Рейтинг
Порталус

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Дата публикации: 31 октября 2014
Автор(ы): Э. Г. Саттарова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 6, 2010, C. 99-102
Номер публикации: №1414747390


Э. Г. Саттарова, (c)

Э. Г. Саттарова

 

ассистент Альметьевского филиала Института экономики, управления и права, соискатель Института экономики, управления и права

 

Тел.: 8 - 917 - 887 - 97 - 77

 

Статья посвящена рассмотрению проблем активизации познавательной деятельности обучающихся средних профессиональных учебных заведений и средств деятельности в конкретной образовательной среде, которые, в свою очередь, имеют свою историю и традиции в теоретическом освещении и практической реализации. Отражены разнообразные уровни и методы воздействия в процессе обучения на активизацию познавательной деятельности; описываются приоритетные формы проведения занятий для средних учебных заведений и способы успешного достижения активизации познавательной деятельности.

 

Ключевые слова: деятельность, познавательная деятельность, деятельность преподавателя, деятельность студента, активизация познавательной деятельности, уровни активизации познавательной деятельности, проблемы образовательных учреждений, мотивационные факторы обучения, учебно-материальная и материально-техническая базы, профессиональная подготовка, личностно-ориентированный подход, взаимодействие студента и преподавателя.

 

Проблема активизации познавательной деятельности учащейся молодежи и средства активизации этой деятельности в конкретной образовательной среде имеют свою историю и свои традиции в теоретическом освещении и практической реализации.

 

На современном этапе развития педагогической мысли России большое внимание

 
стр. 99

 

активизации познавательной деятельности обучаемых уделяли в своих работах такие видные педагоги и психологи, как Б. Г. Ананьев, Л. П. Аристова, В. С. Ильин, В. И. Лозовая, Т. И. Шамова и др.

 

Установлен ряд общих закономерностей деятельности человека: каждый вид деятельности имеет свою законченную структуру, связанную с возникновением, развитием и распадом; структурные компоненты деятельности могут меняться местами по мере развития структуры, превращаясь друг в друга; существует взаимосвязь различных видов деятельности и их взаимный переход (учебная в игровую и наоборот); деятельность первоначально возникает в форме взаимодействия людей (трансакций), использующих материальные и идеальные средства для информационного обмена. На этой основе формируется деятельность отдельного обучаемого, опирающегося на образы, ощущения и понятия.

 

Лингвистическое толкование понятия "деятельность", по А. М. Прохорову, - это "специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс..." [1, с. 386].

 

Философское толкование понятия "деятельность", по мнению А. П. Огурцова, заключается в том, что "деятельность - специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей. Деятельность человека предполагает определенное противостояние субъекта и объекта деятельности: человек противопоставляет себе объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в предмет и продукт деятельности..." [2, с. 160].

 

Одно из многих психологических толкований категории "деятельность" принадлежит Л. М. Фридману, который под деятельностью понимал активность субъекта, направленную на "изменение мира, производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры. Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью. Являясь выражением нужды субъекта в чем-либо, потребность вызывает его поисковую активность..." [3, с. 147].

 

Соотношение понятий "деятельность" и "активность" рассматривается П. Я. Гальпериным. Он считает, что "действия, которые управляются субъектом на основе ориентировки в плане образа, являются актами поведения, а там, где нет ориентировки действий на основе образа, нет и поведения, там есть только реакция организма (автоматизм). Если сопротивления удовлетворению потребности нет вообще, не нужна ни ориентировка, ни деятельность. Когда же невозможно автоматически удовлетворить потребность в силу социального и предметного сопротивления, возникает необходимость в активной ориентировке, в деятельности" [4, с. 123].

 

Следовательно, понятие "активизация познавательной деятельности" относится к деятельности преподавателя и студента в учебном процессе, а понятие "активная познавательная деятельность" - к деятельности студента в дидактическом процессе.

 

Большинство побуждений к деятельности можно свести к четырем мотивационным факторам:

 

1) конечный результат деятельности;

 

2) мотивация поощрения, стимула;

 

3) избежание неприятностей: избежать репрессий путем подчинения силе;

 

4) привлекательность самого процесса деятельности [5].

 

Важными элементами познавательной активности студентов является характеристика уровней ее развития:

 

- воспроизводящая активность - характеризуется стремлением студента понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом их применения (работа с печатным материалом, с компьютером, решение задач и т. д.). Преподаватель пользуется объяснительно-иллюстративным методом преподавания;

 

- интерпретирующая активность - характеризуется стремлением обучающегося к выявлению смысла изучаемого содержания, проникновению в сущность явления, стремлением выявить связь между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерным показателем познавательной активности является устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что студент стремится довести начатое дело до

 
стр. 100

 

конца и при затруднении не отказывается от выполнения задания, а производит поиск путей решения;

 

- творческий уровень активности - характеризуется стремлением студента глубоко проникнуть в сущность явления и для реализации этой цели искать и находить новые способы. Студент отличается высокими волевыми качествами, упорством и настойчивостью в достижении цели, его отличают широкие и стойкие познавательные интересы. Для этого уровня характерно использование исследовательской деятельности студента [6].

 

Педагогическая деятельность имеет сложный и творческий характер, потому что цель преподавателя направлена на будущее состояние студента. Преподаватель живет настоящим и строит будущее. Объектом педагогического труда является человек, личность студента. Личность студента постоянно меняется, он взрослеет, поэтому необходимо ее постоянное изучение. Это требует постоянного творческого поиска.

 

На сегодня образование средней специальности является важной ступенью системы уровня подготовки специалистов. В образовательных учреждениях различных групп специализаций на разных стадиях обучения изучаются различные по уровню развития, возрасту, полу и мотивации студенты, поэтому требуется применять разнообразные уровни и методы воздействия, т. е. необходимо осуществлять дифференцированный подход в процессе обучения.

 

Приоритетными формами проведения занятий для средних учебных заведений являются те, которые позволяют приобрести прочные профессиональные навыки, иногда в ущерб теоретической подготовке. Возросло внимание к подготовке в соответствии с требованиями современной эпохи и интересами молодежи специалистов в области вычислительной техники, информации, маркетинга и менеджмента.

 

Познавательная активность студентов колледжа более регламентирована, чем у студентов высшей школы. В ней наблюдается преобладание репродуктивной и интерпретирующей активности в их познавательной деятельности. При переходе в вузе к более свободным формам обучения бывшие студенты средних специальных заведений испытывают трудности адаптации, так как не имеют внешней опоры на регламентирующую и контролирующую деятельность преподавателя. Прирост результатов и адаптация к институтской образовательной среде происходит за счет приобретенной и прочной практической базы среднего специального образования.

 

До недавнего времени система среднего специального образования была призвана решать две социальные задачи: осуществление профессиональной подготовки молодежи и получение общего среднего образования. Техникумы и училища призваны обеспечить условия для всестороннего развития личности. Специалист среднего звена должен обладать глубокими прочными теоретическими и практическими знаниями по избранной специальности, владеть навыками организаторской и общественной работы.

 

Трудолюбие, практичность, ответственное отношение к порученному делу, предприимчивость - вот те качества, которые отличают лучших специалистов системы профессионального образования.

 

Период перестройки, реформ, перехода от одной системы общества к другой порождает и ряд проблем - наличие структурного кризиса в стране, резкое падение объемов производства и пр. Социальные последствия переходного периода: появление безработицы, необходимость переучивать квалифицированные кадры; потребность в специалистах широкого профиля, способных быстро реагировать на потребности рынка; в новых рабочих специальностях. Впоследствии наблюдается резкое сокращение уровня финансирования; уменьшение числа людей, желающих учиться; снижение качества обучаемого контингента; рост конкуренции между образовательными учреждениями различного профиля, в том числе между средними специальными и высшими учебными заведениями. Негативные последствия для образования породили и желание выжить в новой неблагоприятной ситуации и, как следствие, открытие новых специальностей, образовательных услуг населению, инновационных образовательных учреждений.

 

Стараясь решить основную задачу образования - создание условий для всестороннего развития личности, - система образования, в том числе колледжи и техникумы, решают не простые задачи: кого учить, чему учить и как учить.

 

К концу XX в. полностью проявились сильные и слабые стороны среднего специального образования. Упрощение теоретиче-

 
стр. 101

 

ской подготовки и несоответствие учебных планов техникумов и вузов ставило выпускников среднего звена в более сложное положение в плане продолжения образования, чем выпускников школ. В это же время наметилась тенденция к созданию системы "школа-техникум-базовое предприятие-вуз".

 

В системе среднего профессионального образования расширилась деятельность в направлении укрепления учебно-материальной и материально-технической базы, в соответствии с требованием интеграции жизни и образования в системе мирового образования были учреждены новые специальности.

 

Важным элементом дидактического процесса является деятельность преподавателя. На ее эффективность влияет уровень его профессиональной подготовки, индивидуальный жизненный опыт и сам преподаватель как личность. Таким образом, учреждения должны подготавливать кадры, устойчивые к конкуренции; составлять и издавать учебные пособия для студентов среднего звена; обеспечивать хорошее оснащение компьютерными технологиями. Деятельность учебного заведения должна быть направлена на социально-экономическое развитие региона, где они учреждены, на интересы населения, а также учитывать требования рынка труда.

 

Можно сказать, что активизация познавательной деятельности студентов происходит наиболее успешно, если:

 

- ввести в действующую систему преподавания личностно-ориентированный подход, связанный с профессионализацией образования;

 

- процесс взаимодействия "студент-преподаватель" будет происходить на основе активных форм методов обучения;

 

- сочетать процесс активизации познавательной деятельности студентов с процессом активной познавательной деятельности преподавателя и связанной с организацией проектной деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. - М.: Советская энциклопедия, 1981.

 

2. Философский энциклопедический словарь / Под. ред. С. С. Аверинцев. - 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1989.

 

3. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991.

 

4. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. - М., 1966. - С. 123 - 125.

 

5. Додонов Б. И. Эмоции как ценность. - М., 1978.

 

6. Шамов Т. И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982.

 

INFORMATIVE ACTIVITY ACTIVIZATION OF AVERAGE PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS' STUDENTS

 

E.G. Sattarova

 

assistant to the Almetyevsk branch of the Institute of Economy, Management and Law, competitor for candidate of sciences degree of the Institute of Economy, Management and Law

 

This article is devoted to the problems of students' informative activity in the colleges and means of these activities on the concrete educational environment. These means have history and traditions in the theoretical representation and practical realizations. Various levels and methods of influence in informative activity are viewed there. Priority forms of conducting the lessons for colleges and reaching the most success-fully process of informative activity are described in this article.

 

Keywords: activity, informative activity, activity of a teacher, activity of a student, activization of informative activity, levels of activization of informative activity, problem of educational institutions, motivators of training, study-material and material bases, vocational training, personal-focused approach, interaction of a student and a teacher.

Опубликовано на Порталусе 31 октября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама