Рейтинг
Порталус

Репортаж из секретной зоны. ЗАКЛАДНАЯ ДОСКА

Дата публикации: 12 февраля 2013
Автор(ы): Владимир ГУНДАРОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1360680682


Владимир ГУНДАРОВ, (c)

ВПЕРВЫЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ КОРАБЛЕСТРОЕНИИ ЖУРНАЛИСТУ ПОЗВОЛИЛИ УВИДЕТЬ "ЗАЧАТИЕ" НОВОГО ПОДВОДНОГО АТОМОХОДА.

Приурочивание даты закладки очередного атомохода ко дню рождения "Севмаша" вошло уже в традицию объединения. Есть в этом совпадении, возможно, и прямой расчет: приподнять, что называется, праздник, расширить его рамки, дабы день рождения предприятия получил общероссийское звучание. Ведь закладка нового корабля издавна была праздничным событием не только для флота, кораблестроителей, но и для всего государства. Однако, из-за большой секретности самого этого события, ни об одной из церемоний закладки сотен подводных лодок, построенных в советский период, мы ничего не знаем. Более того, ревнители тайн в печати и об этом, последнем в истории "Севмаша" событии, своевременно не позволили рассказать, хотя для журналиста "Красной звезды", первого из пишущей братии, допущенного на подобную церемонию, и было сделано исключение. Исключение это, однако, не означает ослабления режима секретности на "Севмаше". Оно, по всей видимости, в государственных интересах еще долго будет оставаться единственным как в истории предприятия, так и в журналистике.

Гигантское сооружение, в котором находятся стапели "Севмаша", с большой долей условности можно назвать цехом. По-моему, этот "цех" превосходит своими размерами Олимпийский дворец спорта в Москве. В проходной встречает охрана. Пропуск на территорию "Севмаша" еще не дает права пройти в святая святых объединения. После небольшой заминки - к журналистам здесь не привыкли - я получаю разрешение пройти в цех. Но при этом мне еще раз напоминают, что писать можно далеко не обо всем.

На эскалаторе, точь-в-точь, как в Московском метрополитене, поднимаемся на средний ярус галереи, в несколько рядов протянувшихся вдоль гигантского цеха. Внизу открывается картина, которую, как мне кажется, мог создать лишь писатель или художник-фантаст. Подводные стальные монстры, словно киты, выброшенные на сушу, завораживают гостей. Не случайно все, кто побывал на "Севмаше" - а среди его почетных гостей в минувшем году были Борис Ельцин, Виктор Черномырдин, Павел Грачев, Виктор Ерин, - быть может, под воздействием именно этой, воплощенной в металле фантастики, сходились во мнении, что необходимо сохранить уникальный гигантский комплекс, вобравший в себя высочайшие достижения современной науки и техники и получивший статус российского Государственного центра атомного судостроения.

На минуту и мы останавливаемся над атомным подводным крейсером - аналогом американского "Трайдента". Кто-то из стоящих рядом специалистов называет его высоту, равную примерно семиэтажному дому. Но поражают воображение даже не размеры атомохода, которые несколько теряются в огромном пространстве цеха, а мысль о почти безграничных возможностях этого гиганта, сравнимого по энергоемкости с целым городом и дышащего энергией атомного распада. Электронное табло, вынесенное на рубку, высвечивает показания уровня радиационного фона: 8 микрорентген в час. Это меньше естественного фона в Москве.

Мы продолжаем свой путь к стапелю, где произойдет закладка нового атомохода. Сюда же собрались на митинг тысячи рабочих. Их взгляды обращены в центр зала, образованного периметром галерей и переходов между ними. В центре этого периметра на специальной железнодорожной платформе покоятся две первые блок-секции будущего прочного корпуса атомохода. Закладкой новой субмарины считается сварка стыка между ними. В глубине блок-секции у переборки, отделяющей одну секцию от другой, замер почетный караул. На переборке видна разметка места, к которому сейчас прикрепят закладную доску. Конечно, это не привычная дорогому современному жилищу паркетная доска, это нечто особенное.

Пока не удалось точно установить, кто и когда положил начало этой традиции в русском флоте. Самой старшей в коллекции закладных досок, хранящихся в Центральном музее Военно-Морского Флота, является доска брига "Феникс", на которой выгравирована дата 1809 год. Сама же закладная доска - своеобразный исторический документ, свидетельствующий о месте, времени закладки корабля и о его строителе. В эпоху паруса она крепилась у килевого бруса новостройки. Научно- технический процесс внес коррективы в эту церемонию. Но по-прежнему она остается ярким праздничным событием в жизни кораблестроителей и, конечно же, моряков. В адрес коллектива "Севмаша" поступили поздравительные телеграммы из правительства России и Министерства обороны. Поздравить коллектив приехали заместитель председателя Государственного комитета по оборонным отраслям промышленности Геннадий Воронин и глава администрации Архангельской области Павел Балакшин, первый заместитель главнокомандующего ВМФ адмирал Игорь Касатонов и командующий Северным флотом адмирал Олег Ерофеев, другие официальные лица.

Кульминацией митинга стало подписание ведущим военпредом нового корабля капитаном 2 ранга Анваром Ибрагимовым юридического документа - свидетельства о приемке первых двух сваренных блок-секций. Адмирал Игорь Касатонов принимает доклад о готовности к установке закладной доски и дает команду произвести закладку. Заместитель начальника цеха Юрий Касич получает из рук генерального директора объединения Давида Пашаева бронзовую пластину, на которой выгравировано: "Атомная подводная лодка "Северодвинск"заложена в городе Северодвинске на ПО "Севмаш-предприятие".

Пластина вкладывается в специальный пенал. Бригадир сварщиков Константин Якубенко и бригадир сборщиков Данат Савин приваривают пенал в центре переборки будущего турбинного отсека. С этой минуты новый атомоход считается заложенным. Почетные гости оставляют автографы на Андреевском флаге, который будет храниться в музее предприятия. А участникам церемонии вручаются памятные вымпелы. Под сводами цеха торжественно звучит Гимн Российской Федерации.

В эту минуту глаза окружающих меня людей светятся гордостью за страну, которая может создавать гиганты-атомоходы. Пока может. Как бы ни был прекрасен праздник, после него наступают будни. А они-то и не радуют корабелов. Часть стапелей пуста, ибо нет новых заказов. На имеющихся заказах работа еле двигается из-за отсутствия комплектующих частей. А есть и такой заказ, работа над которым приостановлена из-за прекращения финансирования. Как в этих условиях сохранить производство, высококвалифицированные кадры рабочих и инженерно-технических работников, у которых сегодня самая низкая в городе зарплата? Да и ту они получают, как правило, с большим опозданием. По словам заместителя председателя Госкомитета по оборонным отраслям промышленности Геннадия Воронина, долг государства "Севмашу" составляет около 130 миллиардов рублей и с каждым днем он продолжает расти.

И тем не менее Россия строит атомные подводные лодки. Не для того, чтобы кому-либо угрожать. Новая субмарина, при закладке которой мне посчастливилось присутствовать, будет олицетворять не только достижения отечественной науки и технического прогресса, не только военную мощь России. Впервые наши корабли и подводные лодки взяли на себя исполнение миротворческой миссии в Мировом океане. Наравне с обеспечением безопасности России и защитой ее интересов на море наши корабли будут обеспечивать безопасность международного судоходства, способствуя тем самым развитию торговли и сотрудничества России с другими странами. Собственно, ради этого 300 лет назад и повелел Петр I построить верфи на берегу Белого моря и заложить на них боевые корабли для обновленной России. Сегодня мы с гордостью называем себя преемниками славных дел российского реформатора. Хочется верить, что "Северодвинск" сумеет выстоять в экономическом шторме и привести за собой целое поколение новых прекрасных кораблей во славу своего Отечества, океанский престиж которого ни в коем случае терять нельзя.

Опубликовано на Порталусе 12 февраля 2013 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама