Главная → ВОПРОСЫ НАУКИ → ПРОБЛЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В РАМКАХ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ИЗДАНИЯ
Дата публикации: 21 августа 2014
Автор(ы): Г. И. ЕВСЕЕВА →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ →
Источник: (c) http://portalus.ru →
Номер публикации: №1408625519
Г. И. ЕВСЕЕВА, (c)
Portalus.ru продолжает серию публикаций о проблемах современной научной книги в России
Книга остается главным средством фиксации и передачи научных знаний. В книгах сохраняется научный багаж человечества, и каждое новое поколение участвует в его отборе, переработке и передаче последующим поколениям. До начала XXI в. авторитет книги был непререкаем. Информационный век, на наш взгляд, начался с хаоса. Современное состояние научной книги вызывает тревогу.
Ускорение и облегчение обработки информации приводит к компилятивному характеру изложения, т. е. большему проникновению в науку вторичных сведений, повторяемых многократно и интепретируемых по-разному. К сожалению, появляется большое количество публикаций, не содержащих существенно новых знаний. Особенно это прослеживается на примере статей в журналах и сборниках научных конференций. "Засорение" информационного пространства науки, на наш взгляд, отягощает и удлиняет исследовательский поиск. Активное развитие таких форм научных мероприятий, как конференции (особенно заочные), наряду с изданием сборников тезисов докладов и материалов, а также ростом числа научных периодических изданий, призванных активизировать обсуждение проблем и служить коммуникативным целям, на деле приводит к отрицательным результатам. Происходит увеличение числа и снижение качества научных материалов. Попытка формализировать процесс апробации результатов диссертационных исследований на стадии их публикации сопровождается вмешательством экономических, личностных и других факторов. Соискатель искомой степени теперь ищет не авторитетных специалистов для экспертизы и выхода на новую научную ступень, а журнал, в котором проще, быстрее (а порой и дешевле) можно опубликовать материалы.
Научные публикации готовятся недобросовестно, что проявляется, в частности, в библиографических ссылках, в действительности не соответствующих выходным сведениям указанных источников1. Поспешность и непрофессионализм редакторской подготовки научных книг чреваты ошибками в формулах, вычислениях, графиках и чертежах, в научно-вспомогательном аппарате. Косноязычие и непоследовательность в изложении - не редкость в работах ученых. Видя все это, многие студенты к 5-6-му курсу просто решают заказать дипломную работу в Минске или в странах ЕС, где качество источников остается на высоком уровне. Российская наука в ХХ веке всегдаотличалась своим качеством и скрупулезностью. И важно не потерять эти стандарты в погоне за массовостью научных публикаций или финансовой выгодой.
Достаточно часто можно встретить и преднамеренно неправильно определенный тип издания: ввиду отсутствия средств монография издается под видом учебного пособия без каких-либо атрибутов данного типа. Это принижает значение научной книги и существенно снижает качество учебного издания, не находящего в полной мере своего адресата.
Возможно и обратное, когда в качестве научной монографии печатается текст, предназначенный или готовившийся ранее автором для учебного пособия, и тогда читателей раздражает обедненный библиографический список, слабое заключение, использование уже известных терминов и понятий, которые и без истолкования понятны специалисту, и т. д.
Возможность ссылаться на интернет-ресурсы - свидетельство оперативной и умелой работы нашего современника, однако в сносках или библиографических списках можно часто встретить электронные адреса и не узнать названия, темы, авторов выступления. Если учесть, что информация в Интернете скоротечна, страницы могут устареть, информация может быть обновлена, утрачен доступ к данной странице, то и вовсе нет надежды, что читающий книгу через 20 - 30 лет найдет подтверждение мысли в указанном источнике.
Организация информации в книге зачастую является признаком плохой работы издателей, экономией средств на предпечатную подготовку. Например, монография М. И. Мельтюхова объемом в 608 с. имеет введение, заключение, 12 глав, примечания на 72 с. и приложения на 16 с.2 Примечания размещены за основным текстом в виде концевых сносок и не содержат разбивки на главы. Количество сносок доходит до 1600. Книга предназначена прежде всего специалистам, для которых обращение к источникам - потребность наиважнейшая, а многократное перелистывание книги, выполненной на дешевой типографской бумаге, приводит к быстрому ее износу. Размер кегля тоже свидетельствует об экономии средств, при мелком шрифте номера сносок становятся еле заметными. С другой стороны, название книги "Упущенный шанс Сталина" говорит о стремлении автора популяризировать труд, поскольку тема кануна и начала Великой Отечественной войны весьма актуальна и дискуссионна. Возможно,
сказались и желание воздействовать на читателя доказательной базой (общим числом ссылок), и вероятность того, что рядовой читатель просто не станет обращаться к примечаниям. Или автор просто торопился донести до читателя свое видение фактов и документов, свою интерпретацию.
Порой происходит жанровая путаница при выпуске сборников тезисов докладов и материалов, когда организаторы конференции задают достаточно большой объем материала, а сборник при этом называется "Тезисы докладов".
Стремление собрать большое число участников конференции заставляет ее организаторов обозначать слишком широкую проблематику. А при подготовке сборника материалы на разнообразные темы часто не систематизируются. На наш взгляд, оперативная публикация тезисов докладов в алфавитном порядке имен авторов оправданна, но при разделении книги на части по названиям направлений (секций). В противном случае за материалом о техническом оборудовании машины следует тема о лирике Тютчева или о воспитании нравственных качеств, а за нею - кузнечная штамповка каких-либо заготовок, и все это укладывается в рамках общей тематики конференции о технологиях или динамике и т. п. Если конференция собирает большое число участников, и материалы издаются в двух, а то и в трех книгах, то поиск тем более затруднен.
В эпоху, когда поток информации захлестывает, необходимо заботиться об упорядоченности и структурированности научной информации. Забота о публикации научных исследований должна основываться на внимании к этому вопросу Министерства образования и науки РФ, которое, на наш взгляд, может создать хороший инструмент в виде лицензированных специализированных научных издательств в регионах страны (причем как государственных, так и негосударственных, прошедших конкурсный отбор) и возложить на них ответственность за организацию объективной экспертизы работ и профессиональный выпуск книг и журналов.
__________________
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Напр.: Савинов Л. И., Кузнецова Е. В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: Учеб. пособие / Под ред. проф. Л. И. Савинова. 2-е изд. М.: Изд. торгово-промышл. корпорация "Дашков и К°", 2006. 216 с.
2 Мельтюхов М. И. Упущенный шанс Сталина. М.: Вече, 2000. 608 с.
Опубликовано на Порталусе 21 августа 2014 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK