Полная версия публикации №1191932013

PORTALUS.RU ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ Проблемы развития системы воспитания детей в Российской Федерации → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

С.В.Дармодехин, Проблемы развития системы воспитания детей в Российской Федерации [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 09 октября 2007. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1191932013&archive=1196815450&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 28.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

С.В.Дармодехин, Проблемы развития системы воспитания детей в Российской Федерации // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 09 октября 2007. URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1191932013&archive=1196815450&start_from=&ucat=& (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

С.В.Дармодехин, Проблемы развития системы воспитания детей в Российской Федерации / http://portalus.ru.



публикация №1191932013, версия для печати

Проблемы развития системы воспитания детей в Российской Федерации


Дата публикации: 09 октября 2007
Автор: С.В.Дармодехин
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1191932013 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


В 90-е гг. в российском обществе существенно трансформировались состав и деятельность субъектов воспитания, прежде всего семьи, школы, учреждений дополнительного образования, средств массовой информации, детских общественных объединений, религиозных организаций.

Социально-экономические и политические реформы оказали негативное воздействие на российскую семью, привели к глубоким изменениям в ее жизнедеятельности. Произошли резкая дифференциация доходов семей, их массовое обнищание. Многие из них не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать "защитные" стратегии и механизмы. Углубляется дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада. Усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями, детьми, их депрессивное состояние как следствие их правовой, моральной, экономической незащищенности. Все это обусловило снижение воспитательного потенциала семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие, бедность, высокий уровень занятости родителей, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное и физическое развитие.

В семьях ухудшается нравственно-психологический климат, нарастают отчужденность между детьми и родителями, все более широкие масштабы приобретает

стр. 10


--------------------------------------------------------------------------------

социальное сиротство. Семейные неурядицы становятся причиной проявления жестокости и насилия по отношению к детям, их ухода из дома. Для подростков, растущих в конфликтных условиях, характерен широкий спектр аномалий, включая психические, криминогенные, другие деформации.

Отрицательно влияет на развитие и воспитание личности продолжающееся ухудшение состояния здоровья детей. Их все больше поражают болезни, связанные с социальным неблагополучием (туберкулез, сифилис, ВИЧ-инфекция). Высокие нагрузки испытывает психическое здоровье детей. Эмоциональное неблагополучие ребенка осложняет его жизнедеятельность, взаимодействие с окружающим миром, освоение новых социальных ролей, приводит к стрессам, неврозам, агрессивности. Из- за ухудшения здоровья подростков устойчиво снижается пригодность призывников к военной службе.

Значительно осложняет воспитание криминализация российского общества. Противоречия между декларируемыми и реальными социальными нормами порождают условия, провоцирующие воспроизводство различных форм отклоняющегося поведения в среде молодежи. Угрожающие масштабы приобрели беспризорность и безнадзорность, Растет число необучающихся и неработающих подростков. Среди несовершеннолетних правонарушителей увеличивается доля младших возрастных групп и девочек-подростков. Наблюдается тенденция автономизации детской преступности, усиления ее организованности, укрепления связей с другими возрастными группами преступного мира. Особую тревогу вызывает проблема наркомании: растет число наркозависимых в подростковой среде, все чаще отмечаются положительные установки по отношению к наркотикам, многократно возросла детская смертность от их передозировки. Высокий уровень социальной патологии в детской среде - мощный дестабилизирующий фактор длительного действия, который представляет собой исключительную опасность для будущего России.

В результате развития средств массовой информации и коммуникации, введения конституционного запрета на цензуру, отсутствия общественного контроля за их деятельностью значительно расширилось и качественно изменилось информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. Резко возросла доступность материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, компьютерные сети, в том числе и тех, которые наносят вред благополучию детей (пропагандирующих секс, насилие, идеализирующих преступность, наркоманию, проституцию).

В общественном развитии существенно возросла роль этнического фактора, национальные ценности и самосознание приобретают высокую значимость в формировании личности современного россиянина. В то же время в воспитательном процессе, психолого-педагогической практике недостаточно используется их гуманистический потенциал, отсутствует целенаправленное педагогическое противодействие националистическим предрассудкам. Теоретические и практические проблемы этнопедагогики требуют новых исследовательских подходов.

В стране произошла переоценка роли религии в культуре и истории России, в духовно- нравственном развитии человека. Значительно увеличилось число верующих среди детей, подростков, молодежи. Вместе с тем, ни теория, ни педагогическая практика еще не подошли вплотную к анализу этого социального феномена. Предстоит определить роль и место конфессий в целенаправленном воспитательном воздействии на детей в семье и обществе в целом.

Новые черты приобрело и участие в воспитательном процессе детских общественных объединений. Если в прошлом пионерская и комсомольская организации выступали как часть единой школьной системы, то в 90-е гг. многочисленные объединения молодежи оказались за пределами учебных заведений. На федеральном и региональном уровнях зарегистрированы сотни подобных общественных движений, требуется новый подход к координации их деятельности со школой, с возрождающейся работой по месту жительства, профилактической деятельностью государственных и негосударственных субъектов воспитания.

стр. 11


--------------------------------------------------------------------------------

Существенно ослабляют воспитательный потенциал школы хроническое отставание ее материально-технической базы, отсутствие необходимых финансовых средств, ошибки в приватизации образовательных учреждений, неустроенность и бедность учительства, научно-методическая необеспеченность. Доступность культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений резко уменьшилась. Инфраструктура детского досуга коммерциализировалась и во многом ориентируется на обслуживание интересов состоятельных слоев населения.

Уменьшился объем производства и издания научно-методической литературы в области воспитания. Во многом это связано с сокращением бюджетного финансирования, числа исследовательских структур и ученых, занимающихся соответствующими проблемами. Малодоступны для школы периодические журналы, освещающие эти вопросы, из-за их малых тиражей и высокой стоимости. Крайне ограничены возможности органов образования в обеспечении воспитательного процесса современной научно-методической базой.

В этих условиях остро стоит проблема создания отечественной концепции воспитания детей. Определенные наработки в этой сфере имеются. Так, приобретает конкретные очертания работа в регионах как выражение стремления сохранить и развить интеллектуальный и нравственный потенциал на местах. Формируются новые модели воспитания на основе плюрализма и вариативности воспитательных практик, расширения инициативы всех субъектов учебно-воспитательного процесса, усиления личностно-деятельностной направленности образования, культивирования ответственности органов образования, формирования целостного воспитательного пространства, оптимизации процессов социализации и индивидуализации, поликультурного характера образования.

Однако их многообразие само по себе не решает поставленной задачи. Новые воспитательные концепции и школы часто различаются по мировоззренческим позициям, целевым установкам, методам работы. Отсутствие государственной стратегии в вопросах воспитания детей становится сдерживающим фактором в развитии наметившихся положительных тенденций.

Ответственность государства за состояние воспитания детей столь же велика, как и за реализацию прав человека и гражданина, а гражданское, патриотическое воспитание составляет особый государственный интерес. Необходимо выработать новые подходы к определению приоритетов и основополагающих принципов воспитания.

Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики, создании динамических современных технологий и методик воспитательной работы с учетом целей и задач учреждений образования различных типов и уровней. Речь идет об обеспечении необходимых условий (организационных, методических, кадровых, ресурсных) для развития воспитательных систем в рамках образования, упорядочении их деятельности, способствующей развитию личности, ее индивидуальному самоопределению в социуме, духовно-нравственному формированию человека, гражданина, работника-профессионала, семьянина-родителя.

В ближайшие годы предстоит обеспечить:

повышение социального статуса института воспитания в системе образования, в российском обществе;

усиление ответственности органов управления образованием - федеральных, субъектов РФ, местных - за обеспечение необходимых условий для воспитания и развития детей;

укрепление и развитие воспитательных функций учреждений образования, формирование целостного воспитательного пространства;

интеграцию отечественных традиций и современного опыта в области воспитания;

развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданского, патриотического воспитания;

расширение состава субъектов воспитания, координацию их усилий, развитие кооперации семьи и школы;

создание реабилитационной системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям;

повышение профессионального уровня системы управления образованием, ее взаимодействие со всеми институтами воспитания;

стр. 12


--------------------------------------------------------------------------------

формирование государственной политики профилактики детской безнадзорности и беспризорности, ориентированной на решение проблем несовершеннолетних, оказавшихся вне социальных связей.

Для достижения этих целей предлагаются следующие приоритетные подходы к организации воспитания.

* Воспитание на основе Закона "Об образовании" рассматривается как целенаправленная деятельность в рамках системы образования, направленная на формирование и свободное развитие личности детей, оказание им поддержки в жизненном самоопределении, воспитании качеств гражданина-патриота, профессионала-работника, семьянина-родителя.

* Национальная стратегия в области воспитания определяется и закрепляется в законодательстве. Признаются вариативность стратегий, систем, субъектов воспитания, необходимость учета специфики деятельности различных типов образовательных учреждений. Обеспечивается целостность, последовательность и преемственность в воспитании учащихся на различных уровнях образования.

* Важнейшими субъектами воспитания детей являются общество, семья, государство и его институты. При этом государство должно не монополизировать социальный институт воспитания, а создавать условия для функционирования и других субъектов воспитания.

* Необходимо обеспечение качественно нового уровня организации воспитательного процесса как относительно самостоятельного направления и комплексной системы деятельности учреждений и управленческих структур образования.

* Обязательное условие функционирования воспитательных систем - обеспечение прав детей в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и российским законодательством, в том числе на свободное самоопределение и самореализацию личности.

* Фундаментальная база содержания воспитания и развития детей - общее среднее образование, освоение основ культуры, национальных традиций народов России. Стержень воспитательной деятельности - формирование их нравственных качеств, профессиональных интересов, гражданской позиции на основе общечеловеческих ценностей, отечественных педагогических традиций и современного опыта.

* Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе системного учета психологических особенностей личности, формирования в этих целях адекватных механизмов изучения интересов и способностей детей.

* Особое значение в современном обществе приобретает социально-психологическая и педагогическая поддержка детей, связанная с их включением в активную жизнь, адаптацией к социуму, формированием социальной ответственности; профилактика и коррекция девиантного поведения.

* Инновационным ресурсом развития системы воспитания являются социальные науки, реализация новых концептуальных подходов, углубление междисциплинарных связей, привлечение региональных научных центров.

Особое значение имеет развитие правовой базы воспитания. Основное направление развития законодательной базы воспитания видится в существенном расширении его предметного, содержательного поля, правовом обеспечении воспитания как полноценного социального института и относительно самостоятельной функции общества и государства. Законодательство должно дать ответы на принципиальные вопросы воспитания и развития детей в стране, в частности, о государственной стратегии, принципах и системах воспитания, о целостности и разнообразии воспитательного пространства, о балансе семейного и общественного воспитания, о религиозном воспитании, о субъектах воспитания, о проведении мониторинга и экспертизы, прогнозировании процессов воспитания и развития детей, о федеральных, ведомственных, региональных программах в этой области. Важно законодательно определить направления гражданского воспитания детей; обеспечить им защиту от информации, наносящей вред их благополучию.

В связи с этим целесообразно сформировать новую концепцию правового регулирования воспитания и развития детей во всех основных сферах их жизнедеятельности (семья, школа, микрорайон, трудовая

стр. 13


--------------------------------------------------------------------------------

деятельность); разработать, исходя из этой концепции, основы законодательства; создать систему социально-правовой экспертизы решений органов власти с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность детей.

На основе ориентиров, заложенных в Конституции России, предстоит выделить приоритеты воспитательной деятельности и развития личности применительно к различным типам образовательных учреждений, обобщить лучший педагогический опыт в этой области, обеспечить его широкое распространение, внести в Правительство Российской Федерации предложения о создании государственных центров воспитания и развития детей и обеспечении их особого статуса.

Основные вопросы развития воспитания должны получить отражение в соответствующей межведомственной общенациональной программе.

Межведомственная деятельность в области воспитания концентрируется по следующим крупным направлениям:

* развитие законодательства на основе качественно новых представлений о статусной роли социального института воспитания;

* формирование общегосударственной системы экспертизы и прогнозирования развития воспитания;

* создание автоматизированного банка информации о воспитании детей;

* укрепление межведомственных механизмов координации воспитательной деятельности; разработка концепции интеграции усилий школы, семьи, детских организаций, работодателей, других социальных партнеров;

* формирование государственного заказа по научной разработке проблем воспитания и развития личности детей;

* развитие системы подготовки педагогических кадров соответствующего профиля, повышение психолого-педагогической культуры родителей.

В рамках названных направлений в ближайшей перспективе целесообразно:

* разработать предложения о правовой базе воспитания не только как составляющей образования, но и как самостоятельной функции общества и государства в целом;

* подготовить проект постановления Правительства Российской Федерации "О состоянии и мерах развития системы воспитания детей и молодежи в Российской Федерации";

* разработать предложения о создании Межведомственного совета по вопросам воспитания и развития детей;

* разработать методику прогнозирования воспитательной работы детей на основе проведения мониторинга функционирования воспитательного комплекса в системе образования и создания информационно-аналитической системы "Воспитание и развитие детей в Российской Федерации";

* осуществлять разработку государственного периодического доклада "О состоянии системы воспитания детей в Российской Федерации";

* разработать концепцию интеграции усилий школы, семьи, других социальных партнеров - участников воспитательного процесса;

* выйти с законодательной инициативой о защите детей от информации и материалов, наносящих вред их благополучию (в соответствии с Конвенцией ООН и исходя из крайне негативного для детей информационного пространства);

* провести общероссийское совещание по вопросам воспитания и развития детей в системе образования, на котором обсудить меры по реализации общероссийской национальной программы развития системы воспитания детей и молодежи;

* провести Всероссийскую дискуссию "О состоянии и перспективах развития системы воспитания детей в стране";

* провести межведомственную конференцию "Воспитание детей и молодежи в Российской Федерации: состояние, опыт, перспективы";

* обобщить опыт региональных систем воспитания, по итогам принять конкретный план действий, предусматривающий развитие научно-педагогических исследований по проблемам теории и практики воспитания на основе новых концептуальных подходов, углубления междисциплинарных связей, привлечения региональных научных центров;

* организовать Всероссийскую встречу руководителей детских общественных объединений с целью определения перспектив

стр. 14


--------------------------------------------------------------------------------

совместной деятельности по воспитанию и развитию личности детей РАО и Минобразования России;

* подготовить предложения о выпуске периодического издания "Воспитание детей: новые технологии".

Программа развития системы воспитания может реализовываться через:

а) разработку законодательных и нормативных актов;

б) федеральную программу развития образования, президентскую программу "Дети России" и ее целевые программы;

в) территориальные программы развития воспитания в системе образования;

г) планы действий министерств и ведомств и региональных органов власти;

д) меры в интересах детей, принимаемые общественными объединениями, неправительственными организациями, другими субъектами воспитания детей.

Координацию программы развития системы воспитания целесообразно возложить на межведомственную Комиссию по вопросам воспитания детей, создаваемую при Правительстве Российской Федерации. В рамках этой Комиссии должны осуществляться:

разработка плана действий по реализации программы на каждый год;

организация информационного и методического обеспечения реализации программы;

межведомственное взаимодействие заинтересованных организаций;

последовательное совершенствование практических механизмов обеспечения эффективности процесса воспитания, в том числе федеральных, региональных и отраслевых целевых программ;

развитие новых социальных технологий организации воспитания, в том числе сети специализированных учреждений социального обслуживания семьи, детей и молодежи;

контроль результатов выполнения программы.

Минобразованием России и Российской академией образования формируется информационно-аналитический банк данных о воспитании детей в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации.

Усилия органов власти должны дополняться деятельностью неправительственных организаций, что обеспечивается через:

усиление координации деятельности по улучшению воспитания детей;

привлечение на конкурсной основе неправительственных организаций к реализации отраслевых программ, затрагивающих интересы детей;

поддержку инициатив неправительственных организаций в области воспитания детей;

оказание неправительственным организациям методической помощи;

распространение опыта и совместное проведение конференций, семинаров по различным направлениям деятельности в области улучшения воспитания детей.

Вопросы выполнения программы рассматриваются на заседаниях Комиссии по координации вопросов воспитания детей: отчетов о выполнении ежегодного сводного плана мероприятий по реализации программы; о работе подразделений министерства по решению отдельных задач программы; информации территориальных органов власти об опыте работы по улучшению воспитания детей; об участии неправительственных организаций и общественных объединений в реализации программы.

При разработке конкретных мероприятий по всем направлениям деятельности в области улучшения положения детей учитываются результаты научных исследований. Научному обеспечению программы должны служить также научный обмен по проблемам детства в России в целом и на международном уровне, проведение научных и научно-практических конференций и семинаров.

В условиях социально-экономических преобразований в российском обществе проявилась устойчивая тенденция недооценки воспитания как важнейшего фактора интеллектуального и духовного развития личности. Преодоление обострившихся кризисных явлений, в том числе в области образования и воспитания, требует целенаправленных мер по обновлению научного потенциала, переходу к новому этапу исследовательской деятельности по комплексному методическому обеспечению воспитания детей.

стр. 15


--------------------------------------------------------------------------------

Комплекс исследований и проектов должен предусматривать системный анализ воспитания детей в России, разработку адекватной концепции деятельности РАО и Министерства образования, создание современного комплекса технологий и механизмов воспитательных процессов на различных уровнях их осуществления, мониторинг развития воспитательных систем в стране, создание соответствующей информационной системы. Предполагается осуществление ряда фундаментальных исследований и прикладных разработок, направленных на формирование стратегии в области воспитания детей.

В последующие годы исследовательская работа по обеспечению развития воспитания в системе образования будет поэтапно сориентирована на системный анализ реальной практики воспитания детей, ее региональных особенностей, укрепление теоретико-методологических основ современной воспитательной деятельности, улучшение ее методической базы, интеграцию соответствующих исследований в рамках РАО и страны в целом.

В качестве приоритетных научных проектов в области воспитания мы выделяем следующие:

* анализ состояния и разработка проблем воспитания детей в Российской Федерации. Подготовка доклада РАО и Минобразования России "Воспитание детей в Российской Федерации: состояние и перспективы";

* концепция "Воспитание детей в современных условиях";

* развитие законодательства в области воспитания детей. Научные основы обновления правовых норм;

* концепция и программа развития исследований в области воспитания детей на среднесрочный период. Координационный план исследований в области воспитания (Минобразования РФ - РАО);

* концепция и механизмы прогнозирования развития воспитательной деятельности с учащимися (целостное воспитательное пространство, вариативные системы и технологии, субъекты воспитания);

* методологические основы социально-педагогической экспертизы состояния воспитания и развития детей;

* моделирование воспитательных систем в условиях формирования целостного воспитательного пространства в системе образования;

* семья в структуре социализации детей;

* стратегии воспитания и развития детей в семье;

* система психолого-педагогической профилактики неблагополучия детей в семье;

* условия развития воспитательного потенциала учебных дисциплин в общеобразовательных учреждениях;

* разработка комплексов современных технологий воспитания для педагогических работников различных типов образовательных учреждений;

* разработка психолого-педагогических основ и методической системы гражданского, патриотического воспитания детей, обобщение лучшего опыта эффективного воспитания в отечественной школе;

* воспитание гражданина в системе образования: традиции, проблемы, перспективы;

* наркомания в детской среде: состояние и социальная профилактика;

* безнадзорность как социально-педагогическая проблема;

* воздействие средств массовой информации на детей как социально-педагогическая и психологическая проблема;

* особенности развития самоуправления, других форм внутришкольной демократии. Проведение сравнительного исторического анализа отечественного опыта детского движения. Выявление и обоснование тенденций и организационных форм его развития на современном этапе;

* концепция экономического воспитания детей в условиях современных социально- экономических преобразований;

* проблемы учебной и профессиональной ориентации детей в России и за рубежом;

* создание диагностического и корреляционного комплекса средств психолого- педагогической поддержки учащихся в процессе их самоопределения;

* изучение воспитательного потенциала исправительных детских учреждений в целях повышения эффективности их кор-рекционной и воспитательной работы;

* условия и механизмы эффективного взаимодействия субъектов воспитания в воспитательном пространстве;

стр. 16


--------------------------------------------------------------------------------

* внедрение результатов научных исследований в школьную практику как функция органов образования;

* развитие авторских школ в области воспитания детей;

* модель автоматизированной информационно-аналитической системы "Воспитание и развитие детей в системе образования".

В последние годы существенно снизился воспитательный потенциал общества, государства, образования. Система воспитательной деятельности прежнего образца была в основном утрачена, в то же время новые воспитательные механизмы еще только формируются. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема развития воспитания детей как системы деятельности, ориентированной на качественно новый общественный статус социального института воспитания, обновление воспитательного процесса на основе отечественных педагогических традиций и современного опыта, обеспечение целостности и разнообразия воспитательного пространства, укрепление механизмов воспитания.

стр. 17

Опубликовано 09 октября 2007 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1191932013

© Portalus.ru

Главная ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ Проблемы развития системы воспитания детей в Российской Федерации

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU