Рейтинг
Порталус

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ-РЕДАКТОРОВ К РЕШЕНИЮ ЭТИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАДАЧ

Дата публикации: 21 августа 2014
Автор(ы): Е. Г. ВОЛКОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Источник: (c) Научная книга, № 1, 2007, C. 22-23
Номер публикации: №1408626130


Е. Г. ВОЛКОВА, (c)

Portalus.ru продолжает серию публикаций о редакторском деле в России

В России на протяжении нескольких веков (с конца XVIII до середины XX в.) складывались определенные этические принципы редактирования (в том числе - научной книги). Среди них следует назвать:

- отношение к автору (равное право авторов на публикацию; стремление научить автора правильно воспринимать критику; необходимость научной подготовки редактора для основательности суждений о достоинствах и недостатках рукописи; объективность редактора, которому следует избегать навязывания своей точки зрения автору; редактор не должен ни в каком тексте заведомо видеть несовершенство и т. д.);

- отношение к читателю (необходимо учитывать и знать читательские характеристики - половозрастные, социальные, психологические и др.; нужно руководствоваться в первую очередь соображениями духовного здоровья читателя и т. д.);

- отношение к рукописи (у редактора должно преобладать чуткое отношение к самой рукописи, видение ее целиком);

- принципы взаимодействия редактора и общества (следование единой идейной направленности; ответственность за просвещение общества, противодействие разврату, пошлости, цинизму, нравственной опустошенности; редактор защищает и олицетворяет в издательском процессе интересы культуры; его деятельность укрепляет авторитет книги и проч.).

В сложной системе современного российского книгоиздания остается актуальным вопрос подготовки специалистов-редакторов к профессиональным взаимоотношениям в редакционно-издательской сфере деятельности.

Нужно отметить, что база высшего образования является хорошей лабораторией для подготовки специалистов-редакторов к профессионально-этическим вопросам. Например, в Московском государственном университете печати на факультете книжного дела и рекламы студентам дается полезная информация во время чтения лекций по дисциплине "Этика делового общения". Программа курса достаточно сложная.

Необходимо, чтобы будущий специалист яснее представлял задачи редактора в редакционно-издательском процессе, осознал свою роль в процессе взаимоотношений с авторами и другими членами редакционного коллектива. Поэтому этически сложные производственные проблемы разрешаются (проигрываются) на аудиторных и практических занятиях в ходе ролевых и деловых игр с элементами психологического тренинга. На этих практических занятиях каждый студент получает возможность поставить себя на место своего собеседника (партнера), прочувствовать его настроения.

Конечно, на современном этапе продолжает оставаться не только актуальной, но и самой сложной именно проблема взаимодействия редактора и автора. И в основном деловые игры направлены на помощь в решении этой проблемы.

Можно выделить следующие цели тренинговых занятий: повышение креативности мышления, развитие коммуникативных навыков общения, улучшение владения вербальными и невербальными приемами, сплоченность группы (умение работать в команде) и проч.

Только хорошо разбираясь в себе, зная свой внутренний мир, свои положительные и отрицательные стороны, будущий редактор сможет выступить полноценным и здоровым партнером по общению. Поэтому большое место в подготовке тренинговых занятий отводится психодиагностике студентов и прогнозированию своих возможных психологических реакций на те или иные конфликтные, ситуации.

В итоге мы можем отметить (по результатам опроса студентов), что у будущих специалистов-редакторов появляются такие качества, как терпимость, умение слушать собеседника, общаться с разными людьми, осознавать причины конфликтной ситуации, прогнозировать поведение другого человека с тем, чтобы избежать нарастания напряжения в общении. Все участники тренинговых занятий отметили возросшее умение анализировать свое поведение, желания/мотивации своих поступков, а также позитивные и негативные черты характера. Будущие редакторы нацелены на продолжение работы по улучшению своего психо-эмоционального состояния и коммуникативных качеств.

Все это имеет большое значение для формирования полноценного редактора научной и учебной литературы, а следовательно, совершенствование курса "Этика делового общения" в ВУЗах России нужно продолжать.

_______________

ВИДЕО. Книги из библиотеки МГУ появятся в открытом доступе в Сети интернет.

Опубликовано на Порталусе 21 августа 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама