Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ есть новые публикации за сегодня \\ 27.07.17

ОРДЕН ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ РСФСР

Дата публикации: 11 декабря 2016
Автор: Н. С. ЗЕЛОВ
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ
Источник: (c) Вопросы истории, № 12, Декабрь 1970, C. 198-201
Номер публикации: №1481456287 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Н. С. ЗЕЛОВ, (c)

найти другие работы автора

Конец 1920 года. Республика Советов, одержав ряд побед в борьбе с внешними и внутренними врагами социалистической революции, получила возможность приступить к мирному труду, сосредоточив главное внимание на хозяйственных задачах. VIII Всероссийский съезд Советов призвал трудящихся "к напряжению своей воли, своего умения и своих сил ни улучшение промышленности, транспорта и организации сельского хозяйства"1 . В целях поощрения "групп трудящихся и отдельных граждан, проявивших особую самостоятельность, инициативу, трудолюбие и организованность на хозяйственном фронте", съезд постановил учредить почетную награду Республики - орден Трудового Красного Знамени2 . Президиум ВЦИК обсудил примерный текст грамоты для вручения награжденным, а 24 марта 1921 г. принял декрет о порядке награждения этим орденом3 . Первый пункт декрета гласил, что Президиумом ВЦИК для рассмотрения вопросов о награждении создается комиссия в составе пяти человек из членов Президиума ВЦИК и Всероссийского центрального совета профессиональных союзов. В следующих пунктах отмечалось, что ходатайство о награждении возбуждается коллегиями народных комиссариатов, а также ВЦСПС при наличии сведений о деятельности и трудовых подвигах лиц и коллективов, представляемых к награждению.

 

25 апреля 1921 г. Президиум ВЦИК принимает первое постановление о награждении орденом Трудового Красного Знамени РСФСР. Список награжденных открывали коллективы четырех заводов, показавших героизм на трудовом фронте в годы гражданской войны, среди них - знаменитые тульские оружейники. 16 февраля 1922 г. орденом награждается Дагестанская АССР за проявленную трудящимися республики "величайшую энергию и сплоченную работу по прорытию оросительного канала, протяженностью около 50-ти верст, силами местного населения в порядке многолюдных субботников"4 . За успешное выполнение судоремонтных работ и заданий по перевозкам 19 сентября 1922 г. наградой отмечены водники Астраханского района. В тот же день орденоносной становится и Нижегородская радиолаборатория. Коллектив ее был награжден за выдающиеся достижения в области радиотехники. За достигнутые успехи 10 мая 1923 г. высокой награды удостоены рабочие и инженеры Курской магнитной аномалии. Несколько позднее, 19 ноября 1923 г., почетной наградой был отмечен и героический труд севастопольских рабочих, отремонтировавших крейсер "Коминтерн" (бывш. "Память Меркурия"). Участники собрания работников судоремонтного завода, состоявшегося 17 января 1923 г., после доклада о значении Красного Флота приняли резолюцию: "Приложить все усилия, направленные к скорейшему окончанию ремонта крейсера "Память Меркурия", а всем рабочим помнить, что каждая выпущенная морская единица гарантирует благополучие всех граждан Республики и в материальном отношении, и в политической устойчивости нашей страны"5 . Рабочие взяли обязательство закончить ремонт к первомайскому празднику, что значительно сокращало намеченные сроки. Техническое состояние крейсера было весьма неудовлетворительным: орудия и приборы управления, основная часть электротехни-

 

 

1 "Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР" (СУ), 1920, N 1, ст. 7.

 

2 Там же. В 1923 - 1932 гг. учреждаются ордена Трудового Красного Знамени и в других советских республиках. 7 сентября 1928 г. был учрежден общесоюзный орден Трудового Красного Знамени, а с 1933 г. прекращается награждение трудовыми орденами союзных республик; ранее выданные ордена сохраняли свою силу.

 

3 СУ, 1921, N 31, стр. 167.

 

4 ЦГАОР СССР, ф. 1235, оп. 39, д. 85, л. 48 об.

 

5 Там же, оп. 40, д. 55, л. 300.

 
стр. 198

 

ческого оборудования отсутствовали; цилиндры главных машин были взорваны интервентами. Народный комиссариат по морским делам, представляя записку о героическом труде севастопольских рабочих, писал ВЦИК о том, что рабочие, сознающие необходимость создания на Черном море кораблей Красного Флота, хотя бы путем реставрации старых, с большой энергией и упорством принялись за работу. "Хронические перебои снабжения в 1922 году кредитами, пайками, обмундированием мало влияли на производство работ на крейсере: каждый новый день неустанно приближал крейсер к окончанию работ. Попутно пришлось ремонтирующийся корабль использовать в качестве учебного судна, ибо школы уже начинали готовить новых специалистов, но судов для их морской подготовки не было. Несмотря на все затруднения, корабль ожил, и в настоящий момент на Черном море есть крейсер, носящий флаг Советской Республики"6 . 1 мая 1923 г. крейсер вышел в море.

 

2 марта 1925 г. орденом Трудового Красного Знамени награждается коллектив Сормовского землечерпательного отряда. При неблагоприятных погодных условиях, что сопровождалось к тому же заболеваниями малярией и тифом среди рабочих, коллектив выполнил большой объем работ: вынул 56 тыс. куб. м земли. Настоящий трудовой героизм проявили тамбовские железнодорожники. Они не только повысили производительность труда и значительно увеличили выпуск отремонтированных вагонов, но и создали новую, основанную на научной организации труда систему их ремонта, которая дала возможность значительно сократить простой вагонов. В тамбовских мастерских вагоны ремонтировались в течение пяти дней, между тем как по всей сети железных дорог - в среднем за 24 дня. Из коллегии Наркомата путей сообщения писали 16 марта 1926 г. во ВЦИК: "Принимая во внимание, что достижения Тамбовских вагонных мастерских явились следствием принятой в их производстве специальной системы работ, и учитывая, что имеющий место эффект в производстве мог быть получен только лишь при общем подъеме и сознательном отношении к делу ремонта всех причастных к нему производственников, - Центральное управление железнодорожного транспорта НКПС - со своей стороны ходатайствует о награждении орденом Трудового Красного Знамени Тамбовских вагонных мастерских Рязано-Уральской ж. д., как отдельной самостоятельной производственной единицы, весьма выделившейся среди ремонтных пунктов ж. д. сети Союза Республик своими достижениями на трудовом фронте по восстановлению железнодорожного транспорта"7 . Тамбовчане вскоре получили радостное известие: Президиум ВЦИК 5 апреля 1926 г. наградил железнодорожные мастерские орденом Трудового Красного Знамени. На состоявшемся 22 апреля общем собрании рабочих и служащих Тамбовского узла принимается лаконичная резолюция: "Заслушав информацию о награждении орденом Трудового Красного Знамени, узловое собрание считает, не останавливаясь на достижениях, имеющих место в мастерских, продолжать дело по восстановлению народного хозяйства. С другой стороны, остальные службы должны взять пример с Тамбовских вагонных мастерских в вопросе поднятия производительности труда"8 .

 

Среди коллективов, награжденных в 20-е годы орденом Трудового Красного Знамени, - Таганрогский кожевенный комбинат. Московская, Борисоглебская, Краснодарская пожарные охраны, Новороссийский и Феодосийский порты. 23 апреля 1926 г. во ВЦИК с ходатайством обращается Ленсовет: "30 апреля исполняется 125-летие "Красного путиловца". История "Красного путиловца" связана с историей российской революции. В самые тяжелые моменты путиловские рабочие отдавали свои лучшие силы революции. Путиловский завод был и остается гордостью не только ленинградского, но и всего мирового пролетариата. Президиум Ленинградского Совета считает необходимым отметить славную годовщину и ходатайствует о награждении завода "Красный путиловец" орденом Трудового Красного Знамени"9 . Просьба не осталась без внимания: 29 апреля 1926 г. Президиум ВЦИК удовлетворил ходатайство Ленсовета о награждении "Красного путиловца". 8 октября 1928 г. орденоносным становится депо станции "Сортировочная" Московско-Казанской железной дороги. Коллектив депо в 1919 г. стал инициатором проведения коммунистических субботников в нашей стране. В. И. Ленин высоко оценил инициативу депо, написав специальную статью

 

 

6 Там же, л. 309.

 

7 Там же, оп. 136, д. 24, л. 26.

 

8 Там же, л. 1.

 

9 Там же, д. 28, лл. 8 - 9.

 
стр. 199

 

"Великий почин". По-коммунистически трудился коллектив депо и в последующие годы. 1 августа 1928 г. Президиум Моссовета обратился во ВЦИК с ходатайством. "Субботники, - говорилось в нем, - вошли в историю тяжелой, но победоносной борьбы рабочего класса за свое освобождение как памятник великого пролетарского подъема и как символ будущей работы пролетариата в деле строительства государства свободного труда. Считая, что в этом деле крупная заслуга перед Революцией принадлежит рабочим депо ст. "Сортировочная" Московско-Казанской ж. д., впервые организовавшим в 1919 году субботники для ремонта паровозов под воинские поезда и транспорты хлеба и тем положившим почин трудового единения рабочего класса для защиты революции, - Московский Совет РК и КД ходатайствует перед Президиумом ВЦИК о награждении депо ст. "Сортировочная" Московско-Казанской ж. д. орденом Трудового Красного Знамени"10 .

 

Многолюдным было собрание коллектива депо по случаю получения высокой награды. Его участники в приветствии ВЦИК заявляли: "Мы заверяем ВЦИК, что будем так же твердо стоять на защите интересов Советской власти, как стояли и до сих пор. В тяжелые годы гражданской войны, в годы голода и разрухи мы повели решительную борьбу с разрухой на транспорте и сумели восстановить наше разрушенное производство... Мы еще больше поднимем производительность труда и трудовую дисциплину в наших рядах. Все свои силы, всю свою энергию отдадим на дело укрепления Советской власти, на укрепление мощи первого в мире рабочего государства"11 .

 

Почетной награды удостоены многие лучшие люди страны. Первым был награжден 28 июля 1921 г. за самоотверженную защиту государственного строения от ледохода крестьянин села Чигиринки, Быховского уезда, Гомельской области, Никита Менчуков12 . Среди кавалеров ордена Трудового Красного Знамени РСФСР - строители железнодорожной линии Петропавловск - Кокчетав И. А. Томчук, Л. И. Ильин; рабочие, показавшие сознательность и высокую производительность труда при восстановлении промышленности Урала, М. И. Визгалов, В. Е. Горюнов, И. Н. Головин и другие, инженеры, ученые. За выдающиеся рационализаторские предложения в ноябре 1923 г. был награжден Ф. П. Казанцев. Еще до революции он, машинист Ташкентской железной дороги, начал работу по усовершенствованию тормозов железнодорожных составов, довести же ее до практического результата ему удалось лишь при Советской власти. Республика оказала помощь талантливому рационализатору. Ф. Э. Дзержинский, нарком путей сообщения, писал во ВЦИК: "Во всем изобретении т. Казанцева от общей схемы до выполнения отдельных деталей - видны строгий логический подход к устранению недостатков существующих систем тормозов, хорошее конструктивное выполнение и, наконец, упорный, настойчивый труд в достижении поставленной задачи. Все это, вместе взятое, дает основание по почину Президиума ЦК железнодорожников ходатайствовать о награждении тов. Казанцева орденом Трудового Красного Знамени"13 .

 

19 ноября 1923 г. постановлением Президиума ВЦИК орденом Трудового Красного Знамени РСФСР награждается старейший авиатор Б. И. Российский14 . Несколько позднее наградой были отмечены заслуги выдающегося авиаконструктора А. Н. Туполева, известного теоретика в области гидро и аэродинамики С. А. Чаплыгина, орденом Трудового Красного Знамени РСФСР были награждены и многие другие видные ученые. Среди них врач-рентгенолог М. И. Неменов, почвовед В. Р. Вильяме, директор Института труда А. К. Гастев. В конце 1925 г. Козловская уездная комиссия по празднованию 50- летия научной деятельности И. В. Мичурина обратилась во ВЦИК с ходатайством отметить его научный подвиг. Просьбу поддержали губисполком, Всероссийский профессиональный союз работников земли и леса, ВЦСПС. 11 января 1926 г. Президиум ВЦИК постановил наградить ученого высшим для того времени знаком отличия, установленным для выдающихся работников на фронте труда. "Награждая в лице Мичурина настойчивость, энергию и ревностное исполнение долга. Рабоче-крестьянское правительство ставит деятельность эту в пример другим работникам на обширном поприще народного хозяйства Республики, дабы ряды сознательных, самоотверженных борцов за великое дело укрепления и развития коммунистического строя ширились и множились с каждым днем"15 , - гласит текст грамоты

 

 

10 Там же, д. 34, л. 14.

 

11 Там же, л. 3.

 

12 Там же, д. 19, л. 2.

 

13 Там же, оп. 40, д. 55, л. 502.

 

14 Там же, л. 277.

 

15 Там же, оп. 136, д. 1269, л. 8.

 
стр. 200

 

ВЦИК, врученной ученому на торжественном заседании по случаю его полувековой научной деятельности. В торжественной обстановке были вручены орден и грамота сельской учительнице Т. И. Шумиловской. Она была награждена 8 февраля 1926 г. за почти полувековую культурно-просветительную работу в селе Закамелье, Суздальского уезда, Владимирской губернии. К 1925 г. в селе была полностью ликвидирована неграмотность среди жителей до 50-летнего возраста. Кавалером ордена Трудового Красного Знамени становится 21 января 1927 г. и один из основателей Государственного Дарвиновского музея, Ф. Е. Федулов, крупнейший в Европе препаратор-таксидермист. В республике вскоре стали известны новые имена кавалеров ордена Трудового Красного Знамени РСФСР: экипаж ледокола "Литке", строители Сталинградского тракторного завода. По многочисленным просьбам трудящихся 11 марта 1929 г. орденом Трудового Красного Знамени РСФСР награждается в связи с 60-летием со дня рождения друг и соратник Ильича! Н. К. Крупская16 .

 

Высокой чести удостоились и первопроходцы Турксиба. Строительство Турксиба было сопряжено с огромными трудностями, связанными с доставкой стройматериалов, нехваткой рабочей силы, обеспечением рабочих продовольствием и предметами первой необходимости. Но все же Турксиб был закончен на год раньше намеченного срока. В постановлении правительства от 19 апреля 1930 г. говорится: "Успехи в строительстве Турксиба достигнуты благодаря энтузиазму и творческой энергии рабочих масс и инженерно-технических сил. Отмечая огромное значение срочного осуществления открытия Турксиба для всего народного хозяйства, большие достижения в его строительстве, а также заслуги рабочих и инженерно-технических сил, непосредственно строящих Турксиб, ВЦИК и СНК РСФСР постановляют: за особо проявленную энергию в строительстве Турксиба наградить орденом Трудового Красного Знамени весь строительный коллектив рабочих и инженерно-технических сил Турксиба"17 . Почетной наградой республика отметила и особо отличившихся строителей одного из первых гигантов социалистической индустрии. 7 июня 1931 г. орденом Трудового Красного Знамени награждается рабочий коллектив Сталинградской ГРЭС за досрочное окончание строительства. Почетная награда была вручена и руководителю строительства С. З. Ерману за "выдающуюся энергию в деле организации и сплочения всего рабочего коллектива, а также за умелое и твердое оперативное руководство строительством"18 .

 

С 1921 по 1932 г. включительно орденом Трудового Красного Знамени РСФСР награждено 43 рабочих коллектива (из них дважды, в 1921 и 1928 гг., удостоен награды труд работников Нижегородской радиолаборатории) и 115 активных участников социалистического строительства19 . Начиная с 1928 г. рабочие, колхозники, представители интеллигенции награждаются общесоюзным орденом Трудового Красного Знамени. Всех их объединяет самоотверженный и упорный труд во имя дальнейшего развития народного хозяйства и построения социалистического общества в нашей стране.

 

 

16 Там же, д. 1033, л. 1. В 1936 г. постановлением ЦИК СССР орден Трудового Красного Знамени РСФСР, выданный Н. К. Крупской, заменен на общесоюзный.

 

17 Там же, д. 40, л. 57 об.

 

18 Там же, д. 19, л. 11.

 

19 Там же, лл. 1 - 11.

Опубликовано 11 декабря 2016 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?