Полная версия публикации №1295872769

PORTALUS.RU ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ КНИГА О Г. ТУКАЕ → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

КНИГА О Г. ТУКАЕ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 24 января 2011. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1295872769&archive=1295896553&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 19.04.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

КНИГА О Г. ТУКАЕ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 24 января 2011. URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1295872769&archive=1295896553&start_from=&ucat=& (дата обращения: 19.04.2024).



публикация №1295872769, версия для печати

КНИГА О Г. ТУКАЕ


Дата публикации: 24 января 2011
Публикатор: genderrr
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Номер публикации: №1295872769 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Татарский поэт Тукай принадлежит к тем замечательным художникам слова, которыми по праву гордятся народы Советского Союза. Его место в ряду таких писателей, как М. Ахундов, А. Кунанбаев, М. Налбандян, К. Хетагуров и другие. К сожалению, наше литературоведение очень мало сделало для изучения и популяризации одного из выдающихся поэтов дооктябрьской России. До сих пор на русском языке нет фундаментального издания произведений Тукая, нет монографии или, по крайней мере, сборника статей, разносторонне освещающих его деятельность. Поэтому книга татарского литературоведа Г. Халита, выступившего с новым исследованием о Тукае, заслуживает самой активной поддержки. Книга Г. Халита - цикл очерков, последовательно и достаточно широко характеризующих жизнь и деятельность Тукая. "Творчество Габдуллы Тукая, - пишет Халит, - это самые светлые страницы в истории татарской культуры XX века... Оно свидетельствует о неиссякаемой жизненной силе татарской национальной литературы, связавшей себя с борьбою народных масс за свободу". Вывод о социальном и культурном значении наследия Тукая обосновывается в книге глубоко, с привлечением обширного материала ранее неисследованного, либо излагавшегося схематично. Например, лекция Тукая "Народная литература", выдвигающая программные положения эстетики национальных литератур с подлинно "добролюбовской" силой, впервые в книге Г. Халита получила относительно полное раскрытие. Подробно анализирует автор поэтическое творчество Тукая. Можно сказать, что он не обошел ни одной значительной темы или образа, созданных Тукаем. Хорошо написана глава "Певец разума, воли, любви", обобщенно характеризующая мотивы поэзии Тукая. Книга Г. Халита убедительно раскрывает многогранное дарование классика татарской поэзии, значение его идей, его безграничную любовь к жизни и народу. Досадно, однако, что, прослеживая путь Тукая, автор по существу не охарактеризовал крупнейших произведений поэта, сказав о них ровно столько, сколько казалось ему необходимым лишь для самой общей оценки их. Такая участь постигла поэму "Шурале" и сатиру "Сенной базар или новый Кисекбаш". В книге фактически не показано, что Тукай является не только замечательным поэтом-лириком, но еще и поэтом больших форм, автором больших художественных полотен. Писать о Тукае - это значит писать о том, каким страстным пропагандистом дружбы народов являлся великий татарский поэт. Нам издавна другом был русский народ, И разве конец этой дружбе придет?- эта мысль выражена во многих стихотворениях Тукая. Тесными узами был связан Тукай с передовой русской культурой. С отроческих лет до самой кончины он носил в душе образ великого Пушкина, которого называл своим учителем. Тукай превосходно знал русскую литературу, использовал ее творческие достижения. Г. Халит совершенно правильно раскрывает связи Тукая с русской литературой, переводя вопрос в плоскость более широкой темы о связях между татарской и -------------------------------------------------------------------------------- Г. Халит, Габдулла Тукай и татарское литературное движение начала XX века. Таткнигоиздат, Казань, 1956, 232 стр. стр. 225 -------------------------------------------------------------------------------- русской литературой вообще. Нельзя не согласиться с выводами исследователя, что "русский реализм помог татарской литературе овладеть многообразием художественных жанров и форм" и что "на традициях Пушкина, Лермонтова Тукай вырос до великого национального поэта". Напрасно только автор исключил из числа литературных учителей Тукая Некрасова: тема "Некрасов и Тукай" неправомерно пропущена в книге. К несомненным достоинствам книги Г. Халита относится то, что автор рассматривает творчество Тукая на фоне татарского литературного движения начала XX века. Он обстоятельно раскрывает личные и творческие отношения между Г. Тукаем и М. Гафури - двумя наиболее значительными поэтами татарского и башкирского народов. С другой стороны, автор отчетливо отделяет Тукая от индивидуалистических тенденций в татарской литературе начала XX века, показывает его борьбу со всякого рода попытками националистически настроенных писателей увести литературу с пути народности и реализма. Тонко подмечено в книге то, как по-разному использовали лермонтовский образ поэта-пророка Г. Тукай и поэт-эстет З. Рамеев. У Тукая поэт-пророк является глашатаем правды и гуманистом; У Рамеева - это сверхчеловек, исполненный ненависти к людям. Жаль, что при этом характеристике идейных брожений в среде татарской интеллигенции в период реакции после революции 1905 года, творчеству и "философии" Закира Рамеева - Дардеменда отведено неправомерно большое место. Автор исследования правильно ставит вопрос о критическом реализме как основной тенденции татарского литературного движения начала XX века, которая характеризовала творчество демократических писателей Г. Тукая, М. Гафури, Г. Камала, Г. Кулахметова, Г. Ибрагимова. Однако, справедливо подчеркнув социально-прогрессивную роль критического реализма, его связь с демократическим движением угнетенных масс, автор не раскрыл специфических особенностей этого метода в татарской литературе. Вопрос о реализме вообще, его истоках, роли в общем художественном развитии человечества, в отдельных национальных литературах, путях и этапах его развития оставляет одну из насущных проблем советского литературоведения. Теоретическое решение ряда вопросов, связанных с пониманием реализма в искусстве, непосредственным образом касается творческого метода советской литературы - социалистического реализма - и практики советских писателей. Вот почему и в монографии о Тукае или о другом крупном писателе прошлого надо шире ставить вопросы о художественном методе и стиле и смелее решать их. И последнее. Возражая тем, с чьими мнениями он не согласен, автор почему-то не называет их имен, предпочитая формулировки вроде: "до сего времени бытует наивное представление..." (стр. 72), "в последнее время обнаружилась тенденция..." (стр. 174), "были и такие исследователи" (стр. 180). От этого ложного правила полемизировать с противниками, не называя их имен, Г. Халит не отступает ни в одном случае. Явным просчетом является и отсутствие ссылок на источники при цитировании. Однако в целом книга "Габдулла Тукай и татарское литературное движение начала XX века" - хорошая работа. Это серьезный шаг вперед в изучении творчества одного из виднейших писателей народов СССР. стр. 226

Опубликовано 24 января 2011 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1295872769

© Portalus.ru

Главная ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ КНИГА О Г. ТУКАЕ

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU