Рейтинг
Порталус

ПЕРВЫЙ СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКИЙ СИМПОЗИУМ ПО АРХЕОЛОГИИ

Дата публикации: 28 октября 2017
Автор(ы): Л. Н. КИРПИЧНИКОВ, Е. Н. НОСОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Номер публикации: №1509184863


Л. Н. КИРПИЧНИКОВ, Е. Н. НОСОВ, (c)

В соответствии с Перспективной программой сотрудничества в области естественных и общественных наук, подписанной СССР и Финляндией 28 октября 1975 г., Институт археологии АН СССР (ИААН) провел с 15 по 19 ноября 1976 г. в Ленинграде советско-финляндский симпозиум по археологии на тему "Финно-угорские и славянские племена Восточной Европы и Финляндии в эпоху средневековья". В работе симпозиума приняли участие ведущие советские археологи научно-исследовательских учреждений АН СССР из Москвы, Ленинграда, Петрозаводска, Риги и Таллина, включая сектор славяно-финской археологии Ленинградского отделения (ЛО) ИААН и кафедру археологии исторического факультета Ленинградского университета. Руководителем советской делегации был акад. Б. А. Рыбаков. Финляндские участники во главе с проф. К. - Ф. Мейнандером представляли университеты Хельсинки и Турку, Финскую музейную службу, Академию Финляндии, рабочую группу по археологии Комитета по научно-техническому сотрудничеству между Финляндией и СССР.

Успешному ходу симпозиума во многом способствовал его высокий организационно-технический уровень. Все доклады и дискуссии по ним были обеспечены синхронным переводом, текст тезисов докладов и программ симпозиума был роздан на русском и финском языках. На приуроченной к симпозиуму выставке в ЛО ИААН экспонировались материалы последних раскопок на территории северо-западных областей Советского Союза, которые вызвали значительный интерес участников собрания, особенно ученых Финляндии.

На открытии симпозиума выступили Б. А. Рыбаков и К. -Ф. М е и н андер. Они отметили большое научное значение симпозиума для изучения древней истории славянских и финно-угорских народов, а также для укрепления международного научного сотрудничества. На заседаниях было заслушано 8 докладов советских ученых и 6 докладов финляндских исследователей.

На основе широкого привлечения археологических и этнографических данных Б. А. Рыбаков рассмотрел элементы северной мифологии в материальной культуре Древней Руси. Главное внимание он обратил на анализ сюжетов, связанных с культом "летающего шамана". Эти сюжеты существовали на протяжении нескольких тысячелетий и дожили до наших дней, что подтверждают материалы северорусских вышивок.

В ряде докладов советских ученых были затронуты общие проблемы древней истории Северной Руси. Так, В. В. Седов, рассматривая этнический состав населения Новгородской земли, показал, что в третьей четверти I тысячелетия в процессе расселения ильменских словен и кривичей местное прибалтийско- финское население не покинуло территорию своего обитания, а приняло участие в этногенезе населения Северной Руси. Такое своеобразие формирования населения этих районов способствовало созданию государственной федерации этнически разнородных племен и нашло отражение в структуре древнего Новгорода. В. В. Седов остановился также на исторических судьбах прибалтийско-финских племен веси, води, корелы и ижоры. И. П. Шаскольский (Ленинград) в докладе "Проблемы этногенеза финских племен Юго-Восточной Прибалтики в свете данных современной науки" подвел некоторый итог изучения таких племен, как корела, ижора, водь и весь, живших в Приладожье, Прионежье и на восточных берегах Финского залива. По мнению докладчика, важнейшая задача советской исторической науки состоит в выявлении археологических памятников I тыс. на территориях, где в начале II тыс. стали известны упомянутые племена. В докладе Е. А. Рябинина (Ленинград) "Чудские племена Древней Руси по археологическим данным" прослеживается история различных группировок финноязычного населения Северной Руси. Е. А. Рябинин показал, что в одних случаях эти группировки сохранили свое этническое своеобразие, сформировавшись позднее в народ-

стр. 187


ности, в других - исчезли с исторической арены, оставив следы в средневековой материальной культуре, погребальном обряде, топонимике, языке и антропологическом облике населения русского Севера. Элементы культуры финно-угорских племен, вошедших в состав русского населения, органически соединились со славянскими традициями, обогатив и придав северорусской народной культуре своеобразные черты (это нашло отражение в вышивке, резьбе, ювелирном производстве).

Л. А. Голубева проанализировала взаимоотношения веси, скандинавов и славян в X-XI вв., во время славянского продвижения по территории Юго-Восточного Приладожья и Белоозерья. Она полагает, что проникновение славян в Приладожье началось в XI в. и шло из области расселения новгородских словен по р. Волхову, а на территорию судской и белоозерской веси это проникновение имело место в X в. и также проходило преимущественно из области новгородских словен по рекам Мете, Мологе и западным притокам Суды. Расселение славян совпало по времени с появлением в рассматриваемых районах скандинавов, которые сравнительно быстро растворились в угро- финской среде. В докладе были охарактеризованы также материалы раскопок поселения у д. Городище (верхнее течение р. Шексны), население которого занималось преимущественно пушной охотой, обработкой металла и участвовало в международном обмене. В. А. Назаренко (Ленинград) в докладе "Финны Южного Приладожья" отметил выявившуюся в науке за последние годы тенденцию значительного расширения территории распространения приладожских курганов. Он связал эту тенденцию со стремлении исследователей доказать принадлежность упомянутых курганов древней веси, локализованной летописцем на Белом озере. По мнению докладчика, развитие культуры Белоозерья и Приладожья на первых этапах существования последней было изолированным, и нет оснований приписывать приладожские курганы веси. Своеобразие материальной культуры и погребальной обрядности в Приладожье подтверждает, что здесь в IX-X вв. шло формирование одной из древних финских народностей, условно названной в докладе приладожской чудью.

Три доклада были посвящены истории карелов и города Корелы. В докладе М. Хурре (Финляндия) "Представления финских археологов о происхождении карельского племени и культуры Карзлии железного века" была дана историографическая сводка различных точек зрения по вопросу о происхождении карелов, изложены взгляды по данной проблеме И. Аспелина, А. Хакмана, А. М. Тальгрена, Э. Кивикоеки и других финских исследователей. А. Эря-Эско (Финляндия) выступил с докладом "Славяно-карельские культурные связи в IX-XIII вв.", в котором проанализировал предысторию Карелии, сообщения русских летописей о карелах, материалы карельских могильников. Докладчик пришел к выводу, что погребальный инвентарь в этих могильниках XII-XIII вв. представлен рядом самобытных форм, свидетельствующих о самостоятельном развитии и высоком уровне материальной культуры карелов, оказавшей определенное влияние на районы внутренней части Финляндии и на области к востоку и юго-востоку от Карелии. В то же время карельская культура подвергалась воздействию культур Западной Финляндии и Готланда, а позже во все большей степени - Новгорода. Финский ученый полагает, что влияние культуры викингов на развитие культуры карелов излишне преувеличивается: эти культуры существовали параллельно. В подъеме карельской культуры IX-XIII вв., считает А. Эря-Эско, первостепенную роль играла расширяющаяся сфера власти Новгорода и начинающееся формирование Русского государства. В докладе А. Н. Кирпичи и кова (Ленинград) были подведены некоторые итоги археологического изучения древней Корелы и Тиверского городка. Докладчик показал, что в русской истории Корела (первоначально Корельский городок) выступала как форпост, оборонявший северо-западные рубежи страны от шведской экспансии в XIV- начале XVII вв., и как самостоятельный русско-карельский культурный и экономический центр финиоязычной окраины Руси. А. Н. Кирпичников проследил этапы становления города на р. Вуоксе, его древнюю топографию, обрисовал роль Корелы в экономическом развитии близлежащих земель и пришел к заключению, что при изучении средневековых городов-крепостей Приладожской Карелии прослеживаются следы плодотворного симбиоза русской и карельской культур. В докладе говорилось также о пользе моделирования территории средневекового города на основании писцовых книг XVI в. и шведских планов Кексгольма XVII века. И. В. Дубов (Ленинград) изложил ре-

стр. 188


зультаты новейших исследований Тимеревского археологического комплекса, расположенного на р. Которосли близ Ярославля и состоящего из трех курганных групп и двух селищ. Здесь обнаружены два клада арабских дирхемов. Автор привел доказательства в пользу того, что Тимерево представляло собой значительный торгово-ремесленный центр на Великом Волжском пути и имело протогородской характер. Его население было полиэтническим. И. В. Дубов отмечает в погребальном обряде и в вещевом материале памятника и славянские, и финно-угорские, и скандинавские черты. Материалы Тимеревского комплекса, заключает он, - яркий образец формирующейся материальной и духовной древнерусской культуры Северо- Восточной Руси.

К. - Ф. Мейнандер посвятил свой доклад поискам загадочной страны биармов, с которыми норвежцы в IX-XIII вв. постоянно сталкивались в устье Северной Двины. Биармцы, по мнению докладчика, не были коренными жителями этого района, а являлись охотниками и торговцами, приходившими туда из более южных областей. Анализ распространения скандинавских находок на территории Северной Руси и предметов "пермского" типа в Финляндии и Скандинавии позволил Мейнандеру предположить, что центр страны биармов находился в окрестностях современного Ярославля. А. -Л. Хирвилуото (Финляндия) рассмотрела связи между Финляндией и районом Рижского залива в эпоху викингов и крестовых походов. Эти связи, по данным анализа вещевого материала из могильников Финляндии и ливских могильников, представляли собой односторонний ввоз изделий в Финляндию, прежде всего в ее западные области, где был ряд поселений, жители которых и вели основную торговлю. П. - Л. Лехтосало-Хиландер (Финляндия) в докладе "О связях Западной Финляндии с Восточной Европой в эпоху викингов" детально охарактеризовала материалы погребения второй четверти X в. из могильника Луйстари, расположенного на р. Эура в 40 км от побережья Ботнического залива. Здесь захоронен мужчина в деревянной камере, вместе с ним был положен многочисленный инвентарь (меч, два копья, боевой нож, коса, замок, весовые гирьки, арабские дирхемы и др.). Погребение принадлежало финну, который, как полагает докладчик, возвратился из успешного путешествия на Восток. П. - Л.

Лехтосало-Хиландер отметила, что мужская мода в X в. в области Балтийского моря была весьма однородной. У. Сало (Финляндия), анализируя расположение древних укреплений, топографию кладов серебра, в основном XI в., и главные направления походов шведов, проследил предысторию и историю областного управления в Западной Финляндии. В представленном на симпозиуме докладе К. Карпе-лана (Финляндия), тезисы которого были зачитаны, речь шла о культуре финских саамов в железном веке.

Обмен мнениями, состоявшийся после докладов, показал, что советские и финляндские ученые работают параллельно над решением ряда близких исторических проблем, таких, как происхождение и расселение северных славянских и финских племен, контакты Новгорода с чудью, изучение древней истории карелов и г. Корелы, определение скандинавского влияния на материальную культуру финнов и славян, семантика и орнаментация археологических находок, становление городов и развитие торговли в зоне славяно-финских контактов.

Во время симпозиума состоялось заседание смешанной советско-финляндской рабочей группы по научному сотрудничеству в области археологии, на котором был принят план совместной работы на 1977 - 1981 годы. В протоколе, подписанном Б. А. Рыбаковым и К. -Ф. Мейнандером, предусматривается проведение в 1978 г. в Хельсинки симпозиума "Культурные связи народов и стран Балтийского бассейна", а в 1980 г. в Ленинграде - симпозиума по изучению неолитических культур; издание заслушанных на симпозиумах докладов; обмен учеными, научно-туристическими группами, литературой и научной информацией. Оговорено взаимное участие каждой из сторон в совместных археологических раскопках.

Первый советско-финляндский симпозиум показал плодотворность научных контактов археологов обеих стран, необходимость долгосрочной договорной основы для продолжения таких встреч, обоюдное стремление ученых разных взглядов к конструктивному научному диалогу в "духе Хельсинки", рост международного авторитета советской археологии. Было высказано пожелание установить в области археологии договорное сотрудничество СССР и Финляндии со Швецией и Норвегией.

Опубликовано на Порталусе 28 октября 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама