Рейтинг
Порталус

Рецензии. И. С. ГАЛКИН. Н. М. ЛУКИН - РЕВОЛЮЦИОНЕР, УЧЕНЫЙ

Дата публикации: 23 августа 2018
Автор(ы): А. Б. ЦФАСМАН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Номер публикации: №1535032872


А. Б. ЦФАСМАН, (c)

М. Изд-во Московского университета. 1984. 208 с.

В плеяде выдающихся представителей первого поколения советских историков- марксистов, включавшей в себя таких деятелей, как академики М. Н. Покровский, В. П. Волгин, Ф. А. Ротштейн, почетное место принадлежит акад. Николаю Михайловичу Лукину.

В 60-х годах был издан трехтомник его избранных трудов1 . Вскоре появился ряд интересных воспоминаний о Н. М. Лукине, принадлежавших перу его товарища по учебе в Московском университете и революционной борьбе в годы первой революции акад. Н. М. Дружинина и учеников Лукина - акад. И. И. Минца, профессоров А. З. Манфреда, Р. А. Авербух2 . К изучению жизненного пути и научного наследия Н. М. Лукина, его вклада в исследование важнейших проблем новой и новейшей истории стран Запада обращались советские3 и зарубежные историки4 . Однако до последнего времени не было монографии об этом выдающемся советском ученом.

Сейчас данный пробел заполнен благодаря книге доктора исторических наук профессора кафедры новой и новейшей истории МГУ, заслуженного деятеля науки РСФСР И. С. Галкина. Своеобразен жанр данной книги. Прежде всего, это исследование, в основе которого лежит анализ многообразного научного наследия Н. М. Лукина, подкрепленный материалами и документами целого ряда партийных и государственных архивов. Одновременно в книге широко используются воспоминания, принадлежащие как людям, относившимся к поколению учителей Н. М. Лукина (автор приводит личные записи бесед с Р. Ю. Виппером, Ю. В. Готье, С. И. Соболевским), так и современников и учеников выдающегося ученого (акад. Н. М. Дружинина, А. З. Манфреда и др.). В их числе и автор рецензируемой книги, прошедший научную подготовку под руководством Н. М. Лукина и являвшийся его сотрудником по кафедре новой и новейшей истории МИФЛИ. Органичное включение в ткань повествования авторских воспоминаний о Н. М. Лукине, проникнутых глубочайшим уважением и любовью к учителю, придает книге особый колорит. Сам автор, будучи очевидцем и участником многих событий в развитии советской истерической науки на протяжении более чем полустолетия, назвал свою книгу "словом" "о современнике, о времени и событиях, непосредственными участниками которых мы были, о делах революционера, ученого, о судьбе человека, жившего рядом с нами в общем-то не так уж давно" (с. 5).

В биографии Н. М. Лукина наименее известным был дооктябрьский период его жизни. Сам Николай Михайлович, отличавшийся большой скромностью, не оставил подробной автобиографии, за исключением написанных в 1930 г. воспоминаний о своей деятельности в Рогожской организации московских большевиков, которые были использованы Н. М. Дружининым в его небольшой книге по истории Пролетарской большевистской организации Москвы5 . Поэтому большой заслугой И. С. Галкина следует считать воссоздание жизненного пути Н. М. Лукина в дооктябрьский период. Со страниц книги встает образ целеустремленного юноши, выходца из демократической среды (его родители были сельскими учителями Подмосковья), кото-


1 Лукин Н. М. Избранные труды Тт. I - III. М. 1960 - 1963.

2 См. Европа в новое и новейшее время. Сб. памяти акад. Н. М. Лукина. М. 1966.

3 Гавриличев В. А. Н. М. Лукин и его роль в развитии советской историографии Великой французской революции В кн.: Французский ежегодник 1964. М. 1965; Молок А. И. Н. М. Лукин - историк Парижской Коммуны. В кн.: Европа в новое и новейшее время. М. 1966; Дунаевский В. А. Советская историография новой истории стран Запада 1917 - 1941 гг. М. 1974; Галкин И. С. Академик Н. М. Лукин. - Новая и новейшая история, 1982, N 3; его же. Ранние страницы революционной и научной деятельности Н. М. Лукина. В кн.: Французский ежегодник 1981. М. 1983; Адо А. В. Научное наследие Н. М. Лукина и некоторые проблемы истории крестьянства во время Великой французской революции. - Там же; Цфасман А. Б. Вопросы истории рабочего движения Германии в трудах академика Н. М. Лукина. В кн.: Антифашистская борьба в Германии (1920-е гг. - 1945 г.). Челябинск. 1982.

4 Resende H. Nikolai Mikhailovitch Loukine et le probleme de l'egalitarisme agraire dans la Revolution francaise. - Lendemains. -Zeitschrift fur Frankreichforschung. (West) Brl. 1978, Hf. 12.

5 Дружинин Н. История Пролетарской (бывш. Рогожско-Симоновской) большевистской организации (1906 - 1916 гг.). М. -Л. 1931.

стр. 133


рый рано сделал свой жизненный выбор. Поступив в 1903 г. в Московский университет и начав заниматься под руководством Р. Ю. Виппера, он избрал путь историка. Через год, в возрасте 19 лет, он стал членом большевистской партии. Эти два пути - революционера и историка - органично слились в личности Н. М. Лукина, определив всю его дальнейшую жизнь и деятельность.. Годы учебы в университете были временем активного участия в студенческом революционном движении и работы в качестве большевистского пропагандиста. Они завершились блестящим выпускным исследованием "Падение Жиронды". Сам Н. М. Лукин и все, кто писал о нем, включая автора рецензируемой книги, считали работу утраченной. Недавно обнаруженная в одном из московских архивов, она позволяет судить не только о научно- политических интересах молодого ученого, но и о его зрелых марксистских исторических взглядах.) Оставленный по настойчивому ходатайству Р. Ю. Виппера при кафедре всеобщей истории Московского университета для подготовки к профессорской деятельности и получив в последующем звание приват-доцента, Н. М. Лукин одновременно продолжал активно участвовать в подпольной революционной борьбе как член специального бюро МК РСДРП для руководства нелегальной работой большевиков, а затем как один из организаторов и сотрудников большевистской газеты "Наш путь", на страницах которой печатались его первые научно-популярные работы.

Сразу же после Февральской революции главной сферой деятельности Н. М. Лукина стала партийная публицистика. На страницах московской большевистской газеты "Социал-демократ" было опубликовано несколько десятков его статей (под псевдонимом "Н. Антонов") по наиболее острым, злободневным вопросам - о войне и мире, об отношении к Временному правительству, о задачах пролетариата в революции и т. д. С марта 1918 г. Н. М. Лукин стал сотрудником "Правды". С ее страниц он убедительно разоблачал политику контрреволюционных сил, аргументированно отвергал нелепые меньшевистские аналогии между судьбами французских якобинцев и российских большевиков. Из-под его пера вышел ряд крупных газетных статей по истории международного рабочего движения, а также научно-популярных брошюр. "Активная партийная публицистическая деятельность Лукина постоянно открывала новые горизонты в понимании и осмыслении остро накалявшейся социально-классовой действительности", - пишет И. С. Галкин (с. 69). Можно было бы добавить, что эта деятельность, в свою очередь, помогла ему глубже осмыслить диалектику классовой борьбы прошлого и усилила его интерес к изучению тех революций, в ходе которых с наибольшей полнотой проявлялись революционная энергия и творчество народных масс - Великой французской революции конца XVIII в. и Парижской Коммуны 1871 года.

1919 год, как отмечается в книге, стал переломным в деятельности Н. М. Лукина (с. 70): по поручению партии он включился в научно-организационную и педагогическую работу. В первые послереволюционные годы он - один из создателей Социалистической (впоследствии Коммунистической) академии, член комиссии по перестройке преподавания общественных наук, декан факультета общественных наук (ФОН) Московского университета, преподаватель Института красной профессуры, Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова, Академии Генерального штаба РККА. Во всей этой деятельности он был рядом с М. Н. Покровским, В. П. Волгиным, М. П. Павловичем, Ф. А. Ротштейном, И. И. Скворцовым-Степановым и другими учеными-большевиками.

1919 год оказался знаменательным и в научном плане: именно тогда вышла первая крупная научная работа Н. М. Лукина - книга "Максимилиан Робеспьер", которую И, С. Галкин справедливо оценивает как "первую в советской исторической науке достаточно успешную попытку создать краткую историю Французской революций, осмысленную через личность ее наиболее выдающегося деятеля - Робеспьера" (с. 80). Первый научный труд Н. М. Лукина имел очень большое значение для становления советской историографии Великой французской революции. Продолжая в последующие годы изучение этой темы, он одним из первых обратил внимание на необходимость исследования крестьянских движений" как важнейшей силы в развитии революции. Его статьи о продовольственной политике Конвента в 1794 г. в деревне и политике в отношении сельскохозяйственных рабочих показали внутренние противоречия якобинской диктатуры и ее классово-огра-

стр. 134


ниченный характер. Большое методологическое значение имела статья Н. М. Лукина "Ленин и проблемы якобинской диктатуры", в которой впервые в обобщенном виде были проанализированы ленинские взгляды по важнейшим проблемам Французской революции. Глава о Н. М. Лукине как историке Французской революции содержит раздел, в котором отражены его оценки трудов Ж. Жореса, А. Олара, А. Матьеза и Ж. Лефевра. В нем Н. М. Лукин предстает как мастер научной полемики, глубокий и содержательный рецензент.

Вторым направлением научных исследований Н. М. Лукина с начала 20-х годов стала Парижская Коммуна 1871 года. Его обращение к этой теме представляло собой "не просто академический интерес ученого, а партийный долг революционера, коммуниста, выполнявшего требование своего революционного класса и своей эпохи" (с. 139). Осветив ход работы над первым изданием книги "Парижская Коммуна 1871 г.", вышедшим в 1922 г., и показав то новое, что она привнесла в понимание исторической значимости Коммуны, И. С. Галкин справедливо отмечает, что эта монография "была первой научной историей Коммуны в советской историографии" (с. 142), явилась "в высшей степени ценным: оригинальным трудом, противостоявшим многим работам о Коммуне, написанным до него не только ее ярыми врагами, но и сочувствовавшими Коммуне мелкобуржуазными радикалами, прудонистами и социал-реформистами" (с. 141). Данная оценка целиком: согласуется с той, которую еще в 1929 г. дал, обосновывая избрание Н. М. Лукина академиком АН СССР, В. П. Волгин, писавший, что "ни в западноевропейской, ни в нашей советской исторической литературе пока не появилось работы, хотя бы сколько- нибудь равноценной труду Н. М. Лукина"6 .

Работу над данной тематикой Н. М. Лукин не оставлял до конца своих дней. И.: С. Галкин подробно рассказывает о подготовке ученым четвертого издания книги о - Коммуне, о поисках новых документов, об углубленном изучении ленинских трудов, посвященных Коммуне, подчеркивая при этом, насколько убедительно и эрудированно раскрывал Н. М. Лукин "высокое диалектическое мышление и революционное мастерство Ленина в развитии марксистской теории пролетарской революции" (с. 158).

В монографии рассказывается об исследовании Н. М. Лукиным других проблем всеобщей истории. В их числе - проблемы истории Германии, рассмотренные в "Очерках по новейшей истории Германии". Особенно ценным в этой книге был раздел, раскрывавший сущность ревизионизма в германской социал- демократии, который был подвергнут Лукиным принципиальной научной критике с позиций ленинизма. Новаторским был и исторический очерк "Германия", опубликованный в первом издании БСЭ (Н. М. Лукин вел большую работу в БСЭ как член ее Главной редакции и руководитель отдела новой истории). В нем прослеживалось влияние эпохи империализма на внутреннее развитие и внешнюю политику страны. Проблемы изучения эпохи империализма были поставлены Н. М. Лукиным в докладе на первой Всесоюзной конференции историков-марксистов (декабрь 1928 - январь 1929 г.). Большое методологическое значение имела опубликованная им в 1933 г. статья "Маркс как историк". Н. М. Лукин первым среди советских историков сумел глубоко проанализировать процесс фашизации исторической науки в Германии, связав его с прогрессирующим кризисом буржуазной исторической науки. Будучи главой советских историков, изучавших историю Запада, он многое сделал для подготовки обобщающего фундаментального труда по всемирной истории, особенно в разработке вопросов методологии и периодизации всемирно-исторического процесса.

Как явствует из книги, круг научных интересов Н. М. Лукина был чрезвычайно обширен. И в каждой из проблем, к разработке которой он прикоснулся, им оставлен глубокий научный след.

Говоря о Н. М. Лукине как педагоге и организаторе науки, И. С. Галкин особо подчеркивает его огромную роль в деле подготовки научных кадров историков- марксистов. Научно-педагогическую школу Н. М. Лукина прошла большая группа ученых, составившая значительную часть второго поколения советских историков, внесших важнейший вклад в марксистско-ленинскую разработку проблем новой и новейшей истории стран Запада. Дело Н. М. Лукина,


6 Волгин В. П. Записка об ученых трудах проф. Н. М. Лукина. В кн.: Записки об ученых трудах действительных членов Академии наук СССР по Отделению гуманитарных наук, избранных 12 и 13 февраля 1929 г. Л. 1930, с. 66.

стр. 135


пишет автор, "приумножили многочисленные ученики" (с. 198).

Отмечая достоинства книги И. С. Галкина, нельзя не коснуться выразительной характеристики личности выдающегося ученого, портретных зарисовок, с любовью сделанных его учеником. "В лекциях, - пишет автор, - Лукин представал перед своими слушателями в гармоническом соединении двух мощных духовных начал: революционного пафоса и глубокой научности... Блестящий аналитик процесса исторического развития, мотивов поведения классов, партий, исторических личностей, Лукин давал образцы крупномасштабного стиля мышления" (с. 192). А вот портрет Н. М. Лукина во время публичной лекции "К вопросу о фашизации исторической науки в Германии", с которой он выступил 5 сентября 1934 г. при открытии Исторического факультета МГУ: "Невысокий рост, большой лоб, поблескивают очки, целеустремленный вперед волевой взгляд; как всегда, подтянутый, собранный, изредка нервно покашливающий, Просто, не спеша, читает лекцию, в которой пульсирует творческая беспокойная, революционная мысль... Лукин говорил искренне, суждения его отличались строгой научной глубиной и той убежденностью, которая так свойственна большевикам" (с. 191).

Личность и деятельность Н. М. Лукина были столь масштабны и многогранны, а сама тема столь обширна, что вряд ли следует упрекать автора книги о нем в каких-либо упущениях. Отметим главное: создана, интересная, нужная и поучительная работа о выдающемся советском историке, выпущенная очень своевременно - накануне исполняющегося в 1985 г. 100-летия со дня его рождения. И за это мы должны быть благодарны ее автору.

Опубликовано на Порталусе 23 августа 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама