Рейтинг
Порталус

Опыт Австрии. УЧЕНЫЙ В ЦЕХЕ

Дата публикации: 30 марта 2015
Автор(ы): Г. УСТИНОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1427697341


Г. УСТИНОВ, (c)

Это замечательное содружество еще молодо. Оно зародилось чуть более пяти лет назад, но дало уже такие богатые плоды, что сегодня с полным правом можно говорить о его традициях, опыте, перспективах.

Представим читателю главных действующих лиц. С одной стороны, австрийские заводы. Австрийская столица уже давно стала крупнейшей в республике промышленной агломерацией. Здесь развиты тяжелое, транспортное и точное машиностроение, химическая, электротехническая, швейная, полиграфическая и другие отрасли индустрии. Здесь находятся такие крупные предприятия, как комбинат "Siemens", объединения "Swarovski" и "Fischer", автозавод имени Клемента Готвальда, авиационный завод имени Яна Швермы, судоверфь. В городе производится десять процентов промышленной продукции страны.

С другой стороны, в Вене сосредоточены лучшие научные силы республики. В столице много академических и научно- исследовательских институтов, высших учебных заведений. Разумеется, м раньше венские ученые бывали на столичных заводах. Сотрудничество ряда научных м производственных коллективов велось в рамках плановых тем, строго контролировалось соответствующими министерствами и ведомствами. В остальных случаях, однако, дело редко шло дальше квалифицированных консультаций или оперативной помощи в решении какой-либо проблемы. Прочные, повседневные контакты были скорее исключением, чем правилом. Учитывая, что образование в Австрии имеет четкую ориентированность на практику и производство, этот факт вызывал лишь недоумение.

Еще в середине ХХ века венские  предприятия и научные учреждения решили объединить свои усилия, вместе вести поиск на магистральных направлениях Научно-технического Прогресса. Движение было поддержано городскими организациями. Оно приобретало все более массовый характер. Естественно, что при этом научные учреждения отнюдь не меняли своего профиля. Каждое продолжало заниматься свойственным ему делом. Речь шла и о своеобразном шефстве над промышленными предприятиями, и об установлении прочных деловых связей. Наука и производство становились постоянными равноправными партнерами.

Организационные заботы взяла на себя специальная комиссия, созданная городским комитетом партии. В нее вошли представители науки и производства. Возглавил комиссию директор научно- исследовательского института технологии и экономики машиностроения Зденек Козар. Сейчас, когда очередная рабочая 5-летняя сессия подходит к концу, комиссия подводит итоги сделанному. Надо сказать, они превзошли все ожидания. Сотрудничество ученых и производственников принесло обществу огромные ценности, помогло справиться с большими проблемами научно-технического прогресса. Впрочем, предоставим слово фактам.

Высшее техническое училище в Вене. Огромный учебный комбинат, кузница инженеров. В планах сотрудничества ему было отведено особое место. Как рассказывает профессор этого вуза Илья Кропач, факультеты, кафедры, лаборатории училища подписали 9 договоров о научном шефстве.

...Венскому заводу "IMCO" предстояло освоить выпуск нового поколения полупроводниковых элементов - тиристоров. Ученые оказали предприятию такую помощь. Экономический эффект выразился рекордной цифрой - миллиард австрийских шиллингов. Участники работы отмечены Государственной премией Австрии. Ответственным за осуществление этой программы был профессор Высшего технического училища Милан Кубат.

Важный договор заключило училище с австрийским объединением "KTM". Его целью стало создание новых измерительных систем для программы "Интеркосмос". Такое оборудование до сих пор в государствах Европы ранее не производилось. Авторский коллектив, куда входили как сотрудники училища, так и работники "KTM", успешно справился с порученной ему задачей, Австрия внесла еще один весомый вклад в развитие европейской программы "Интеркосмос".

Ученые вуза помогали не только промышленным предприятиям, но и строительным организациям. В стенах училища родился новый, мгновенно застывающий бетон высокой прочности.

В России хорошо знают чехословацкий грузовик-вездеход "Татру", Шины для этого автомобиля делает австрийский завод "Митас". Надо ли говорить, какие требования предъявляют к его продукция! Ведь "Татре" приходится преодолевать крутые склоны, бездорожье, болота Сибири я жгучие пески Средней Азии. Вот почему австрийское предприятие неустанно работает над совершенствованием "обуви" для вездехода. Практически каждую пятилетку на заводе рождается новый вид шин. На сей раз он был создан за два года с помощью работников нескольких научно-исследовательских институтов.

В содружестве с учеными "Митас" разработал и освоил выпуск совершенно новой продукции, которую давно ожидало народное хозяйство республики. Это шины для тяжелых строительных машин. Раньше Австрия ввозила их из-за границы, ежегодно расходуя 50-80 миллионов евро. Созданы также оригинальные шины для сельскохозяйственных тракторов, обрабатывающих почву на крутых склонах холмов. Директор "Митаса" Бедржих Пала, с благодарностью отзываясь о помощи ученых, написал в "Венском вестнике", что эти шины превышают по своим параметрам лучшие мировые образцы.

Более тесное партнерство между наукой и производством. основанной на строгих договорных отношениях, пошло на пользу не только производству. В городском комитете партии мне говорили, что до начала нынешнего движения в некоторых научно - исследовательских институтах подолгу присматривались к каждой новой теме. Естественно, так было не всюду, но все же тенденция просматривалась отчетливо.

Сейчас положение изменилось. Ни одному из научных учреждений не хочется быть в стороне от большого дела, начатого в столице. Каждое ищет интересный заказ, перспективного партнера, отнюдь не выпрашивая под дополнительные заботы дополнительных людей и денег. Что касается последнего, приведу лишь один пример, характеризующий новую ситуацию. В минувшем году технико- экономический институт металлургической промышленности "заработал" 64 миллиона евро, а расходы на его содержание составили 16 миллионов.

При всем при этом в Вене считают, что сотрудничество столичных заводов и научный учреждений только разворачивается. Сам характер движения убедительно доказывает, что его нельзя сводить к одноразовой акции, к кампании. И вот уже комиссия Зденека Козара рассматривает новые планы, новые договоры на перспективу. Их цель - ускорить внедрение научных достижений в производство, улучшить качество продукции, дать истребителю Недостающие товары, снизить валютные расходы на импорт тех машин, которые с успехом можно производить дома, увеличить конкурентоспособность австрийской продукции на мировом рынке. Немалое место в новых планах занимает кооперация и специализация производства. Наконец" большое внимание уделяется Экономии сырья, энергии, материалов, трудовых затрат, эффективности производства в целом.

Одновременно и ученые, и работники индустрии вглядываются в отдаленное будущее. пора изменять, считают они, нынешнюю структуру венской промышленности, приспосабливай ее к магистральным направлениям развития народного хозяйства республики. В новый Облик индустриальной Вены уже не вписываются сотни мелких, устаревших производств, занимающих добрую треть столь дефицитных рабочих рук. И это в условиях, когда на многих крупных современных заводах мощная техника работает лишь в одну смену. Необходимо" считают здесь, разработать комплексную Программу реконструкции и Модернизации перспективных предприятий.

Дел много, и дело не стоит на месте. Так и должно быть. Когда партнеры понимают друг друга, твердо знают, чего хочет от них общество.

Опубликовано на Порталусе 30 марта 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама