой). Хронологически материалы тома охватывают время от 1779 до 1789 г., включая, таким образом, предреволюционный период и первый год революции; этому соответствует разделение тома на две основные части.

Среди документов дореволюционной поры центральное место занимают письма, адресованные секретарю Аррасской академии, просвещенному либеральному дворянину Ф. Дюбуа де Фоссе. Эти письма - важнейший источник для суждения об общественно-политических взглядах Бабефа накануне революции, в оценке которых между исследователями существуют разногласия (на них указывает во "Введении" к тому В. М. Далин, см. стр. 42). Как нам представляется, публикуемые в томе материалы позволяют прийти к выводу, что в воззрениях Бабефа, находившихся тогда еще в процессе становления, ясно выраженные интерес и симпатии к коммунистическим идеям (см. стр. 153, 159 - 160, 175, 177, 180) сочетались с признанием правомерности мелкой трудовой собственности и эгалитарными устремлениями (стр. 70 - 71, 91). Письма Бабефа к Дюбуа де Фоссе, впервые вышедшие в свет в русском переводе, ранее уже были известны по французскому изданию 1961 г. (а частично были опубликованы В. Адвиеллем еще в 1884 г.). Однако публикация их в томе содержит важное дополнение - большое, оставшееся неотправленным письмо, относящееся к июню 1786 года. Этот интереснейший документ был обнаружен в московском фонде Бабефа и введен в научный оборот В. М. Далиным4 . Среди более чем полусотни писем Бабефа к Дюбуа де Фоссе он занимает особое место. Нелишне упомянуть, что именно в этом письме Бабеф дал набросок проекта создания "коллективных ферм", на основании которого В. М. Далин пришел к выводу, что уже в то время будущий глава "заговора во имя равенства" склонялся к идее коллективного коммунистического производства5 (эту мысль он высказал также во "Введении" к данному тому, стр. 42). Указанный проект Бабефа получил в литературе и другую трактовку, которая нам представляется более убедительной6 . Однако содержание документа в целом отнюдь не сводится только к плану создания "коллективных ферм".

По существу, это неотправленное письмо представляет собой трактат (в настоящем издании оно занимает 41 страницу), дающий острую критику общественного строя Франции и обстоятельное изложение взглядов Бабефа на важнейшие социальные проблемы: его понимание "естественного права", суждения о собственности и


2 V. Daline, A. Sailla, A. Soboul. Inventaire des manuscrits et imprimes de Babeuf. P. 1966, p. XVI.

3 "Сочинения" Бабефа будут публиковаться одновременно в СССР (в русском переводе) и во Франции (на языке оригинала).

4 См. В. М. Дали н. Социальные идеи Бабефа накануне революции. "Новая и новейшая история", 1961, N 1.

5 См. В. М. Далин. Гракх Бабеф накануне и во время Великой Французской революции. М. 1963, стр. 100 - 101.

6 См. В. П. Волгин. Французский утопический коммунизм. М. 1960, стр. 61; А. Р. Иоаннисян. Коммунистические идеи в годы Великой Французской революции. М. 1966, стр. 62 - 65.

стр. 158


т. п. Несомненно, высказанные в нем идеи навеяны передовой литературой эпохи (прежде всего Ж. Ж. Руссо), а практические предложения имеют паллиативный характер, не предусматривая полную и радикальную ломку существующих порядков. И тем не менее этот документ, написанный молодым провинциальным февдистом, самоучкой, не получившим никакого систематического образования, удивляет смелостью социальной мысли и оригинальными высказываниями. В нем есть как бы два "слоя" рассуждений: один, более умеренный, рассчитанный на восприятие либерального помещика Дюбуа де Фоссе ("Вы, милостивый государь, дворянин... и с моей стороны было бы не слишком вежливо... если бы я не смягчил свою мысль...", стр. 89) и продиктованный требованиями тактики ("перед лицом того, с чем мы сейчас должны считаться, самые интересные вопросы не могут быть ни поставлены в должной форме, ни решены в верном направлении", стр. 67). Но наряду с этим Бабеф развивает мысли, заключающие в себе очевидный революционный потенциал, дает, по существу революционно-демократическую трактовку идеи естественного права. Главное естественное право человека, по Бабефу, - это право на жизнь в необходимом достатке, его осуществление подразумевает всеобщее социальное равенство и обязательный труд. Это право абсолютно, оно выше всех остальных, в том числе и права собственности, "его надлежит требовать и отвоевывать всеми возможными средствами, вплоть до хитрости или насилия - в этом случае насилие не может считаться незаконным", оно "включает право бороться против всего, что так или иначе вредит или препятствует осуществлению этого права; в этом случае нападать значит защищаться" (стр. 88). Вслед за Руссо главным источником социального зла Бабеф считает крупную собственность и порожденное ею неравенство. Но в отличие от Руссо Бабеф полон оптимизма, он убежден, что придет время, когда "исчезнет всякое неравенство", он верит в прогресс, а "прогресс сводится к уравнению" (стр. 78). Интересны яркие рассуждения Бабефа о женском равноправии (стр. 72 - 83); они опережают свое время и, как справедливо это подчеркнул во "Введении" к тому В. М. Далин (стр. 43), в определенной мере явно перекликаются с известными мыслями по этому поводу Ш. Фурье. Для понимания дальнейшей идейной эволюции Бабефа существенно важно включенное в том первое его значительное печатное произведение - "Постоянный кадастр", - опубликованное в октябре 1789 г., то есть уже после начала революции. Характерно, что содержание этого сочинения также имеет как бы два плана. С одной стороны, Бабеф предлагал проект перестройки налоговой системы, предназначенный "для общества, такого, какое оно есть" (стр. 304). С другой - во "Вступительной речи" к своему труду он искал пути к установлению такого общественного порядка, "который должен был бы существовать" (стр. 295), и развивал идеи радикально-уравнительного характера. Примечательна горячая защита Бабефом не только "обездоленных классов" вообще, но и его внимание к бедствиям людей наемного труда (стр. 296 - 297).

Документы первого тома "Сочинений" Бабефа, имея первостепенное значение для его идейно-политической и "житейской" биографии, представляют также несомненный интерес и для общей истории Французской буржуазной революции конца XVIII века. Они отражают некоторые конкретные реальности того времени, содержат живые впечатления о событиях начавшейся революции, рассказанные вдумчивым и горячо заинтересованным наблюдателем, а в известной мере - и активным участником. В контексте современных споров о Французской революции поучительны, например, документы, связанные с работой Бабефа в качестве февдиста. Как известно, ряд современных буржуазных авторов, ополчаясь на марксистское понимание Французской революции как антифеодальной и буржуазной, утверждает, что в социально- экономическом строе предреволюционной Франции феодальные отношения уже не играли сколько-нибудь серьезной роли и сохранявшиеся феодальные повинности были лишь "бездействующим пережитком, напоминанием атрофированного органа, который только очень смелый биолог может отнести к какому-то ископаемому социальному строю прошлого"7 . Опубликованные в томе по рукописным материалам ЦПА НМЛ при ЦК КПСС письма Бабефа-февдиста показывают необоснованность подобного рода утверждений (стр. 56, 58, 217, 279). Документы Бабефа содержат интересные наблюдения о капиталистическом фермерстве и пауперизации сельской бедноты в Пикардии


7 A. Cobban. Aspects of the French Revolution. N. Y. 1968, p. 96.

стр. 159


(стр. 61-62, 68 - 69), о безработице и массовом нищенстве в результате экономического кризиса 1787 - 1789 гг. (стр. 336 - 338). Привлекают внимание также парижские впечатления и наблюдения Бабефа. Он приехал в столицу через четыре дня после взятия Бастилии и оставался там до середины октября 1789 года. В особенности примечательны впервые опубликованные на русском языке взволнованное письмо Бабефа к жене от 25 июля и первая из так называемых "лондонских корреспонденции" (от 1 - 8 октября). Они живо передают атмосферу взбудораженного Парижа в первые месяцы революции, народные настроения ("говорят во всеуслышание, что не хотят больше ни дворян, ни сеньерий, ни замков, ни сановников церкви и т. д.", стр. 233), обстановку в городе в дни октябрьского политического кризиса, связанного с народным походом на Версаль 5 - 6 октября 1789 г. (стр. 259- 268).

Опубликованные в томе документы снабжены обстоятельным научным и справочным комментарием, подготовленным В. М. Далиным. Перевод текстов, сделанный Е. В. Рубининым, доносит до русского читателя точный смысл французского оригинала. В некоторых случаях, однако, перевод терминов требовал уточнения или пояснения в комментариях. Например, слово fabrique в употреблении XVIII в. не вполне соответствует современному понятию "фабрика" (стр 95); понятие servitude, переведенное на стр. 227 как "сервитут", означает в данном контексте не права пользования крестьян угодьями крупных собственников или общинными землями, а различные виды феодального порабощения; нуждался в пояснении термин "недворянские повинности" (стр. 227, 309).

Помимо отмеченных выше статей О. К. Сенекиной и В. М. Далина, том включает также вводную статью ко всему изданию "Сочинений" Бабефа ("Бабеф, бабувизм и "заговор во имя равенства"), написанную А. Собулем.

В целом положено успешное начало большому, нужному и трудному научному предприятию, в осуществлении которого участвуют историки разных стран и прежде всего СССР и Франции.

Опубликовано 22 июля 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?