PORTALUS.RU → ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ → © Урок письма. ПИШЕТ НЕ РУКА - ПИШЕТ РАЗУМ (эссе) → Версия для печати
Алексеевна ИЛЮХИНА, © Урок письма. ПИШЕТ НЕ РУКА - ПИШЕТ РАЗУМ (эссе) [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 01 ноября 2016. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1477995483&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 24.04.2024.
публикация №1477995483, версия для печати
© Урок письма. ПИШЕТ НЕ РУКА - ПИШЕТ РАЗУМ (эссе)
Дата публикации: 01 ноября 2016 |
Кажется, только вчера нарядные первоклассники сели за парты, и учительница спросила: "Кто из вас, дети, собирается учиться на "5"? Лес рук поднялся мгновенно. Все хотят хорошо учиться. Как важно поддержать учителю это желание своим профессионализмом, а родителям - терпением.Самые большие трудности доставляют уроки письма. Каждый день все новые и новые задания, а ручонки еще слабы, не слушаются, "палочки" и "крючки" вкривь и вкось разъезжаются по тетрадному листу. Как суметь освоить около 300 элементов письма всего за несколько месяцев? Именно начальный период письма доставляет больше всего огорчений и детям, и нетерпеливым родителям. А ребятишкам трудно, и совсем не потому, что они какие-то недотепы или "лентяйчики": у них еще слабо развиты мелкие червеобразные мышцы руки, не закончено окостенение фаланг пальцев и костей запястья (что завершится лишь к 11-12 годам), не способны они увидеть в букве ее элементы, чего мы так добиваемся. Для этого необходимы эмоциональные и физические усилия, а их и так требуется неимоверно много. Хотя бы перечислим, сколько сразу обязательных задач ложится на каждого ребенка, как только начинается урок. Первое - посадка: положение ног, головы, рук по отношению друг к другу и их удаленность от корпуса, положение спины и удаленность корпуса от края парты, положение рук на крышке стола, когда только локтевая косточка должна свисать с края парты, обращенной к детям. Дальше - положение письменных принадлежностей на столе. Все запомнить и быстро выполнить, как говорит учитель. Соблюдая все это, работать над графическим изображением букв, слов, а у них свои законы: параллельность, высота, ширина, интервалы между буквами, обязательный вид отдельных элементов, принцип правильного соединения между собой (что непременно отразится на скорости письма) и другое. Как пишут на сайте (внешняя ссылка) судебной почерковедческой экспертизы, "по почерку взрослого человека можно даже определить определенные моменты биографии, пережитые в детстве". Это неспроста. Больше десятка с вами перечислили, а это не все. Легко ли малышу, а надо, надо. Не только для того, чтобы потом, во взрослой жизни неумение разборчиво и красиво писать не создавало бы для них определенные неудобства, когда и свое небрежно написанное не можешь разобрать. Обучая письму, развиваем личность, формируем характер.
Не бойтесь, дорогие взрослые, поддержать добрым словом, не скупитесь похвалить "авансом". Не сердитесь, не раздражайтесь. А как бы все было проще, если бы вы с раннего возраста, заботясь о здоровье, готовили к письму руки, развивали моторику. Какой малыш не любит лепить из пластилина, собирать мозаику и детали конструктора, рисовать, штриховать, резать ножницами! А знаете ли вы, что эти занятия лучше всего развивают пальчики? Вот и не ждите, когда вашим деткам придет время отправляться в школу, начинайте сегодня. Легко, скажете, давать советы. Да нет, нелегко. Уже 25 лет я проживаю школьную жизнь вместе с моими первоклашками. Все бывает - радости и огорчения, удач больше, чем неудач. Меня тоже учили. Моя первая учительница - моя мама. Как только начала осознавать себя, я знала, что буду учителем, как мама. Добрым учителем и учить буду грамоте и доброте. Вечерами я подсаживалась к ней и наблюдала, как она проверяет школьные тетради и ровным красивым почерком выписывает образцы букв, а рядом с отметкой пишет так же красиво и ровно похвалу ученику или пожелание. Когда я пишу в тетрадях своих учеников: "Умница ты моя" или "Молодец!", мне кажется, это разговаривает со мной моя мама. Теперь-то я понимаю, как много надо отдать ученикам сил, души, времени, любви, знаний,- школе надо отдавать жизнь. Не потеряны многие годы поисков, экспериментов, изучения литературы. И именно сами дети помогли мне отыскать такой путь обучения, на котором они смогли преодолеть трудности, а не избежать их. Ибо считаю, что, если ребенку в учении все дается легко, у него постепенно может развиться леность мысли. Не допустить безделья учащихся - тоже своеобразная воспитательная задача. Нет возможности в газетной статье изложить всю методику обучения письму, которая позволяет учителю и учащимся получить хорошие результаты, для этого есть специальная литература. Как обучить каллиграфическому письму и скорректировать почерк на самых различных этапах обучения, подробно описано в журнале "Начальная школа" N 8, 9 за 1999 год, в газете "Начальная школа" (приложение к газете "Первое сентября") с N 19 по N 29 за 1999 год, а также в монографии "Письмо с Секретом" издательства "Новая школа", 1992 год. -...Ребята,- говорю я, обращаясь к классу, когда мы переходим к разбору безотрывного соединения двух крючков,- сейчас вы услышите большую тайну! И тот, кто будет внимательно слушать, узнает что-то очень важное! Ребята замирают в ожидании, а я продолжаю так же загадочно:
Вот ведь как просто, оказывается. А "подъем" важен для ребят, потому что он помогает выдерживать нужную высоту букв, их параллельность. Пишем, и Секретик помогает нам. А где же он сам? Да вот же! Секрет состоит в том, что в основу письма положен алгоритм, т.е. написание буквы "и", которое включает в себя 7 отдельных элементов, и каждый из них подробно разбирается и проговаривается на уроке. Эти элементы встречаются в большей или меньшей мере почти в 20 строчных буквах. Использую все, что позволяет мне помочь ученикам освоить (правильно!) азы письма. Разных дополнительных приемов множество: приписывание тонким простым карандашом (дети пишут по следу карандаша), письмо по кальке, положенной на образец, подкладной лист с косой разлиновкой. Конечно, в классе это организовать трудно, да часто и нет необходимости, а дома или в индивидуальных занятиях с учеником вполне возможно и эффективно. Попробуйте и вы поможете своим детям. ... Снова вечер, и я сажусь за проверку тетрадей. Как написали мои ученики и что я напишу им? А утром, как обычно, войду в класс и улыбнусь: "Сейчас я расскажу вам новую сказку. Это будет сказка о прекрасной балерине, которая, посещая наше царство букв, очень любила танцевать. На ногах у нее были прекрасные балетные туфельки - пуанты. Они так похожи на то, что мы будем сейчас писать". И мы начинаем писать "крючки". По-нашему, по-сказочному, это "ножка балерины". Ребята неотрывно следят за мной, а я веду их по тетради: "Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по прямой наклонной линии, выполняю поворот на месте..." Пишет не рука - пишет разум. Так великий педагог Ушинский сказал об обучении письму. Давайте подумаем вместе. Ваша Вера Алексеевна ИЛЮХИНА, учитель-методист, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук. Опубликовано 01 ноября 2016 года Картинка к публикации:КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): почерк, первоклассники → Полная версия публикации №1477995483 → © Portalus.ru Главная → ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ → © Урок письма. ПИШЕТ НЕ РУКА - ПИШЕТ РАЗУМ (эссе) При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна! |
|