Рейтинг
Порталус

У НАС БАСНЯМИ НЕ КОРМЯТ

Дата публикации: 14 ноября 2011
Автор(ы): Капитан 2 ранга П.ЛЫСЕНКО Северный флот
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ
Источник: (c) http://library.by
Номер публикации: №1321265093


Капитан 2 ранга П.ЛЫСЕНКО Северный флот, (c)


Как-то на мои вопросы ответил начальник продовольственной службы Северного флота капитан 1 ранга М.Саранский.
_____________________

Михаил Васильевич, все течет, все изменяется, но первый и вечный вопрос в письмах матросских матерей: как кормят? Про вашу службу никто и никогда не пел, что она и опасна, и трудна... Однако если разобраться, то продовольственники постоянно на передовой, на "линии огня". Каждый божий день минимум по три зачетных "боевых упражнения". И, главное, фактически все без вариантов типа: "личный состав накормлен обедом условно". Это же, если вдуматься, одного "боезапаса" сколько нужно?!

Флот съедает приблизительно девяносто тонн продовольствия в день. Чтобы все были обеспечены, говоря официальным языком, положенными нормами довольствия, на флоте существуют более шестисот столовых и камбузов. Ежедневно только непосредственным приготовлением пищи заняты более девятисот человек.

Представить себе сразу девяносто тонн еды непросто, но в общем-то возможно. Гораздо труднее представить другое. В прошедшем году, по данным финансово-экономического управления СФ, на закупку продовольствия флот получил бюджетных ассигнований чуть более сорока процентов от заявленной потребности. Тем не менее военнослужащие не выглядели изможденными и продслужбу анафеме не предавали, хотя без жалоб и претензий к качеству питания не обошлось. Нет, конечно, человечество помнит, как пяти и семи хлебов, а также нескольких рыб хватало, чтобы накормить тысячные толпы народа. Но на то была воля Божья. А тут, извините...

В 1998-99 годах нам пришлось тяжко. С финансированием, действительно, была просто беда. Однако обошлось без чудес. Дело в том, что флот самостоятельно закупает лишь часть необходимого продовольствия, в основном продукцию сезонных заготовок: крупы, соленья, свежие овощи. А пятьдесят-шестьдесят процентов потребности покрывается за счет централизованных поставок по линии центрального продовольственного управления (ЦПУ) МО РФ. Это прежде всего такие важные и объемные позиции, как, например, мясо и мясные консервы, сливочное масло...

В зависимости от обстоятельств (в данном случае - тяжелого финансового положения флота) ЦПУ вносит в этот процесс коррективы, идут какие-то поставки сверх утвержденных лимитов, что-то удается заменить... Хотя, конечно, качество питания в такой ситуации удержать на должном уровне крайне трудно. Скажем, в прошлом году у нас не было ассортимента закусок. Выкручивались, как могли: за счет маринованной свеклы, каких-то солений... Что же касается замены продуктов, которая делалась довольно часто, то понятно, что для летчиков, например, сахар вместо шоколада - это замена неполноценная. И, хотя стойкость и терпение наших людей в подтверждении совершенно не нуждаются, все-таки хочу подчеркнуть: жалоб и претензий было значительно меньше, чем реальных поводов для них.

Довольно широкий резонанс вызвали сообщения ряда СМИ, что на Северном флоте некоторые командиры частей были вынуждены просить продовольственной помощи у шефов в различных регионах России, дабы хоть как-то обеспечить нормальное питание подчиненных. Командование тогда отреагировало на это довольно резко, обвинив прессу в инсинуациях. А это, как водится, еще больше взбудоражило общественное мнение, родных и

стр. 33


--------------------------------------------------------------------------------
близких моряков-североморцев. Вы не могли бы еще раз пояснить, что происходило на самом деле?

Думаю, если у кого-то из родственников или представителей общественности еще и остались какие- либо сомнения насчет способности флота накормить, как положено, призванных под его знамена, то потому, может быть, что эмоции помешали четко сформулировать и уяснить суть шефской продовольственной помощи. Она действительно имела место и сыграла определенную, важную в моральном да и в материальном плане, роль. Но не в обеспечении питания личного состава частей и кораблей, а прежде всего как подспорье для семей военнослужащих, которые в 1998-99 годах получали денежное довольствие со значительными задержками. Сами они могли питаться в части, на корабле. А как прокормить семью без денег?

В ряде частей командование было вынуждено разрешить такую практику: офицер, мичман на корабле только обедал, а продукты за "сэкономленные" завтраки и ужины получал на руки и нес домой. Понятно, что продовольственные посылки от шефствующих над кораблями и частями СФ городов, районов, областей России в такой ситуации были очень кстати. Именно это имелось в виду, когда упоминавшиеся в СМИ командиры приветствовали предложения шефской помощи продовольствием.

Очевидно, флотской аудитории многие правила продовольственного обеспечения объяснять просто нет нужды -они хорошо известны. Но на всякий случай подчеркну главное: шефская помощь попадала и попадает на столы личного состава не вместо, а сверх положенных норм довольствия, позволяя разнообразить виды и качество блюд. Так было и есть, и в этом смысле даже очень трудный для флота 1999 год ничем принципиально не отличался от любого другого.

То, что ситуация с продовольственным обеспечением с тех пор значительно улучшилась, североморцам доказывать не нужно. Не заметить перемен мог только объявивший голодовку слепой. Главная их причина - улучшение финансирования - тоже не секрет. И в связи с этим вопрос: каковы перспективы нынешнего года и соответственно решение каких задач и каким образом вы планируете в первую очередь?

Одно уточнение. Конечно, от финансирования зависит если не все, то очень многое. Но было бы слишком просто, а значит- неправильно представлять так: раз было плохо с финансированием - следовательно было плохо со всем остальным.

Например, финансовые проблемы не помешали значительно улучшить организацию и качество питания экипажей атомных подводных лодок во время решения задач боевой службы. Стараниями прежде всего специалистов ЦПУ МО РФ подводники получили так называемый БПК-90 - бортовой подводный комплект питания, рассчитанный на девяносто суток автономного плавания. Это огромный шаг вперед во всем: в удобстве доставки и погрузки провианта (стандартные коробки и никаких мешков или бочек), в богатстве ассортимента (до десяти-двенадцати видов мясных, рыбных, овощных консервов), в индивидуальной упаковке многих продуктов (а это - быстрота и удобство сервировки), в качестве продуктов (коку нужно очень сильно "постараться", чтобы приготовить из них невкусное блюдо).

Опять-таки при активном взаимодействии и координации усилий ЦПУ и флотских структур, личном постоянном внимании к проблемам флота со стороны заместителя Министра обороны - начальника Тыла Вооруженных Сил РФ генерал-полковника Исакова удалось капитально отремонтировать и оснастить, без преувеличения, по последнему слову технологий производства и организации питания столовую флотского учебного отряда, возглавляемого капитаном 1 ранга Поповкиным...

Одна из самых отрадных особенностей нынешней ситуации в том, что мы действительно видим перспективу и получили возможность не ждать да догонять, а заниматься реальным планированием. Это связано прежде всего не столько с объемами, сколько со стабильностью финансирования. С начала 2000 года наши перспективные планы в целом обеспечиваются. И я не вижу, честно говоря, в продовольственном обеспечении флота каких-то проблем, чтобы бить во все колокола. Во взаимодействии со специалистами ЦПУ все нужды

стр. 34


--------------------------------------------------------------------------------
обеспечиваем своевременно. У нас есть в необходимых количествах мясо, рыба, сыр, колбаса. Есть три ассортимента овощных консервов, морковь и сушеная, и маринованная, соленые помидоры, огурцы. Наконец, летчики обеспечены медом, шоколадом. Есть компоты и натуральные соки... Пожалуй, только с воблой для подводников пока вопрос не решен.

Мурманская, Архангельская области -регионы рыбные, но рыба на рынке преимущественно донных пород, она дороговата. Однако выход находим. В прошлом году - за счет селедки, в этом -удалось закупить минтай на Дальнем Востоке.

Сейчас готовим очень ответственные торги, от результатов которых будет во многом зависеть, с чем будем зимовать. Торги конкурсные. Покупаем продукцию у тех, кто при должном качестве продает дешевле, предлагает более выгодные для флота условия. И, кстати, интерес к нам со стороны производителей сельскохозяйственной продукции растет. В мае этого года на аналогичных торгах было 48 участников. Осенью, очевидно, будет еще больше. Это в общем не удивительно. Флот, если можно так выразиться, гарантированный потребитель. И когда он начинает более-менее стабильно получать деньги на закупки продовольствия, а следовательно - стабильно расплачиваться, производители сразу реагируют: делают больше предложений, более охотно идут на снижение цен.

Мы заключаем контракты на тендерной основе. Покупаем продукцию только у отечественных производителей, полностью избегая контактов с перекупщиками, фирмами-однодневками. Срок оплаты отгруженной продукции - тридцать банковских дней. По нынешним временам это довольно много, и потому очень важны стабильное финансирование и своевременная оплата. Если ее нет, поставщики конечно же не могут заниматься благотворительностью. Они обращаются в суд, флот подвергают штрафам, растут долги. То есть стабильное финансирование - это выгода общая и выгода прежде всего государственная, поскольку флот, стабильно потребляя большие объемы сельскохозяйственной продукции и своевременно за нее расплачиваясь, тем самым поддерживает отечественного производителя.

Кстати, по поводу финансирования, штрафов и долгов. Продовольственная служба флота тратит огромное количество времени и сил на то, чтобы в ходе судебных разбирательств уйти от штрафов. Это справедливо. Ведь не вина флота в том, что он недополучил ассигнований из бюджета и потому не смог своевременно расплатиться с поставщиками. И часто судьи с нашими аргументами соглашаются. Но таких побед было бы больше, а их достижение потребовало бы гораздо меньшего времени, будь в продслужбе свой юрисконсульт. Отсутствие юриста в штате структуры, одной из главных задач которой является заключение контрактов, торговых сделок, выглядит по меньшей мере странно. Сегодня в любом колхозе, совхозе, агрофирме есть юристы, профессионально и в высшей степени агрессивно отстаивающие их интересы. А кроме того, можно обратиться к цифрам: только за первую половину 2000 года флот получил на оплату продовольствия около ста семидесяти миллионов рублей. Разве такие большие деньги не стоят того, чтобы их "защищали" профессионалы?

Есть и еще одна сторона проблемы финансирования, связанная с географическими и климатическими особенностями мест дислокации СФ. На зиму нам необходимо запасти около девяти тысяч тонн картофеля и четырех тысяч тонн свежих овощей - больше четырех железнодорожных составов. И отпущено на это флоту, в отличие от округов и флотов, находящихся в более благоприятном климате, всего двадцать пять-тридцать дней. А ведь все зависит от того, смотря какая осень выдастся. Не дай Бог, задержалась уборочная картофеля, как было в прошлом году, и все: с наступлением заморозков железнодорожники крытые вагоны не принимают, только рефрижераторные. Или в дороге морозы ударили - считай, части зимовочных запасов флот лишился. Иными словами, важно не просто иметь деньги, чтобы закупить продовольственные запасы и оплатить доставку, но иметь их именно в определенное время, чтобы закупить и доставить быстро, до наступления холодов.

Михаил Васильевич, а насколько оправдывают сегодня свое существование

стр. 35


--------------------------------------------------------------------------------
военные совхозы, выгодно ли флоту их иметь?

Военных совхозов, или государственных унитарных сельскохозяйственных предприятий, у нас семь. Два в Заполярье - ГУСП "Североморец" и "Заозерный" - и пять в Волгоградской области. Они занимаются выращиванием для флота моркови, свеклы, капусты, лука, а также поставляют крупы, подсолнечное масло. Работа с ними имеет ряд преимуществ. Прежде всего - это гарантированное получение продукции. Нет нужды ездить по стране в поисках поставщиков, нет опаски, что поставщик окажется недобросовестным. Есть возможность заранее планировать график поставок и транспорт. Занятие традиционными для региона сельхозкультурами гарантирует, что урожай будет если не рекордным, то достаточным для нужд флота и по приемлемой цене. Ценовая политика отработана четко. Мы имеем право закупать у военных совхозов продукцию по среднерыночным региональным ценам. Но у нас также работает специальная комиссия, которая анализирует рыночные цены и в Волгоградской, и в Мурманской областях, и уже на этой основе конкретно решает вопрос оплаты. Соответственно жесткий контроль за ценообразованием есть и со стороны ФЭУ флота.

В условиях улучшения финансирования мы даже смогли сделать пятидесяти процентное авансирование военных совхозов под урожай 2000 года, что опять-таки выгодно и им, и нам с точки зрения гарантированного производства и обеспечения флота продовольствием по оптимальным ценам, в которые уже точно не будет заложена, скажем, плата постороннему "дяде" за банковский кредит.

Есть, конечно, с ГУСП и проблемы. Понятно, что обеспечить рентабельность такого предприятия в условиях Заполярья -дело архисложное. Вырастить вдоволь своих кормов не позволяет климат, а привозные корма делают продукцию оченьдорогой. Поэтому, например, развитие животноводства, птицеводства в Заполярье во все времена диктовалось не экономической выгодой, а прежде всего мотивами социальными, чтобы люди в трудных климатических условиях получали не только консервы, но и свежие, максимально полезные продукты питания. Однако здесь многое зависит и от конкретного хозяйственника. Например, у директора ГУСП "Заозерный" Костина дела идут неплохо. Хорошее молочное стадо не только позволяет обеспечивать в летнее время, когда надои повышаются, гарнизон подводников, но и возить молоко в Полярный, Ведяево. И хлеб в этом совхозе выпекают отличного качества. А где качество, там люди и платить готовы соответственно.

Вообще практика показывает, что жалобы на качество продовольственного обеспечения чаще всего объясняются не какими-то непреодолимыми объективными трудностями, а тем, что кто-то из ответственных лиц слишком умиротворенно взирал на развитие ситуации, вовремя не задумался, есть ли возможность как-то смягчить негативные последствия, не проявил изобретательности и настойчивости. Например, комбинат питания авиационно-технической базы, где заведующей производством служащая Витковская, и оборудован не лучше многих других, и снабжается не по какой-то особой разнарядке, а жалоб личного состава на скудность меню, качество приготовления блюд я не припомню. Аналогичным образом обстоит дело и на комбинате питания в Ведяевском районе базирования, где первую скрипку играет мичман Сабрам. Она, кстати, заняла первое место на флотском конкурсе, итоги которого мы подвели в ходе традиционной конференции по питанию в июне этого года.

Но есть ведь ситуации, когда даже умение сварить "суп из топора" не выручит?

Знаете, в народе говорят: "Соловья баснями не кормят". А моряки у нас - не тщедушные певчие птички. И если продовольственники начнут им на обед рассказывать басни про неурожай и недофинансирование... Одним словом, в нашей службе первое и оно же главное правило: даже если наступает конец света, то и тогда прежде личный состав должен быть накормлен. Иначе это не флот и не продовольственная служба.

Спасибо за беседу.

стр. 36

Опубликовано на Порталусе 14 ноября 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама