Рейтинг
Порталус

В большой профессорской. ТВОРИ И ПРОБУЙ

Дата публикации: 29 ноября 2012
Автор(ы): Профессор В. СКВОРЦОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1354188209


Профессор В. СКВОРЦОВ, (c)

К сожалению, в последнее время в технических вузах страны конкурсы падают. А это влечет за собой заманивание и даже переманивание абитуриентов: ни один вуз ведь не заинтересован в снижении плана приема.

И вот что порой происходит. ...Идет вступительный экзамен по математике. Экзаменатор ходит по рядам и едва успевает "давать консультации", а по сути - решать за абитуриентов задачи. И это урок иждивенчества, преподнесенный будущему студенту с первого дня его пребывания в вузе. Он начинает понимать, что "тройку" можно получить ни за что ни про что.

Проходит три-четыре неделя занятий, и студент замечает, что он не в состоянии полностью выполнить все задания, которые ему даются. Иностранный язык - тысячи знаков, черчение - ватман за ватманом, план подготовки к семинару - до десятка первоисточников. А тут еще и "драмкружок, кружок по фото...", помощь селу и овощехранилищам.

Первокурснику внушают: делай то, не делай этого... Проходит полгода, и обнаруживается, что можно в порядке исключения, которое превратилось в правило, пересдавать по-многу раз и зачеты, и экзамены позже всех установленных сроков. Так студент видит, что слово не всегда совпадает с делом.

МОЖНО ли представить себе удовлетворительно подготовленного космонавта? Конечно, нет. А будущих инженеров, удовлетворительно подготовленных к профессиональной деятельности, сколько угодно. Они будут строить дома удовлетворительной прочности, выпускать товары посредственного качества, "проходную" продукцию...

Выработать у студентов стремление не удовлетворяться заурядной работой, серостью, стандартностью, искать новое - одна из важнейших наших задач. Реформа средней школы неизбежно должна вызвать в недалеком будущем и серьезные преобразования в школе высшей. Но уже сегодня надо свести к минимуму те недостатки, которые можно преодолеть.

Изменилась психология молодого человека. Он воспитан, в частности, на образной и емкой подаче информации по телевидению, имеет свободный доступ к ЭВМ, которая выполняет за него черновую умственную работу. Иной раз всплывает в современном варианте классический вопрос: "Зачем математику учить, когда есть компьютеры?" Внедрение машин постепенно обесчеловечивает отдельные стороны нашего бытия, в том числе и процесса обучения. Открыл ссылку в интернете http://naydisebya.ru/training/treningi/231-novogodnij-dekupazh и получил всю информацию по новогоднему декупажу. Просто и сердито.

Все это в какой-то мере отчуждает студентов от преподавателей. Значит, надо активизировать методы обучения. Скучных учебных предметов нет, зато есть множество способов их преподнесения, которые навевают тоску и скуку. При формальном изложении скудеют даже точные науки. Среди них, например, и теория вероятностей, и вычислительная математика, и программирование на ЭВМ. Но ведь можно так читать лекции, чтобы у студента возникало сожаление даже о случайном их пропуске.

Все шире используются учебное телевидение, другие современные технические средства обучения. Но главное - все равно преподаватель, его личность, его умение владеть аудиторией, наконец, его методика подачи знаний.

В некоторых вузах находит применение "викторинный" метод преподавания. На лекции в большом потоке он лишь отчасти напоминает программированное обучение. Лектор время от времени задает короткие вопросы по только что изложенному материалу, на которые все студенты отвечают письменно "да", "нет", "не знаю". Ответы студентов на викторинные вопросы, заданные на лекции, никто не проверяет, кроме них самих. В конце лекции каждый студент подсчитывает свой итог - набранную сумму баллов. Победителей, как в телевизионном конкурсе знатоков, приветствует вся аудитория. Викторина напоминает театрализованное действо, периодически вовлекающее всех студентов в игру, создающее эмоциональный подъем. Интеллектуальное соревнование идет на каждой лекции, на многих практических занятиях. Возбуждается интерес студентов к предмету, появляется возможность непрерывно следить за усвоением знаний. Разумеется, квалификация педагога остается решающим фактором эффективности любого обучения.

Готовить студентов к творческой деятельности нужно с первого курса. В связи с этим было бы полезно дополнять традиционные учебники серией брошюр, лучше учитывающих уровень студентов, их будущую специальность, побуждающих мыслить, учитывающих психологию современного молодого человека. Логика и эмоции привлекают и удерживают внимание студента. При обсуждении школьной реформы в центральной печати не раз говорилось о необходимости преодолеть "угрюмость" школьных учебников. Думается, это в полной мере относится и к учебнику вузовскому.

Как-то маститый член жюри на генеральной репетиции студенческой самодеятельности громче всех смеялся во время одного из сатирических номеров. Но когда жюри обсуждало программу, он же оказался единственным, кто заявил: "Этот номер не пройдет!" Такое же происходит порой и пои решении участи некоторых учебников для вузов. Думается, что назрела необходимость широко практиковать пробные, нестандартные учебники. Без поиска, без нарушения привычных канонов не будет движения вперед.

Весело, с выдумкой сделанные "викторинные" книжки идут нарасхват и у студентов, и у преподавателей любых учебных дисциплин. Повышается посещаемость занятий. Еще важнее то, что интерес студентов к предмету растет, а это влияет на успеваемость. Живость учебных пособий способствует выработке навыков решения неформальных задач, а это ценнее простого усвоения знаний. Например, Аккуратов дает свой анализ физического процесса, Быстроглазов ему возражает, а Насретдинов утверждает, что оба правы. Так кто же прав? Это уже не пример из школьного задачника, а диалектическая проблема. Для ее решения надо разобраться в постановке задачи.

ЕСТЬ ЕЩЕ один источник информации о подвижничестве или равнодушии преподавателей. Это анонимное анкетирование студентов. Образный, раскованный стиль преподнесения материала в сочетании со строгой краткостью содержания и формализацией контроля - все это не остается незамеченным в анкетных ответах. Свои мнения студенты высказывают сразу после сдачи экзамена. Им импонирует доверительность такой процедуры. Можно интересоваться, в частности, мнением студентов об объективности оценки, о ясности изложения, о некоторых сторонах качества преподавания. Беспристрастный машинный анализ этих данных, переведенных в числа, позволяет непрерывно следить за изменениями студенческих суждений. В результате руководителям кафедры или вуза всегда известен полный спектр реакции студентов на нововведения или изменения стиля и качества работы того или иного коллектива или преподавателя, лектора, экзаменатора.

По сути дела непрерывная оценка учителей их учениками всегда шла и идет. Все мы, взрослые люди, высоко чтим и помним Учителей нашей молодости. Но наша благодарная память избирательна. Таким образом, речь идет лишь о том, чтобы своевременно в самой осторожной форме использовать возможности такой уже давно существующей обратной связи.

Игровые методы обучения, лирические и художественные иллюстрации, кажущиеся поначалу отступлением от "серьезного" материала, внимание к суждениям студентов - все это больше, чем методические приемы, призванные оживить обучение. Речь идет о качестве подготовки специалистов. Внедрение ЭВМ высвобождает умственные силы инженера от рутинного труда. Но оно же предъявляет к инженеру повышенные требования как к творческой, широко развитой, ищущей, общественно активной, интеллигентной личности. А такой человек никогда не будет удовлетворен "удовлетворительной" работой.

Опубликовано на Порталусе 29 ноября 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама