Рейтинг
Каталог
Порталус
база публикаций

ВОПРОСЫ НАУКИ есть новые публикации за сегодня \\ 16.10.18


ВЕЛИКОЕ СОСТОЯНИЕ СОТОЛ

Дата публикации: 19 апреля 2018
Публикатор: Зубаиров Юнус Фариттович
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Номер публикации: №1524159894 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


 

     

     ГЛУБОКОУВАЖАЕМЫЙ ГОСПОДИН!

           Мне 59 лет. Не являюсь профессиональным психологом. Я писатель. Но интересуюсь проблемами творчества.

           Полагаю, что следующее мое наблюдение представляет несомненный научный  интерес.

 

         С уважением:             ЗУБАИРОВ ЮНУС ФАРИТОВИЧ

 

          

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Аннотация

        В статье «Великое состояние сотол» автор приходит к выводу, что существует новый, ранее не выявленный вид измененного состояния сознания. Он называет это измененное состояние сознания состоянием сотол.

       Измененное состояние сотол может наступить в специфических условиях. Но в состояние сотол можно «войти», искусственно создав специальные условия. Войдя в состояние сотол, по мнению автора, можно поразительно эффективно работать творчески. Свою концепцию автор подтверждает историческими примерами, которые с большой убежденностью позволяют утверждать, что измененное состояние сознания ─ состояние сотол действительно существует.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Великое состояние сотол

Подлинная сила человека ─ творческая сила, именно при ее помощи мы вырабатываем знания, а знания, в частности, позволяют конструировать все те многочисленные машины, которые обеспечивают нам комфортную жизнь.

О творчестве написаны сотни книг.  Перечислим названия ряда книг, выбирая фамилии авторов по алфавиту, начиная с буквы А.    При таком подходе в наш список попадают книги  Акимова Г. Е. “SUPERинтеллект”,  Арнхейма Рудольфа “Искусство и визуальное восприятие”, Басова Николая “Творческое саморазвитие, или Как написать роман”, Бердяева Николая “Смысл творчества и Творчество”, Бескова И. А. “Как возможно творческое мышление”, Бородкина Владимира “Психоэнергетика мышления”, Вайз Анны “Вдохновение по заказу”, Венгара В. Р. Поу “Неужели я гений”, Вертгеймера Макса “Продуктивное мышление”,  Войтова А. Г. “Самоучитель мышления” и т. Д. и т. П., можно продолжить по всему алфавиту.

Обилие работ о творчестве, по всей видимости, объясняется тем, что мы все отчетливее понимаем значение творчества в нашей жизни. Автору этой работы посчастливилось обратить внимание на один феномен, который остался вне поля зрения исследователей творчества.  И он счел своим долгом написать об этом.

Сначала о следующем. Предположим, некоему человеку отец оставил громадное состояние. Но со следующей оговоркой. Сын может потратить из этого наследства только одну миллиардную часть.

Не правда ли, что любящий отец был большим оригиналом. И весьма трогательно позаботился о сыне.

      А между тем академик И. П. Дубинин утверждает, что человек использует не более одной миллиардной части тех возможностей, которые ему представляет его мозг. Впечатляющая цифра!

      Мы, согласно мнению академика И. П. Дубинина, похожи на скупого богача, у которого сундуки с золотом, но который тратит лишь медный грош на покупку черствой лепешки.

Аналогичного мнения на интеллект человека придерживался Г. Селье. Канадский патофизиолог Г. Селье в своей книге "От мечты к открытию" пишет, что в коре мозга человека заключено столько мыслительной энергии, сколько физической энергии содержится в атомном ядре. Таким образом, согласно Г. Селье, мы используем в творческой работе ничтожную часть того, что дано нам Природой.

Не все ученые придерживаются воззрения, что мы используем столь малую часть наших возможностей. Большинство исследователей этой стороны проблемы придерживаются мнения, что человек в творческой работе использует менее 1% своих возможностей.

Если принять эту точку зрения как заслуживающую внимания, то возникают следующие два вопроса, которые требуют ответа:

  1. Почему Природа дает нам огромные запасы ума, и при этом позволяет использовать только менее 1% этого запаса, а на 99% накладывает табу?
  2. Нужно ли рассматривать то, что мы используем в процессе творчества незначительную часть своих умственных сил непреодолимым явлением?

Ища ответа на эти вопросы, мы должны исходить из следующего предположения, которое, на взгляд автора, представляется в высшей степени разумным, ─ Великая Природа никогда не делает ничего бессмысленного, напротив, каждый ее шаг имеет достаточные основания,

Действительно, Природа мудра, и если она нас наградила огромными запасами ума, то, как надо полагать, это вызвано необходимостью, для этого имеется веская причина. Но какова эта причина, для каких целей Природа дала нам мощный интеллект?

Эта проблема должна найти решение. Сначала поставим следующий вопрос  ─ не сохранила ли история примеров, когда интеллект, творческие возможности одного и того же человека при разных условиях проявлялись с различной силой?

 Если при разных условиях интеллект одного и того же человека проявляется с различной силой, то было бы разумно искать причину этого в особенностях этих условий.

Поставив перед собой такой вопрос, я стал много читать, в надежде найти соответствующий пример из жизни. И такой пример мне удалось найти.

Но прежде чем изложить этот пример, сначала скажем о следующем. Предположим, что перед вами книга добротных стихотворений. Теперь ответьте на следующий вопрос: какое время потребовалось автору для сочинения всех стихов в книге?

Здесь кажутся разумными следующие ответы:

  1. Вся жизнь.
  2. Пять лет.
  3. Год.

Вряд ли можно допустить, что для сочинения целой книги хороших стихотворений требуется времени меньше года.

А между тем в одной из своих статей Газим Шафиков пишет, что известный литовский поэт Эдуардас Межелайтис ему признавался в следующем.

Межелайтис специально покупал билет на самолет дальнего рейса и, утопая в кресле салона, писал одно стихотворение за другим – до окончания рейса. Затем садился на тот же самолет и, возвращаясь обратным рейсом, продолжал прерванную работу. В результате, по прибытии домой, у него набиралось едва ли не целая книга стихов и поэм.

Едва ли не целая книга стихов и поэм за десять-пятнадцать часов творческого труда?!? Как это можно?

Мы должны обратить внимание, что за столом поэт не мог работать так продуктивно. Поэт, не останавливаясь перед немалыми расходами, покупал билет на самолет дальнего рейса.

Почему?

Очевидно, только в кресле салона самолета он мог работать с поражающей эффективностью. И при этом его творческая сила сохранялась в продолжение всего полета.

Теперь еще раз поставим тот же вопрос.

Почему?

Ответ может быть только следующим:

 В салоне самолет его сознание менялось, то есть он входил в измененное состояние сознания.

И в третий раз поставим тот же вопрос.

Почему?

Можно дать следующий, наиболее вероятный, ответ на этот вопрос.

Но сначала о следующем. Самый бесшабашный человек в салоне самолета несколько взвинчен, так как невольно приходит мысль о возможном крушении. Смерть в салоне самолета не кажется столь уж далекой.

Далее мы можем предположить, что Эдуардас Межелайтис пугался полетов на самолете несколько больше чем обычный человек, то есть в салоне самолета смерть для него стояла рядом. Тем самым мы можем сделать следующее предположение:

Именно то, что смерть становилась реальной, возможно, и приводило к тому, что он входил в особое измененное состояние сознания.

Это наше допущение, на взгляд автора, наиболее приемлемая гипотеза, которая объясняет это явление.

В подтверждение нашей гипотезы приведем следующие два примера убедительно демонстрирующих то, что в экстремальных ситуациях человек входит в особое измененное состояние сознания.

В одной из газет я прочитал заметку некоего человека, с которым произошла следующая история.

Он стоял под грузом, висевшим на крюке крана. Грузом был двигатель трактора весом около тонны, и двигатель находился на высоте примерно трех метров. Внезапно трос лопнул и двигатель, естественно, стал падать. Очевидно, двигатель упал на бетонный пол цеха, где это дело происходило, за доли секунды.

Между тем совершенно не так воспринял событие стоящий под двигателем человек. Он пишет, что «двигатель падал чрезвычайно долго». За это время ему в голову приходили разные мысли, и он принимал, то одно, то другое решение. Наконец он остановился на одном из возможных выходов из положения и прыгнул в сторону. Тем самым ему удалось спастись от смерти.

Это событие однозначно указывает, что в экстремальных ситуациях сознание человека работает в другом режиме. Но само это сообщение не дает возможности количественно оценивать, насколько быстрее начинает «работать» сознание в измененном состоянии, если сравнивать с «работой» в обычном состоянии.

А вот другое событие, которое дает такую возможность. Одна женщина чуть не утонула, зацепившись купальником за корягу. И вдруг время как бы замерло. Замерли покачивающиеся водоросли, которых до этого теребило течение. Она видела, как жаба медленно выбросила язык и схватила комара. Далее втянула язык с добычей обратно в рот.

Это казавшееся ей замедленное действие происходит за одну двадцатую – одну тридцатую доли секунды, и человек в обычном состоянии это событие не видит.

Какое счастливое событие с точки зрения поставленного нами вопроса. Разумеется, то, что женщина чуть не утонула, событие печальное. По этому случаю остается скорбеть. Счастливым обстоятельством является то, что жаба именно в этот момент решила подкрепить свои силы. На основе этого достопримечательного события, появляется возможность вычислить изменения, которые происходят в «работе» сознания человека.

Проанализировав подобные события и произведя соответствующие расчеты, исследователи пришли к выводу, что в подобных ситуациях сознание человека начинает "работать" в 120 - 130 раз быстрее.

Доминирующее условие, которое ставит среда перед живым организмом ─ это необходимость выжить. Для выживания необходим и большой ум, и большая сила. Заметим, в повседневной жизни человеку не требуются ни особая сила, ни сверхбыстрая работа сознания. Более того, сверхбыстрая работа сознания в обычной жизни мешала бы нам комфортно жить, заставляя замечать и фиксировать внимание на таких вещах, в знании которых нет необходимости.

Но, как мы уже сказали, сверхбыстрая работа сознания становится жизненно необходимой в экстремальной ситуации, когда нужно сохранить жизнь. В экстремальной ситуации мы должны крайне быстро, за доли секунды, найти верный выход спасающий жизнь, а такая возможность может быть единственной и далеко не тривиальной.

Примем как предположение, что в экстремальной ситуации сознание человека работает примерно в 125 раз эффективнее.

Мы знаем, что Природа снабжает живых существ инстинктом самосохранения. Инстинктом самосохранения является врожденная форма поведения живых существ (в том числе и человека) в случае возникновения опасности, действия по спасению себя от этой опасности.

Но приведенные нами примеры показывают, что Великая Природа не только дала нам инстинкт самосохранения, но и снабдила дополнительными средствами для самосохранения, создала нас с запасом прочности с тем, чтобы живые организмы могли выжить в экстремальной ситуации. Так мы пришли к выводу, что в экстремальной ситуации сознание человека работает в 125 раз быстрее.

В связи с этим уместно написать о следующем. Автор располагает информацией, что в экстремальной ситуации не только сознание человека работает в другом режиме, человек входит в измененное состояние сознания, но резко увеличиваются и его физические возможности.

Фронтовик-односельчанин мне рассказывал следующую историю. Во время боя он не хуже циркового артиста, а, возможно, и проворнее циркового артиста, взобрался по канату на палубу корабля. До палубы было метров 30. И он взобрался на палубу за считанные секунды.

Согласитесь, история впечатляющая. И эта история становится еще интересней, если к нему добавить, что в обычном состоянии этот человек с трудом подтягивался на турнике. И то не более трех раз.

Но вернемся к теме нашей статьи. Мы можем предположить, что не только сознание человека работает в 125 раз быстрее, но и интеллект человека становится в 125 раз мощнее. Действительно, это необходимо в экстремальных ситуациях для сохранения жизни, а именно крайне быстрого нахождения в сложной ситуации, возможно, единственно правильного решения, которое ведет к спасению.

Тем самым мы выяснили возможную причину того, почему Природа дает нам огромные запасы интеллекта.

 Огромный интеллект и дополнительные физические возможности человека Природой  предназначены для самосохранения жизни.

Мы должны снова подчеркнуть, что в повседневной жизни нет необходимости ни в огромном интеллекте, ни в больших физических возможностях. Но они становятся жизненно необходимыми в экстремальных ситуациях для нахождения верного решения, которое может спасти жизнь и реализации этого решения.

Приведенные нами выше примеры показывают, что предусмотрительность Природы спасает нас от серьезных бед и позволяет сохранить нашу жизнь в экстремальных ситуациях.

Но эти два примера отнюдь не приводят к выводу, что в таком измененном состоянии сознания, назовем это измененное состояние сознания любым сочетанием звуков, например, «сотол», человек способен использовать всю мощь своего интеллекта для творческой работы.

Заметим, творческая работа в экстремальной ситуации в состоянии сотол   была бы «обходом» прямого предназначения Природой этого состояния.

Но другое дело пример с Эдуардасом Межелайтисом, который мы описали в начале этой работы. Этот пример недвусмысленно указывает на то, что в экстремальной ситуации творческие возможности человека усиливаются, и человек способен использовать всю мощь своего интеллекта для творческой работы.

Эдуардас Межелайтис по всей видимости обнаружил возрастание своих творческих сил в салоне самолета случайно. И, будучи наблюдательным человеком, стал сознательно использовать то, что он в салоне самолета входил в состояние сотол.

Найдя этот пример, иллюстрирующий, что человек способен использовать всю мощь своего интеллекта для творческой работы, я задумался. А не сохранила ли история других примеров свидетельствующих о том, что творческие люди в экстремальных ситуациях работали с необычной продуктивностью. И стал читать биографии великих людей. И мои поиски увенчались успехом.

Обратимся к следующему документу, который оставил сам гениальный человек. Биографы не всегда одинаково пишут о том, как творил великий Ньютон. Отсюда особую ценность имеет свидетельство самого великого человека.

Вот что пишет Ньютон, один из самых гениальных ученых в истории человечества:

 "В этом же году я начал размышлять о действии силы тяжести, простирающейся до орбиты Луны, и, найдя, как вычислить силу, с которой тело, обращающееся внутри сферы, давит на поверхность этой сферы, я вывел из законов Кеплера, по которому периоды обращения планет находится в полуторной пропорции с расстояниями их от центров обращений, при этом я сравнивал величину силы, потребной для удержания Луны на ее орбите, с силой тяжести на поверхности Земли и нашел между ними приблизительное равенство. Все это имело место во время чумы 1665 - 1666 гг. в это время я пережил лучшую пору своей юности и больше интересовался математикой и философией, чем когда бы то ни было впоследствии".

 В этом документе чрезвычайной ценности с точки зрения поставленного нами вопроса нужно обратить внимание на  следующее место:   "Все это именно место во время чумы 1665 – 1666 гг. в это время я пережил лучшую пору своей юности и больше интересовался математикой и философией, чем когда бы то ни было впоследствии".

Итак, именно в годы, когда свирепствовала чума, Ньютон работал наиболее плодотворно и пришел к важнейшим своим достижениям. Личное признание гения дорогого стоит.

И, далее, обратим особое внимание на поражающее с обыденной точки зрения утверждение Ньютона: "...в это время я пережил лучшую пору своей юности…" Лучшая пора юности во время чумы? Это утверждение в высшей степени парадоксально. В высшей степени таинственно.

Действительно. Можно ли говорить, что во время чумы ты пережил лучшую пору своей юности? Нет и нет! Но тогда почему Ньютон утверждает именно это? Как понять такое странное с обыденной точки зрения признание великого человека? Утверждение Ньютона требует расшифровки.

Сказанное Ньютоном представляется загадкой. Но это не неразрешимая загадка. В сущности, Ньютон пишет о том, что в эти дни, когда смерть витала на воздухе, он пережил период наивысшего духовного подъема. И мы должны видеть причину этого в том, что вследствие экстремальной ситуации организм гения, включая и интеллект, стал работать в особом режиме.

Заметим, то, что Ньютон вспоминает годы, когда свирепствовала чума, как лучшие годы своей жизни с точки зрения психологии человека вполне объяснимо.

Трудные дни в нашей жизни, когда нам приходится выкладываться, впоследствии нам становятся дороги. Так, старые солдаты с особым удовольствием любят вспоминать о самых тяжелых днях войны. Этот документ оставленный Ньютоном позволяет нам увидеть новую грань личности великого человека.

Ньютон был бесстрашный боец! Человек несокрушимой воли! Свирепствует чума. Что может делать человек во время чумы? Он скорее будет молиться Богу. Обошла бы болезнь его и его близких. Человек может плакать и думать о близкой смерти, которая ходит где-то рядом. Найдутся и такие, которые будут устраивать пиры.

Но во время чумы работать над научными проблемами??! Такая мысль во время чумы может прийти как чудо. Это большое исключение. Творческая работа во время чумы с обычной точки зрения кажется невозможным. Такая работа требует громадного личного мужества. Чтобы работать во время чумы над научными проблемами нужно быть солдатом. Таким солдатом и был великий Ньютон.

  Таким образом, у нас есть один исторический пример, который подтверждает нашу гипотезу о том, что в экстремальных ситуациях интеллект работает в особом режиме, работает более продуктивно. Мы должны считать, что интеллект в таком состоянии использует свои резервы. А именно для экстремальных ситуаций резервы интеллекта и предназначены.

Найдя один исторический пример, я решил продолжить поиски и довести число исторических примеров до трех. Действительно, два примера еще можно объяснить случайностью, но три аналогичных примера скорее говорят о правиле, чем о простом совпадении.  

Имея три родственных примера, мы с большой убежденностью можем утверждать, что резервы интеллекта предназначены Природой для экстремальных ситуаций с целью самосохранения, но люди могут «обойти» предназначение Природы и использовать всю мощь интеллекта и для творческой работы.

           Вот второй пример, который дает нам история. На этот раз мы вспомним знаменитую "Болдинскую осень" Пушкина.

            В эту осень Пушкин работал необыкновенно плодотворно и обогатил мировую литературу шедеврами. Необычная продуктивность творчества Пушкина в эту осень поражала его биографов, и они ввели специальный термин, который обозначает этот период - "Болдинская осень". Это словосочетание в сознании людей стало идиомой и под понятием "Болдинская осень" мы понимаем вдохновенный творческий труд.

Как известно, "Болдинской осенью" называют осень 1830-го года, когда в нескольких губерниях свирепствовала холера. И Пушкин жил в деревне Болдино. Он не мог пробиться в зараженную холерой и оцепленную карантином Москву, где находилась его невеста.

И снова катаклизм, и снова необыкновенное мужество. В минуты бедствия разбуженные духовные силы находят выход в творчестве. При этом плодами творческого труда оказываются подлинные шедевры.

Если вы согласитесь с мыслью автора, что в обоих приведенных нами случаях фактором, усиливающим продуктивность творческого труда, являлась экстремальная ситуация, то мы можем сделать вывод, что научное и художественное творчество имеют общее, оба вида творчества определяются работой интеллекта.

А вот третий пример из истории, который также показывает, что в экстремальной ситуации интеллект использует свои резервы. Это событие любят вспоминать историки науки. Назовем произошедшее событие "ночью перед дуэлью".

Итак, завтра утром дуэль и, возможно, смерть. Очевидно, в таких условиях напряжение душевных сил достигает высших пределов. Все силы организма разбужены. В таком состоянии находится Эварист Галуа.

И этого человека осеняет счастливая идея, этот человек решает заниматься творческим трудом. Он начинает писать. Это нужно рассматривать как чудо. Не самое время для творческих трудов кажется. Тем не менее, человек пишет.

 Но следствие этого счастливого обстоятельства, в свете приведенных выше примеров, вероятно уже нельзя характеризовать как чудо. Хотя именно следствие кажется чудом.

 Написанное им за ночь - одно из высших достижений духа в области математики. Идеи Эвариста Галуа и сегодня открывают новые пути в развитии науки.

  Итак, за одну ночь высочайшее достижение в области математики!

  И, объясняя этот феномен, мы не можем найти другой причины, кроме того, что этому человеку пришли на помощь резервы его интеллекта вследствие того что он вошел в измененное состояние сознания ─ состояние сотол.

  В рассмотренных нами примерах экстремальную ситуацию создавала сама жизнь. Но в нашем распоряжении есть блестящий пример, который мы рассматривали в начале, и который приводит к выводу, что экстремальную ситуацию можно создать искусственно, с той целью, чтобы войти в состояние сотол и использовать всю мощь интеллекта для творческой работы.

В самом деле, Эдуардас Межелайтис сознательно создавал экстремальную ситуацию (мы предположили, что он сильно боялся полетов), и в силу этого входил в измененное состояние сознания ─ состояние сотол. И в состоянии сотол работал творчески с поразительной продуктивностью.

Как показывают приведенные нами в этой статье примеры, великое состояние сотол уже не раз оказывало большие услуги человечеству не только в самосохранении жизни отдельного человека как для того это состояние предназначалось Великой Природой, но и в приумножении духовных и интеллектуальных богатств человечества.

Итак, казалось бы, мы все можем «войти» в измененное состояние сознания – сотол, а тем самым использовать резервы своего интеллекта.

Но здесь возникают свои проблемы. К сожалению, способ Межелайтиса годится не для всех творческих людей. Если одни люди, ни под каким видом, не садятся в самолет, то другие к полетам в самолетах относятся относительно спокойно. Но не это важно. Важно то, что экстремальную ситуацию, как показывает этот пример, можно создать искусственно, а тем самым осознанно использовать резервы своего интеллекта.

А если так, то нужно "изобретать" приемлемые для себя экстремальные ситуации и, войдя в состояние сотол, осознанно использовать свои резервы интеллекта. Но нужно сказать о следующем ─ чем выше у человека интеллект, тем больше у него и резервов.

          Опыт человечества показывает, что измененное состояние сознания - состояние сотол действительно существует, а раз это так, то было бы крайне легкомысленно не использовать это счастливое обстоятельство для усиления собственных творческих возможностей. Перед человечеством возникают глобальные проблемы, и их решение могут осуществить люди с большим интеллектом.

           ЗУБАИРОВ ЮНУС ФАРИТОВИЧ

Россия Республика Башкортстан Буздякский р-н, п-о Каран, дер. Ново-Актово. 452721

 

 

Опубликовано 19 апреля 2018 года




Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

Прямая трансляция:

Сегодня в тренде top-100


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама