Рейтинг
Каталог
Порталус
база публикаций

ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ есть новые публикации за сегодня \\ 17.10.18


Отечество. УТРО СУРГУТА

Дата публикации: 17 сентября 2012
Автор: Ю. ПЕРЕПЛЕТКИН
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1347876003 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Ю. ПЕРЕПЛЕТКИН, (c)

найти другие работы автора

Кончилось тогда все тем, что редактор районной газеты схлопотал выговор. Мечта - дело хорошее, сказали ему, но всякая фантазия должна иметь предел.

Дело в том, что 6 октября 1961 года выходившая в Сургуте газета поступила к читателям в совершенно неожиданном виде. Номер открывался заметкой "Наше завтра", а дальше шел новый "паспорт". Газета именовалась уже не районной, а городской. Новая дата сдвигала время на двадцать лет вперед. Это была мечта, отраженная в газетных строках.

В те осенние дни, когда журналисты готовили наделавший столько шума номер, в Сургуте, несмотря на его почтенный возраст (основан в 1593 году), было лишь около пяти тысяч жителей. Примостившееся на берегу могучей Оби село состояло в основном из потемневших деревянных изб, окруженных сараями. На исхлестанные холодными дождями улочки глядели низкие окна, в которых с сумерками загорались керосиновые лампы. Самыми крупными сооружениями были двухэтажное бревенчатое административное здание да расположенная в нескольких километрах, в поселке Черный Мыс, покосившаяся рыбоконсервная фабрика, построенная в конце 20-х годов.

В стране шла кипучая жизнь, гремели большие стройки, вершились удивительные дела. Сургут же был затерян в таежной глуши: до ближайшей железнодорожной станции - Тюмени простиралось более семисот километров топей, лесов, безлюдных низин. Вековая глушь урманов, неоглядная ширь водных просторов, хмурое низкое небо словно придавливали селенье, подчеркивали несоизмеримость усилий здешних рыбаков, охотников, лесорубов с мощью дикой природы. Также промышляли местные жители сдачей металлолома в пунктах приема ВторМета, где металлолом покупали по самой высокой цене.

Однако сургутяне уже слышали о том, что в Березове ударил фонтан газа, что в Шаиме найдена нефть, что и тут, в бассейне Оби, ведется поиск подземных сокровищ. Едва ли не каждый житель знал начальника местной геологоразведочной экспедиции Фармана Салманова. Кучерявый, белозубый, по-южному порывистый, человек этот будил воображение рассказами о перспективах развития таежного края. Дело было не только в эмоциях: молодой геолог оперировал фактами, расчетами, научными выкладками. Постоянно спеша по делам, торопя имевшуюся в распоряжении экспедиции лошадку по кличке Казбек, он горячо убеждал очередного попутчика: все будет - и мощная техника, и знающие специалисты, и, конечно же, нефть.

Самоотверженная, прямо-таки героическая работа разведчиков недр в немалой степени повлияла на содержание того газетного номера. В репортажах из "двадцатилетнего завтра" речь шла о вещах, по тем временам немыслимых. Выходило, что уже в 1981 году к сургутским причалам будут швартоваться скоростные суда на подводных крыльях, аэропорт станет принимать многоместные лайнеры, в городе появятся ровные асфальтированные улицы с высокими домами, крыши которых будут сплошь украшены телевизионными антеннами. В Сургут прибудут иностранные гости. Ну и, само собой, начнут действовать нефтепроводы и нефтедобывающие предприятия... Конечно, многим это казалось наивным. По Оби еще шлепали старые дымные пароходы, редкое появление в небе самолета Ан- 2 вызывало всеобщий восторг, число машин в селе можно было пересчитать по пальцам, а главное, на территории района к тому времени не удалось найти ни одного нефтяного месторождения.

Однако страсти по поводу фантазии газетчиков улеглись очень скоро, а скептики поумолкли. Дело в том, что 15 октября 1961 года, через девять дней после выхода "прожектерского" номера, было обнаружено первое в сургутской тайге месторождение нефти. Знаменитый Усть-Балык станет центром нефтяных подземных кладовых, даст жизнь юному городу Нефтеюганску, приведет даже к необходимости создания нового административного района, который "отпочкуется" от Сургутского. Однако и на оставшейся территории геологоразведчики отыщут залежи "черного золота". Это знаменитые ныне Федоровка, Холмогоры, Яунлор, Лянтор...

ЖИЗНЬ подтвердила правоту дерзких мечтателен. Вот краткая хроника дальнейших событий. Год 1961-й: январь - в Сургуте отдано нефтепромысловое управление: сентябрь - новый аэропорт принял первый турбореактивный лайнер: ноябрь - город на Оби впервые посетили иностранные журналисты (Э. Кель и Г. Штерн из ГДР выпустят после этой поездки книгу "Континент будущего", которую издадут и в Советском Союзе). Год 1965-й: июнь - в Сургуте заложен фундамент первого крупнопанельного дома', декабрь - началась сварка труб на нефтепроводе Усть-Балык - Омск. Год 1966-й: октябрь - в крупнопанельном доме первые новоселья, возведение многоэтажных зданий становится обычным делом. Год 1967-й: октябрь - вступила в строй телевизионная станция "Орбита", и в квартирах сургутян вспыхнули голубые экраны; декабрь - создано управление по строительству мощной ГРЭС, которая в качестве топлива будет использовать попутный нефтяной газ. Год 1970-й: январь - завершено сооружение уникального перехода ЛЭП-500 через Обь, теперь город полностью обеспечен электроэнергией. Год 1971-й: октябрь - началось строительство более чем двухкилометрового железнодорожного моста через Обь, поскольку новая магистраль Тюмень - Сургут уже подходила к бурно развивающемуся нефтяному центру...

Сбылись едва ли не все самые смелые предположения, высказанные в памятном номере районной газеты, а ведь со дня ее выхода минуло тогда не двадцать - всего лишь десять лет!

Последующие годы были еще полнее насыщены событиями, которые красноречиво свидетельствовали: жизнь в наше время опережает мечту. В Западной Сибири рождалась главная топливно-энергетическая база страны, Среднее Приобье становилось основным поставщиком нефти, а Сургут все чаще и чаще называли нефтяной столицей Тюменского края. Одно за другим возникали промышленные предприятия. Кроме геологов и нефтяников, в городе всерьез и надолго обосновывались энергетики, строители, железнодорожники, речники, авиаторы. газопереработчики.

Стремительно увеличивалось население. Минувшей осенью у супругов Перфиловых (Алексей - водитель КРАЗа, Лилия - продавщица магазина "Рассвет") родился сын, ставший 150-тысячным сургутянином. К этому моменту за 16 лет после присвоения селу статуса города загсом было зарегистрировано свыше 22.000 новорожденных и 12.658 браков. Вторую молодость переживает старинное сибирское поселение.

ПРИХОДИТСЯ мне бывать в Сургуте довольно часто, через каждые полтора-два месяца. Не раз беседовали мы на разные темы с Н. Аникиным - бывшим председателем горисполкома, а ныне первым секретарем горкома КПСС. Как-то Николай Григорьевич посетовал: трудно порой знакомить с нефтяной столицей многочисленных гостей, ведь за короткий срок всего не покажешь.

Действительно: как, выбрать наиболее характерное? Можно начать с истории. Показать экспонаты созданного на общественных началах музея либо привести гостей на берег протоки, где стоит скромным обелиск борцам за установление Советской власти в здешних местах. Те, кто отдал жизнь за светлое будущее, названы поименно. Здесь же написано: "Они свершили прометеев подвиг, нас вырвав из невежества и тьмы". О далекой и недавней истории говорят и улицы, названные в честь революционеров и покорителей нефтяной целины: Кайдалова, Федорова, Мелик-Карамова.

Нельзя, конечно, обойти вниманием объединение "Сургутнефтегаз": ведь именно нефтяники разбудили таежную глухомань. Из многих заслуженных, интересных коллективов можно представить гостям, скажем, буровиков. Одно из управлений возглавляет приехавший сюда с Самотлора знатный проходчик Герой Социалистического труда Г. Левин. Другим руководит В. Воловодов, совсем недавно тоже бывший буровым мастером: в прошлом году его бригада прошла рекордные 100 тысяч метров скважин. Нынче Василий Иванович стал лауреатом Государственной премии СССР. Такая деталь: его бригада, где вожаком теперь воспитанник Воловодова В. Сидорейко, и в этом году уже пробурила 100 тысяч метров. Эстафета передана в надежные руки.

Как не показать гостям Сургутский домостроительный комбинат - крупнейший в системе Главзапсибжилстроя. В его громадных корпусах рождаются блоки домов для нефтяных городов и поселков всего Среднего Приобья. Жилье на потоке - разве не об этом мечталось? Пройдем на территорию завода железобетонных изделий, входящего в состав комбината. Здесь услышим болгарский говор. Бригадир молодежного коллектива Атанас Атапасов может рассказать не только о технологии производства, но и о той братской дружбе, что связывает с сибиряками работающих на этом предприятии специалистов Болгарии.

О Сургутской ГРЭС гости, по всей вероятности, спросят сами. Если не потому, что это мощнейшая в стране станция, работающая на попутном газе (об этом они могут и не знать), то хотя бы потому, что монументальное сооружение из серебристых панелей приковывает внимание издалека. Человека, впервые попавшего под своды ГРЭС, поражают грандиозные размеры энергоблоков и почти полное безлюдье, поскольку всеми процессами управляет автоматика. Но когда гостя проведут к одной из топок и, чуть сдвинув заслонку, позволят глянуть на ревущее море синего огня, а потом скажут, что горит здесь, ежегодно давая около десяти миллиардов киловатт-часов энергии, по сути даровое топливо, прежде бесполезно сжигавшееся в факелах, то даже неспециалист начинает понимать, что главная тут достопримечательность - в умении северян по-хозяйски использовать природные богатства.

А отчего не свозить гостей на железнодорожный вокзал? Вроде бы эка невидаль - простучал по рельсам поезд. Но обратимся еще раз к уже упоминавшемуся номеру районной газеты. Авторы его мечтали: появится со временем в Звездном городке космонавт ханты родом из национального поселка Угут, что невдалеке от Сургута. О железной же дороге в здешних гиблых местах не было сказано ни слова: подобное казалось невероятным. Теперь она есть, стальная магистраль, по которой идут пассажирские и грузовые составы. И не только до Сургута: отсюда рельсы устремились на восток, к Самотлору, и на север, до самого Уренгоя.

РАНО утром, когда по улицам проходят лишь редкие вахтовые автобусы, приятно остановиться на высоком обрыве у раздольной Оби. Далеко на рейде усталыми рыбинами спят многочисленные баржи в ожидании разгрузки.

Заполошно гремя подвесным мотором, вдруг пронеслась рыбацкая лодка, оставив за собой геометрически точный волновой узор. Прострекотал вертолет, унося на внешней подвеске гусеничный тягач для далекой партии сейсморазведчиков. Завис перед посадкой, будто остановившись в воздухе, тяжеловоз Ил-76.

А вот и солнце брызнуло из-за горизонта. Блеснув окнами, от пассажирского причала отошла еще не поднявшаяся на крылья белоснежная "Ракета". Город проснулся, заторопились по бетонным тротуарам люди. Зазвенели детские голоса возле школ, зашумели автобусы. В Сургут пришел новый трудовой день.

Опубликовано 17 сентября 2012 года




Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

Прямая трансляция:

Сегодня в тренде top-100


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама