Рейтинг
Порталус

Рецензии. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

Дата публикации: 05 июля 2018
Автор(ы): О. А. Афанасьев
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Номер публикации: №1530788289


О. А. Афанасьев, (c)

Становление советского востоковедения. М. Наука. 1983. 195 с.

Среди общественно-политических дисциплин советской науки востоковедение с самого начала заняло особое место. Причиной тому была социальная и познавательная функции, которыми наделил его Великий Октябрь. Мировой революционный процесс после Великой Октябрьской социалистической революции проявил себя в Азии как нарастающее по силе и размаху национально-освободительное и революционное движение, как распад колониальной системы империализма и завоевание ранее угнетенными народами своей государственности: Это предопределило облик советского востоковедения, его непосредственную связь с политикой Коммунистической партии и Советского государства на Востоке, обусловило задачи востоковедения как науки фундаментальной и в то же время прикладной, характер кадров, значение и роль каждой из составляющих его дисциплин, тематику и проблематику исследований.

История формирования и начального этапа советского востоковедения - тема, которая давно и плодотворно разрабатывается историографами. Рецензируемый труд подводит определенный итог сделанному ранее и намечает новые перспективы дальнейших исследований. Он подготовлен коллективом специалистов 1 , известных работами по истории отечественного востоковедения, и представляет собой сборник статей и документальных материалов. По замыслу авторского коллектива, сборник должен показать начальный этап советского востоковедения как его становление, раскрыть конкретные формы и содержание сложного и многопланового процесса формирования марксистско-ленинской науки о Востоке.

В работе освещаются четыре темы: В. И. Ленин и становление советского востоковедения (А. Н. Хейфец, П. М. Шаститко); история советского востоковедения 1917- 1922 гг. (А. П. Базиянц); востоковедение в республиках Средней Азии после Октябрьской революции (Б. В. Лунин); Всесоюзная научная ассоциация востоковедения. 1921 - 1930 гг. (Л. М. Кулагина, Н. А. Кузнецова). Подборка документальных материалов составляет вторую часть сборника. В ней приведены: Декрет СНК РСФСР от 4 марта 1919 г. об Армянском институте (Положение), Постановление СНК РСФСР от 7 сентября 1920 г. о Центральном институте живых восточных языков, Устав Всероссийской научной ассоциации востоковедения от 13 декабря 1921 г., воспоминания С. Ф. Ольденбурга об Александре и Владимире Ульяновых, его статья "Восток и Запад в современных условиях", отрывки из современных исследований о творческой биографии А. Е. Крымского, Н. Я. Марра, И. А. Орбели, выдержки из переписки А. Н. Веселовского с В. А. Гордлевским, а также относящиеся к востоковедению 20-х годов афиши и объявления.

Процесс формирования советского востоковедения слагался из ряда определяющих ключевых факторов. Одним из них была деятельность Ленина как теоретика и как главы Советского правительства. Ленинские произведения по Востоку явились для советского востоковедения теоретико-методологической базой. Очерчивая круг таких ленинских работ, авторы проводят их хро-


1 Авторы: А. П. Базиянц, Н. А. Кузнецова, Л. М. Кулагина, Б. В. Лунин, А. Н. Хейфец, П. М. Шаститко. Отв. ред. А. П. Базиянц .

стр. 139


нологическую и тематическую систематизацию, акцентируют внимание на ленинском анализе и трактовке исторического процесса в Азии в современную эпоху. В сборнике показано, что работы Ленина, в которых делался вывод о назревании в Азии антиколониальных и антифеодальных революций, опирались на широкую базу источников. - Авторы отмечают непосредственное воздействие ленинского теоретического наследия на формирование тематики и проблематики востоковедных исследований.

Этот раздел сборника может рассматриваться как важное пополнение Ленинианы. Здесь освещается и личный вклад Ленина в проблему подготовки специалистов по Востоку и создание советской системы востоковедных учреждений, показаны его усилия, направленные на то, чтобы представители старого, дореволюционного востоковедения в своей работе стали ближе к жизни и прежде всего сделали бы свои обширные познания о Востоке достоянием широких масс народа. При непосредственном участии Ленина был реорганизован Армянский институт и созданы Московский институт востоковедения и Всероссийская научная ассоциация востоковедения. Авторы с большой скрупулезностью собирали свидетельства современников Ленина об этой стороне его деятельности.

Советское востоковедение начинало свой путь прежде всего как практическое. Это предполагало обеспечение востоковедной подготовкой лиц, осуществляющих проведение политики партии и Советского государства на Востоке, а также организацию и развитие исследований, служащих разработке этой политики. У советского востоковедения тех лет была еще и та особенность, что оно выполняло и просветительские задачи. Все это требовало подготовки марксистских кадров и развития исследований, к созданию которых активно подключились представители старого академического и университетского востоковедения.

Решение этой проблемы и составило славную страницу истории становления советского востоковедения, которая в сборнике освещена ярко и с большой полнотой. Одним из важных достоинств труда является бережное отношение к персоналиям. Наряду с такими корифеями, как Н. Я. Марр, С. Ф. Ольденбург, И. А. Орбели, Ф. И. Щербатской, И. Ю. Крачковский, В. В. Бартольд, В. М. Алексеев, Н. И. Конрад и др., в сборнике приводятся имена многих малоизвестных востоковедов, в частности тех, кто работал в Средней Азии. Авторы решили отойти от сложившейся у историографов традиции выносить за скобки советской науки интернационалистов из азиатских стран, которые, работая в Коминтерне, жили в нашей стране и также внесли определенный вклад в марксистскую историографию Востока.

Начало 20-х годов было периодом, когда в общих чертах сложилась система учреждений советского востоковедения, определились его научные центры. Материалы сборника воссоздают подробную, а в отдельных случаях и детальную картину перестройки и организации таких важнейших для того времени учреждений, как Центральный институт живых восточных языков (ставший затем Московским институтом востоковедения), Петроградский институт живых восточных языков, Коммунистический университет трудящихся Востока, Туркестанский восточный институт, Туркестанский коммунистический университет, Коллегия востоковедов при Академии наук и другие. К сожалению, из поля зрения авторов выпал Восточный отдел Академии Генерального штаба (1920 - 1925 гг.), который был в ряду вышеназванных одним из первых по времени своего создания учреждением, сыгравшим важную роль в подготовке кадров марксистских востоковедов для Красной Армии и НКИД РСФСР, а затем СССР, а также других органов советского государственного аппарата. Из стен его вышла целая плеяда исследователей и преподавателей, в частности В. Я. Аболтин, И. М. Рейснер и другие.

Большая роль в становлении советского востоковедения, собирании его сил, объединении "академического" востоковедения с востоковедением практическим, организации и направлении исследований принадлежала Всесоюзной научной ассоциации востоковедения, ее филиалам на местах и печатному органу - журналу "Новый Восток". История создания ассоциации, ее структура, деятельность и ее результаты освещены с большой полнотой. Показав работу востоковедных учреждений начала 20-х годов, авторы дополнили это рассмотрением учебных планов и программ, той большой работы, которая была проделана для создания учебников и учебных пособий.

Вместе с тем исследование о становлении советского востоковедения, осуществленное

стр. 140


в рецензируемом труде, как всякое исследование, являющееся движением от абстрактного к конкретному, свидетельствует о том, что применение разработанной два десятилетия назад модели становления советской исторической науки к изучению аналогичного процесса, происходившего в востоковедении, при всей продуктивности полученных результатов оказывается ныне уже недостаточно эффективным. До сих пор остается нерешенным ряд методологических вопросов, и прежде всего - каков критерий и где хронологический рубеж завершения процесса становления советского востоковедения, всегда ли являются синонимами понятия "советское востоковедение" и "марксистско-ленинское востоковедение". Думается, что применительно к периоду до начала 30-х годов становление советского востоковедения и было становлением марксистско-ленинского востоковедения. Неясным остается и вопрос, в какой степени деятельность соратников Ленина в дореволюционные годы в области востоковедной публицистики была "первыми шагами по формированию кадров востоковедов-марксистов" (с. 16). По той же причине при решении .проблемы формирования системы учебно- научных учреждений советского востоковедения, выпадают все те которые были созданы во второй половине 20- годов, например, Институт Китая, и другие. В интересах дальнейшего изучения этих вопросов целесообразно исследовать состояние дореволюционного практического востоковедения к моменту Великого Октября:, условий, в которых развивалось советское востоковедение, формирование тематики и проблематики его основных отраслей.

Опубликовано на Порталусе 05 июля 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама