Рейтинг
Порталус

М. В. ЛОМОНОСОВ И СТАНОВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ

Дата публикации: 28 марта 2017
Автор(ы): Лу ЮНСЯН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Номер публикации: №1490694442


Лу ЮНСЯН, (c)

Исполняется 275 лет со дня рождения М. В. Ломоносова. Жизнь и деятельность его вот уже два столетия изучают историки отечественной науки и культуры. О нем написаны сотни книг, тщательно собраны материалы к его биографии. Ломоносов был единственным русским ученым XVIII в., при жизни которого дважды, в 1751 и 1757 - 1758 гг., издавались его собрания сочинений. Публикация его трудов, писем и документов была предпринята через два десятилетия после его смерти и продолжалась в течение XIX-XX веков. К столетию со дня смерти Ломоносова появились первые капитальные работы о нем, в которых были использованы архивные материалы1 . Советские историки раскрыли огромную роль Ломоносова в развитии многих отраслей знания2 , Академия наук СССР издала Полное собрание сочинений Ломоносова3 . В 1961 г. было отмечено 250-летие со дня его рождения4 .

Традиционное внимание к ломоносовской теме в истории отечественной культуры очевидно. Но не все существенные стороны ее освещены равномерно. Один из малоразработанных аспектов творчества Ломоносова - значение его разносторонней научной и особенно научно-организационной деятельности для дальнейшего развития науки, оценка места Ломоносова в истории отечественной культуры, связанная с проблемой преемственности поколений передовых деятелей российской науки. Настоящая статья является попыткой под этим углом зрения проследить роль Ломоносова в становлении отдельных отраслей знания и в разработке новых научно-организационных форм, которые оказали глубокое влияние на развитие отечественной науки. Материалами для изучения этой темы служат сочинения Ломоносова, его богатое эпистолярное наследие, служебные бумаги и документы.


1 К числу таких работ относятся: Билярский П. С. Материалы для биографии Ломоносова. СПб. 1865; Ламанский В. И. Ломоносов и Петербургская Академия наук. СПб. 1865; Куник А. А. Сборник материалов для истории Академии наук в XVIII веке. СПб. 1865; см. также: Пекарский П. П. История Академии наук в Петербурге. СПб. 1873. Т. 2; и др.

2 Выделяются в этом плане работы Б. Н. Меншуткина: Меншуткин Б. Н. Труды М. В. Ломоносова по физике и химии. М. -Л. 1936; его же. Жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова. Изд. 3-е. М. 1947.

3 Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. В 10 т. М. -Л. 1950 - 1959; т. 11. М. -Л. 1983.

4 Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. М. -Л. 1961; Коровин Г. М. Библиотека Ломоносова. М. -Л. 1961; Кузнецов Б. Г. Творческий путь Ломоносова. М. 1961; Кулябко Е. С. М. В. Ломоносов и учебная деятельность Петербургской Академии наук. М. -Л. 1962; М. В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. Л. 1962; Морозов А. А. М. В. Ломоносов. Путь к зрелости. Л. 1961; Раскин Н. М. Химическая лаборатория М. В. Ломоносова. Л. 1961; Соловьев Ю. И., Ушакова Н. Н. Отражение естественнонаучных трудов М. В. Ломоносова в русской литературе XVIII- XIX вв. М. 1961; и др. В 1961 г. Московский университет издал юбилейную серию работ о различных сторонах научной деятельности Ломоносова.

стр. 42


Петербургская Академия наук, как и научные учреждения Западной Европы, возникшие в XVII - начале XVIII в., была новой для того времени формой организации науки. Качественный переворот в естествознании выразился в утверждении новых методов исследований. Для наступившего этапа были характерны развитие эксперимента, коллективные исследования, взаимодействие наук, связь теоретических работ с практическими задачами. В творчестве Ломоносова нашли воплощение все эти новые, передовые черты науки XVIII в., обусловленные ростом промышленности и торговли, характером политических и хозяйственных задач, вставших перед государством. Как эстафету он передал их своим ученикам и последователям.

В 1741 г. после пятилетнего обучения в Германии Ломоносов возвратился в Россию и был зачислен студентом в Петербургскую Академию. С этого времени началась его многогранная, чрезвычайно плодотворная научная, просветительная, организационная деятельность, которая охватывала самые разнообразные отрасли знания и продолжалась почти четверть века, составив целую эпоху в жизни этого учреждения. Выдающийся естествоиспытатель, основоположник материалистической философии в России, страстный борец за прогресс отечественной науки, культуры и просвещения, он оказал огромное влияние на дальнейший ход развития многих отраслей знания, возглавил борьбу отечественных ученых за превращение Академии в центр национальной науки и культуры, отстаивал право русской науки на самостоятельное развитие, утверждал свободу научного творчества.

Уровень научной квалификации, полученной Ломоносовым, позволял ему занять в Академии должность экстраординарного профессора, что являлось ступенью к высшей профессорской должности. Несмотря на противодействие правителя Академической канцелярии И. Д. Шумахера, в январе 1742 г. Ломоносов становится адъюнктом физического класса, а через три года получает звание профессора химии, т. е. академика. Так впервые в 1745 г. сразу три русских ученых пополнили ряды Петербургской Академии: Ломоносов и В. К. Тредиаковский стали академиками, а С. П. Крашенинников - адъюнктом. Борьба за превращение Академии в национальное учреждение стала делом жизни Ломоносова. В 1740 - 1750-е годы он закладывает основы многих отраслей отечественной науки. Огромны его заслуги в становлении естествознания в России. Он успешно разрабатывает проблемы физики и химии, геологии и минералогии, астрономии и географии, металлургии и техники. "Поразительно, - писал С. И. Вавилов, - что при всем этом разнообразии деятельности ни в одной области Ломоносов не оставался поверхностным дилетантом. Всюду он сказал свое новое и важное слово"5 .

Ломоносов был глубоко убежден в познаваемости природы и всех явлений, происходящих в ней, и рассматривал процесс познания как совокупность двух сторон - опыта и рассуждений. "Из наблюдений устанавливать теорию, чрез теорию исправлять наблюдения - есть лучший всех способ к изысканию правды", - писал он. Исходным пунктом и основой всех научных представлений, всех открытий он считал опыт. "Один опыт, - утверждал ученый, - я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением"6 . Идея Ломоносова о том, что в основе познания природы должен лежать опыт, в конце XVIII - начале XIX в. была успешно развита передовыми естествоиспытателями России. Она приобрела первостепенное значение в их борьбе с представителями идеалистической натурфилософии, за строго экспериментальное направление в науке.


5 Вавилов С. И. Михаил Васильевич Ломоносов. М. 1961, с. 37.

6 Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. Т. 4, с. 163; т. 1, с. 125.

стр. 43


Успех многих открытий Ломоносова был заложен в его передовом для своего времени научном мировоззрении. Свою систему взглядов он называл "корпускулярной философией". Ее стержнем являлась материалистическая атомно-молекулярная теория. Его крупнейшие открытия в естествознании опережали общий уровень развития науки на многие десятилетия, подводили к постановке вопроса о единстве мира, его общих законов. Однако в целом метафизический характер мировоззрения не позволил Ломоносову решить эту задачу, хотя он сделал ряд серьезных попыток в данном направлении, имевших для своего времени прогрессивное значение. Разработанные им молекулярно- кинетическая теория теплоты и теория газов были шагом вперед по сравнению с теориями его предшественников и легли в основу концепций физиков XIX века. Получив в 1747 г. на отзыв три работы Ломоносова по физике и химии и ознакомившись с ними, Л. Эйлер писал, что он "изъясняет физические и химические материи, самые нужные и трудные, кои совсем неизвестны и невозможны были к истолкованию самым остроумным ученым людям... Желать надобно, чтобы все прочие Академии были в состоянии показать такие изобретения, которые показал г. Ломоносов"7 .

Подлинной энциклопедией по горному делу и металлургии стала, например, его книга "Первые основания металлургии или рудных дел" (1763 г.). Этот труд Ломоносова - первое отечественное исследование и учебное пособие для горняков и металлургов - содержал не только описательный, но и богатый научно-аналитический материал. На этой книге воспитывались многие поколения русских инженеров. Новые научные направления, заложенные Ломоносовым, продолжили его ученики и последователи. Известный историк науки М. И. Сухомлинов отмечал, что С. Я. Румовский, С. К. Котельников, А. П. Протасов "получили свое научное образование под руководством Ломоносова; И. И. Лепехин и П. Б. Иноходцев были учениками Румовского и Котельникова; Озерецковский, Соколов, Севергин образовались под благотворным влиянием Лепехина и т. д. Названные нами поколения русских ученых от Ломоносова до Севергина связаны между собой основными началами своей научной деятельности"8 .

Для Ломоносова как энциклопедиста было характерно то, что его художественные и научные сочинения имели глубокую внутреннюю связь. Поэт в его лице никогда не переставал быть ученым, а ученый всегда оставался поэтом. В ежегодных отчетах о проделанной работе он свои занятия историей, филологией и литературой ставил в один ряд с естественнонаучными трудами9 . Ломоносов видел политическую значимость исторической науки, ее большую воспитательную и образовательную роль. В число своих обязанностей он включал пропаганду исторических знаний, героического прошлого русского народа. Он первым поднял свой голос против норманистской теории образования Древнерусского государства.

Филологию и литературу Ломоносов называл "словесными науками", видя в них важные отрасли знания. Его "Российская грамматика", обладая многими неоспоримыми достоинствами, стала самым распространенным в XVIII в. учебным пособием. Несколько поколений русских людей обязаны ей своей грамотностью. Вплоть до 30-х годов XIX в. развитие грамматического строя русского языка шло по пути, намеченному Ломоносовым. Его идеи, подход к разработке и дальнейшему совершенствованию русского языка легли в основу деятельности Российской Академии, созданной в 1783 году. Согласно уставу, главная


7 Цит. по: Там же. Т. 10, с. 573.

8 Сухомлинов М. И. История Российской Академии. Т. 4. СПб. 1878, с. 2.

9 См. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. Т. 10, с. 379 - 396.

стр. 44


ее задача заключалась "в обогащении и очищении языка российского и в распространении словесных наук в государстве"10 . Составляя многотомный толковый словарь, члены Российской Академии широко использовали древнерусские летописи, сочинения отечественных писателей и поэтов, прежде всего Ломоносова. По подсчетам акад. В. В. Виноградова, из сочинений Ломоносова было взято для этого словаря 983 цитаты, т. е. 9/10 всех приведенных в нем примеров из литературных произведений11 .

Ломоносов дал мощный импульс развитию многих отраслей отечественной науки. Ее становлению в значительной степени способствовала научно-организационная деятельность ученого, которая была не менее разнообразной, чем исследовательская. Она была направлена на совершенствование форм управления наукой, улучшение условий работы ученых, обеспечение свободного развития отечественной науки. Научно- организационные идеи Ломоносова, разработанные им проекты создания и деятельности различных научных учреждений и высших учебных заведений прямо или опосредованно оказали сильное влияние на последующее развитие русской науки. В ряде случаев они предвосхитили движение научно-организационной мысли и практики на целое столетие. Создание новых научных учреждений - первой в России научной и учебной Химической лаборатории, основание Московского университета, разработка государственных мероприятий по освоению естественных богатств России, организация географических и астрономических экспедиций, подготовка плаваний с целью изучения Северного морского пути, составление ряда дальновидных проектов переустройства Петербургской Академии наук - вот далеко не полный перечень заслуг Ломоносова как организатора науки.

Многие организационные идеи, выдвинутые им, наталкивались на сопротивление бюрократического руководства Академии. Развитие науки в стране противоречило как эгоистическим интересам чиновников, стоявших во главе Академии, так и интересам реакционных кругов дворянства. Демократизация науки и просвещения, за которую выступал Ломоносов, являлась в то время частью социальной борьбы в сфере культуры. В этой борьбе позиции реакционного дворянства были слишком сильны. Поэтому многие замыслы ученого, направленные на совершенствование организационных форм научной работы, и не были осуществлены при его жизни. Но ими в той или иной мере проникнуты преобразования в области науки и просвещения второй половины XVIII - начала XIX века.

Редкая способность предвидеть ход развития науки на многие годы вперед проявилась в замыслах Ломоносова относительно создания новых научно-исследовательских и учебных учреждений. Сосредоточив свои занятия на изучении проблем естествознания, он пришел к мысли о необходимости для Петербургской Академии нового научного центра - Химической лаборатории. Теоретическим исследованиям, считал он, крайне нужны экспериментальные подтверждения. Истинный химик должен быть теоретиком и практиком; в химии "все высказываемое должно быть доказываемо"12 . Он добивался организации такой лаборатории, в которой можно было бы "химические эксперименты для приращения натуральной науки в Российской империи в действо производить", а также читать лекции студентам Академического университета по физике, химии и натуральной минералогии13 .


10 Цит. по: Сухомлинов М. И. Ук. соч. Т. 8. СПб. 1888, с. 425.

11 Виноградов В. В. Толковее словари русского языка. В кн.: Язык газеты. М. -Л. 1941, с. 365.

12 Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. Т. 1, с. 70 - 71.

13 Там же. Т. 9, с. 9.

стр. 45


Чтобы преодолеть сопротивление реакционных сил как в Академии, так и в Сенате, Ломоносов сумел привлечь внимание передовой научной общественности к решению вопроса о Химической лаборатории. Необходимость иметь центр по химическим исследованиям была подтверждена всеми членами Академического собрания. В 1746 г. Сенат разрешил строительство лаборатории; в конце 1748 г. по проекту, разработанному Ломоносовым, была построена и ее техническая часть, оснащенная новейшими приборами и реактивами. Это невысокое кирпичное здание расположилось на 2-й линии Васильевского острова рядом с домом, где жил ученый. Работа в Лаборатории позволила ему на практике осуществить идею синтеза наук, прежде всего физики и химии, выйти на широкий путь большой экспериментальной науки. Выработанные Ломоносовым в последующие годы методы исследований стали традиционными и определяли направления деятельности этого учреждения в течение нескольких десятилетий. Для них были характерны преобладание физико-химических и химико-аналитических исследований, сочетание исследовательской деятельности с преподавательской, связь научных разработок с практическими нуждами страны.

Постоянное стремление Ломоносова поставить науку на службу отечеству побудило его заняться проблемами сельского хозяйства. В конце 1763 г. он составил проект учреждения "Государственной коллегии земского домостройства". Главной задачей ее должно было стать изучение агрономических и экономических проблем, распространение рациональных методов ведения сельского хозяйства. Характерны намеченные принципы деятельности этой коллегии: при малом числе ученых коллегия должна иметь обширные контакты со всеми провинциями, избирая там почетных членов; члены ее должны были не только писать научные труды, но "их главная должность разуметь и рассуждать присылаемые сочинения"; необходимо, считал он, издавать "Экономические ведомости", чтобы печатать известия "о погодах и о урожаях и недородах, о пересухах", и рассылать этот журнал по всей стране14 . Проект, предложенный Ломоносовым, остался без внимания. Но жизненность его была подтверждена организацией в 1765 г., т. е. в год кончины ученого, "Вольного экономического общества к поощрению в России земледелия и домостроительства", сыгравшего заметную роль в развитии экономической и общественной мысли в России конца XVIII - начала XX века.

Столь же перспективными были выдвинутые им идеи об организации научных изысканий в области морского судоходства. Предлагая организовать Мореходную академию как исследовательское учреждение по проблемам математики, астрономии, гидрографии и механики, он видел ее задачу в том, чтобы "новыми спасительными изобретениями увеличить безопасность мореплавания"15 . Эта цель могла быть достигнута путем составления труда, обобщающего "все, что достигнуто до настоящего времени в мореходной науке", а затем специалисты должны были определить, на каких проблемах ученым следует впредь сосредоточить внимание. Выполнение этой программы Ломоносов мыслил на основе объединения усилий ученых в международном масштабе. Идея была слишком смелой для своего времени, опережая его на целый век. Только в XIX в. стали возникать подобного рода международные центры в виде конгрессов ученых, научных комиссий и т. п. Состояние науки не позволило в его время по достоинству оценить эти оригинальные замыслы.

Живое влияние потребностей развивающейся науки и практики выразилось и в другой организационной идее Ломоносова - создать на-


14 См. там же. Т. 6, с. 412 - 413.

15 Там же. Т. 4, с. 269.

стр. 46


учное учреждение, которое бы разрабатывало вопросы востоковедения. Важность политических и экономических интересов России на Востоке, многочисленность населяющих ее мусульманских народов, наконец, наличие ценных сведений по русской истории, содержащихся в восточных документах, - все это наводило Ломоносова на мысль о необходимости изучать языки, историю, географию стран Востока16 . Предложение о создании "Ориентальной академии" встретило препятствия по причине отсутствия средств, научных кадров, а главное - равнодушия правящих кругов. Решение этого существенного для страны вопроса было отодвинуто до начала XIX в., когда востоковедение нашло свое место в Петербургской Академии наук.

В тесной связи с просветительским направлением деятельности Ломоносова, с его борьбой за становление национальной науки находится разработка проектов и организация высших учебных заведений - Московского и Петербургского университетов. При этом он добивался, чтобы к обучению были допущены лица податных сословий и даже из крепостных - с разрешения помещика17 . При организации Московского университета установление числа его кафедр должно было определяться не количеством имеющихся в данное время кандидатов, способных занять преподавательские должности, а государственными потребностями. Предусмотренное Ломоносовым создание в университете трех факультетов - философского, юридического и медицинского - соответствовало состоянию науки его времени. Но в числе факультетов не оказалось богословского - обязательного в университетах Западной Европы. Это свидетельствовало о демократическом и светском характере проекта Ломоносова. Основой подготовки научных кадров в Московском университете должно было стать внедрение в учебный процесс эксперимента, связи с практикой, пропагандой научных знаний, поэтому намечалось создание лабораторий, кабинетов, анатомического театра, библиотеки, типографии и т. д. Среди первых изданий типографии Московского университета был том сочинений Ломоносова, вышедший в свет в 1757 году.

Распространение науки и просвещения, привлечение в науку выходцев из разночинных слоев должны были, согласно общественно-политическим взглядам Ломоносова, привести к экономическому и культурному прогрессу России, к облегчению положения народа. Заветным желанием ученого было создание независимого от Академии наук Петербургского университета. Ломоносов продумал его структуру, программу образования, предполагая ввести новые предметы: химию, ботанику, анатомию, восточные языки и др., преподаваемые, как в западноевропейских высших школах, на факультетах (а не в классах). Во главе его автономного правления он думал поставить проректора, избираемого ежегодно из числа профессоров. В 1760 г., готовясь к несостоявшемуся открытию Петербургского университета, Ломоносов составил публичное выступление, в котором раскрыл значение науки для развития страны и наметил план практического использования ее достижений в освоении богатств Сибири, изучении Северного морского пути, в горном деле, строительстве фабрик, совершенствовании земледелия, расширении внутренней и внешней торговли, укреплении безопасности государства и т. д.18 . Открытие Петербургского университета состоялось через полвека после смерти Ломоносова.

Талант Ломоносова - организатора отечественной науки ярко проявился в составлении грандиозной программы изучения естественных богатств России. Продолжая традицию, заложенную Академией наук с


16 Там же. Т. 10, с. 17, 50.

17 Там же, с. 513 - 514.

18 Там же. Т. 8, с. 683.

стр. 47


первых лет ее деятельности, - участие в экспедиционной работе в масштабах всей страны, Ломоносов выступил инициатором научных экспедиций, проводивших конкретное изучение отдельных районов, и прежде всего окраин страны. Назначенный в 1758 г. руководителем Географического департамента Академии наук, Ломоносов обратился в Сенат с предложением организовать несколько научных экспедиций - географических, геологических, астрономо-геодезических. Изучение и освоение природных богатств, по его мысли, могло бы "служить для приращения государственного богатства, могущества и славы"19 . Результаты, полученные экспедициями, ученый намеревался использовать для написания научных трудов и составления важных государственных документов, но прежде всего для составления "Российского атласа". Некоторые из задуманных мероприятий ему удалось выполнить.

В 1759 г. при непосредственном участии Ломоносова была составлена и разослана по всем губерниям анкета "Географические запросы". Это была попытка получить сведения для комплексной характеристики территории страны в ее административных границах. Природные ресурсы рассматривались в "запросах" как важный источник экономического развития. Данные анкеты в последующем пригодились при подготовке отечественных экономико-географических трудов второй половины XVIII - начала XIX века. В 1761 г. Ломоносов предложил организовать по всей стране сбор образцов различных минералов и горных пород, привлекая к этому важному мероприятию широкие слои населения. Обращаясь в Сенат, он писал: "Чтобы изо всех городов Российского государства собраны были и в Правительствующий сенат или к кому повелено будет разные пески, разные камни, разные глины, смотря по их цветам, так чтобы из каждого города весом не превосходило пяти пудов"20 . Вскоре со всех концов страны в Петербург стали поступать образцы минерального сырья. Но обобщить результаты этого важного предприятия и написать задуманную "Российскую минералогию" Ломоносову не довелось.

В последние годы жизни Ломоносов, исходя из своих теоретических исследований в области географии, выступил организатором первой экспедиции для изучения Северного морского пути. Он предвидел огромное влияние открытия этого пути на экономику страны, на дальнейшее освоение Сибирского края. "Российское могущество, - писал ученый, - прирастать будет Сибирью"21 , Адмиралтейской коллегии было поручено организовать поиск пути через Северный Ледовитый океан на Камчатку "по северо-западному проходу". Экспедиция В. Я. Чичагова вышла в море в конце 1765 г., когда Ломоносова уже не было в живых. Дважды - в 1765 и 1766 гг. - экспедиция делала попытки пройти от Шпицбергена к Тихому океану в высоких арктических широтах. Но деревянным парусным судам не удалось пробиться в северные широты дальше 80°. Только трудами советских полярников Северный морской путь был освоен. Тогда же был подтвержден ряд смелых гипотез Ломоносова. Еще в 1762 г. он предсказал наличие в центре Арктического бассейна нескольких островов, влияющих на направление морских течений. В результате многолетних работ советскими исследователями обнаружен и изучен подводный хребет, расположенный примерно на том месте, где указал Ломоносов. В 1948 г. этот хребет был назван его именем.

Предметом особого внимания в научно-организационной деятельности Ломоносова являлась Петербургская Академия наук. По идее ее основателя Петра I, она должна была в рамках существующего госу-


19 Там же. Т. 5, с. 351.

20 Там же, с. 353.

21 Там же. Т. 6, с. 498.

стр. 48


дарственного строя получить автономию, избирать президента и своих членов, присуждать ученые звания и т. д. Сочетание этих двух начал - государственного финансирования и автономии - могло, видимо, способствовать быстрому развитию научных исследований. Но в условиях абсолютистского государства это оказалось утопией. Утвержденный в 1747 г. Устав ("Регламент") Академии, действовавший до начала XIX в., основывался на совершенно иных организационных принципах, и ни протесты ученых против бесконтрольного правления академических чиновников, ни введение самого Ломоносова в состав коллегии, руководившей деятельностью Академии, не дали существенных фактических результатов. В 1761 г., в период особо напряженной борьбы с "неприятелями наук российских", он писал: "Я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь наказания от правосудия и всемогущего промысла, который не лишил меня дарования и прилежания в учении и ныне дозволил случай, дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий к распространению наук в отечестве, что мне всего в жизни моей дороже"22 .

Широкий кругозор, кипучая энергия, глубокий патриотизм Ломоносова рождали грандиозные планы по перестройке и совершенствованию Академии наук. Им были разработаны и представлены руководству Академии и правительству несколько организационных проектов, в том числе "Предположение об устройстве и уставе Петербургской Академии". Ломоносов стремился организовать Академию так, чтобы "не токмо художества и науки размножались, но и чтоб народ от того пользу имел"23 . При составлении устава Академии наук, записок о ее преобразовании Ломоносов считал необходимым воспользоваться всем лучшим в опыте работы и организации иностранных ученых корпораций. Он представлял себе Академию как гармоничное содружество ученых, которое в атмосфере согласия и доброжелательства свободно решает научные проблемы, выдвигаемые жизнью: "Науки благороднейшими человеческими упражнениями справедливо почитаются и не терпят порабощения"24 . Его историческая заслуга состоит в настойчивых попытках утверждения этого основополагающего принципа в условиях феодально-абсолютистского режима, враждебного всяким проявлениям свободы и автономии, когда место человека в обществе определялось не столько личными достоинствами, сколько знатностью рода, а чины и звания имели исключительное значение.

Высоко ставя науку в общественной и государственной жизни, Ломоносов соответственно ценил и труд ее творцов - подлинных деятелей науки. Он называл ученых "первейшими персонами" общества, которые отличаются "достоинством, знанием и рачением". Главную их обязанность он видел не только в "довольном знании своей науки", но и в умении связать свои исследования с государственными интересами. Ломоносов требовал, чтобы академики постоянно занимались творческой работой, а не жили прошлыми заслугами. "Должно смотреть, - писал он, - чтобы они ...в науках бы упражнялись больше для приумножения познания, нежели для своего прокормления и не так, как некоторые, снискав себе хлеб, не продолжают больше упражнения в учении с ревностию"25 .

Будучи сыном своего времени, Ломоносов считал необходимым укреплять правовое положение ученых. По представлению президента ученым присваивали чины согласно "Табели о рангах", соответственно занимаемому положению. VIII класс давал право на потомственное дворянство, что освобождало ученых от прямых налогов, рекрутской по-


22 Там же. Т. 10, с. 548.

23 Материалы для истории Академии наук. Т. 1. СПб. 1885, с. 24.

24 Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. Т. 10, с. 116, 141 - 142; т. 9, с. 443.

25 Там же. Т. 10, с. 138 - 140, 141.

стр. 49


винности и телесных наказаний. Ломоносов утверждал, что введение чинов для ученых помогло бы "умножить в российском народе почтение и охоту к наукам"26 . Некоторое изменение правового положения ученых было достигнуто лишь после того, как в 1803 г. был принят новый устав Академии и на них были распространены некоторые привилегии.

Одним из важнейших вопросов будущего устройства Академии Ломоносов считал усовершенствование ее управления, "так как эта статья особенно важная, составляющая ось вращения всех академических дел". Высшей инстанцией, призванной решать все научные дела, он считал Академическое собрание как орган самоуправления научного сообщества, а не Канцелярию. Необходимость упразднения Канцелярии диктовалась самой жизнью, но быть свидетелем ликвидации (1766 г.) этого бюрократического учреждения Ломоносову уже не довелось. Отстаивая идею коллегиального управления Академией, Ломоносов подчеркивал роль президента и вице-президента. Между тем в его время почти все они были знатными вельможами, мало сведущими в науках. "Ввиду их отлучек и обремененности чуждыми науке занятиями, - писал Ломоносов, - зачастую испытывается нужда в назначении для руководства нашим собранием полномочного заместителя президента"27 . Но соображения его по этому вопросу не встретили отклика, хотя, как показало время, Ломоносов смотрел на десятки лет вперед.

Важной задачей Академии Ломоносов считал доведение научных открытий до сведения специалистов и более широкой публики. Несвоевременная публикация научных трудов, подчеркивал он, наносит значительный ущерб. Его беспокоило то, что интенсивность научной деятельности тормозится нерегулярным изданием журнала Петербургской Академии - "Комментариев". Действительно, между написанием научной работы и ее публикацией разрыв составлял четыре и более лет. Чтобы ускорить издание трудов членов Академии, Ломоносов предлагал печатать еженедельный научный журнал "Санктпетербургские ученые ведомости" на трех языках (русском, немецком и французском), в котором помещать краткие рефераты новых книг и диссертаций, а также рецензии "без всяких пристрастий". "Цель и польза извлечений, - указывал Ломоносов, - состоит в том, чтобы быстрее распространять в республике наук сведения о книгах"28 . Но и это предложение не было принято. Плохая постановка публикации научных трудов Академии была одной из причин того, что многие важные открытия русских ученых, в том числе и самого Ломоносова, не нашли своевременного и должного признания в научном мире.

В научно-организационной деятельности Ломоносова особое место занимала подготовка национальных научных кадров. Он участвовал в организации учебного дела в Петербургской Академии наук, выступая с проектами, направленными на улучшение системы подготовки отечественных специалистов. Его деятельность в этой области имела огромное значение, ибо ускоряла решение важного для России вопроса создания национальной интеллигенции и превращения высшего научного центра страны в национальный. Одним из существенных недостатков академического регламента 1747 г. Ломоносов считал узаконение постоянного приглашения иностранных ученых. "Сию статью, - указывал он, - исполнять до времени, пока из природных россиян ученые умножатся и не будет нужды чужеземных выписывать"29 .

Ломоносов смело выступал за демократизацию образования, за право заниматься наукой представителям всех сословий. Сравнивая


26 Там же, с. 458.

27 Там же, с. 126.

28 Там же. Т. 3, с. 218.

29 Там же. Т. 10, с. 142.

стр. 50


систему подготовки специалистов в Западной Европе и России, он писал: "Во всех европейских государствах позволено... обучаться... всякого звания людям, не выключая посадских и крестьянских детей. А у нас в России... положенных в подушный оклад в Университет принимать запрещается. Будто бы сорок алтын толь великая и казне тяжелая была сумма, которую жаль потерять на приобретение ученого природного россиянина, и лучше выписывать"30 . Однако администрация Академии предпочитала приглашать иностранных и всеми силами противилась увеличению числа русских ученых.

С марта 1758 г. руководство учебной частью Академии перешло в ведение Ломоносова. Особое внимание он обратил на академические университет и гимназию. Учащихся гимназии он делил на две категории - обучающиеся за казенный счет и за собственный. Именно первая категория как наиболее заинтересованная в получении образования, по мнению Ломоносова, должна была пополнять университет. Ему он отводил главное место в подготовке будущих ученых. Из академического университета, руководимого Ломоносовым, вышли многие отечественные ученые, которые внесли крупный вклад в науку и оказали заметное влияние на экономическую, политическую и культурную жизнь России. Это прежде всего такие его воспитанники, как С. К. Котельников, С. Я. Румовский, А. П. Протасов и многие другие.

Ценой больших усилий Ломоносову удалось заложить прочный фундамент для дальнейшего развития народного образования. Дали всходы и те его патриотические идеи служения народу, Родине, которые определили весь дальнейший прогресс науки в России. Мысль о непрерывности начального, среднего и высшего образования, высказанная Ломоносовым, отвечала задачам последующей упорной борьбы передовых ученых России за утверждение прогрессивных педагогических принципов.

Какие бы открытия ни делал Ломоносов, какие бы научно-организационные мероприятия ни разрабатывал, он постоянно стремился направить все свои силы и знания на благо Отечества, "к приращению общей пользы". Это было определяющим в его деятельности. "За общую пользу, а особливо за утверждение наук в Отечестве и против отца своего родного восстать за грех не ставлю"31 , - писал Ломоносов. Значение Ломоносова в становлении отечественной науки огромно. "Если внимательно посмотреть назад, - отмечал в 1950 г. акад. С. И. Вавилов, - то станет ясным, что многие краеугольные камни успехов нашей жизни были заложены в прошлом именно Ломоносовым. Вот почему Ломоносов - знамя нашей культуры, живой образ славного культурного прошлого великой русской науки"32 .

Можно лишь удивляться и восхищаться, как много Ломоносов, работая в крайне неблагоприятных условиях, сумел сделать. Его передовыми научными, научно- организационными идеями во многом определялся ход дальнейшего развития науки и культуры в России. Под его прямым или косвенным воздействием выросли целые поколения отечественных ученых и общественных деятелей. И хотя Ломоносов не завершил многое из того, что начал и наметил, он проложил путь, по которому пошло развитие русской науки и культуры.


30 Там же, с. 19.

31 Там же, с. 554.

32 Вавилов С. И. Ук. соч., с. 32.

 P.S. А что сегодня? Сегодня последователи Ломоносова из МГУ заказывают курсовые и дипломные за ... деньги: http://studentland.biz/Diplomnye-raboty-na-zakaz-v-Moskve/ (см. для ознакомления спецпрайс для ... МГУ!)...

Опубликовано на Порталусе 28 марта 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): наука в Китае, китайская наука, будущее Китая



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама