Полная версия публикации №1193318177

PORTALUS.RU ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ М. Н. СКАТКИН: КАК УЧИТЬ ТВОРЧЕСТВУ → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Э. А. АКСЕНОВА, С. З. ЗАНАЕВ, М. Н. СКАТКИН: КАК УЧИТЬ ТВОРЧЕСТВУ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 25 октября 2007. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193318177&archive=1195596940&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 29.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Э. А. АКСЕНОВА, С. З. ЗАНАЕВ, М. Н. СКАТКИН: КАК УЧИТЬ ТВОРЧЕСТВУ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 25 октября 2007. URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193318177&archive=1195596940&start_from=&ucat=& (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Э. А. АКСЕНОВА, С. З. ЗАНАЕВ, М. Н. СКАТКИН: КАК УЧИТЬ ТВОРЧЕСТВУ / http://portalus.ru.



публикация №1193318177, версия для печати

М. Н. СКАТКИН: КАК УЧИТЬ ТВОРЧЕСТВУ


Дата публикации: 25 октября 2007
Автор: Э. А. АКСЕНОВА, С. З. ЗАНАЕВ
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1193318177 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Для педагогической науки и практики большой интерес представляет методика организации уроков, применявшаяся в 20-х гг. прошлого века, когда в педагогике доминировала комплексная система обучения. Учебные программы были наполнены новым для того времени идейным и научным содержанием, соответствующим установке на действенность и активность учебного процесса. В этот период многие педагоги и психологи поддерживали комплексное построение программ, так как считалось, что первоначальное обучение должно строиться на целостном изучении явлений реальной жизни.

Предполагалось, что программа, содержащая ядро знаний и опыта, позволит ребенку в дальнейшем накапливать представления и понятия об окружающем мире. Основой этих программ становилось всестороннее изучение трудовой деятельности детей, в том числе и производительного труда, который должен использоваться для организации школьной жизни. Особенностью тех программ был отход от предметного преподавания. Весь материал в них концентрировался вокруг определенных стержневых тем, сгруппированных под рубриками: "Природа", "Труд", "Общество".

В истории педагогики существуют разные интерпретации применения комплексных методов обучения. В связи с этим интересна позиция Михаила Николаевича Скаткина как педагога-практика и непосредственного разработчика комплексных тем, который сам применял их в своей методике преподавания и научно обосновывал в печатных работах тех лет.

М. Н. Скаткин начинал свою педагогическую деятельность, работая в одном из сел Первой опытной станции С. Т. Шацкого, активно использовавшего эти методы обучения. В своих статьях этого периода М. Н. Скаткин анализировал жизнь крестьян. Рассматривая наряду с негативными гигиеническими, бытовыми и морально-психологическими условиями жизни те виды труда, в которых принимают участие дети, молодой педагог пришел к выводу: они рано эксплуатируются родителями, которые смотрят на них как на рабочую силу, тогда как им не нравится скучная однообразная деятельность, когда "в нее не вложена идея, нет души, она не возбуждает умственной работы" [1, с. 103]. Ученый резюмировал, что такой "труд вытекает из суровой внешней необходимости добыть средства к жизни и не освещен изнутри человека светом сознания и радости, которые в состоянии самый тяжелый труд сделать игрой" [там же, с. 101]. Придавая большое значение играм в общем развитии детей, молодой педагог отметил, что в реальной жизни труд постепенно противопоставляется

стр. 80


--------------------------------------------------------------------------------

игре и "становится тяжелой обязанностью, отнимающей все его силы. Труд служит тогда препятствием дальнейшему всестороннему развитию" [там же, с. 102].

Таким образом, с первых своих публикаций ученый проповедует творческий подход к обучению и воспитанию детей, говорит о необходимости обогащения интеллектуального содержания их труда. На примере деревенского социума М. Н. Скаткин показал взаимосвязь и единство условий развития общества. Рассматривая их в комплексе, он дал подробный анализ жизнедеятельности крестьянства этого времени, состояния местных народных промыслов, в частности ткачества, а также его влияния на уровень благополучия жителей деревни, организации образования крестьян и их детей.

Эти выводы ученого имеют большое научно-практическое значение и представляют интерес для современной педагогики с точки зрения методов воздействия школы на улучшение условий жизни жителей деревни в плане раскрытия и разрешения проблем, устранения недостатков крестьянского быта в процессе разработки и изучения комплексных тем.

В 1929 г. М. Н. Скаткин провел научно-педагогический анализ уклада сельской жизни и показал возможности его улучшения с помощью комплексного метода в одной из своих статей. В этот период он был уже зрелым педагогом-методистом и научным работником Первой опытной станции. Методы комплексных тем в это время находили широкое применение в обучении детей. Заметим, что сельские жители в России в начале XX в. были широко охвачены различными видами промыслов и перед ними не стояла проблема занятости. Таким образом, содержание этой работы представляет собой примерный образец организации и проведения занятий в различных классах с учетом конкретных дидактических, возрастных, материальных и региональных факторов.

Детально рассматриваемая М. Н. Скаткиным тема, касающаяся местных народных промыслов, была раскрыта во взаимосвязи всех сторон и явлений сельской жизни. Указывалось на необходимость участия в разрешении различных проблем самих жителей деревни. Изучаемые темы вызывали у детей живой интерес, так как непосредственно касались улучшения условий их жизни. Участвуя в различных видах учебной и трудовой деятельности, связанных с выполнением и решением комплексных тематических задач, учащиеся приобретали необходимые знания и умения, личностные качества. Под руководством учителя школьники изучали "труд кустаря не ради "изучения", а ради дальнейшей работы по улучшению бытовых условий труда, его организации (кооперации) и самого процесса производства (усовершенствования техники)" [2, с. 26].

Изучая тему "Местные промыслы", учащиеся знакомились с историей развития ткачества в регионе, его технологией, начиная от доставки сырья и переходя к методам работы, транспортировки, сбыта, соблюдения гигиенических условий труда. Приоритет отдавался передовым приемам и методам труда, путям их усовершенствования, рационализации. Уточнялась роль ткачества в длинной цепи текстильного производства в различных регионах страны. Особое внимание обращалось на историю ткачества, его экономическое значение в районе, преимущества кооперации, режим детского труда и т.д. М. Н. Скаткин собрал материал, касающийся местного быта кустаря, начиная с внешней обстановки избы и способа уборки, освещения уголка школьника, режима труда и кончая распределением работы между членами семьи и режимом питания, организацией стирки, досуга, зрелищ, игр и т.д.

В ходе исследований этих данных учащимся предлагалось найти ответ на два вопроса: "Какие задачи стоят на очереди в данной области?"; "Что школа могла бы

стр. 81


--------------------------------------------------------------------------------

предпринять для разрешения этих задач?" [2, с. 26]. Для получения всех этих сведений ребята должны были использовать различные методы сбора информации: опросы, беседы с детьми и родителями, сочинения товарищей, учет времени, затраченного на обозначенные виды работ. Это помогало учителю в дальнейшем корректировать работу с детьми.

В организационно-методическом плане М. Н. Скаткин рекомендовал распределять посильные учащимся задания в классах по звеньям. Это предоставляло детям творческий простор и самостоятельность при выполнении задания, давало им навыки организационно-методического характера, возможности самостоятельной и коллективной работы по сбору, поиску и анализу необходимой информации.

В классе при подведении итогов анализировался весь наработанный материал: таблицы, диаграммы, рисунки; выяснялось, что узнали ребята, чему научились и что надо делать дальше. Собранный материал представлял собой своеобразный информационный банк данных, на основе которых ребята предлагали конкретные меры по преодолению выявленных недостатков, выдвигали различные рационализаторские предложения, доказывали их экономическую целесообразность для крестьян. В результате ставился вопрос об использовании наработок, а именно о внедрении результатов исследования в жизнь. Одновременно учитель предлагал ребятам выступить перед жителями на собрании с докладом о способах улучшения ткачества, техники и бытовых условий, о необходимости устройства передвижной выставки. Примечательно, что ребята принимали активное участие в изучении местных промыслов и выступали с предложением о переходе на кооперацию. М. Н. Скаткин приводит высказывание одного из своих учеников, характеризующее их отношение к изучению комплексных тем: "После этих занятий задумаешься обо всем, и все по-другому начинаешь понимать и думать по-другому. Интересно заниматься" [1, с. 107].

Детям иногда лучше видно, как можно решить те или иные жизненные проблемы; у них детский непосредственный взгляд; на многие вещи они смотрят по-своему, неординарно. Естественно, участие детей в решении различных жизненных задач должно проходить под руководством педагога. Принимая активное участие во всех рассматриваемых мероприятиях, дети вносили посильный вклад в улучшение жизни односельчан.

Позднее, анализируя историю развития системы образования в 20-х гг. прошлого века, М. Н. Скаткин подчеркивал, что "именно в этот период были осуществлены попытки органически вписать учебно-познавательную деятельность в ансамбль всей жизнедеятельности школьников, связать содержание образования с трудом" [3, с. 25]. В обучении отдавалось предпочтение принципу связи теории с практикой, что повышало мотивацию школьников к учению и способствовало усилению его воспитательных функций и применению знаний в жизни.

Из исследований ученого можно выделить главную мысль: при творческом подходе к организации учебного процесса в школе можно достичь больших положительных результатов в обучении и воспитании. Труды ученого изобилуют различными примерами организации уроков по разным темам, когда перед учащимися раскрывались возможности конструктивного отношения к различным сторонам реальной жизни. В процессе изучения этих тем дети овладевали различными политехническими знаниями и умениями, осуществлялся процесс их социализации.

Отметим некоторое сходство проблем, с которыми сталкивались сельские жители и учителя тогда и которые их волнуют сейчас. Изучение комплексных тем находит применение в школах и в настоящее время. Полезно учесть отечественный опыт такого типа преподава-

стр. 82


--------------------------------------------------------------------------------

ния, в частности, педагогическое наследие М. Н. Скаткина как ученого-педагога, непосредственно разрабатывавшего и применявшего комплексные темы в своей практике, добившегося значительных результатов в развитии продуктивного мышления учащихся.

Критика комплексной системы обучения его современниками основывалась на анализе таких недостатков, как случайный выбор тем, создание искусственных связей между материалами различных предметов, объединяемых в комплекс, нарушение системы изучения основ наук и т.д. И все же в работах М. Н. Скаткина в целом выстроена система обучения, направленная на формирование целостного мировосприятия детей, активизацию их познавательной деятельности, осознание важности труда и его места в обществе. "В основе комплекса, - отмечает он, - лежало изучение трудовой деятельности людей. Труд - стержень темы. Но мало только изучать труд, - участвовать в нем" [4, с. 7]. Судя по статьям того времени, учителя понимали комплекс как связь учебы с жизненными явлениями. В то же время отечественные ученые предостерегали от слишком большого увлечения ими. Так, М. М. Рубинштейн писал: "Мы далеки от мысли, что метод жизненных комплексов является панацеей от всех бед. Таких всемогущих средств нет. Метод жизненных комплексов должен войти в общую систему трудовой школы не для того, чтобы вытеснить все остальное, а как один из важных факторов ее" [5, с. 170].

М. Н. Скаткин считал, что комплекс со временем должен перейти в проект, в исследовательский метод обучения, но из-за чрезмерного увлечения им и противопоставления прочим методам позже он был раскритикован, и поэтому от него отказались. В дальнейшем ученый так выразил свое мнение по этому поводу: "Необходимо было... сохранить самое ценное, что было в исследовательском методе, поступили не диалектично - просто отказались от его применения" [6, с. 38], тем самым выбросив все рациональное и полезное, имевшееся в нем. В то же время М. Н. Скаткин понимал, что передовые учителя, не называя этот метод обучения своим именем, продолжали применять его в своей практике.

Позднее ученый, вспоминая об этом периоде развития отечественного образования, указывал на необходимость, "не повторяя ошибок прошлого, обеспечить широкое комплексное применение навыков и знаний, полученных при изучении систематических курсов основ наук, во всех видах внеурочной деятельности: в производительном труде и общественно полезной работе, в сельскохозяйственном опытничестве и техническом творчестве, занятиях искусствами". По его мнению, этим самым "будет достигнут синтез положительных педагогических моментов, как предметного, так и комплексного построения содержания образования, обеспечено единство учебного познания и жизнедеятельности школьников, обучения и воспитания" [3, с. 91]. В этих методах обучения усматривается разносторонний краеведческий, политехнический характер подачи учебного материала, в котором заключается их огромная педагогическая ценность.

Обобщая и анализируя дальнейшее развитие политехнического образования, М. Н. Скаткин выразил уверенность в том, что оно "как целостный педагогический феномен в историческом аспекте и посредством своего воздействия на личность все более будет становиться ничем иным, как трудовым обучением и воспитанием (трудовым образованием) личности" [7, с. 21]. Важность данной проблемы позволяла ему актуализировать "вопрос о месте и дозе специальных тренировочных упражнений при обучении труду" [8, с. 5].

Этим самым ученый заострил внимание широкой научно-педагогической общественности на необходимости органи-

стр. 83


--------------------------------------------------------------------------------

зации дидактически продуманной комплексной системы постоянных и систематических, образовательно-воспитательных, тренировочных, терапевтических, трудовых упражнений.

В советское время в трудовом воспитании и становлении личности подрастающих поколений огромное значение отводилось общественно полезному, производительному труду. Анализируя и обобщая мировой и отечественной опыт его применения, П. Р. Атутов указывал на то, что "производительный труд рассматривается с педагогической, экономической, социально-культурной точек зрения. Производительный труд в образовании определяется как ряд формирующих деятельностей... Виды труда нацелены на производство материальных и духовных благ (или услуг), необходимых личности или коллективу; составляют неотъемлемую часть процесса воспитания, объединяя формирующее воздействие школы и производительного сектора. Эта деятельность может быть организована в трудовой среде, в школе, вне школы, может быть оплачиваема или нет, быть обязательной или по выбору" [9, с. 11].

К формирующим видам деятельности, по П. Р. Атутову, относятся те, которые вносят вклад в развитие личности и воздействуют на психомоторные, умственные и социальные способности человека. Интересно, что в исследованиях ЮНЕСКО на основе анализа документов нескольких десятков стран выделено пять основных причин включения обязательного производительного труда в систему образования:

* политико-идеологические - от служения каким-либо идеалам до обеспечения учащихся средствами к выживанию;

* экономические - немедленные экономические выгоды для школы, семьи; перспективные выгоды для общества в целом;

* социальные - подготовка к местным реалиям, к уменьшению безработицы среди молодежи и социальной напряженности;

* индивидуальные - формирование гармоничной личности посредством чередования физического и умственного труда способствует более точной самооценке, ведущей к профессиональному выбору, основанному на личном опыте;

* педагогические - улучшение мотивации учащихся, формирование у них положительного отношения к школе.

ЮНЕСКО рекомендует ставить во главу угла общеобразовательные цели по отношению к сиюминутной экономической выгоде, подчеркивает, что "принцип соединения обучения с производительным трудом выступает неотъемлемой частью профессионального образования молодежи" [9, с. 11].

Группой ученых (М. Н. Скаткин, Н. К. Бауман и В. С. Шевкин) анализировались и обобщались изыскания отечественных физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова и их последователей в контексте физического труда в воспитании и обучении детей. Исследования физиологов показали, что "физическая работа всегда вызывает усиление деятельности не только мышц, но и других органов человеческого тела - сердца и кровеносных сосудов, легких, органов выделения, нервной системы - и тем содействует их нормальному развитию. Ребенок, лишенный физического труда, неизбежно хиреет. Таким образом, труд наряду с подвижными играми, гимнастикой и спортом, является необходимым условием нормального физического развития. Разумно организованный физический труд содействует повышению общей работоспособности и выносливости организма, развитию точности и координированности движений" [10, с. 8].

В процессе трудовой деятельности тренируются "органы чувств - зрение, слух, обоняние. Но каждый рецептор связан нервными проводящими путями с мозгом. Согласованная деятельность раз-

стр. 84


--------------------------------------------------------------------------------

личных органов чувств и координированные трудовые движения предполагают согласованную деятельность соответствующих центров головного мозга. Поэтому труд оказывается важным фактором умственного развития" [там же].

Исключение физического труда из системы воспитания неизбежно обедняет арсенал средств педагогического воздействия, придает односторонний характер развитию детей, затрудняет процесс овладения знаниями, лишает их конкретности и действенности. Поэтому "недооценка роли физического труда в воспитании детей влечет за собой отрицательные последствия и потому недопустима" [10, с. 9].

В ракурсе развития этих идей для отечественной педагогики представляет интерес, в частности, обучение резьбе по дереву и изготовление соответствующих изделий комплексным методом. Это направление является одним из творческих самобытных видов декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов и рассматривается нами как один из путей и средств политехнического образования, трудового воспитания и становления, адаптации подрастающих поколений к жизни.

Ценность организации обучения резьбе по дереву и изготовления изделий из них, гармонично увязанного с изучением декоративно-прикладного искусства, заключается в том, чтобы удовлетворить естественные духовные запросы и интересы людей, учесть их тягу к знаниям, к интеллектуальному, художественному и техническому творчеству. Огромное воспитательно-образовательное и социальное значение имеет организация интересного и общественно полезного досуга, развитие творческого потенциала путем приобщения учащихся к увлекательному развивающему и созидательному труду, в процессе которого у них тренируется сила мышц, развиваются координация и моторика рук, имеющие огромное значение при формировании общих творческих мыслительных способностей человека.

Для начального обучения резьбе по дереву в современном учебном заведении требуются несложные резцы по дереву, которые по силам изготовить в условиях школьных мастерских из подручного материала. В качестве бесплатного сырья можно использовать древесные отходы собственных мастерских. Отметим, что в этом случае в определенной мере параллельно будет решена экологическая проблема утилизации отходов, сегодня достаточно актуальная.

В отечественной педагогической науке и практике вопросы творческого развития личности постоянно находятся в центре внимания. Исследователь П. Н. Андрианов, рассматривая развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательной школы, анализирует труды ученых в этом направлении. Он приводит интересное суждение М. Н. Скаткина о том, что "формирование у школьников знания и умения в готовом виде притупляет их творческие способности; если к творческой деятельности... не начать приучать с достаточно раннего возраста, ребенку наносится ущерб трудно восполнимый в последующие годы. Творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научить" [11, с. 60].

Для реализации (распродажи) изделий учащихся в наши дни необходима организация различных общешкольных и межшкольных выставок, ярмарок-распродаж. При наличии доступа к Интернету учащиеся создают рекламно-познавательные сайты-презентации. В процессе работы над ними дети учатся составлению грамотного делового и рекламно-привлекательного текста, чем совершенствуют навыки работы с компьютером и в Интернете. Школьники, изучая конъюнктуру и спрос на необходимые художественные и прикладные изделия, принимая участие в реализации и распространении изде-

стр. 85


--------------------------------------------------------------------------------

лий, изготовленных самостоятельно, а затем в распределении доходов, получают азы маркетинговых и экономических знаний, приобретают первый опыт предпринимательской деятельности, который они смогут использовать в дальнейшей жизни.

В результате участники таких занятий в учебно-игровой форме проходят все этапы организации реального учебно-производственного процесса: от идеи до конечной его реализации с получением определенного выгодного и нужного для всех результата. Огромное воспитательное значение имеют красиво и эстетично изготовленные изделия школьников, особенно если они находят общественное признание и положительную оценку. Когда дети видят, что их творческая и трудовая деятельность приносит свои плоды, то это способствует их самоутверждению, и они получают моральное, эстетическое и психологическое удовлетворение от занятий народными промыслами. Более того, формируется устойчивый интерес к созидательной, творческой, самостоятельной работе. В процессе такой деятельности учащиеся овладевают разносторонними политехническими, экономическими, предпринимательскими, художественно-эстетическими, дизайнерскими, организаторскими и другими знаниями, умениями и навыками, которые в дальнейшем обязательно помогут выпускникам школы овладеть многочисленными профессиями, не обязательно связанными с обработкой и изготовлением красивых изделий из древесины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Скаткин М. Н. О работе по труду в деревенской начальной школе // На путях к новой школе. 1923. N 3 (6).

2. Скаткин М. Н. Местные народные промыслы // Методический путеводитель. 1929. N 12.

3. Скаткин М. Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы // Серия: Педагогика и психология. N 7. М., 1981.

4. Скаткин М. Н., Шнейдер Р. Основные черты методики урока. М., 1935.

5. Рубинштейн М. М. Метод жизненных комплексов в свете детской психики и трудовой школы. Трудовая школа в свете истории современности: Сб. статей / Под ред. проф. М. М. Рубинштейна. 2-е изд., испр. и дополн. Л., 1925.

6. Скаткин М. Н. О путях повышения эффективности обучения в связи с переходом школы на новые программы. М., 1971.

7. Скаткин М. Н. Об усилении политехнической и трудовой направленности учебно-воспитательного процесса УМС при Минпросе СССР. М., 1980.

8. Скаткин М. Н. О задачах психологии в области политехнического обучения // Вопросы психологии. 1956. N 4.

9. Атутов П. Р. Педагогика трудового становления учащихся: содержательно-процессуальные основы // Избр. труды: В 2 т. Т. 1. / Под ред. докт. пед. наук, проф. Г. Н. Никольской. М., 2001.

10. Бауман Н. К., Скаткин М. Н., Шевкин В. С.. Значение физиологического учения И. П. Павлова для советской педагогической науки // Советская педагогика. 1951. N 4.

11. Андрианов П. Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательной школы: Дис. ... докт. пед. наук. М., 1985.

стр. 86

Опубликовано 25 октября 2007 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1193318177

© Portalus.ru

Главная ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ М. Н. СКАТКИН: КАК УЧИТЬ ТВОРЧЕСТВУ

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU