Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ВОПРОСЫ НАУКИ есть новые публикации за сегодня \\ 19.09.17

ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В МГУ ЗА 40 ЛЕТ

Дата публикации: 19 мая 2017
Автор: Ю. С. Кукушкин
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Номер публикации: №1495188833 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Ю. С. Кукушкин, (c)

найти другие работы автора

16 мая 1974 г. исполнилось 40 лет со дня опубликования постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР "О преподавании гражданской истории в школах СССР", которое открыло новый этап в развитии исторической науки, способствовало превращению истории в мощное средство воспитания советского патриотизма и пролетарского интернационализма. Необходимость данного постановления была обусловлена потребностями идейного воспитания трудящихся в обстановке, когда в стране строился фундамент социализма, а на международной арене силы реакции активно готовили войну. В сложившихся условиях особенно нежелательны были существенные просчеты в деле преподавания истории, которые проистекали из недооценки значения этой науки для воспитания подрастающего поколения, для морально-политического сплочения советского народа. Поставив задачу коренным образом перестроить преподавание истории, Центральный Комитет партии и Советское правительство наметили комплекс конкретных мероприятий, одним из которых было восстановление с 1 сентября 1934 г. исторических факультетов в Московском и Ленинградском университетах. Поэтому 1934 год по праву стал существенной вехой в развитии исторической науки.

Говоря о месте исторической науки в университетском образовании, мы мысленно возвращаемся к далекому 1755 году, когда стараниями нашего великого соотечественника М. В. Ломоносова был основан Московский университет. Именно в 50-е годы XVIII в. М. В. Ломоносов особенно интенсивно занимался разработкой проблем отечественной истории. В письме к Л. Эйлеру он сообщал, что ему пришлось "целиком почти уйти в историю"1 . К тому времени М. В. Ломоносов уже завершил работу над "Кратким Российским летописцем", над первой частью "Древней Российской


1 М. В. Ломоносов. Полн. собр. соч. Т. 10. М. -Л. 1957, стр. 503.

стр. 153


истории" и рядом других исследований. Все это происходило как раз в те годы, когда готовилось открытие Московского университета, когда он был только что основан и делал свои первые шаги. Вполне естественно, что в создаваемом университете М. В. Ломоносов отводил почетное место истории. Из 12 профессорских ставок он предлагал предоставить две историкам.

В досоветский период в Московском университете работали многие видные историки, создавшие прогрессивные для своего времени научные концепции и оставившие яркий след в развитии науки. Начало глубокому изучению в России всеобщей истории положил профессор Московского университета Т. Н. Грановский. Навсегда увековечил свое имя созданием 29-томной "Истории России с древнейших времен" проф. С. М. Соловьев. Здесь читал свой знаменитый "Курс русской истории" проф. В. О. Ключевский.

Великая Октябрьская социалистическая революция создала самые благоприятные условия для развития в стране исторической науки и отвела ей почетное место в коммунистическим воспитании нового человека. Перестройка исторического образования в МГУ началась уже в 1919 году. В это время здесь продолжали работать крупные специалисты в области истории, сложившиеся как ученые в дореволюционное время (профессора С. В. Бахрушин, В. А. Городцов, Ю. В. Готье, Е. А. Косминский, Д. М. Петрушевский, В. И. Пичета, А. Н. Савин, А. И. Яковлев). Тогда же начиналась деятельность целой плеяды молодых ученых, окончивших университет накануне Октябрьской революции и впоследствии вписавших яркие страницы в развитие отечественной науки, - профессоров Н. М. Дружинина, К. К. Зельина, С. Д. Сказкина, Б. М. Соколова и Ю. М. Соколова. С баррикад революции, с фронтов гражданской войны пришли в Московский университет видные ученые-марксисты, накопившие опыт партийной работы, профессора В. В. Адоратский, В. П. Волин, Д. И. Курский, Н. М. Лукин, С. И. Мицкевич, В. И. Невский, М. Н. Покровский, И. И. Скворцов-Степанов, И. Д. Удальцов. С их именами связано внедрение в преподававшиеся в университете исторические дисциплины марксистско-ленинской методологии.

На протяжении 20-х и в начале 30-х годов в Московском университете проводились многочисленные эксперименты в области преподавания наук гуманитарного цикла, известно, что эти эксперименты подчас отрицательным образом сказывались на развитии исторической науки. Поэтому Постановление Центрального Комитета партии и Советского правительства от 16 мая 1934 г., направленное против схематизма и вульгаризации в трактовке исторических проблем, имело исключительное значение для дальнейшего развития советской исторической науки вообще и для преподавания истории в средней и высшей школе в особенности.

Перед воссоздаваемым Историческим факультетом были поставлены ответственные задачи: развивать важнейшие направления исторической науки, растить кадры учителей истории для средней школы, готовить высококвалифицированных историков для высших учебных заведений и научных учреждений, создавать учебники, учебные пособия и программы. Все эти направления остаются основными в работе факультета и по сей день.

В 1934 г. была определена четкая структура факультета, благодаря чему были созданы необходимые условия для успешного осуществления учебной и научной работы. Эта структура прошла испытание временем. Основу факультета составляют кафедры, возглавляемые авторитетными учеными. В данный момент на факультете имеется 15 кафедр, рождение многих из них относится к 30-м годам. Во главе кафедры истории народов СССР периода феодализма стоит ныне проф. Г. А. Новицкий, кафедры истории народов СССР периода капитализма - проф. И. А. Федосов, кафедры истории народов СССР советского периода - проф. В. М. Селунская, кафедры источниковедения истории СССР - проф. И. Д. Ковальченко. Указанные кафедры выросли на базе кафедры истории СССР, основанной в 1934 г., во главе ее стояла проф. А. М. Панкратова. В 1953 г. появились все необходимые условия для создания четырех самостоятельных кафедр.

Кафедру археологии вот уже более трех десятилетий возглавляет проф. А. В. Арциховский. Во главе кафедры этнографии стоит проф. Г. Е. Марков. Кафедру новой и новейшей истории зарубежных стран в момент ее основания в 1934 г. возглавил проф. Н. М. Лукин, а ныне вот уже четверть века ею руководит его ученик проф.

стр. 154


И. С. Галкин. Кафедру истории средних веков в 1934 г. возглавил проф. Е. А. Косминский, ныне ею руководит проф. А. И. Данилов. Кафедру истории древнего мира в 1934 г. возглавил проф. В. С. Сергеев, а ныне во главе ее стоит проф. В. И. Кузищин. Кафедру истории южных и западных славян, основанную проф. В. И. Пичетой, ныне возглавляет проф. В. Г. Карасев. Кафедрой истории КПСС руководит проф. Н. В. Савинченко. Кафедру истории зарубежного искусства бессменно в течение многих лет возглавляет проф. В. Н. Лазарев. Во главе кафедры истории русского и советского искусства стоит проф. Д. В. Сарабьянов. Кафедру иностранных языков возглавляет доц. Е. А. Бонди, а во главе кафедры древних языков стоит доц. А. Ч. Козаржевский. Помимо кафедр, в структуру факультета входят две научные лаборатории и один учебный кабинет. Лабораторию истории русской культуры возглавляет проф. А. М. Сахаров, лабораторию истории русского города - проф. В. Л. Янин, кабинет методики преподавания истории и технических средств обучения - доц. Б. И. Краснобаев.

Говоря о функционировании большого и сложного организма Истфака МГУ, следует назвать имена тех, кто внес свой вклад в организацию работы факультета в период его становления. Первым деканом Исторического факультета МГУ был проф. Г. С. Фридлянд, его заместителями - З. П. Игумнова и А. А. Федосеев. Выпускники Истфака многих поколений с благодарностью вспоминают старейших работников деканата, кафедр и кабинетов Н. Н. Абрютину, Е. А. Кубицкую, Н. М. Мымрикову, А. И. Шебалдину, Т. М. Шептунову и др.

Деканами Исторического факультета на протяжении его сорокалетнего существования работали многие авторитетные ученые и педагоги: профессора И. Д. Удальцов, С. Д. Сказкин, С. П. Толстов, М. Н. Тихомиров, Б. А. Рыбаков, А. В. Арциховский, Г. А. Новицкий, И. А. Федосов. Проф. И. С. Галкин был ректором Московского университета в суровые годы Великой Отечественной войны.

Коллектив Исторического факультета МГУ располагает высококвалифицированными кадрами. В штате его сейчас работает 179 профессоров и преподавателей, 39 научных и 66 учебно-вспомогательных и научно-технических сотрудников. Кроме того, по совместительству на факультете работают 14 специалистов высокой квалификации. Каждый пятый из числа профессоров и преподавателей имеет степень доктора исторических наук. На протяжении многих лет ведет большую учебно-воспитательную работу среди студентов факультета выдающийся советский ученый проф. Б. А. Рыбаков, являющийся в настоящее время академиком-секретарем Отделения истории АН СССР. Велики заслуги перед истерической наукой и высшей школой работающих на факультете членов-корреспондентов АН СССР профессоров А. В. Арциховского, И. Д. Ковальченко, В. Н. Лазарева и В. Л. Янина. Большой вклад в развитие высшей и средней школы внесли профессора, руководители кафедр факультета действительный член Академии педагогических наук СССР А. И. Данилов и член-корреспондент Академии педагогических наук СССР И. А. Федосов.

Ветераны факультета вырастили целую плеяду ярких педагогов и ученых, в тесном содружестве с которыми ояи продолжают работать. Доценты, старшие преподаватели и ассистенты составляют основную массу педагогического коллектива, все члены которого независимо от ученых степеней, званий и должностного положения отдают всю свою энергию и знания делу подготовки кадров. Коллектив Истфака МГУ систематически пополняется способными выпускниками факультета. Все его члены напряженно работают над повышением своей квалификации. Только за последние три года ими защищено 12 докторских и 13 кандидатских диссертаций. Во всех звеньях коллектива работают ветераны, которые являются образцом для молодежи. Такие старейшие работники факультета, как Л. Д. Беспалько, М. Н. Кислов, И. А. Потапова, Ю. К. Рожинская, А. В. Сергеев, Е. Т. Трутнева, О. М. Федорова, своим трудом обеспечили во многом успехи факультета в научной и учебной работе.

Коллектив Истфака имеет замечательные, освященные временем традиции, которые он бережно хранит и продолжает. На факультете получили развитие многие научные направления, заложенные выдающимися советскими историками старшего поколения. Традицией факультета является то, что всегда тон в учебной и научной работе задавала профессура. Научные труды по ранним периодам отечественной истории

стр. 155


профессоров К. В. Базилевича, С. В. Бахрушина, Б. Д. Грекова и М. Н. Тихомирова нашли свое блестящее продолжение в работах профессоров А. В. Арциховского, В. И. Лебедева, Г. А. Новицкого, Б. А. Рыбакова и Л. В. Черепнина. Достойными продолжателями дела своих учителей стали профессора Д. А. Авдусин, М. Т. Белявский, Н. Б. Голикова, П. П. Епифанов, Л. Р. Кызласов, А. М. Сахаров, Г. А. Федоров-Давыдов и В. Л. Янин.

Старейшая в стране Новгородская археологическая экспедиция под руководством проф. А. В. Арциховского сделала открытие мирового значения, обнаружив в 1951 г. новый вид массового исторического источника - берестяные грамоты. Ныне советская историческая наука располагает уже 536 такими грамотами, из которых 532 найдены археологами Истфака. Работы Новгородской археологической экспедиции принесли ее организаторам и активным участникам профессорам А. В. Арциховскому и В. Л. Янину заслуженное признание: они стали лауреатами Государственной премии. Проф. Б. А. Рыбаков, чья монография "Ремесло Древней Руси" была удостоена Государственной премии, в последние годы создал серию чрезвычайно актуальных в научном отношении трудов, посвященных "Слову о полку Игореве". За время работы на Истфаке лауреатами Государственных премий стали профессора Б. Д. Греков и С. В. Киселев. Государственной премии было удостоено монографическое исследование проф. М. В. Нечкиной "Грибоедов и декабристы".

Трудно переоценить вклад в разработку кардинальных проблем отечественной истории XIX в., сделанный профессорами Истфака МГУ Н. М. Дружининым, М. В. Нечкиной, А. М. Панкратовой, А. Л. Сидоровым. Их коллеги и ученики профессора В. И. Бовыкин, С. С. Дмитриев, П. А. Зайончковский, Н. С. Киняпина, И. Д. Ковальченко, В. Я. Лаверычев, М. Г. Седов, В. А. Федоров, И. А. Федоров, Е. Д. Черменский в своих многочисленных работах продолжают развивать лучшие традиции в изучении отечественной истории прошлого века, исследуя проблемы социально-экономического развития народов России, революционного движения, политической надстройки.

Проф. И. И. Минц, возглавлявший в прошлом кафедру истории СССР, за свой фундаментальный 3-томный труд, посвященный истории Великой Октябрьской социалистической революции, удостоен в нынешнем году Ленинской премии. За разработку истории гражданской войны звание лауреатов Государственной премии получили профессора Э. Б. Генкина, Е. Н. Городецкий, И. И. Минц, И. М. Разгон. Ныне проблемы истории Октябрьской революции, гражданской войны и социалистического строительства являются предметом исследования профессоров В. З. Дробижева, С. Ф. Найды, М. Е. Найденова, В. М. Селунской, М. И. Стишова. Ряд ценных работ создан профессорами кафедры истории КПСС Б. А. Абрамовым, А. Н. Ацаркиным и Ю. В. Воскресенским.

Профессора Н. А. Машкин, А. В. Мишулин, В. С. Сергеев, участвовавшие в создании кафедры истории древнего мира, и профессора В. И. Авдиев, А. Д. Бокщанин и В. И. Кузищин, ныне работающие на этой кафедре, опубликовали большое количество монографических исследований, получивших высокую оценку научной общественности. Проф. В. И. Авдиев за оригинальный учебник для вузов по истории древнего Востока был удостоен Государственной премии; Государственной премией была отмечена монография проф. Н. А. Машкина "Принципат Августа".

Важнейший вклад в развитие медиевистики внесли профессора факультета Е. А. Косминский и С. Д. Сказкин; плодотворную деятельность продолжают в этой области профессора Е. В. Гутнова, А. И. Данилов, А. Р. Корсунский и Ю. М. Сапрыкин. Проф М. М. Смирин был удостоен Государственной премии за монографию "Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война".

Первые университетские профессора-коммунисты В. П. Волгин, Н. М. Лукин и их коллеги А. С. Ерусалимский, А. В. Ефимов, Л. Е. Иванов, Ф. В. Потемкин и Е. В. Тарле своими трудами создали славу кафедре новой и новейшей истории зарубежных стран. В наши дни славу этой кафедры продолжают приумножать профессора И. С. Галкин, А. В. Адо, И. П. Дементьев, М. И. Орлова, Н. В. Сивачев, В. П. Смирнов и Е. Ф. Язьков. За фундаментальное исследование "История дипломатии" профессора С. В. Бахрушин, А. В. Ефимов, Е. А. Косминский, И. И. Минц, А. Л. Нарочницкий, С. Д. Сказкин, Е. В. Тарле и В. М. Хвостов были удостоены Государствен-

стр. 156


ной премии. Государственной премией была отмечена монография проф. Е. В. Тарле "Крымская война".

Глубокое изучение проблем славяноведения в Московском университете было начато основателями кафедры истории южных и западных славян профессорами В. И. Пичетой и З. Р. Неедлы, их дело продолжил проф. С. А. Никитин и ныне работающие на факультете профессора И. М. Белявская, В. Г. Карасев и другие преподаватели этой кафедры. Благодаря усилиям проф. С. П. Толстова почетное место на Истфаке МГУ заняла этнографическая наука. За свой монументальный труд по истории древнего Хорезма С. П. Толстов был удостоен Государственной премии. Велик вклад в развитие этнографии профессоров С. А. Токарева и Н. Н. Чебоксарова. Ученики и младшие коллеги этих ученых профессора К. М. Козлова, Л. П. Лашук и Г. Е. Марков успешно продолжают дело своих учителей.

Изучение проблем истории искусства в Московском университете началось с первых лет его существования, но подлинный расцвет искусствоведения наступил в годы Советской власти. Профессора старшего поколения В. К. Мальберг, Н. И. Романов передали эстафету профессорам Б. Р. Випперу, И. Э. Грабарю, Н. Н. Коваленской, В. Н. Лазареву, А. И. Некрасову, В. В. Павлову, А. А. Сидорову, А. А. Федорову-Давыдову. Ныне работу искусствоведов Московского университета возглавляет проф. В. Н. Лазарев. На двух кафедрах отделения истории искусств работают профессора В. М. Василенко, Ю. К. Золотом, М. А. Ильин, Д. В. Сарабьянов. Проф. И. Э. Грабарь, стоявший в 40-е годы во главе кафедры искусствоведения МГУ, был удостоен за свои труды Государственной премии.

Востоковедение в МГУ стало интенсивно развиваться только после Великой Октябрьской социалистической революции. В 1934 г. на Историческом факультете была создана кафедра новой и новейшей истории колониальных и зависимых стран, которую возглавил проф. Х. З. Габидуллин. На этой кафедре, выросшей впоследствии в отделение, работала плеяда ярких ученых: профессора А. А. Губер, Е. М. Жуков, Б. Н. Заходер, Г. С. Кара-Мурза, А. Ф. Миллер, И. М. Рейснер и Н. А. Смирнов. В 1956 г. отделение истории стран Востока Исторического факультета выделилось в отдельный институт, а его профессора и преподаватели продолжают работать сегодня в Институте стран Азии и Африки МГУ.

На Истфаке сложились и продолжают успешно развиваться научные школы и направления. Труды ученых факультета разных поколений составляют золотой фонд отечественной исторической науки. Научные заслуги историков МГУ получили признание как в Советском Союзе, так и далеко за его пределами. Многие профессора факультета за свои труды удостоены правительственных наград, высоких научных степеней и званий, различных премий, избрания в состав АН СССР, зарубежных академий и научных обществ.

Свято храня научные традиции факультета, продолжая в своих работах развивать идеи передовых ученых прошлого, профессора Исторического факультета занимаются разработкой новых важных проблем, рождаемых жизнью. В последние годы заметные успехи достигнуты в изучении методологии и истории исторической науки. Наиболее фундаментальным трудом, посвященным этой проблематике, является двухтомное исследование по историографии нового и новейшего времени стран Европы и Америки, осуществленное под руководством проф. И. С. Галкина. Сдан в издательство первый сборник по вопросам методологии и истории исторической науки, готовится второй. Изданы два тома, и сдан в печать третий том "Очерков истории русской культуры" под редакцией проф. А. В. Арциховского. Под руководством проф. В. М. Селунской интенсивно разрабатывается история социальной структуры советского общества. В ближайшее время в издательство сдается первый из двух томов этого коллективного исследования. Широким фронтом развернулось изучение количественных и машинных методов обработки исторической информации, которое ведется под руководством проф. И. Д. Ковальченко.

Научная работа на Историческом факультете МГУ всегда отличалась целеустремленностью. Это ее качество особенно ярко проявилось в годы Великой Отечественной войны, когда были созданы высокопатриотические работы профессоров К. В. Бадилевича, С. В. Бахрушина, М. В. Нечкиной, М. Н. Тихомирова и др., посвященные героическому прошлому народов нашей страны и разоблачению реакционной сущности

стр. 157


германского милитаризма и фашизма. В настоящее время ученые Истфака ведут решительную борьбу против буржуазной фальсификации истории и ревизионизма во всех его проявлениях.

Сотрудники факультета всегда активно участвовали в научных дискуссиях, проводившихся в нашей стране и за ее пределами, в международных конгрессах - в Риме (1955 г.), Стокгольме (1960 г.), Вене (1965 г.). На последнем, XIII Международном конгрессе историков, проводившемся в Москве, с докладами и сообщениями выступили 20 ученых факультета. Большая группа ученых факультета готовится принять активное участие в XIV Международном конгрессе исторических наук, который должен состояться в будущем году в США. В составлении основного доклада на этом всемирном форуме историков участвуют четыре профессора Истфака.

Свою научную и учебную работу коллектив факультета строит в тесном сотрудничестве с другими факультетами МГУ, с научными учреждениями и учебными заведениями страны. Эти связи обширны и разнообразны. Здесь и создание совместных авторских коллективов, и научные конференции, и обмен лекторами. В 1974 г. Бюро Отделения истории АН СССР на одном из своих заседаний обсудило вопрос "О сотрудничестве Исторического факультета Московского государственного университета с институтами АН СССР" и наметило широкие перспективы развития этого сотрудничества. Чрезвычайно широки международные связи исторического факультета. Осуществляется обмен лекторами и студентами со многими зарубежными университетами; профессора факультета участвуют в подготовке учебников и учебных пособий для университетов других стран. Исторический факультет МГУ выступил инициатором проведения семинаров для специалистов по истории СССР из университетов социалистических стран. Состоявшийся в 1972 г. семинар на тему "Опыт преподавания истории СССР в странах социалистического содружества" получил высокую оценку в печати2 . Сейчас идет интенсивная подготовка к очередному семинару.

Многое сделано и для решения другой задачи, выдвинутой в постановлениях ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 16 мая 1934 г. и от 27 января 1936 г., - подготовки учебников для средней и высшей школы. Львиная доля учебников по различным разделам истории создана сотрудниками Истфака МГУ. Первый учебник по истории СССР для средней школы под редакцией проф. А. М. Панкратовой был подготовлен коллективом авторов, в состав которого входили многие истфаковцы. Учебники проф. А. В. Мишулина (по древней истории), Е. А. Косминского (по истории средних веков), А. В. Ефимова и И. С. Галкина (по новой истории) составили прочную основу для преподавания истории в средней школе. Эту работу продолжают ныне П. П. Епифанов, Б. И. Краснобаев, А. М. Сахаров и И. А. Федосов.

Подавляющее большинство учебников для вузов страны по отечественной и всеобщей истории также создано учеными Истфака МГУ. В конце 30-х годов были выпущены два тома вузовского учебника по истории народов СССР под редакцией профессоров С. В. Бахрушина, Б. Д. Грекова, В. И. Лебедева и М. В. Нечкиной; два тома вузовского учебника по истории средних веков под редакцией профессоров О. Л. Вайнштейна, Е. А. Косминского, С. Д. Сказкина и А. Д. Удальцова. Ученые факультета на протяжении четырех десятилетий непрерывно создают новые и совершенствуют ранее изданные учебники. Только за последние три года ими написано 6 учебников для вузов. Вторым изданием вышел недавно в свет учебник по истории древней Греции под редакцией профессоров В. И. Авдиева, А. Г. Бокщанина и Н. П. Пикуса; по истории древнего Рима - под редакцией профессоров А. Г. Бокщанина и В. И. Кузищина; три тома учебника по новой и новейшей истории зарубежных стран - под редакцией проф. И. С. Галкина; по источниковедению истории СССР - под редакцией проф. И. Д. Ковальченко. Немалое число новых учебных пособий готовится в настоящее время к изданию. Подготовку учебников, учебных пособий и программ коллектив Истфака МГУ по-прежнему считает одной из своих важнейших задач. Этот вид деятельности занимает почетное место в планах научной работы всех кафедр факультета.

На Историческом факультете МГУ научная работа ведется в неразрывной связи с учебной. Педагогическая деятельность требует от ученых большой затраты вре-


2 "Правда", 31.XII.1973.

стр. 158


меня и сил, но благородный труд по воспитанию молодежи самым благоприятным образом отражается и на их научной работе. Лекции и семинарские занятия способствуют правильному определению важнейшей научной проблематики, более обстоятельному аргументированию основных положений. Самый характер работы университета заставляет ученых быть особенно требовательными к основным выводам своих исследований, предостерегает их от излишней поспешности. В университетских семинарах, как правило, формируются будущие научные школы и направления.

Исторический факультет сумел многого добиться в области решения задач, поставленных Центральным .Комитетом партии и Советским правительством, по подготовке квалифицированных кадров учителей средней школы, преподавателей вузов и сотрудников научных учреждений. За 40 лет на факультете подготовлено 9 тыс. специалистов, из них 1300 получили дипломы с отличием. На Истфаке МГУ защищено 860 кандидатских и 65 докторских диссертаций. Выпускники его работают в подавляющем большинстве научных учреждений, в том числе во всех без исключения институтах АН СССР исторического профиля, во многих вузах, специальных учебных заведениях и средних школах, во всех исторических журналах. Многие из них стали блестящими мастерами своего дела. Истфаковцы высоко несут марку выпускников МГУ, где бы они ни находились - в любом уголке Советского Союза и далеко за его пределами.

В настоящее время на Историческом факультете обучается 2 тыс. студентов, половина из них на дневном, а половина - на вечернем и заочном отделениях. На Истфаке проходят подготовку около 200 аспирантов, 30 стажеров из зарубежных стран, 40 слушателей подготовительного отделения. Кроме того, для повышения своей квалификации на факультет ежегодно прибывают около 100 преподавателей исторических факультетов из всех университетов страны, а также из педагогических институтов. Этот большой и чрезвычайно разнообразный контингент обучающихся требует от всех звеньев факультета четкой и напряженной работы.

Учебный процесс на Историческом факультете строится по традиционной университетской схеме: лекции + семинары. Но это не значит, что данные формы обучения и их соотношение остаются неизменными на протяжении десятилетий. Изменения определяются учебными планами и программами, которые постоянно совершенствуются, а также новыми техническими возможностями. В мае 1974 г. Министерством высшего и среднего специального образования СССР утвержден новый учебный план Исторического факультета МГУ. Комплекс дисциплин, представленных в нем, предусматривает подготовку высококвалифицированного специалиста-историка со знанием иностранного языка. Это обеспечивается в первую очередь тем, что в преподавании большое место отведено общественным дисциплинам, а также специальной (в том числе языковой) подготовке, завершающейся защитой дипломной работы. Значительное внимание в новом учебном плане обращается на соотношение во времени изучаемых студентами исторических дисциплин (синхронность и последовательность), на достижение максимальной компактности в их преподавании, на рациональное распределение нагрузки студента. Решение задач по усовершенствованию подготовки специалистов-историков повлекло за собой и изменение содержания студенческой практики в смысле приведения ее в наибольшее соответствие с профилем выпускника Истфака, усиления общественно-политической подготовки и патриотического воспитания студенчества.

В связи с новым учебным планом перед коллективом Истфака встают большие и ответственные задачи. Возрастает роль партийной и других общественных организаций факультета в проведении идейно-воспитательной работы. Партийная организация факультета насчитывает в своих рядах более 300 коммунистов, четвертую часть этого числа составляют студенты и аспиранты. В комсомольской организации факультета насчитывается тысяча человек. Это огромная сила, которой по плечу решение любых сложных задач.

На, протяжении 40-летнего существования Исторического факультета МГУ в его стенах работали и работают сотни людей, которые внесли и вносят свой вклад в его развитие. Перечислить имена их всех, казалось бы, невозможно. Однако в коллективе существует традиция, заключающаяся в том, что на факультете никого и ничто не забывают. Об этом, в частности, свидетельствуют фундаментальные труды по истории

стр. 159


МГУ, созданные сотрудниками Истфака, где нашли отражение деяния истфаковцев всех поколений; книги Б. Н. Гракова и А. Н. Мальцева, увидевшие свет после смерти их авторов; создание на факультете аудиторий, носящих имена академиков М. Н. Тихомирова и С. Д. Сказкина и украшенных барельефными портретами этих ученых; установленные на факультете мемориальные доски в честь героев-истфаковцев, отдавших жизнь в борьбе за свободу и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны; стенд, на котором помещены фотографии сотрудников факультета - ветеранов войны. Молодежи на факультете есть с кого брать пример, есть у кого учиться.

Коммунистическая партия всегда уделяла и уделяет огромное внимание вопросам развития науки. Предметом особой ее заботы является развитие общественных наук. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии Л. И. Брежнев говорил: "Все более решительный поворот общественных наук в сторону разработки проблем, актуальных для настоящего и будущего, - вот что нам нужно"3 . Для советских историков документы XXIV съезда КПСС являются важнейшими директивами, в соответствии с которыми они строят всю свою работу. Задачи, поставленные съездом партии, конкретизированы в ряде последующих документов ЦК КПСС. Важную роль в дальнейшей активизации деятельности историков в области решения задач, поставленных XXIV съездом КПСС, сыграло совещание, проведенное Отделом науки и учебных заведений ЦК (март 1973 года). На совещании были отмечены большие достижения советских ученых в разработке актуальных проблем истории и вместе с тем вскрыты серьезные ошибки методологического и конкретно-исторического характера, допущенные в отдельных исследованиях. В рекомендациях совещания намечены пути ликвидации этих ошибок; перед специалистами, разрабатывающими различные проблемы истории, поставлены конкретные задачи, обращено внимание ученых на необходимость усилить наступление на враждебную марксизму-ленинизму идеологию. Документом, адресованным непосредственно к работникам вузов, является постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 июля 1972 г. "О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране".

В настоящее время советский народ упорно трудится над выполнением заданий девятой пятилетки. 40-летие Исторического факультета МГУ совпало с четвертым, определяющим годом пятилетки. Отмечая свой юбилей новыми достижениями, коллектив факультета преисполнен горячего желания решить задачи, поставленные Центральным Комитетом партии и Советским правительством перед работниками высшей школы.


3 "Материалы XXIV съезда КПСС", М. 1971, стр. 86 - 87.

Опубликовано 19 мая 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?