Рейтинг
Порталус

ПАМЯТИ АКАДЕМИКА С. Д. СКАЗКИНА

Дата публикации: 15 февраля 2018
Автор(ы): Е. В. ГУТНОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Номер публикации: №1518701693


Е. В. ГУТНОВА, (c)

19 октября 1980 г. исполнилось 90 лет со дня рождения одного из виднейших советских историков первого послереволюционного поколения, акад. Сергея Даниловича Сказкина. Со дня его кончины (14 апреля 1973 г.) прошло уже более семи лет, но до сих пор почти ежегодно напоминают о нем новые издания его трудов, выход в свет ранее не публиковавшихся его работ1 .

С. Д. Сказкин родился в г. Новочеркасске в семье военного. Среднее образование он получил в кадетском корпусе, но, отказавшись от военной карьеры, предпочел заниматься историей и в 1909 г. поступил на историко- филологический факультет Московского университета. Специализируясь по кафедре всеобщей истории, он слушал лекции Д. М. Петрушевского, Р. В. Виппера, А. Н. Савина, который был его наиболее любимым учителем. По окончании университета С. Д. Сказкин был оставлен при кафедре всеобщей истории "для подготовки к профессорскому званию", а уже после Великой Октябрьской социалистической революции, сдав магистерский экзамен, с 1920 г. и до последних дней жизни оставался преподавателем Московского университета. Он работал на факультете общественных наук, затем на этнологическом факультете, а после его закрытия в 1932 г. преподавал в других вузах: с 1936 до 1940 г. в Московском институте философии, литературы и истории (МИФЛИ), выведенном из состава университета, с 1935 по 1941 г. заведовал кафедрой истории средних веков в Московском городском пединституте. После создания в МГУ в 1934 г. исторического факультета Сергей Данилович стал его доцентом. В 1935 г. он получил степень доктора исторических наук и звание профессора, с 1940 по 1943 г. был деканом исторического факультета МГУ, с 1949 по 1973 г. заведовал там кафедрой истории средних веков. Кроме того, он преподавал и в Высшей партийной школе при ЦК КПСС (1935 - 1950 гг.) и в Академии общественных наук (1945 - 1960 гг.). Одновременно С. Д. Сказкин работал в научных учреждениях: с 1919 по 1927 г. - в Институте истории Российской ассоциации научно- исследовательских институтов общественных наук, с 1937 г. - в Институте истории АН СССР (с 1968 г. - в Институте всеобщей истории АН СССР), где с 1962 по 1973 г. заведовал сектором истории средних веков, а с 1946 по 1949 г. был заместителем директора института. Одновременно (с 1959 по 1973 г.) он являлся ответственным редактором главного печатного органа советских медиевистов сборника "Средние века"; с 1954 г. - членом редколлегии журнала "Вопросы истории". В 1943 г. С. Д. Сказкин был избран членом- корреспондентом, а в 1958 г. - действительным членом АН СССР. С 1947 г. - он действительный член Академии педагогических наук. Сергей Данилович в течение ряда лет (1958 - 1967 гг.) руководил Межреспубликанским симпозиумом по аграрной истории стран Восточной Европы. За свою большую работу и успехи в строительстве и укреплении советской исторической науки он был награжден двумя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени, а в связи с 80-летием удостоен звания Героя Социалистического


1 В свет вышли "Избранные труды по истории" (М. 1973), "Конец австро-русско-германского союза" (М. 1977), "Дольчино и Библия (К вопросу о толковании священного писания, как способа революционной пропаганды)" - в соавторстве с В. В. Самаркиным. "Средние века". Вып. 38. 1975; новое издание учебника "История средних веков" для университетов под его редакцией (М. 1977). В 1976 г. в ГДР издан немецкий перевод его "Очерков по истории западноевропейского крестьянства в средние века", в 1979 г. эта же книга вышла в переводе на венгерский язык в Будапеште. (S. D. Skazkin. Der Bauer in West Europa wahrend der Epoche des Feudalismus. B. 1976; S. D. Skazkin. A parasztsag a tozetori Nyugat-Europaban. Budapest. 1979).

стр. 121


Труда. В 1942 г. С. Д. Сказкину была присуждена Государственная премия СССР за участие в коллективном труде "История дипломатии", т. I.

Творческий путь С. Д. Сказкина был постоянно и неразрывно связан с развитием советской исторической науки. Он вступил в нее в 20-е годы, когда она только складывалась в острой борьбе с буржуазной историографией, будучи тогда еще молодым, сочувствующим марксизму ученым. Он окончательно сложился как историк-марксист в 30-е годы, когда в советской исторической науке прочно утвердились марксистские принципы изучения истории. Он закончил свой жизненный путь как признанный глава значительно выросшей - и качественно и количественно - марксистской советской медиевистики.

С. Д. Сказкин начал интересоваться марксизмом, и в частности историческим материализмом, еще на школьной скамье2 . Всю свою жизнь он глубоко и систематически изучал работы К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина3 . Марксистско-ленинская методология уже с конца 30-х годов рассматривалась им как непременное условие подлинно научного изучения истории, проникновения в ее законы и истинного понимания закономерного процесса исторического развития, принимающего у разных народов сугубо индивидуальные и порой мистифицированные формы. Это убеждение не расходилось у С. Д. Сказкина с его практической деятельностью исследователя и педагога. Оно неизменно сочеталось в ней с острокритическим отношением к методологическим принципам буржуазной историографии, при этом он высоко оценивал достижения последней в области конкретных исследований по самым различным вопросам средневековой истории 4 . Марксистское историческое мировоззрение отточило и сделало удивительно многогранным его талант исследователя, способствовало тому, что он стал мастером глубоких и широких обобщений, привило ему вкус к постановке и решению теоретических и методологических проблем истории.

С. Д. Сказкин обладал исключительно важным для историка умением сочетать глубокий конкретно-исторический анализ с широкими социологическими обобщениями и вместе с тем острым чувством современности. Наличие этих качеств позволяло ему ставить в своих работах наиболее важные и актуальные для того времени, когда он их писал, проблемы истории, а порой и предвосхищать те задачи, которые вставали позднее и встают ныне перед советской медиевистикой. Благодаря этому почти все его труды, в том числе и вышедшие много лет назад, не утратили своей ценности, даже если отдельные наблюдения требуют теперь уточнения и углубления в связи с введением в оборот новых источников или применением новых методов исследования.

Отличительными чертами С. Д. Сказкина как историка были также огромное разнообразие его научных интересов и исключительная широта эрудиции. Эти черты были обусловлены прежде всего его личными свойствами - пристальное внимание к различным проблемам прошлого, настоящего и будущего, поиск в источниках ответов на эти часто связанные между собой проблемы. Но в то же время эти черты во многом определялись и условиями, в которых он складывался как историк: он жил и работал в период, когда марксистско- ленинское мировоззрение только начало оформляться в советской исторической науке, а затем окончательно утвердилось в борьбе с немарксистскими, буржуазными течениями исторической мысли. Время требовало тогда переосмысления всей истории человечества с новых, марксистских позиций. К этому в свое время призывал Энгельс5 , но реализация этого призыва стала по-настоящему возможна только после Великой Октябрьской социалистической


2 В воспоминаниях о своей юности он пишет, что интерес к марксистскому мировоззрению возник у него под влиянием учителя географии В. П. Буданова.

3 В архиве С. Д. Сказкина сохранилось множество выписок из работ основоположников марксизма-ленинизма по всем интересовавшим его вопросам истории средних веков, свидетельствующих о том, что для него изучение этого богатого теоретического наследия являлось следствием стремления глубоко овладеть им, чтобы с марксистско-ленинских позиций осмыслить прошлое, и в частности историю средних веков.

4 Об идейно-методологических и историографических воззрениях С. Д. Сказкина подробнее см. А. И. Данилов. С. Д. Сказкин и некоторые вопросы историографического анализа. "Вопросы истории", 1974, N 8.

5 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 37, с. 371.

стр. 122


революции. С. Д. Сказкин, как и другие зачинатели и строители советской исторической науки, всегда шел навстречу этим требованиям времени. Углубляясь в сюжеты средневековой и новой истории, он живо ощущал их связь с современностью и одновременно стремился с марксистско-ленинских позиций решать общеметодологические проблемы истории, связанные с этими сюжетами, вести полемику по этим вопросам со своими идеологическими противниками. Горячий патриот Советской Родины, он был всегда готов защищать своим талантливым пером марксистские исторические принципы6 и с оружием в руках - нашу советскую землю во время Великой Отечественной войны, вступив в 1941 г. в народное ополчение. Выдвижение на первый план той или иной актуальной темы в советской исторической науке вынуждало С. Д. Сказкина порой откладывать начатое ранее исследование ради выполнения другого, более необходимого в данный момент. И лишь спустя некоторое время он вновь возвращался к оставленной работе, чтобы завершить ее7 .

Первые работы С. Д. Сказкина касались новой истории. В 1928 г. вышла в свет его монография "Конец австро-русско-германского союза", до настоящего времени сохраняющая свое научное значение (о чем свидетельствует отмеченное выше ее переиздание в 1977 г.). Это была одна из первых книг, в которой с марксистских позиций освещалась внешняя политика России в 80-е годы XIX века. Новой истории были посвящены его статьи "Кавур и воссоединение Италии"8 и "Дифференциация крестьянства во Франции накануне революции 1789 г."9 . Хотя позднее С. Д. Сказкин и возвращался к проблемам новой истории10 , его главные интересы все более перемещались в область истории средних веков - сначала XVI - XVII вв., а позднее и в более ранние периоды.

В огромном наследии С. Д. Сказкина-медиевиста заметное место занимают его работы по аграрной истории средневековой Европы. Его исследования в этой области в 40-е - 50-е годы появлялись в печати в виде статей11 , которые затем послужили основой обобщающей работы по этой теме - "Очерков по истории западноевропейского крестьянства в средние века", вышедшей в 1968 г. и высоко оцененной научной общественностью12 . Работа эта широко известна у нас в стране и за рубежом не только специалистам по истории средневековой Западной Европы, но и ученым, изучающим аграрную историю феодальных обществ нашего и иных континентов. Среди


6 От фашистской псевдоисториографии и идеологии в 30-е - 40-е годы, от неотомистских и экзистенциалистских фальсификаций истории в 50-е - 60-е годы.

7 Это, впрочем, не всегда ему удавалось: в архиве ученого есть много незавершенных, весьма интересных работ (см. Е. В. Гутнова. Архив академика С. Д. Сказкина. "Средние века", Вып. 42. 1978).

8 См. "Историк-марксист", 1935, N 5 - 6.

9 См. "Историк-марксист", 1936, кн. 2.

10 С. Д. Сказкин. Фридрих II после Кунерсдорфа. "Исторический журнал", 1945, кн. 3; его же. Конец Прусского государства. "Преподавание истории в школе", 1947, N 3; его же. Россия и Семилетняя война. "Очерки истории СССР, период феодализма. Вторая половина XVIII в.". М. 1956 (совместно с Ю. Р. Клокманом); его же. Дипломатия А. М. Горчакова в последние годы его канцлерства. "Международные отношения, политика, дипломатия XVI - XX века". М. 1964; его же. Рецензии на книги Г. Мора "Католическое апостольское движение". ("Вопросы истории", 1963, N 12) и Э. Винтера по истории католической церкви в Австрии "Иозефинизм" ("Новая и новейшая история", 1964, N 1). С. Д. Сказкин был также одним из редакторов и авторов (совместно с В. В. Бирюковичем и Б. Ф. Поршневым) 1-го тома учебника для вузов "Новая история" (1640 - 1789 гг.), вышедшего в свет в 1951 г. и переиздававшегося в 1953 и 1964 годах.

11 С. Д. Сказкин. Февдист Эрве и его учение о цензиве. "Средние века". Вып. 1. 1942; его же. Классики марксизма-ленинизма о феодальной собственности и внеэкономическом принуждении. "Средние века". Вып. 5. 1954; его же. Об основном экономическом законе феодальной формации (совместно с М. Н. Мейманом). "Вопросы истории", 1954, N 2; его же. Основные проблемы так называемого "второго издания крепостничества" в Средней и Восточной Европе. "Вопросы истории", 1958, N 2; его же. К вопросу о генезисе капитализма в сельском хозяйстве Западной Европы. "Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы за 1959 г.". М. 1961, и др.

12 См. рецензии: М. А. Барг. "Вопросы истории", 1969, N 1; Ю. В. Бромлей, В. И. Буганов, В. И. Корецкий. Ценное исследование по истории западноевропейского крестьянства и проблеме аграрных отношений на Востоке Европы. "История СССР", 1970, N 1.

стр. 123


проблем и их решений, которые до сих пор привлекают повышенное внимание историков-аграрников, упомянем прежде всего теоретические: о феодальной собственности и ее соотношении с внеэкономическим принуждением в феодальном обществе, о специфике отношений собственности, о главных его экономических и классовых противоречиях. Для специалистов, занимающихся проблемой генезиса феодализма, большое принципиальное значение имела концепция С. Д. Сказкина о возможности непосредственного перехода от первобытно-общинного строя к феодальному, минуя рабовладельческий строй. Этот переход предполагал бессинтезный путь генезиса феодализма в отличие от синтезного, развивавшегося под воздействием разлагавшихся рабовладельческих отношений. Ценны наблюдения С. Д. Сказкина над эволюцией сельскохозяйственной техники средневековья.

Сравнительно-историческое освещение получили в книге и вопросы эволюции феодальной вотчины и общины в средние века; в ней дана обобщенная картина воздействия товарно-денежных отношений на аграрную и социальную структуру феодального общества: на его господствующий класс (проблемы рыцарства XIV - XYI вв.) и крестьянство (проблема так называемого освобождения крестьян в XIII - XV вв. и усиления вместе с тем их эксплуатации), в частности на развитие классовой борьбы в деревне, которая крайне обострилась в XIV - XV веках. Новаторскими для 50-х- 60-х годов были отразившиеся в этой книге взгляды С. Д. Сказкина на пути аграрного развития в Западной и Восточной Европе XVI - XVII вв. (западноевропейский, ведший к коммутации ренты, личному освобождению крестьян, укреплению их владельческих прав на надельную землю; и центрально- и восточноевропейский - за исключением России - более консервативный, связанный с расцветом барщинной вотчины и вследствие этого - с резким сокращением крестьянских наделов и так называемым "вторым изданием крепостничества").

"Очерки по истории западноевропейского крестьянства" стали исходным моментом для подготовки ряда монографий по этой тематике, а также для работы большой группы советских историков над коллективным трудом по истории крестьянства средневековой Европы со времени генезиса феодализма до конца XVIII века. Основные проблемы, поставленные в этом издании, и намеченные аспекты рассмотрения материала, по существу, были заложены в "Очерках" С. Д. Сказкина.

Плодотворными для дальнейшего изучения аграрной истории позднего средневековья оказались и взгляды С. Д. Сказкина на проблему генезиса капитализма в Западной Европе. Он не признавал наличия в этом регионе в XIV - XV вв. "общего кризиса феодализма", на чем настаивали в 50-е - 60-е годы многие западные ученые. С. Д. Сказкин считал, что в эти столетия на Западе не наблюдалось еще процесса "первоначального накопления", без чего даже высокий уровень развития товарно-денежных отношений не мог привести к кризису феодализма. По мнению С. Д. Сказкина, это могло означать лишь переход данного строя в более высокую его стадию.

К аграрным исследованиям С. Д. Сказкина непосредственно примыкала разработка им проблем классовой борьбы крестьянства в средние века. Он уделил ей много места уже в "Очерках" по истории крестьянства, где высказал ряд важных положений общесоциологического характера13 . Так, там подчеркивалась зависимость характера крестьянской борьбы от общего уровня развития производительных сил в деревне, в частности от уровня общественного разделения труда и развития товарно-денежных отношений. Последнее на определенном этапе приводит к резкому обострению этой борьбы (например, в Западной Европе XIV - XV вв.). Вместе с тем С. Д. Сказкин настойчиво напоминал о том, что классовая борьба есть всегда факт конкретный, требующий в каждом отдельном случае конкретного изучения породивших ее условий и ее особенностей на данном этапе развития феодального общества в той или иной стране. При этом им были намечены основные вехи развития крестьянской борьбы - от раннего средневековья до XVI - XVII веков14 .


13 С. Д. Сказкин. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века, с. 214 - 226, 356 - 364.

14 Подробнее о взглядах С. Д. Сказкина по этому вопросу см. Е. В. Гутнова. Проблемы классовой борьбы западноевропейского крестьянства в период развитого феодализма в советской медиевистике. "История и историки". М. 1979, с. 180 - 182.

стр. 124


Эти общие положения были уточнены в статьях С. Д. Сказкина, посвященных восстанию Дольчино - первому в серии крупных крестьянских восстаний в Западной Европе XIV - XV веков15 . В них была предложена новая методика исследования крестьянских движений средневековья: от изучения их экономических предпосылок через политическую обстановку и ход движения к их идейным основам. На примере восстания Дольчино, одного из наиболее "идеологизированных" крестьянских движений средневековья, ученый выяснил связь восстания с крестьянско-плебейской ересью "апостольских братьев" и методы интерпретации последними священного писания в революционных целях. Методика, предложенная С. Д. Сказкиным, и сейчас широко используется при освещении аналогичных явлений.

Хорошо известен вклад Сергея Даниловича в разработку проблем западноевропейского абсолютизма16 . Он видел в нем последнюю, наиболее централизованную форму феодального государства, при которой оно, опираясь на временное равновесие сил между нарождающейся буржуазией и слабеющим дворянством, достигает видимой самостоятельности, а на самом деле служит интересам класса феодалов в качестве аппарата принуждения крестьян и выкачивания из них с помощью все усиливающегося налогового пресса централизованной феодальной ренты, а также обирания буржуазии. Эта концепция С. Д. Сказкина сохраняет свое значение по крайней мере в отношении западноевропейских абсолютных монархий XVI - XVII вв. и после прошедшей в 1970 - 1971 гг. дискуссии по проблеме абсолютизма17 .

С начала 50-х годов С. Д. Сказкин много занимался разными аспектами культуры Возрождения и гуманизма. Посвятив ряд работ отдельным представителям культуры этой эпохи18 , ои в 1958 г. написал статью обобщающего характера "К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма"19 . В то время разработка этой проблемы в советской медиевистике только начиналась, и потребность в такой теоретико- методологической статье была очень велика. Подойдя к проблеме с учетом как ее исторических, так и культурных аспектов, ученый наметил новый, основанный на марксистско-ленинской методологии подход к ней. Отправным моментом исследования С. Д. Сказкин считал изучение общественной жизни эпохи Возрождения, положения разных классов в обществе, затем переходил к анализу морали и этики ДАННОГО общества, отражавших эти экономические и социальные отношения, далее искал обоснование этих этических норм в общем мировоззрении и лишь после этого считал возможным изучение их проявления в эстетике.

Прилагая этот метод к исследованию культуры Возрождения, С. Д. Сказкин видел в ней проявление идеологии ранней, только зарождающейся буржуазии. Он вскрыл закономерность присущего ей индивидуализма, одновременно и прогрессивного, разрушающего корпоративные устои средневекового общества, и потенциально разрушительного в перспективе для гуманных моральных принципов, как это стало очевидным в уже сложившемся буржуазном обществе. Отмечая, что Возрождение включало в себя многообразные идейные течения - от дворянско-аристократических до простонародных, С. Д. Сказкин подчеркивал раннебуржуазную основу всего этого широкого культурного и идейного движения.

Со времени публикации этой статьи советская медиевистика обогатилась многими исследованиями по истории отдельных аспектов культуры Возрождения и гуманизма (этического, научного, философского, социально- психологического, эстетиче-


15 С. Д. Сказкин. Исторические условия восстания Дольчино. "Доклады советской делегации на X Международном конгрессе историков в Риме". М. 1955; его же. Первое послание Дольчино. "Из истории социально-политических идей". М. 1955, с. 122 - 129; С. Д. Сказкин, В. В. Самаркин. Крестьянские движения в XIV - XV вв. "История Италии". Т. I. М. 1970; их же. Дольчино и Библия.

16 См. С. Д. Сказкин. Маркс и Энгельс о западноевропейском абсолютизме. "Ученые записки" Московского пединститута, 1941, т. 3, вып. 1; его же. Проблема абсолютизма в Западной Европе (время и условия его возникновения). "Из истории средневековой Европы (X - XVII вв.)". М. 1957.

17 Основные материалы этой дискуссии см.: "История СССР", 1970, N 4; 1971, NN 1, 2, 4; "Вопросы истории", 1971, N 4.

18 С. Д. Сказкин. Коперник и Возрождение. "Исторический журнал", 1943; кн. 10; его же. Эпоха Коперника и ее люди. "Николай Коперник". М. -Л. 1947; его же. Леонардо да Винчи. "Преподавание истории в школе", 1952, N 4.

19 См. "Средние века". Вып. XI. 1958.

стр. 125


ского и т. п.), работами об отдельных деятелях той эпохи. Авторы этих новых работ не во всем согласны с С. Д. Сказкиным и между собой. Однако его методологическая статья двадцатилетней давности сохраняет и сегодня свое значение как первая попытка научного обобщения данного вопроса в советской медиевистике, как мощный импульс для его дальнейшей разработки, наконец, как полезная модель для изучения культурно-исторических явлений эпохи средневековья вообще.

Много новых и интересных для того времени наблюдений и выводов было заключено в исследованиях С. Д. Сказкина по истории Франции XVI в., нашедших свое первое отражение в специальном курсе на эту тему, который он читал в МГУ (с небольшими перерывами) с 1937 по 1950 год. Позднее в несколько переработанном и дополненном виде часть этих лекций вошла в соответствующие разделы второго тома университетских учебников по истории средних веков (изданий 1954, 1966, 1977 гг.), а также в том I "Истории Франции"20 . Своеобразие французского абсолютизма, социальная сущность гугенотского движения и религиозных войн второй половины XVI в., специфика развития французской буржуазии этого столетия - все эти вопросы получили в работах С. Д. Сказкина оригинальное освещение.

Таковы основные проблемы и направления исследований ученого в области истории западного средневековья. Какой бы из этих проблем ни касалась творческая мысль С. Д. Сказкина, он всегда вносил в ее трактовку что-то свое, оригинальное, новаторское, стимулируя дальнейший поиск в этом направлении своих учеников и коллег. Почти все его работы дали сильный импульс как более углубленному изучению традиционных в нашей медиевистике сюжетов, так и разработке совершенно новых для нее тем и проблем с привлечением свежих источников и применением новых методик. В значительной мере под влиянием его работ, например, началось систематическое изучение аграрной истории средневековой Италии и Испании, истории Нидерландской революции, генезиса католицизма, культуры Возрождения в Италии. Еще в 40-е - 50-е годы он направлял усилия ряда своих учеников на исследование средневековой культуры раннего средневековья. В то время эти сюжеты почти не разрабатывались, считались неактуальными и мало кто предполагал, что они приобретут сколько-нибудь важное значение в ближайшие десятилетия, как это случилось в наши дни. С. Д. Сказкин работал сам в те годы в этой области (хотя он мало публиковал трудов по этим вопросам) и уже тогда видел необходимость серьезного изучения указанных сюжетов.

С. Д. Сказкин никогда не замыкался в рамки чисто кабинетной работы. Он был прирожденным педагогом, просветителем в лучшем смысле этого слова, талантливым популяризатором исторической науки, которой посвятил свою жизнь и в огромных возможностях которой был всегда уверен. Свои глубокие познания он охотно и щедро отдавал всем, кто стремился их получить, и в первую очередь студентам и аспирантам. Им были адресованы его блестящие по форме, глубокие по содержанию и теоретическому осмыслению лекции, необычайно интересные и содержательные семинары, особенно на старших курсах. К ним были обращены многочисленные вузовские учебники по истории средних веков, создававшиеся при его участии как одного из авторов и члена редколлегий (учебник по этому предмету для университетов, краткое учебное пособие по истории средних веков для Высшей партийной школы при ЦК КПСС, написанное в соавторстве с А. Д. Удальцовым). Каждое очередное издание этих учебников отражало более высокий этап развития и углубления марксистско-ленинской концепции истории средних веков, основы которой С. Д. Сказкин вместе с другими советскими медиевистами старшего поколения закладывал еще в 30-е годы и которая все более усовершенствовалась и углублялась по мере успехов советской исторической науки в целом и медиевистики в частности.

В ее усовершенствовании свою роль сыграл и длительный опыт преподавания курса истории средних веков в советских вузах, в частности - лекционных курсов, читаемых самим С. Д. Сказкиным. Вообще педагогическая деятельность не только всегда приносила ему радость, но и обогащала его творческие замыслы и искания. Не случайно многие свои наиболее важные исследования он начинал с разработки специальных курсов, читаемых для студентов- старшекурсников. Из спецкурса выросли его кни-


20 См. "История Франции". Т. I. М. 1972, гл. 4 и 5.

стр. 126


га по истории крестьянства, интересные исследования по истории Франции XVI века. В последние годы жизни, мечтая написать давно задуманную книгу о средневековой культуре, он начал работу над ней тоже с чтения специального курса, который, к сожалению, не успел закончить21 . Научное общение со студентами и аспирантами было всегда одним из важных элементов его исследовательской работы.

С. Д. Сказкин с радостью нес исторические знания не только специалистам- историкам, но и более широкому кругу читателей и слушателей. В 50-е - 60-е годы он отдавал много сил созданию 3-го и 4-го томов адресованной широкой публике "Всемирной истории" (как автор ряда разделов, член редколлегии и главной редакции этого издания). Он принимал активное участие в подготовке первого (1941 г.) и второго (1959 г.) изданий коллективного труда "История дипломатии", для которого написал разделы по истории международных отношений и дипломатии XVI - XVIII вв., потребовавшие от него ряда специальных исследований.

Особый и постоянный интерес проявлял С. Д. Сказкин к совершенствованию преподавания истории в школе. В 20-е-начале 30-х годов он сам много работал в школе, любил ее. Будучи с 1946 по 1959 г. ответственным редактором журнала "Преподавание истории в школе", он щедро делился на его страницах своими широкими историческими познаниями и преподавательским опытом. Для школьников при его авторском участии и под его редакцией вышло несколько изданий "Книги для чтения по истории средних веков" (М. 1940, 1948, 1951, 1953), в которой в живой, образной форме, доступной для детей, излагались многие важные и интересные проблемы средневековой истории. В течение многих лет С. Д. Сказкин возглавлял историческую редакцию "Детской энциклопедии". Исторические разделы этого издания пробудили интерес к истории в сердцах и умах многих тысяч юных читателей. К детям старшего возраста и юношам, выбирающим свой путь в жизни, была обращена живая и увлекательная, насыщенная любовью к истории, верой в ее научные возможности брошюра ученого "История - увлекательная наука" (М. 1961).

Талант С. Д. Сказкина-историка проявлялся и в удивительном умении излагать в ясной и доступной даже для неспециалистов форме самые сложные, в том числе и теоретические, вопросы истории, нисколько их не упрощая. В этом состоит один из секретов того интереса к его работам, который по сей день обнаруживают специалисты-историки и любители истории самых разных возрастов и профилей.

Эти широко известные печатные работы, однако, не исчерпывают полностью всего сделанного С. Д. Сказкиным в науке. Диапазон и разнообразие его научных интересов и замыслов становятся еще очевиднее с учетом материалов его огромного архива. В нем хранится ряд исследований, совсем или почти не отраженных в печатных трудах ученого; это широкий пласт работ по истории средневековых культуры и мировоззрения, исследуемых им с конца 40-х годов до последних дней жизни; статьи методологического характера о марксистско- ленинском понятии термина "всемирная история", некоторые вполне завершенные работы по истории восстания Дольчино, дополняющие ранее опубликованные и составляющие вместе с ними целую книгу; статьи на историко-литературные темы, наметки планов книг о современном неотомизме и экзистенциализме, интересные историографические наброски и многое другое, включая дневниковые записи и заметки С. Д. Сказкина, ярко раскрывающие некоторые черты его образа как ученого, педагога и человека.

Заслуги С. Д. Сказкина в развитии советской исторической науки очень велики. Он прожил долгую, насыщенную неутомимым и честным трудом жизнь, плодотворную для науки. Число его трудов перевалило далеко за 200, а его многочисленные ученики успешно трудятся во многих уголках нашей необъятной Родины, на самых разных поприщах. В течение своей долгой научной жизни С. Д. Сказкин постоянно помогал рождению и публикации многих талантливых как индивидуальных, так и коллективных трудов по медиевистике, как научный руководитель или консультант, оппонент на защите, редактор или просто добрый советчик, добивавшийся издания той или иной работы. Его исследовательский талант, искренность, преданность науке, его скромность, внимательность и благожелательность ко всем, кто нуждался в его совете и помощи, снискали ему при жизни глубокое уважение и любовь всех, кто когда-


21 Фрагменты этого курса сохранились в архиве С. Д. Сказкина.

стр. 127


либо сталкивался с ним в учебе, науке и повседневной работе. Он оставил нам многочисленные богатые по содержанию труды. Из них новые поколения историков долго еще будут черпать интересные гипотезы, яркие образы, новые, требующие исследования проблемы.

Опубликовано на Порталусе 15 февраля 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама