Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

САМИЗДАТ: ПРОЗА есть новые публикации за сегодня \\ 24.10.17

А. В. УШАКОВ. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В РОССИИ 1895 - 1904

Дата публикации: 4 октября 2017
Автор: И. Н. КОВАЛЕВА
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: САМИЗДАТ: ПРОЗА
Номер публикации: №1507126498 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


И. Н. КОВАЛЕВА, (c)

найти другие работы автора

М. Изд-во "Мысль". 1976. 236 стр. Тираж 10000. Цена 95 коп.

Одним из основных вопросов большой проблемы трех революций в России является вопрос о союзниках пролетариата. В революции 1905 - 1907 гг. гласным союзником пролетариата было крестьянство. Вместе с ними выступала демократическая интеллигенция (составляющая основную массу интеллигенции России), которая пошла за лозунгами пролетариата и его партии. Активное участие демократической интеллигенции в первой русской революции объяснялось тем, что она была глубоко заинтересована в осуществлении задач буржуазно-демократической революции.

Какую же роль в общественной жизни России играла демократическая интеллигенция, когда в стране на рубеже XIX - XX вв. назревал революционный кризис и определялась расстановка классовых сил - будущих участников революции? Насколько активным было ее участие в революционной борьбе в тот период? Лишь некоторые из вопросов этой проблемы привлекли внимание советских исследователей1 , проблема же в целом до последнего времени оставалась еще недостаточно изученной. Монография доктора исторических наук, профессора Московского областного заочного педагогического института А. В. Ушакова является первым исследованием, где вопрос о месте демократической интеллигенции в освободительном движении рассматривается в комплексе всех его составных частей. Привлекая обширный и разнообразный круг источников (в том числе впервые вводимые в научный оборот архивные материалы), автор сумел убедительно показать, что участие демократической интеллигенции России в революции 1905- 1907 гг. было подготовлено предыдущим периодом, когда демократические слои интеллигенции стали "важной силой в борьбе с самодержавием" (стр. 9), "одним из союзников пролетариата в его борьбе с самодержавием" (стр. 214).

Обращая внимание на социальную неоднородность российской интеллигенции и противопоставляя дворянско-помещичью и буржуазную интеллигенцию - противников революции - мелкобуржуазной или демократической интеллигенции и появившейся уже, хотя и небольшой по численности, пролетарской интеллигенции, автор показывает, почему именно демократическая интеллигенция стала участником революционного движения. Причину этого он видит в тяжелом экономическом и правовом положении широких слоев демократической интеллигенции (народных учителей, медицинских работников, средних и низших групп государственных и торгово- промышленных служащих, студентов, представителей творческой интеллигенции), что порождало в ее среде ненависть к существующим порядкам и желание их изменить. Однако в силу своей мелкобуржуазной природы демократическая интеллигенция не была политически устойчива, за нее надо было вести борьбу.

Помочь политическому пробуждению интеллигенции, ускорить рост ее революционного сознания могла только революционная социал-демократия. И автор справедливо отводит важное место вопросу об агитационной и пропагандистской работе социал-демократов среди демократической интеллигенции, о роли В. И. Ленина в широком развертывании этой деятельности. Большую роль здесь сыграла ленинская "Искра", на страницах которой помещались многочисленные обращения местных социал- демократических организаций, в которых демократическая интеллигенция призывалась к объединению с рабочим классом в обшей борьбе против царизма. Разнообразны были формы работы социал-демократов среди интеллигенции. Это листовки и прокламации местных социал-демократических комитетов РСДРП, распространение марксистской литературы, создание социал- демократических кружков, использование легальных организаций демократической интеллигенции для пропаганды революционных идей.

Большое внимание в работе уделяется вопросу о влиянии пролетарского движения на демократическую интеллигенцию России. В связи с этим движение демократической


1 Ю. Сорин. На заре. Очерк о революционном движении молодежи юга России в начале XX в. М. 1958; Н. А. Константинов. Очерки по истории средней школы. М. 1958; М. И. Матвеева. Революционное движение студентов Томского технологического института накануне первой русской революции (1900 - 1904). "Революционное движение в Сибири и на Дальнем Востоке". Вып. 1. Томск. 1960; П. С. Гусятников. Революционное студенческое движение в России. 1899 - 1907. М. 1971, и др.

стр. 159


интеллигенции разделяется на два этапа: 1895 - 1900 гг. и 1901 - 1904 годы. Первый этап - когда, по словам автора, "выступления интеллигенции носили главным образом легальный и профессиональный характер" (стр. 215), второй - переход демократической интеллигенции к политической борьбе под влиянием начавшегося массового политического движения пролетариата. Однако уже на первом этапе движение интеллигенции приобретало нередко политический характер. Протесты против реакционных порядков звучат на всероссийских съездах учителей2 , на первом Всероссийском съезде сценических деятелей, принявшем "демократическое направление" (стр. 55). Создаются общества врачей, ветеринаров, фельдшеров, которые ставят своей целью не только оказывать материальную помощь своим членам, но и защищать их права. Передовые артисты ставят в театрах произведения прогрессивных драматургов, что, как справедливо замечает автор, играло "большую роль в формировании революционного мировоззрения рабочих" (стр. 60).В работе убедительно показано, что политические черты движение демократической интеллигенции на первом этапе приобретало под влиянием социал-демократов. Так, они занимались революционным воспитанием студенческой молодежи. Успешно велась эта работа и в специальных средних учебных заведениях, где учились в основном дети рабочих и крестьян (стр. 177). В высших и средних учебных заведениях создаются социал-демократические кружки и организации, участники которых вели революционную пропаганду и агитацию не только среди учащихся, но и в среде рабочих (стр. 130). Влияние социал-демократии отчетливо сказалось и в резолюции 6-го Пироговского съезда врачей (1896 г.) о сокращении рабочего дня для рабочих (стр. 45).

Заметный перелом в характере движения демократической интеллигенции начинается с начала 1900-х годов, когда под влиянием массовой политической борьбы пролетариата протесты широких кругов демократической интеллигенции начинают приобретать отчетливо выраженный политический характер. Это проявляется в содержании ее требований, в новых формах и методах борьбы, которые заимствуются непосредственно от пролетариата, в совместных с рабочими выступлениях. 2-й Всероссийский съезд учителей (декабрь 1902 г. - январь 1903 г.) "вылился в яркую политическую демонстрацию" (стр. 28). Такой же характер приняли 8-й и 9-й Пироговские съезды врачей (1902, 1903 гг.), 3-й съезд деятелей по техническому и профессиональному образованию (1903 г.), студенческий съезд (1902 г.). Даже выдвижение профессиональных требований представителями демократической интеллигенции начинает приобретать политический характер (стр. 111 -112, 208 - 209), Создаются нелегальные союзы (стр. 49, 104, 112 - 114, 116), происходит слияние социал-демократических групп и кружков в среде интеллигенции в большие организации (стр. 144, 192 и др.).

Но особенно глубоко влияние массового политического движения пролетариата сказалось на применении демократической интеллигенцией пролетарских методов борьбы (стачки, митинги, сходки, демонстрации). Стачки врачей, народных учителей, торговых, земских и государственных служащих, студентов, учащихся средних учебных заведений стали обычным явлением в России тех лет. В работе приводятся разнообразные материалы, свидетельствующие о большом размахе этой новой формы борьбы демократической интеллигенции. Митинги и демонстрации учителей, медицинских работников, служащих, учащихся приобретали политический характер (стр. 38, 50 - 51, 117, 145, 153 - 154, 205, 211 и др.).

Новой чертой движения демократической интеллигенции становятся ее совместные выступления с рабочими. В книге приводится множество фактов объединенных революционных действий народных учителей, медицинских работников, служащих с рабочими (стр. 38, 50 - 51, 116 - 117 и др.). Но особенно дружно выступают с рабочими студенты. Автор справедливо уделяет этому вопросу большое внимание. Ведь привлечение студенчества, "самой отзывчивой части интеллигенции"3 , на сторону революции было для социал-демократов одной из главных задач. Большое значение имело обращение Ленина к рабочим с призывом прийти на помощь студентам (статья "Отдача в солдаты 183-х студентов"). С 1901 г. начали происходить совместные политические демонстрации рабочих и студентов. Участие рабочих в студенческих демонстрациях приобретало все более массовый характер (стр. 156) и придавало студенческим выступлениям черты организованности и стой-


2 В 1896 г. в Нижнем Новгороде состоялся даже нелегальный 1-й Всероссийский съезд народных учителей.

3 В. И. Ленин. ПСС. Т. 7, стр. 343.

стр. 160


кости. Благодаря участию рабочих в этих выступлениях политическое сознание студентов росло значительно быстрее, они начинали понимать, что в политической борьбе руководящей силой должен быть пролетариат (стр. 158).

Таким образом, в работе прослеживается процесс политического пробуждения демократической интеллигенции в конце XIX - начале XX в., когда она становится активным участником нараставшего революционного движения в России, союзником пролетариата, гегемоном революционного лагеря.

Наряду с достоинствами есть в работе и недостатки. Отсутствует четкое объяснение, почему автор в истории российской интеллигенции выделяет период 1895 - 1904 гг. и берет его темой своего исследования. Следовало бы в начале работы аргументировать научную важность данного периода, связав его с проблемой буржуазно-демократической революции в России. В начале работы автор делит интеллигенцию на три профессиональные группы: сферы материального производства, области культуры, чиновничья (стр. 8), но ничего не говорится о студенческой молодежи. А между тем в монографии есть специальные главы о революционном движении учащихся высших и средних учебных заведений. В состав мелкобуржуазной интеллигенции автор включает "средний технический и медицинский персонал" (стр. 5). Однако о его участии в революционном движении демократической интеллигенции ничего не сказано. Следовательно, большая категория демократической интеллигенции выпадает из поля зрения автора. В книге делается вывод, что студенческое движение второй половины 90-х годов XIX в. носило в основном академический характер (стр. 140). Однако все предшествующее изложение и разнообразные документальные материалы этого раздела противоречат этому выводу. Такие факты, как широко поставленная социал-демократическая пропаганда в высших учебных заведениях в эти годы, социал-демократические кружки и организации, многочисленные выступления студентов по политическим поводам, наконец, применение в 1899 г. под влиянием рабочего движения пролетарского средства борьбы - стачки (первая всеобщая студенческая забастовка проходила под влиянием социал-демократов) - все это свидетельствует о политическом в значительной степени характере студенческого движения в эти годы, о все более усиливавшемся влиянии на него социал-демократов и пролетарского движения.

Опубликовано 4 октября 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?