Рейтинг
Порталус

ИЗДАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВЫСШИМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ СССР В 1960 - 1980-х гг.

Дата публикации: 21 августа 2014
Автор(ы): А. Д. АФАНАСЬЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Источник: (c) Научная книга, № 1, 2007, C. 6-10
Номер публикации: №1408626379


А. Д. АФАНАСЬЕВ, (c)

Отличительной чертой издательского дела является тот фактор, что каждая выпускаемая книга является новым проектом, производственно-экономической реальностью, новым творческим решением. Издательский проект является основным видом продукции любой современной издательской системы и приоритетной характеристикой ее творческого и производственного потенциала.

Задачами организационного проектирования университетского книгоиздания являются те виды деятельности, которые университетское и вузовское книгоиздание должно выполнять для обеспечения успешности стратегии и достижения целей системы. Для высшей школы - это совершенствование образовательной системы, уровня подготовки специалистов и укрепление научно-технического потенциала страны, где подготовка и выпуск учебной, учебно-методической, справочной и научной литературы является делом первой необходимости.

К числу основных качеств издательских систем относится способность к саморегулированию и саморазвитию, когда в рамках меняющейся конъюнктуры происходят естественные преобразования в составе и структуре системы, в направлениях и приоритетах ее деятельности. В процессе саморегулирования целостное образование и объединенные в нем элементы активно взаимодействуют друг с другом и с внешней средой.

В 1960 - 1980-х гг. была создана устойчивая, сложная, активно функционирующая система координации издательской деятельности в нашей стране, которая упорядочила процесс книгоиздания и оказала значительное влияние на повышение качества издаваемой литературы. Следует делать большую скидку на идеологическую составляющую данного исторического периода, но в целом изучение системы книгоиздания (и в частности, учебного) заслуживает особого внимания в современных условиях при полном отсутствии методологической и организационной поддержки авторам, вузам и издательским организациям в подготовке и выпуске учебной литературы.

К концу 1961 - началу 1962 г. выпуском книг в стране занималось свыше 70 центральных, более 250 республиканских и местных издательств. Кроме них книги издавались тысячами различных организаций, учреждений и предприятий: они сами определяли темы, издавали книги, которые находили нужным. "Параллелизм и дублирование доходили до того, что на одну и ту же тему выпускалось одновременно до 30 - 40 названий (того же объема и жанра), которые не пользовались спросом у читателя"1.

В условиях жесточайшего дефицита бумаги и ее строгого распределения такое положение вещей вызывало крайнюю обеспокоенность руководящих структур и научной общественности. Ощущалась острая необходимость срочной реконструкции книгоиздательского дела в стране.

В 1963 г. был образован единый орган - Государственный комитет по печати (Госкомпечать) СССР, объединяющий под своим руководством все издательства, полиграфические предприятия и книготорговые организации.

В начале 1960-х гг. наступил новый этап в экономическом развитии общества; стали говорить о совершенствовании организации управления, которое предполагало перестройку структурной и функциональной сторон управления как процесса, комплекса действий, направленных на поддержание и создание эффективной организационной системы.

Основная задача совершенствования управления издательской деятельностью заключалась в создании условий для своевременного и качественного выпуска печатной продукции при построении гибкой структуры управления со специализацией отдельных элементов этой системы.

Организационная форма управления должна была соответствовать целям и особенностям управляемого объекта. Она устанавливала: взаимосвязь между структурными подразделениями; соответствие звеньев структуры функциям, необходимым для данной системы управления; минимальное число уровней в иерархии управления; отсутствие дублирования функций различными органами на одной ступени управления, рациональное сочетание централизации и децентрализации функций управления.

Президиум Академии наук СССР сохранил за собой право составлять и утверждать планы издания литературы, руководить публикацией научных трудов, подготавливаемых предприятиями и научными учреждениями Академии, выпускать научно-популярную литературу, координировать издательскую деятельность академий наук союзных республик, осуществлять международный книгообмен научной литературой, направлять деятельность Редакционно-издательского совета Академии.

Книгоиздательская деятельность Академии наук СССР занимала значительную часть всего книгоиздания страны и представляла собой автономную область научной сферы.

Впервые система централизованного управления книгоизданием имела полную упорядоченную организационную структуру. Было создано четыре уровня управления: союзный (центральный), республиканский, краевой, ведомственный (внутри-вузовский), учитывающие различные аспекты подготовки специалистов в высших учебных заведениях.

Первый уровень был представлен центральными издательствами, осуществлявшими выпуск научных трудов профессорско-преподавательского состава высшей школы, а также основных учебников и учебных пособий (с учетом потребностей всех образовательных учреждений) по функциональным дисциплинам.

Второй уровень составили республиканские издательства, осуществлявшие выпуск не только литературы научной, но и дополнительной учебной - по общепрофессиональным дисциплинам, с учетом специфики подготовки специалистов в республике или регионе.

К третьему уровню относились издательства ведущих вузов страны. Они выпускали учебники и учебные пособия по специальным дисциплинам, для студентов малоконтингентных специальностей с учетом потребностей профильных вузов, а также отдельные виды научных изданий.

В четвертый уровень входили редакционно-издательские отделы (РИО) вузов, имеющие право самостоятельной издательской деятельности и выпускающие материалы конференций, тезисы докладов конференций, сборники научных трудов, учебные пособия по дисциплинам специализаций и специальным курсам с учетом собственных потребностей.

Качественная реализация мер по совершенствованию издательской деятельности была возложена на научно-методические, научно-технические советы, которые принимали участие:

- в подготовке рекомендаций учебно-методическому управлению по составу авторских коллективов для написания учебников, учебных пособий, учебно-методических разработок и указаний по соответствующим курсам учебных дисциплин;

- в подготовке перспективного плана выпуска учебной, методической литературы, сборников научных трудов, материалов межвузовских конференций;

- в рассмотрении планов-проспектов рукописей учебников и учебных пособий по различным дисциплинам.

Продукцией издательств была в основном научная литература, выпуск учебной книги составлял до 20%. Издательства выпускали книги преподавателей не только университета, но и других вузов соответствующего региона.

Включить публикацию работы в план университетского издательства было довольно сложно по различным причинам: значительное удаление вузов от издательства, строгая регламентация нормативных актов, субъективные факторы утверждающих инстанций и т. д.

Издательские подразделения региональных вузов не имели права выпускать учебники и монографии.

Высшая школа в регионах располагала мощным авторским потенциалом и из-за разного рода ограничений, носивших директивный характер, не всегда могла его реализовать. Чтобы как-то обеспечить новые дисциплины учебной литературой, вузы нередко шли на нарушения, издавая учебные книги под видом монографической литературы в центральных, а также в местных издательствах и наоборот.

Таким образом, к концу 1970-х гг. была разработана централизованная организационная структура управления процессом планирования создания и публикации учебной книги.

В 1970-е гг. выпуском литературы для высшей школы занимались 50 многопропрофильных и специализированных издательств, 7 университетских издательств, а также 374 высших учебных заведения2.

В общем объеме выпуска литературы для высшей школы центральными издательствами доля научных изданий по количеству наименований почти в три раза превышала учебные.

Снижение основных показателей издательской деятельности центральных издательств в конце 1970-х гг. не замедлило сказаться на общей картине научного и учебного книгоиздания в стране. Даже в благополучные для центральных издательств годы введение жестких нормативов привело к хоть и незначительному, но все-таки уменьшению основных показателей отечественного книгоиздания, что пришлось на период выработки системы планирования.

В сложившихся условиях значительно возросла роль университетских издательств, которые составляли третий уровень существующей системы государственного учебного книгоиздания. В общем объеме книжной продукции в 1970-е гг. доля университетских издательств составляла около 3% от общесоюзных показателей и 4,5% от республиканских (по РСФСР)3.

Основным направлением деятельности университетских издательств был выпуск научной литературы, подготовленной преподавательским составом высшей школы. В издательских планах научная литература составляла около 65% (в том числе 30% монографий и 35% сборников научных трудов). На выпуск учебной литературы приходилось до 30% и периодических и других изданий - до 5%. В издательствах Ленинградского, Ростовского и Томского университетов выходили журналы: "Вестник ЛГУ", "Правоведение" (ЛГУ), "Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы" в трех сериях (РГУ), "Известия вузов", "Физика" (ТГУ).

В 1982 г. было создано еще 12 издательств республиканской категории в крупных вузах на базе редакционно-издательских отделов.

Все университетские издательства выпускали в основном научную литературу, которая составила в 1982 г. 71% от общего объема. На долю учебной литературы пришлось 19% и периодики 8 - 10%4.

Тематика научной литературы университетских издательств охватывала все области знаний, представленных в региональных университетах, а также многие отрасли теоретических и прикладных исследований, ведущихся в вузах соответствующих регионов по различным проблемам развития науки, техники и технологии производства, культуры, образования. В основе монографий, выпущенных в этих издательствах, лежат диссертационные исследования, а сборники научных трудов являлись проблемными тематическими межвузовскими изданиями.

Влияние государства на книгоиздание и книжную торговлю было подавляющим: оно сказывалось на создании издательств (разрешение), на характере тематической направленности (специализация), на тематических планах (согласование), на содержании (цензура).

Издательства были подотчетны государственным органам управления в экономическом и финансовом отношении. Дешевые ресурсы, которые выделялись централизованно по фондам, и дешевые полиграфические услуги регламентировались нормативными документами, позволяли продавать книги по низким ценам, которые устанавливались по прейскуранту. Издатель был ограничен во всех отношениях, что сдерживало и сам издательский процесс, сужало тематику изданий.

Однако следует отметить и позитивные стороны централизованной системы книгоиздания:

- экономическая стабильность издательского процесса;

- высокая рентабельность книгоиздания;

-доступные цены на книги для больших социальных групп читателей (в частности, учащихся высших учебных заведений);

- координация тематики позволяла более эффективно оперировать ресурсами;

- возможность в сжатые сроки решать возникающие проблемы на любом участке кинопроизводства.

Уже с середины 1980-х гг. в отрасли началось расширение самостоятельности высших учебных заведений в проведении политики издательского и информационно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований.

В 1986 г. наблюдается значительный рост выпуска изданий университетскими издательствами, что связано с открытием новых издательств и изменением их репертуара. Резко изменилась и типологическая направленность выпускаемой литературы в связи с коммерциализацией деятельности издательств и отказом от выпуска социально значимых видов литературы для вузов, которые они обслуживали.

Экономические реформы, начавшиеся в России с середины 1980-х гг., усугубили эту ситуацию. Структурная перестройка выпуска книг в соответствии со спросом позволила за два-три года вывести раздел художественной и детской литературы из хронического дефицита.

В то же время резко сократилось издание научной и учебной литературы для средних и высших учебных заведений. Снизилась роль государственной поддержки учебного книгоиздания, а затем и прекратилась совершенно.

Вузы продолжали выпускать учебные и научные книги внутривузовским путем за счет внебюджетных средств. Учитывая их малотиражность и, соответственно, большую себестоимость, реализация становилась весьма затрудненной, в результате чего количество наименований изданий уменьшилось.

Сокращение выпуска книжной продукции, коммерчески невыгодной, но имеющей важное социальное значение (научной, учебной, учебно-методической и др.), требует разработки и осуществления мер государственной поддержки учебного и научного книгоиздания, дотирования социально значимой некоммерческой литературы.

Однако ранее существовавшая система управления и поддержка учебного книгоиздания были устранены из издательской практики - как издержки авторитарной централизованной системы.

В этих условиях система вузовского книгоиздания оказалась ничем не защищенной, без достаточной экономической и правовой поддержки, в то время как во всех цивилизованных странах мира в отношении книгоиздания проводится политика государственного протекционизма.

В конце 1989 г. всем высшим учебным заведениям было предоставлено право на ведение издательской деятельности при условии получения лицензии Федерального органа печати. Лицензия позволяла вузам выпускать все виды изданий, выпуск которых ранее был под жестким контролем государства.

Центр тяжести по выпуску малотиражной учебной и научной литературы полностью был перенесен в издательские подразделения вузов, а финансирование изданий - на внебюджетные средства вузов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Малыхин Н. Г. Очерки по истории книгоиздательского дела в СССР. М., 1965. С. 447.

2 См.: Тимофеев Н. С. Издательская деятельность вузов // Книжное дело. 1994. N 4. С. 34.

3 См.: Буга П. Г. Вузовский учебник: Создание, выпуск, распространение. М., 1987. С. 15.

4 См.: Шеметова Е. Л. Издательская деятельность вузов Сибири в последний период XX столетия: Дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2002. С. 75 - 76.

Опубликовано на Порталусе 21 августа 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама