Рейтинг
Порталус

История науки. "ЖЕЛАНИЕ СЛУЖИТЬ ОБЩЕМУ БЛАГУ"

Дата публикации: 18 июня 2014
Автор(ы): Академик РАСХН В. А. ДРАГАВЦЕВ, член Лондонского Королевского Линнеевского общества, директор Всероссийского научно-исследовательского института растениеводства им. Н. И. Вавилова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1403083028


Академик РАСХН В. А. ДРАГАВЦЕВ, член Лондонского Королевского Линнеевского общества, директор Всероссийского научно-исследовательского института растениеводства им. Н. И. Вавилова, (c)

В 1934 г. английские профессора А. Грей, В. Д. Купер и Д. Лоуренс в отчете своему правительству писали: "Ни в одной европейской стране, кроме как в России, не ведется в таком широком масштабе работа по изучению и мобилизации культурных и дикорастущих растений со всего земного шара для практического использования в селекции. Если русские даже частично осуществят свои грандиозные планы, то и тогда они внесут огромный вклад в мировое растениеводство". Это была объективная оценка деятельности академика Н. И. Вавилова и его учеников.

Отечественная школа специалистов по генетическим ресурсам растений практически весь XX в. прочно лидировала в мире. А в 1998 г. в постановлении Консультативной группы по международным исследованиям в сельском хозяйстве (Мировой банк, Вашингтон) было подчеркнуто: "Российская мировая коллекция генетических ресурсов растений, основоположником которой был великий Н. И. Вавилов, до сегодняшнего дня является самой уникальной и богатой по разнообразию из всех существующих в мире". Это означает, что созданное Николаем Ивановичем в 20 - 30-е годы в настоящее время продолжает коллектив Государственного научного центра РФ - Всероссийский НИИ растениеводства им. Н. И. Вавилова.

Николай Иванович родился 25 ноября 1887 г. в Москве, в семье купца. В 1906 г. закончил коммерческое училище и поступил в Московский сельскохозяйственный институт (позднее Петровская земледельческая, затем - Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева). Еще студентом вел научную работу, участвовал в экспедициях по Северному Кавказу и Закавказью, опубликовал дипломную работу об улитках как вредителях полей и огородов и получил за нее премию московского Политехнического института*. Его учителями были агрохимик, автор теории питания растений, впоследствии академик Д. Н. Прянишников и селекционер Д. Л. Рудзинский. С 1911 г. Вавилов работал в Бюро по прикладной ботанике (Санкт-Петербург) под руководством замечательного знатока зерновых культурных растений Р. Э. Регеля и ботаника, миколога и фитопатолога, будущего члена-корреспондента АН СССР А. А. Ячевского, где прошел практику по фитопатологии. В 1912 г. опубликовал статью "Генетика и ее отношение к агрономии", показавшую роль тогда только-только зарождавшейся науки в создании новых сортов сельскохозяйственных культур.

В 1913 г. Николая Ивановича направили за границу для завершения образования. Он изучал иммунитет растений

* См.: Г. Г. Григорян. Политехнический музей. - Наука в России, 2003, N 2 (прим, ред.).

стр. 47

в биологических и агрономических центрах Англии, Франции и Германии, в частности у одного из основоположников генетики У. Бэтсона (с 1923 г. - иностранный член АН СССР), стажировался у биометрика Р. Г. Пеннета и Э. Геккеля - одного из крупнейших биологов рубежа XIX - XX вв.

Первая мировая война помешала Вавилову выполнить всю программу поездки. Вернувшись в 1914 г. не без приключений из Германии в Россию, он стал преподавать на Высших женских сельскохозяйственных курсах и вел летний курс частного земледелия в Московской сельскохозяйственной академии. В 1916 г. его командировали в Персию, чтобы установить причины загадочной болезни, которой страдали русские солдаты от местного хлеба. Быстро обнаружив их (оказалось, пшеница была сильно запорчена ядовитым плевелом), Вавилов именно тут впервые занялся проблемой происхождения культурных растений, что затем стало главным интересом его жизни.

Летом 1917 г. он стал преподавать на Высших сельскохозяйственных курсах в Саратове. Вскоре, 25 октября 1917 г. по конкурсу его избрали помощником заведующего Отделом (так с 1916 г. называлось бывшее Бюро, возглавляемое Р. Э. Регелем) прикладной ботаники Министерства земледелия (Санкт-Петербург). В 1917 г. Николая Ивановича избрали профессором кафедры частного земледелия и селекции Воронежского сельскохозяйственного института и одновременно Саратовского университета (агрономический факультет). В 1920 г. его назначили заведующим Отделом прикладной ботаники и селекции бывшего Сельскохозяйственного учетного комитета.

В этот период Вавилов публикует книги "Полевые культуры Юго-Востока", "Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям" и открывает закон гомологических рядов, установивший параллелизм в наследственной изменчивости родственных групп растений. О последнем он докладывал в Саратове в июне 1920 г. III Всероссийскому съезду селекционеров. Съезд направил в Совнарком телеграмму, где говорилось: "Теория эта представляет крупнейшее событие в мировой биологической науке, соответствуя открытиям Менделеева в химии, открывает самые широкие перспективы для практики...". Агроном и почвовед, академик с 1932 г. Н. М. Тулайков говорил: "Что можно добавить к этому докладу? Могу сказать только одно: не погибнет Россия, если у нее есть такие сыны, как Николай Иванович Вавилов".

В 1921 - 23 гг. Вавилов, изучая мировые растительные ресурсы, посетил США, Канаду, Англию, Францию, Германию, Швецию и Голландию, где знакомился с крупнейшими научными центрами. В 1924 г. - путешествие в Афганистан, в 1925 г. - в Хорезм, в 1926 - 27 гг. - во все страны Средиземноморья, Абиссинию и Эритрею, в 1929 г. - в Западный Китай, Японию, Тайвань, Корею, в 1930 г. - в США, Центральную Америку и Мексику, в 1932 - 33 гг. - в Юкатан, Перу, Бразилию, Боливию, Чили, Аргентину, Уругвай, Тринидад, Кубу, Пуэрто-Рико. Всего Николай Иванович организовал и провел более 50 экспедиций.

После смерти Р. Э. Регеля Вавилов с марта 1921 г. возглавил Бюро прикладной ботаники, в 1925 г. решением Совнаркома превращенное в Институт прикладной бота-

стр. 48

ники и новых культур, а с 1930 г. - во Всесоюзный институт растениеводства (ВИР). Впоследствии один из соавторов открытия делимости гена, установивший эффект положения генов, академик Н. П. Дубинин писал: "Под руководством Н. И. Вавилова ВИР превратился в крупнейшее научное учреждение по изучению культурных растений. Н. И. Вавилов словно магнит притягивал к себе талантливых ученых. Все отделы ВИРа возглавляли известные и крупные исследователи".

Главной задачей ВИРа было "...повышение урожайности всех видов сельскохозяйственных и лесных угодий СССР". Проводить соответствующие работы ученый предлагал на основе ресурсов установленных им (1926 г.) очагов формообразования, или центров происхождения культурных растений.

В 1921 г. Николай Иванович Вавилов избран членом-корреспондентом, а в январе 1929 г. - академиком АН СССР В 1929 г. основали Всесоюзную академию сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ), и он стал ее президентом. В 1933 г. создал Институт генетики АН СССР и был назначен его директором. В 1931 г. избран президентом Всесоюзного географического общества.

Огромным уважением пользовался Вавилов у зарубежных коллег: он был членом Лондонского Королевского Линнеевского общества, Испанского общества испытателей природы, почетным членом Американского ботанического общества, Общества садоводов в Лондоне, членом Индийской и Аргентинской академий наук, членом-корреспондентом Шотландской и Германской академий наук. В 1927 г. возглавил советскую делегацию на V Международном генетическом конгрессе в Берлине, где выступил с докладом "О мировых центрах генов культурных растений". В 1932 г. его избрали вице- президентом VI Международного конгресса по генетике в Итаке (США).

Вожди большевиков в 20-е годы высоко ценили Николая Ивановича. Управляющий делами Совнаркома академик Н. П. Горбунов при назначении Вавилова директором ВИРа назвал его "ученым мирового масштаба..., пользующимся громадным авторитетом как в нашем Союзе, так и в Западной Европе и Америке".

В 1926 г. Вавилов в числе первых пяти советских ученых получил премию имени В. И. Ленина "за исследования культурных растений и разработку вопроса об их происхождении". С 1927 по 1935 г. он - член ЦИК СССР (в 1927 - 29 гг. - член ВЦИК), депутат Ленинградского городского Совета, входил в состав коллегии Наркомата земледелия СССР.

Тем не менее Николай Иванович не скрывал свое скептическое отношение к коммунистическим идеям, оставался беспартийным. В 1932 г. его предупредили, что, не вступив в партию, он не сможет выезжать за границу. Однако он отказался. А в узком кругу соратников говорил о гибельности насильственной коллективизации, об отсутствии в СССР свободы мнений, о том, что диктатура пролетариата - тяжкий гнет для интеллигенции, колхозники же превращаются в рабов и т. п. И по указанию Сталина НКВД организовал слежку за ученым с 1930 г., все его высказывания фиксировал и накапливал в секретных протоколах.

стр. 49

В 1937 г. Вавилов получил удар от Сталина: было запрещено проведение в СССР VII Международного конгресса генетиков. Тогда Международный совет по генетике решил перенести его в Эдинбург, а Вавилова избрали его президентом. Однако власти ученому ехать запретили. Вместо него в Эдинбурге председательствовал британский генетик Ф. Крю. Он сказал: "Вы пригласили меня играть роль, которую так украсил бы Вавилов. Вы надеваете его мантию на мои, не желающие этого, плечи. И если в ней я буду выглядеть неуклюже, то Вы не должны забывать - эта мантия сшита для более крупного человека".

В мае 1939 г. по предложению академика Т. Д. Лысенко ВАСХНИЛ не утверждает отчет ВИРа. Труд тысячного коллектива признается бесполезным, руководство ВИРа - порочным. "Вавилон должен быть разрушен" - эта фраза И. И. Презента (идеолога Т. Д. Лысенко) откровенно тиражируется в коридорах ВАСХНИЛ и в Правительстве.

В экспедиции по Западной Украине (район Черновиц) 6 августа 1940 г. Вавилова арестовали. "Этот арест - одна из самых больших ошибок власти с государственной точки зрения", - подчеркнул основоположник геохимии и создатель теории о ведущей роли живых существ в геохимических процессах академик В. И. Вернадский. После пыток и мучительных допросов (в течение года Вавилова допрашивали 400 раз, общая продолжительность допросов - 1700 ч) 9 июня 1941 г. его приговорили к расстрелу с конфискацией имущества. Получив бланки "о порядке подачи им ходатайства о помиловании", он отправил их в Президиум Верховного Совета СССР. Однако вскоре был получен отказ с подписью Сталина.

5 марта 1942 г. одна из старейших научных академий Европы - Лондонское Королевское общество, не зная о судьбе Вавилова, выдвинула его (вместе с итальянским физиком, нобелевским лауреатом Э. Ферми, американским генетиком, нобелевским лауреатом Г. Меллером и советским математиком И. М. Виноградовым) в свои члены, и 23 апреля 1942 г. избрание состоялось. В мае 1942 г. это стало известно в Москве, и 13 июня 1942 г. заместитель народного комиссара внутренних дел В. Н. Меркулов обратился к председателю коллегии Верховного суда СССР В. Ульриху с просьбой об отмене высшей меры наказания Вавилову, а заключенному предложили подать ходатайство об отмене смертной казни. Николай Иванович написал, и смертную казнь заменили 20 годами тюрьмы. Но было поздно: 26 января 1943 г. Вавилов умер в Саратовской тюрьме от дистрофии (голода). Место его захоронения до сих пор точно не известно.

С 1945 г. на Западе стали появляться некрологи. Лидер мировой генетики хлопчатника американец С. К. Харланд писал: "Множество друзей в Европе и Америке будут оплакивать его смерть. Наука будет помнить его достижения, которые переживут его личное несчастье". Англичанин Т Г Гексли, доказавший морфологическую близость человека и высших обезьян, птиц и пресмыкающихся, медуз и полипов, писал "о трагической судьбе одного из лучших ученых, коего когда-либо производила на свет Россия". Иностранные члены АН СССР фармаколог и физиолог Г. Х. Дейл и генетик Г. Меллер в знак протеста против расправы с Вавиловым подали заявления о выходе из АН СССР 20 августа 1955 г. Отавная военная прокуратура СССР отправила жене Вавилова письмо о прекращении его дела за отсутствием состава преступления...

До сих пор идеи Вавилова оплодотворяют умы исследователей даже в далеких от биологии областях. Так, профессор В. П. Яковлев в журнале "Успехи современной радиоэлектроники" в 2001 г. писал: "Обобщенное понятие системы было введено Н. И. Вавиловым и использовалось задолго до появления современной системотехники, поэтому Н. И. Вавилова можно считать основателем системотехники".

Сейчас историческая значимость пионерских работ Н. И. Вавилова стала общепризнанной в мировом масштабе. Генный банк Бразилии и Бюро растениеводства в

стр. 50

Индии носят его имя. В кабинетах директоров генных банков США, Венгрии, Португалии, других стран висят портреты российского ученого, и это не случайно: он - основатель важнейшего научного глобального направления - изучения и сбора генетических ресурсов растений, развитие которого на 80 - 90% способно обеспечить продовольственную безопасность населения Земли.

Научная школа, созданная им, - уникальна. Ее составляют около 80 человек его близких соратников и свыше 200, работающих в русле идей Николая Ивановича в разных частях света. Множество выдающихся открытий в генетике, физиологии растений, биохимии, биотехнологии, экологии, исторической географии растений, эволюции и т. д. сделано ими. Так, Г. Д. Карпеченко создал капустно-редечный гибрид - новый род растений, неизвестный природе. Это растение имеет особый рукотворный геном, поэтому прав был профессор Н. Н. Воронцов, считавший Карпеченко первым геномным инженером в мире. Кстати, Карпеченко до конца вместе с Н. И. Вавиловым боролся с антинаучной агрессией Лысенко и был расстрелян НКВД 28 июля 1941 г. Член- корреспондент АН СССР ГА Л свитский - всемирно известный цитолог, открывший митохондрии у растений, - погиб 20 мая 1942 г. в тюрьме. Были арестованы и лучшие ученики Г. А. Левитского: Н. П. Авдулов, Б. А. Вакар, В. П. Чехов, Я. Е. Элленгорн. Самого талантливого из них - генетика Ф. Г. Добржанского - спасло то, что он не вернулся на Родину из научной командировки в США. Профессора Л. И. Говорова - выдающегося специалиста в области селекции, семеноводства и автора до сих пор не потерявшего значения труда "Методы селекции растений на физиологические и химические свойства" - арестовали 15 марта 1941 г.; он умер в тюрьме 13 января 1943 г.

Академик ВАСХНИЛ П. М. Жуковский - соратник Н. И. Вавилова - прославил отечественную науку трудами, изложенными в монографиях "Культурные растения и их сородичи", "Земледельческая Турция", его учебник "Ботаника" переведен на многие языки мира. На посту директора ВИРа после смерти Н. И. Вавилова он отдал немало сил для спасения этого уникального центра растениеводства.

Профессор Г. С. Зайцев - генетик и селекционер - внес огромный вклад в селекцию хлопчатника, его именем назван Институт хлопководства под Ташкентом. Профессор Е. Н. Синская - ближайший помощник Николая Ивановича - разработала и внедрила экологический метод в селекцию растений, ее книги "Динамика вида", "Проблемы популяций у высших растений", "Видообразование у люцерны и других растений" интересны специалистам и сегодня. Профессор Г. Т. Селянинов, агрометеоролог, создал важнейший параметр экологии - гидротермический коэффициент. Составленные в его отделе "Агроклиматическая карта мира", "Мировой агроклиматический справочник", "Агроклиматические зоны СССР" используются и поныне. Профессор Ф. Х. Вахтеев - один из самых верных и последовательных учеников Вавилова - впервые в мире скрестил два злака - ячмень с элимусом. Академик ВАСХНИЛ С. М. Букасов - крупнейший в мире специалист по картофелю: систематизировал его виды, создал новую селекцию этого растения путем межвидовой гибридизации. Профессор Е. В. Вульф - ботаник международного уровня. Его книги "Историческая география растений", "История флор земного шара", "Культурная флора земного шара" цитируют и в наши дни. Профессор К. И. Пангало - соратники друг Н. И. Вавилова - всемирно известный специалист по бахчевым культурам, создавший систематику бахчевых культур...

Перечень уникальных специалистов, сплотившихся вокруг Николая Ивановича, пожалуй, единственный в биологии пример формирования блестящей научной школы. Его можно продолжать и продолжать. Но важнее другое: в истории Ленинграда - Санкт-Петербурга вавиловская научная школа - одно из уникальных исторических явлений, принадлежащее не только России, но и всему человечеству.

Опубликовано на Порталусе 18 июня 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама