НАПИСАНО В СЫКТЫВКАРЕ - ИЗДАНО В СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЕ

Дата публикации: 10 ноября 2014
Автор(ы): Я. Э. ЮДОВИЧ, О. Б. КОТОВА

Я. Э. ЮДОВИЧ, О. Б. КОТОВА, (c)

Доктор геолого-минералогических наук Я. Э. ЮДОВИЧ, ведущий научный сотрудник Института геологии Коми научного центра Уральского отделения РАН.

Доктор геолого-минералогических наук О. Б. КОТОВА, ученый секретарь того же института.

Ленинградское отделение издательства "Наука" (ныне - Санкт-Петербургская издательская фирма Академиздатцентра "Наука" РАН) без преувеличения можно назвать проводником идей и разработок ученых из Сыктывкара. Действительно, если окинуть взглядом всю научную деятельность Института геологии Коми филиала АН СССР (теперь - Коми научного центра Уральского отделения РАН) за годы его существования (с 1958 г.), то легко убедиться: подавляющее количество подготовленных его специалистами монографий увидели свет именно там.

Тесное многолетнее сотрудничество постепенно привело к полному взаимопониманию и, вне всякого сомнения, было взаимовыгодным. С одной стороны, наши ученые выпускали свои труды в широко известном академическом издательстве с богатой традицией - это было гарантией высокого качества их книг. С другой стороны, редакторы "Науки" за многие годы работы так хорошо изучили своих авторов, что легко добивались от них должной полноты изложения материала, причем не покушаясь на творческую и стилистическую индивидуальность последних. Даже в нелегкие годы тотальной цензуры, процветавшей в СССР, редакторы ухитрялись по возможности не портить авторские замыслы нелепыми сокращениями и изъятиями - во всяком случае, старались (если иного выхода не было) делать это с максимальной для тех условий деликатностью.

В итоге такого многолетнего сотрудничества сложились очень теплые, по- настоящему дружеские отношения людей, делающих одно дело и равно заинтересованных в его результатах. Эта атмосфера сотрудничества - драгоценное достояние прошлых лет, и мы приложим все силы, чтобы она сохранилась в будущем.

Ниже дан общий обзор того научного богатства, которое было наработано в стенах нашего иститута и получило путевку в жизнь в северной столице. С долей условности (поскольку всякие рубрикации в науке условны) можно выделить следующие основные направления деятельности геологов из Сыктывкара.

Прежде всего речь идет о стратиграфии и палеонтологии - базовых в геологии, а в пору становления нашего института они были основными в его деятельности. При этом изучали отложения в широчайшем возрастном диапазоне: от древних докембрийских до самых молодых, практически современных.

Вначале основные силы были брошены на исследование отложений палеозоя как наиболее перспективных на нефть, газ, уголь. В 1960 - 1970-е гг. был достигнут уровень детального расчленения отложений силура, девона, карбона и перми. Очень большое внимание уделяли монографическому описанию ископаемых остатков фауны и флоры: фораминифер, брахиопод, кораллов, ракоообраз-

ных, моллюсков, папоротникообразных, пыльцы и спор, диатомовых водорослей. В их числе нашими палеонтологами установлено порядка 300 новых видов и более четырех десятков новых родов. В первую очередь необходимо отметить имена таких ученых, как А. А. Чернов, В. А. Варсанофьева, ГА. Чернов, А. И. Першина, А. И. Елисеев, В. И. Чалышев, В. А. Чермных, Н. В. Калашников.

В 1970 гг. блестящий ученый-тектонист В. Н. Пучков (ныне - член- корреспондент РАН и директор Геологического института в Уфе) стал осваивать новую, весьма перспективную группу микрофауны - конодонты, открывшую невиданные перспективы в познании глубоководных кремнистых толщ, до того считавшихся "немыми".

Результатом поиска за период с 1960 по 2000 г. стали свыше 34 монографий и монографических сборников, авторами которых являются не только уже названные, но и ряд других стратиграфов, палеонтологов и палеографов из Сыктывкара. И не случайно 19 из этих книг были опубликованы как раз в 60 - 70-е годы и еще 7 - в 80-е годы, т.е. в пору наиболее интенсивной работы в данных направлениях геологии наших сотрудников (так, в 1982 г. в ленинградской "Науке" был издан "Палеонтологический атлас пермских отложений Печорского угольного бассейна").

Литологические исследования в институте специалисты поначалу проводили совместно со стратиграфами (А. И. Елисеев, Э. С. Щербаков, В. И. Чалышев) и с минералогами (В. В. Беляев). Одним из важных направлений было многолетнее изучение бокситов - сначала визейских (нижнекаменноугольных) осадочных на Южном Тимане, затем - девонских латеритных на Среднем Тимане. В наши дни последние уже добывают, что стало важной отраслью экономики Республики Коми. Нашими учеными внесен весомый вклад в решение бокситовой проблемы (В. В. Беляев, В. В. Лихачев, И. В. Швецова, В. Е. Закруткин).

В дальнейшем в рамках созданной В. И. Чалышевым лаборатории литологии и осадочного рудогенеза, а также в других подразделениях института было развернуто изучение карбонатных, кремнистых толщ силура, девона и карбона, в том числе важных для нефтяников рифогенных карбонатных толщ (А. А. Беляев, А. И. Антошкина, Н. В. Беляева и др.) и терригенных толщ перми, триаса и юры (В. А. Молин, Е. О. Малышева, С. В. Лыюров и др.), что нашло отражение в том числе в книгах В. И. Чалышева "Стратиграфия и литология лагунно-континентальных отложений перми и триаса Средней Печоры" (1961) и А. И. Елисеева "Формации зон ограничения Северо-Востока Европейской платформы (поздний девон и карбон)" (1978).

Скрупулезное изучение состава, структур и текстур осадочных пород постепенно переходило в широкие обобщения по их генезису. Первая такая работа была связана с терригенными формациями флиша и моласс, в течение многих лет изучавшимися В. И. Чалышевым ("Ритмичность

флиша и мол асе", 1976). В этих отложениях он обнаружил ископаемые почвы и на основе этого открытия построил впечатляющую концепцию нового направления в науке - палеопочвоведения.

Вторым крупным обобщением стал формационный анализ - синтез данных стратиграфии, тектоники и литологии. Используя это, А. И. Елисеев по-новому подошел к объяснению процессов накопления осадочных толщ и выявил стройные закономерности.

Одним из итогов комплексных исследований стали выпущенные в 1972 г. "Атлас литолого-палеогеографических карт палеозоя и мезозоя Северного Приуралья", удостоенный серебряной медали ВДНХ СССР, и " История геологического развития Северного Приуралья в палеозое и мезозое" (объяснительная записка к упомянутому атласу). Всего же с 1961 по 1994 гг. наши сотрудники издали свыше 7 книг по данной тематике.

Тектоника, или учение о геологических структурах земной коры, всегда занимала видное место в исследованиях института. Этому направлению уделяли внимание основатель института А. А. Чернов, его соратники и ученики (В. А. Варсанофьева, Г. А. Чернов, В. А. Разницын, М. В. Фишман и др.). Но подлинный расцвет соответствующих изысканий связан с именами В. Н. Пучкова, Н. И. Тимонина и В. В. Юдина.

С 1975 г. интенсивные тектонические исследования прикладного и теоретического плана проводили в отделе геологии горючих ископаемых под руководством В. А. Дедеева. Им, геологами и геофизиками И. В. Запорожцевой, Н. В. Конановой, Л. С. Нагайцевой, Н. А. Малышевым, В. Г. Геценом (Оловянишниковым), Б. А. Пименовым, И. Н. Рыжовым, Н. И. Тимониным, Г. Д. Удотом, В. В. Юдиным были исследованы строение и тектоническая эволюция Печорской и севера Русской плит, складчато-надвиговых областей севера Урала и Пай-Хоя. Монографически изучены Канино-Тиманская гряда и северная часть Урала и Пай-Хоя, Мезенская и Печорская синеклизы, их локальные структуры, разломная тектоника и неотектоника, а также глубинное строение земной коры и верхней мантии.

Это нашло отражение в 13 изданиях, увидевших свет с 1968 по 1994 г., самыми капитальными из которых являются "Структурные связи Приполярного Урала и Русской платформы" В. Н. Пучкова и "Происхождение структур земной коры" В. А. Дедеева и П. К. Куликова.

Развитие петрологии, изучающей магматические и метаморфические (иначе - "кристаллические") горные породы, словно в капле воды, отразило становление и развитие всего нашего института.

Вначале сведений о магматизме и метаморфизме Урала и Тимана было так мало, что первым исследователям приходилось одновременно создавать и совершенство-

вать геологические карты - для чего неизбежно приходилось заниматься "всей геологией", включая стратиграфию и тектонику. В дальнейшем (с 1963 г.), когда белые пятна на геологической карте европейского Северо-Востока были в основном закрашены, стали одна за другой появляться специализированные петрологические монографии Ю. П. Ивенсена ("Магматизм Тимана и полуострова Канин", 1964), М. В. Фишмана, Б. А. Голдина ("Гранитоиды центральной части Приполярного Урала", 1963), Р. Г. Тимониной, Б. А. Малькова, В. Н. Охотникова, В. И. Мизина, М. Н. Костюхина, В. И. Степаненко, Б. А. Остащенко (всего до 1997 г. ими выпущено 14 книг). В них впервые описаны вулканиты Пай-Хоя, Приполярного и Полярного Урала, дается целостная картина магматизма Тимана и полуострова Канин, обобщены теории происхождения кимберлитов, впервые разделены по возрасту и генезису гранитные комплексы Урала. Все это имеет важнейшее значение для научно обоснованного прогноза перспектив рудоносности территории Республики Коми.

В последние годы крупный вклад в петрологию гранитоидов внесли Л. В. Махлаев и сотрудники руководимой им лаборатории, а в петрологию метаморфизма - А. М. Пыстин, в 1994 г. опубликовавший книгу "Полиметаморфические комплексы западного склона Урала".

Однако истинный предмет гордости нашего института -минералогическое направление. Начало ему положили лаборатория К. П. Янулова, отличавшаяся высокой теоретической культурой, затем лаборатория В. В. Буканова (автор труда Торный хрусталь Приполярного Урала", вышедшего в 1974 г.) с хорошо развитыми методами исследования, а также сильная минералогическая ячейка в лаборатории петрографии.

Но подлинный расцвет минералогии у нас начался в 1971 г., когда будущий академик Н. П. Юшкин создал лабораторию генетической и экспериментальной минералогии, на основе которой достаточно быстро сложилась целая школа (A.M. Асхабов, В. А. Петровский и др.). Немаловажно отметить, что становление этой школы проходило под патронажем старших коллег и друзей Н. П. Юшкина, выдающихся ленинградских ученых-минералогов и кристаллографов профессоров Д. П. Григорьева и И. И. Шафрановского.

Работы сыктывкарских минералогов отмечены премией Совета Министров СССР, премией ВЛКСМ, премиями Коми комсомола, Республики Коми в области науки, 18 медалями и дипломами ВДНХ СССР, дипломом за первое в минералогии научное открытие (1983 г.), пользуются широким международным признанием.

В последние годы самым талантливым учеником Н. П. Юшкина - членом- корреспондентом РАН А. М. Асхабовым - создана так называемая кватаронная концепция кристаллогенезиса (речь о ней идет в его книгах "Регене-

рация кристаллов (кинетические и морфолого-генетические аспекты)" (1979), "Процессы и механизмы кристалло-генезиса" (1984) и "Кристаллогенезис и эволюция системы "кристалл - среда"" (1993).

Всего по этой тематике с 1968 по 2001 г. опубликована 41 монография, среди них 8 - Н. П. Юшкиным (в том числе 4 - в соавторстве).

Основателю нашего института А. А. Чернову принадлежит крупное геологическое открытие, сделанное им еще в 1920-х годах, - Печорский угольный бассейн. А его сын и талантливый ученик Г. А. Чернов открыл жемчужину этого бассейна - Воркутское месторождение, а потом стал первооткрывателем другого уникума - Усинского нефтяного месторождения.

К сожалению, оформленного "угольного" направления в институте долгие годы создать не удавалось (все лучшие соответствующие кадры не по своей воле были сосредоточены в системе ГУЛАГа на Воркуте), а "нефтяное" родилось только с приходом в 1975 г. В. А. Дедеева, хотя проблемы нефтегазоносности территории Республики Коми впервые были обоснованы раньше. Но лишь после создания в институте отдела геологии горючих ископаемых стали появляться уже вполне профессиональные работы по нефтегазоносности (скажем, В. А. Дедеев, П. К. Куликов. "Основы процессов нефтегазонакопления (на примере Западной Сибири)" (1977); Г. Д. Удот. "Локальные структуры Печорской плиты в связи с нефтегазоносностью" (1979); В. П. Якуцени "Интенсивное газонакопление в недрах" (1984)), а под руководством В. А. Дедеева сотрудники отдела начали разработку проблем геологии нефти, газа, угля и горючих сланцев.

На основе комплексного анализа геологических факторов, определяющих генезис горючих ископаемых в недрах Мезенского и Тимано-Печорского осадочных бассейнов, были установлены региональные закономерности размещения, оценены ресурсы и запасы этих ископаемых, рекомендованы перспективные направления геологоразведочных работ. Такое комплексное изучение топливно-энергетических ресурсов было отмечено премией Коми комсомола в области науки, а в 1998 г. сотрудники отдела (В. А. Дедеев, Л. З. Аминов, Н. А. Малышев) стали первыми лауреатами Государственной премии Республики Коми в области науки.

Именно благодаря работам "нефтяников" в начале 1990-х годов установились тесные научные контакты сотрудников института со специалистами из научных организаций, университетов и производственных компаний США, Франции, Германии, Швеции, Норвегии, Великобритании.

С 1972 г. в "Науке" одна за другой выходили книги Я. Э. Юдовича и его небольшого коллектива по геохимии углей, черных сланцев, карбонатных пород, хотя официально геохимического направления в исследованиях на-

шего института не существовало. Эта история поучительна: она показывает, что для успешной научной работы зачастую важнее благоприятный микроклимат в научном учреждении, нежели официальная тематика и особые денежные вливания.

В рамках геохимии осадочных пород можно выделить по меньшей мере четыре самостоятельных направления.

Геохимия ископаемых углей. В двух монографиях Я. Э. Юдовича "Геохимия угольных включений в осадочных породах" (1972) и "Геохимия ископаемых углей" (1978), а также в монографии "Элементы-примеси в ископаемых углях" (1985), написанной им в соавторстве, впервые была разработана целостная концепция геохимии неорганических компонентов углей, включая как ценные (Ge, U и др.), так и токсичные (As, Hg, Be и др.). Этот цикл работ по геохимии углей получил большую международную известность.

В коллективных монографиях - "Геохимия черных сланцев" (1988), "Геохимия и рудогенез черносланцевых формаций Пай-Хоя" (1997) - была впервые выстроена целостная концепция геохимии и металлогении черных сланцев, получившая широкую известность и отмеченная Государственной премией Республики Коми.

По региональной геохимии осадочных толщ были опубликованы две монографии - Я. Э. Юдович и др. "Геохимия стронция в карбонатных отложениях" (1980) и Я. Э. Юдович "Региональная геохимия осадочных толщ" (1981). Главным результатом рассмотренных в них исследований является концепция геохимических горизонтов стратисферы - сравнительно узких интервалов стратиграфического разреза, устойчиво обогащенных определенными рудными компонентами и являющихся важнейшими геохимическими критериями для прогнозирования стратиформных месторождений полезных ископаемых. На основе этой концепции удалось сделать удачные прогнозы в отношении поисков баритов, фосфоритов и руд марганца в нашем регионе.

Наконец, в области литохимии - петрохимии осадочных пород и их аналогов, этого нового направления, разработанного в Институте геологии и получившего широкое признание в нашей стране, Я. Э. Юдовичем (в соавторстве) опубликована фундаментальная монография "Основы литохимии" (2000).

В 1975 г. был приглашен в институт уникальный специалист широкого профиля - Ю. А. Ткачев. Он создал два новых направления исследований, которые сейчас чаще всего именуют геоинформатикой и геоэкономикой. Они нашли отражение в его монографиях "Теория и методы подсчета запасов полезных ископаемых" (1988) и "Плата за недра" (1998).

Плодотворное сотрудничество ученых и издателей продолжается.

Опубликовано на Порталусе 10 ноября 2014 года