PORTALUS.RU → ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ → Основы динамики, или Зайцы дедушки Мазая → Версия для печати
Основы динамики, или Зайцы дедушки Мазая [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 14 февраля 2017. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1487023890&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 24.04.2024.
публикация №1487023890, версия для печати
Основы динамики, или Зайцы дедушки Мазая
Дата публикации: 14 февраля 2017 |
Письмо сельской учительницы Е. Ф. с ответными репликами-комментариями В. Букатова Каждый урок должен быть построен так, чтобы ученикам хотелось его повторения. Тогда они на любой следующий урок будут бежать к этому учителю с удовольствием - не опаздывать, не пропускать, не отлынивать. После того как была пройдена тема "Основы динамики" в 9 классе, я предложила ребятам подобрать отрывки из стихов и сказок, где говорится о действии различных сил. К сожалению, к уроку подготовилась лишь часть ребят (см. реплику-комментарий N 2). Но когда стали обсуждать отрывки, в работу включились почти все ребята (репл.-комм. N 1). Большинство из найденных отрывков было связано с силой трения. Хотя были и другие. Особенно оживлённо ребята обсуждали отрывки из стихотворения Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы". Мимо бревно суковатое плыло, Сидя, и стоя, и лежа пластом, Зайцев с десяток спасались на нём. "Взял бы я вас - да потопите лодку!" Жаль их, однако, да жаль и находку - Я зацепился багром за сучок И за собою бревно поволок... Обсуждаемые на уроке вопросы: 1. Почему не смог взять Мазай всех на лодку? 2. Оцените, при каком минимальном объёме бревна зайцы могли на нём плыть? стр. 22
После урока Тихонова Валя сказала: "А нам понравилось, давайте еще проводить такие уроки" (репл.-комм. N 3). Ответные реплики-комментарии В. Букатова Уважаемая Е. Ф., с большим удовольствием и интересом прочитал о том, как вы здорово придумали использовать стихотворение Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы" для обсуждения физических вопросов на уроке. Ну а теперь о социо-игровых ракурсах рассказанного вами эпизода урока. Репл.-комм. N 1. Не тратить времени урока на брань! Хорошо, что все ребята заинтересовались. И те, кто выполнил домашнее задание, и те, кто не выполнил. Если в работу, как вы пишете, включились почти все ребята, то это гораздо лучше, чем тратить время урока на то, чтобы бранить некоторых учеников за несделанное домашнее задание. Вы рассказали о нормальном выходе из обычной школьной ситуации. Спасибо за её деловое разрешение. Репл.-комм. N 2. Делать не дома, а прямо на уроке! У меня возник вопрос: почему не на самом уроке ребята искали в книжках нужные цитаты из стихов и сказок для обсуждения физических законов? Подобные задания лучше давать не в качестве домашнего, а делать тут же на уроке. Представим: всем раздаются по 2 - 3 детские книжечки. Тоненькие, разных авторов, с картинками и без, из тех, что обычно всегда можно найти в школьной библиотеке. Решил проверить: взял наугад детскую книжку: К. Чуковский "Про всё на свете". В "Тараканище" нахожу: Ехали медведи На велосипеде, А за ними кот Задом наперёд. А дальше с точки зрения "Основ динамики" ещё интереснее: А за ним комарики На воздушном шарике Проверяю дальше. Листаю "Айболита". Читаю: Но тут выплывает кит: "Садись на меня, Айболит!" Вывод: ученическим тройкам-парочкам будет интересно не только искать и находить нужные цитаты, но и потом увлечённо обсуждать найденное, ломая голову над тем, какие же это силы были задействованы в той или иной ситуации. Теперь о конкретной организации работы. То есть о "режиссуре урока", которую вы, уважаемая Е. Ф., постарались в своём рассказе обойти стороной. стр. 23
Раз у вас класс малочисленный, то девятиклассники будут работать по парам или тройкам. За 2 - 3 минуты (от силы - за пять!) девятиклассникам нужно найти в художественных произведениях отрывки, в которых были бы зафиксированы действия физических законов. Когда время истекло - все книжки закрываются. По считалке определяется очерёдность, и малые группы докладывают, кто что смог найти-нагрести-откопать. Как показывает опыт, подобная форма организации работы более эффективна, чем выполнении подобного задания дома в одиночку. И тогда учителю не приходится констатировать, что, дескать, к сожалению, лишь часть ребят подготовилась к уроку. Репл.-комм. N 3. Не "показательные усилия", а обычная повседневность Особо подчеркну, что для отечественной педагогики будет замечательно, если мнение Тихоновой Вали будет путеводной звездой на любом уроке и для любого учителя. Если же воспринимать слова "Понравилось, давайте ещё" как ученическую реакцию на исключительный урок, то это - педагогическая банальщина. Каждый урок должен быть построен так (и так заканчиваться), чтобы ученикам хотелось его повторения. Тогда они на любой следующий урок будут бежать к учителю с удовольствием (не опаздывать, не пропускать, не отлынивать). Поэтому, если вы привели высказывание Вали не в виде исключительной платы за ваши неординарно-показательные усилия, а как повседневную вешку - одну из тех, на которые вы стремитесь постоянно ориентироваться в своих суждениях о результативности очередного урока в очередном классе, - то честь вам и хвала. Я по мере своих сил и возможностей буду стараться помогать вам продвигаться к подобному пониманию профессионализма в своей работе всё ближе и ближе. /По материалам сайта openlesson.ru/ Опубликовано 14 февраля 2017 года Картинка к публикации:Полная версия публикации №1487023890 → © Portalus.ru Главная → ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ → Основы динамики, или Зайцы дедушки Мазая При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна! |
|