Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ВОПРОСЫ НАУКИ есть новые публикации за сегодня \\ 24.10.17

ОБ ОДНОЙ ЗАДАЧЕ МЕХАНИКИ

Дата публикации: 23 сентября 2017
Публикатор: Зубаиров Юнус Фариттович
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Номер публикации: №1506193927 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


                                 ОБ ОДНОЙ ЗАДАЧЕ МЕХАНИКИ

Доктор технических наук Нурбей Владимирович Гулиа в своей книге «Удивительная физика» рассказывает о следующем случае во время защиты диссертации, который мы приведем полностью в изложении автора:

«Но и при обычном прямолинейном движении таких казусов сколько угодно, и свидетелем одного из них был автор. Дело происходило на защите кандидатской диссертации по теории автомобиля. Молодой диссертант делал доклад по работе, пользуясь формулами, написанными на плакатах. Естественно, диссертант воспользовался принципом Даламбера, по-видимому, даже не подозревая об этом. И уравнение тягового баланса ускоряющегося автомобиля он записал в том виде, как это делается и в большинстве учебников:

 Рk (сила тяги) = Рf (сила сопротивления качению) + РV (сила сопротивления воздуха) + Рj (сила инерции).

 Шутник – член Ученого Совета – спрашивает диссертанта:

 – Вот у вас сила тяги равна сумме всех сопротивлений. Стало быть, автомобиль находится в равновесии, он неподвижен. Почему же вы говорите, что машина разгоняется?

 Диссертант долго думал, а потом не нашел ничего лучшего, как сказать:

 – Это только теоретически – в равновесии. А на самом деле сила тяги чуть-чуть больше сопротивления, вот он и движется!

 Хохот был такой, что проснулись даже обычно спящие члены Совета. А правильный ответ должен быть таким:

 – Сила инерции фиктивная, несуществующая. Она добавлена согласно принципу Даламбера для облегчения решения задачи. И вся разница между силой тяги и силами сопротивлений идет на разгон автомобиля, вот он и ускоряется!»

Слов нет, в этом случае диссертант ответил неправильно. Но, на взгляд автора, на этот вопрос неправильно ответил и автор книги Гулиа. В самом деле, автор книги пишет, что «вся разница между силой тяги и силами сопротивлений идет на разгон автомобиля, вот он и ускоряется».

Здесь Гулиа ошибается в том, что может быть разница между силами тяги и силами сопротивлений. Тяга может создаваться только при условии наличия сопротивления, так как без противодействия нет действия. Тем самым, между силами тяги и силами сопротивления всегда равновесие, всегда нуль, как это и исходит из третьего закона Ньютона.

Но почему же автомобиль движется? Можно было бы ответить на этот вопрос так. Сила тяги сила векторная, а силы сопротивления силы скалярные. Но и этот ответ неправилен. Равновесие, нуль не может нарушаться.

Ответ на вопрос такой. Дело в том, что всякое движение может быть только реактивным. Когда мы прыгаем с лодки на причал, то лодку отталкиваем назад, а себя вперед, когда идем по земле, то землю отталкиваем назад, а сами идем вперед.

Но где же реактивное движение в двигателе автомобиля? Такое движение создается в поршнях двигателя. Горючая смесь загорается, и оказывает давление в противоположных направлениях - и на цилиндры и на дно поршня. . Вследствие этого возникает движение, это единственное условие начала движения и тем самым автомобиль разгоняется. Мы не можем двигаться в одном направлении, не отправив другое тело в противоположном направлении.

По мнению автора, таков правильный ответ на вопрос шутника члена совета.

ЗУБАИРОВ ЮНУС ФАРИТОВИЧ

 

Опубликовано 23 сентября 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?