Рейтинг
Порталус

ТРЕТИЙ ПРИНЦИП

Дата публикации: 05 июля 2014
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1404586455


Автор: ВЯЧЕСЛАВ МОЛОДИН, НИКОЛАЙ ДИКАНСКИЙ, МАРИЯ ЧЕРЕВИКИНА

Академик Вячеслав МОЛОДИН, первый заместитель председателя СО РАН,

член-корреспондент РАН Николай ДИКАНСКИЙ, ректор Новосибирского государственного университета,

кандидат экономических наук Мария ЧЕРЕВИКИНА, заместитель начальника отдела Управления организации научных исследований СО РАН

Опыт развития СО РАН доказал правильность заложенных при его основании трех фундаментальных принципов: взаимопроникновение различных наук - тесная связь с реальной экономикой - глубокая интеграция с образованием. "Третий принцип, - отмечал первый председатель Отделения академик Михаил Лаврентьев, - гармоничное сочетание ученых старшего поколения и молодежи. Основную массу в научном центре должна составлять молодежь - студенты и аспиранты. Здесь должен быть университет, студенты которого слушали бы лекции ученых, делающих науку в академических институтах, и обучались бы на новейшем оборудовании этих институтов".

стр. 62

ШАГ ПЕРВЫЙ

Начиная полвека назад формирование далеко от Москвы уникального по масштабам, сочетанию областей знания и концентрации на небольшой территории научного центра - Сибирского отделения АН СССР, его основатели академики Михаил Лаврентьев, Сергей Христианович, Сергей Соболев понимали: без "своего" университета невозможно обновление кадров, а значит, и развитие. Поэтому решение о создании такого учебного заведения стало историческим в смысле и влияния на будущее, и опоры на предшествующий опыт Российской академии наук, ибо еще Петр I для пополнения ее отечественными учеными в 1724 г. присоединил к ней университет.

Новосибирский государственный университет (НГУ) был открыт в 1959 г. И с первых дней он максимально был сориентирован на науку, поэтому лекции студентам читали академики, на всех факультетах преподавали ученые высокой квалификации. Начиная с третьего курса молодые люди проходили практику в лабораториях институтов, органично включаясь в их исследования. Так воспитывали единомышленников, способных продолжить научное направление, а в любой иной сфере будущей деятельности, будь то промышленность, сельское хозяйство или образование, воспринять научные идеи и разработки. В короткий срок НГУ вошел в число ведущих в стране по уровню подготовки специалистов. Сегодня обучение студентов, а также тех, кто повышает квалификацию в магистратуре и аспирантуре, ведется на базе 33 институтов Новосибирского научного центра СО РАН. Из 1600 преподавателей университета две трети - штатные сотрудники Отделения.

Минувшие 50 лет показали эффективность такой системы подготовки кадров. В 16-ти институтах СО РАН от 80 до 90% научных сотрудников - выпускники НГУ, в 5-ти - от 50 до 60%. Директора 26-ти институтов также имеют дипломы о его окончании. Всего же в

стр. 63

стенах НГУ сформировалось около трети научных кадров Отделения.

НАУКА СО ШКОЛЬНОЙ СКАМЬИ

В 1963 г. НГУ был "достроен" системой подготовки и отбора абитуриентов, роль которой взяла на себя специализированная средняя школа-интернат физико-математического и химико-биологического профиля (в настоящее время - учебно-научный центр), носящая ныне имя академика Лаврентьева. Одаренных ребят - будущих учеников - искали с помощью олимпиад по всей Сибири и Дальнему Востоку, в Казахстане и Средней Азии. Как и в университете, большая часть ее преподавателей - сотрудники СО РАН, в том числе доктора и кандидаты наук. В результате система подготовки в данной школе отличается оригинальными авторскими методиками преподавания, приближенными к университетским, и кафедральным принципом образовательного процесса.

Такие подходы к выявлению и поддержке талантливой молодежи не утратили своего значения и поныне. Ежегодно при активном участии сотрудников СО РАН проводятся Всесибирские олимпиады для школьников, конференции, организуются летние и зимние школы, а еще - заочные школы по математике, физике, химии, геологии, экономике. В них принимают участие более 4 тыс. учащихся из различных районов Сибири и Дальнего Востока. Даже в труднейшие для отечественной науки 1990-е годы система не дала сбоя, поддерживая и развивая непрерывную подготовку кадров.

Столь удачный опыт удалось внедрить и в других научных центрах нашего Отделения. Например, в Иркутском научном центре ученые институтов СО РАН работают в лицее при Иркутском государственном университете, компьютерной школе "Алиса". В Красноярске молодые научные сотрудники занимаются с подростками в школе космонавтики при Красноярском государственном университете. Преподаватели Якутского государственного университета и сотрудники Якутского научного центра СО РАН готовят школьников на базе физико-математического форума "Ленский край". В Улан-Удэ действует сформированная Бурятским научным центром "Малая академия наук" - центр дополнительного образования для учеников 7 - 11 классов.

Кроме того, наши ученые участвуют в развитии элитного варианта среднего образования как основы современного высшего, а также разработке новаторских курсов. Так, на базе предложенных авторских программ в общеобразовательных школах обучают экономике и программированию. С участием преподавателей НГУ и ученых СО РАН для учителей издается специальный журнал.

НОВЫЕ ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ

Еще одна форма интеграции: научный институт становится базовым для той или иной кафедры и факультета вуза, предоставляя не только оборудование для обучения, но и рабочие места для студентов и аспирантов, вовлекая их в исследовательский процесс. Преподаватели-ученые во многом формируют структуру учебных курсов. Появление новых специальностей,

стр. 64

укрепление материальной базы, кадровая политика определяются деканатами факультетов совместно с руководством базовых институтов. Тем самым решается важнейший вопрос: выявление перспективной потребности в кадрах различного профиля для науки, образования, экономики.

Во многих вузах созданы лаборатории, позволяющие их сотрудникам проводить исследования совместно с учеными Отделения в рамках тематики академических учреждений. Сегодня 55 наших институтов являются базовыми для 64 факультетов вузов Сибири, причем за последние пять лет число этих факультетов увеличилось почти наполовину Совместные лаборатории и кафедры расширяют "присутствие" СО РАН в регионе. Особенно это важно для небольших (по числу институтов) научных центров и отдельных городов.

На научные конференции и школы для молодых ученых институты Отделения приглашают аспирантов и студентов вузов. Например, начиная с 1998 г. в Институте солнечно-земной физики СО РАН (Иркутск) при участии местного университета, Московского физико-технического института, физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и при поддержке прежде всего Российского фонда фундаментальных исследований проводят Международную Байкальскую молодежную научную школу по фундаментальной физике, где с обзорными лекциями выступают ведущие российские и зарубежные ученые, а наряду с ними с самостоятельными докладами - старшекурсники. Для многих студентов это первое публичное представление своей работы.

Опыт сотрудничества с базовыми факультетами, совместными кафедрами, лабораториями позволил нашим учреждениям успешно использовать программные формы интеграции науки и высшего образования. Скажем, Красноярским государственным университетом в рамках российско-американской программы "Фундаментальные исследования и высшее образование" (американский Фонд гражданских исследований и развития) создан научно-образовательный центр "Енисей", реализующий проект "Фундаментальные основы экологизации образования и технологий". Руководят им ведущие специалисты институтов Биофизики, Химии и химической технологии СО РАН.

В рамках федеральной целевой программы "Интеграция" в 2000 г. на базе нескольких факультетов НГУ и институтов СО РАН организован научно-образовательный центр "Молекулярный дизайн и экологически безопасные технологии", получивший поддержку американского Фонда Маккартуров (1,5 млн. дол. на 2000 - 2005 гг.). Здесь заняты решением междисциплинарных проблем, относящихся к важным, но пока нерешенным задачам современной науки. И предложенные для этого лекционные курсы (супрамолекулярная химия, молекулярный дизайн катализаторов, материалы XXI в., дизайн молекулярных магнетиков, новое в биоорганической химии) и практикумы изначально готовят студентов так, чтобы они обладали широким кругозором, владели передовыми научными знаниями. Этот центр проводит учебные семинары и курсы повышения квалификации, в том числе для учителей, лекции в летних и зимних школах для школьников, международные научные студенческие конференции; созданы интернет-сайты с образовательными материалами.

СУПЕРОБОРУДОВАНИЕ - СТУДЕНТАМ

Фундамент будущего знания можно построить только с применением самого передового оборудования. Без этого никакая исследовательская увлеченность молодежи не приведет к появлению ученых новой генерации, инженерной элиты, способной осуществить инновационный технологический прорыв. Поэтому учреждения СО РАН предоставляют вузам возможность использовать многочисленные приборы своих 16 центров коллективного пользования. Например, на базе одного из них, Байкальского аналитического, Лимнологическим институтом совместно с химическим факультетом Иркутского государственного университета создана научно-образовательная группа, где студенты осваивают навыки работы на уникальном оборудовании (хромато-масс-спектрометр "Agilent" GC 6890, просвечивающий электронный микроскоп LEO 906, сканирующий микроскоп Philips SEM 525M, масс-спектрометр с плазменной ионизацией ICP-MS PlasmaQuad и др.).

Студенты НГУ и Новосибирского педагогического университета, специализирующиеся в области орга-

стр. 65

нической химии, регулярно приходят в Химический сервисный центр СО РАН. На установленных здесь ядерно-магнитно-резонансном спектрометре АС-200, электронно-парамагнитно-резонансном спектрометре ESP-300 D ежегодно выполняют множество курсовых и дипломных работ.

На многопроцессорной ЭВМ МВС-1000/32 "Сибирского суперкомпьютерного центра СО РАН" проходят обучение студенты факультетов НГУ - механико-математического и информационных технологий. А в Сибирском центре синхротронного излучения при Институте ядерной физики им. Г. И. Будкера ежегодно работают до 30 студентов НГУ и Новосибирского технического университета.

Региональным центром коллективного пользования СО РАН в Красноярске заключены соглашения с крупнейшими вузами города о сотрудничестве в применении уникального оборудования. Аспиранты, будущие магистры, студенты осваивают новейшие методы исследований с использованием импульсного спектрометра ядерного магнитного резонанса (ЯМР), фурье-спектрометра ЯМР высокого разрешения, хроматографического анализатора, атомно-абсорбционного спектрофотометра и т.д.

Особо следует выделить развитие единого информационного пространства научных центров на базе сети Интернет, а также Государственной публичной научно-технической библиотеки СО РАН, предоставляю-

стр. 66

щей доступ к литературе и электронным ресурсам, включая полнотекстовые статьи ведущих российских и международных журналов.

СО РАН - ФИРМЫ - ВУЗЫ

В последние годы обозначился интерес инновационных фирм к кооперации с нашим отделением и вузами в привлечении студентов к созданию наукоемкой продукции на базе разработок институтов СО РАН, а также подготовке специалистов высшей квалификации, владеющих инновационными технологиями.

Пример подобного сотрудничества - взаимодействие в Красноярске Института вычислительного моделирования, Государственного технического университета и Научно-производственного предприятия "Сиб ЭРА", специализирующегося в области промышленной безопасности опасных производств. С использованием научно-технического потенциала последнего проводятся лекционные и лабораторные занятия, производственная практика и подготовка дипломных проектов и диссертаций.

В Новосибирском научном центре на базе НГУ, Института катализа им. Г. К. Борескова при участии Лимнологического института, а также фирмы "ЭкоНова" создан научно-образовательный и методический центр "Хроматография". Главная его задача - подготовка и переподготовка специалистов по аналитической химии, владеющих современными методами анализа. В результате университет без затрат обучает студентов силами сотрудников СО РАН с применением бесплатного оборудования, а фирма, производящая эту технику, укрепляет свои позиции на рынке за счет ее совершенствования в процессе испытаний в данном центре и вместе с тем способствует подготовке специалистов, умеющих ею управлять.

Важная форма взаимодействия науки и образования - создание учебников; ежегодно специалисты нашего Отделения издают от 15 до 30. Особо значим вклад в эту работу представителей сибирской математической школы, предложивших уникальную серию "многоуровневых" учебников для средней школы и пособий для учителей. Построены они таким образом, что для обычных и "продвинутых" учеников дается общая понятийная основа, базирующаяся на современных математических представлениях. Но по одной и той же теме учитель может варьировать уровень сложности задач в зависимости от способностей школьника и фактически приближаться к индивидуальному подходу в обучении. Сложнейший методический труд стал возможным благодаря богатейшему опыту, накопленному в физматшколе (за эту разработку авторский коллектив, состоящий из преподавателей НГУ и его специализированного учебно-научного центра, ученых Института математики СО РАН, удостоен премии Президента Российской Федерации в области образования за 2000 г.).

Большую роль играют ученые СО РАН и в выпуске учебников на языках народов Сибири. Сегодня их изучение в школах ведется на базе азбук и грамматик, подготовленных нашими филологами.

Итог активного участия СО РАН в образовательном процессе - высокий уровень выпускников курируемых им вузов, что обеспечивает кадровое пополнение академической, отраслевой и вузовской науки, способствует повышению квалификации руководящего звена других отраслей экономики.

Опубликовано на Порталусе 05 июля 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама