PORTALUS.RU → ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ → Репортажи с морозца → Версия для печати
Валентина Гусева, Репортажи с морозца [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 17 февраля 2017. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1487333816&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 25.04.2024.
публикация №1487333816, версия для печати
Репортажи с морозца
Дата публикации: 17 февраля 2017 |
Уроки под открытым небом Валентина Гусева, сельская учительница, д. Кладово, Ярославская обл. А вы уже успели хоть один свой урок провести... на воздухе? И неважно, какой у вас предмет. Ведь словарные слова, уравнения и формулы по физике можно и на снегу выводить. А на геометрии - делать сечения снежных конусов и цилиндров... А ещё можно, составив список эпитетов из толстовских зимних пейзажей, выйти во двор и поискать их вокруг себя... Порой для того, чтобы все свершилось, произошло, не хватает какой-то самой малой малости, пустячка. Снегопада, например! Его же специально Господу Богу не закажешь. А без него - вся затея псу под хвост. Остаётся надеяться на чудо... Кубики в сугробе Накануне мы с ребятами выбрали снежное поле и, набродившись по нему до умопомрачения, спрятали в сугробы разноцветные детские кубики. Измученные и усталые приползли домой и начали ждать. А небо, как назло, звёздное, ни малейшего намека на снегопад. Засыпала я, гоня прочь невесёлые мысли. Утром, боясь приблизиться к окну, чуть ли не шёпотом: "Ну, что там?" И мамин голос: "Да бело, бело всё, устала с крылечка сметать..." Выбегаю на улицу и глазам своим не верю: снежное царство! Будет теперь моим пострелятам работы! Задача была поставлена простая, проще некуда - какая команда больше кубиков отыщет. Роют снег ногами, руками и носами (случается) - аж пар валит!.. Каждая находка - вопль радости! Кубики были найдены, конечно, не все - вот и повод весной ещё раз сходить на это поле и вспомнить нашу зимнюю вольницу. стр. 7
"Валя плюс Дима" Многие страницы школьной жизни стёрлись в моей памяти, отгорели, потухли, а вот такой пустячок, как "Валя + ..." живёт и светит из прошлого. Так почему бы не попробовать подарить этот огонёк моим сегодняшним ученикам? Что для этого надо? А почти ничего - поле побольше да снег поглубже. И вот класс на улице. Деление на команды и задача: написать шагами чьи-то инициалы, соединив их вечным плюсом. И размер букв, и время исполнения, и аккуратность (никаких лишних шагов!), и слаженность команды - всё имеет смысл. Задание даётся без предварительной подготовки, поэтому сначала - период шушуканья. Каждому хочется стать героем снежного романа, а страшно - жуть! Помню, как грустно брела малышка из четвёртого класса: ни одна буковка её имени не попала на белую скатерть, старшеклассники опередили, и как она ни ершилась, не послушали. Я ей шепнула, что у неё ещё все впереди. Успокоилась. Вот уже и хохочет, превращая снежную целину в сплошное месиво... Закончив, долго любовались. Чем это было для них? Для кого-то озорством, просто разминкой, а для кого-то, может быть, откровением, первым признанием в любви. Гонки по снежным трассам Нынешние дети очень рано прощаются с игрушками: видимо, пора школьного ученичества как-то мало располагает к общению с игрушками. И кочуют они сначала на полку повыше, потом на чердак, а то и вовсе в мусорный ящик. А ведь каждая игрушка - это кусочек детства. Так не рискнуть ли дать игрушкам вторую жизнь? Пускаю по школе клич: "Приносите завтра машинки!". Призыв услышан и подхвачен. Решили провести гонки по снежным трассам. Нравится всем, особенно, мальчишкам, но и девочки не против. Многообразие марок и разная степень проходимости никого не смущала, лишь бы верёвки были одинаковой длины. Быстрота, с которой хозяин накручивал верёвку на карандаш, и определяла скорость движения машины. Аварии, сбои, перевороты, наезды - всё, как на настоящей трассе. И волнение, и боль проигрыша, и восторг победы - всё настоящее. И если после таких гонок игрушка не отправится сразу на чердак или в мусорку, а совершит второй круг своей игрушечной жизни, - это и будут мгновения возвращенного детства. стр. 8
От редакции А давайте пофантазируем... Представьте, что это не просто зимняя школьная традиция, а ваш обычный урок. И тогда шагами на снегу можно вытаптывать не только "Валя +...", но и словарные слова, формулы или примерчики для устного счёта. И не только в одиночку, но и группами, например, "паровозиком". Или вот те же самые пластмассовые кубики. Представьте: каждая группа на этих кубиках (или дощечках, картонках, бутылках из-под пепси и так далее) малюет маркерами свои задания: решить уравнение, подчеркнуть члены предложения, доказать теорему, вставить пропущенное в текст или в формулы и тому подобное. Затем выходит во двор, тайком от других команд хоронит свои секретики в укромных местах (например, в сугробе) и составляет маршруты поиска от дверей школы. (Если вы математик, то предложите командам свои путеводители изобразить в чертежах, если словесник - в словесах: русских, английских, немецких и так далее). После чего команды обмениваются своими путеводителями и начинают поиски секретиков, чтобы выбрать из них самые-самые: самый каверзный, самый занудный и самый интересный. Свою точку зрения нужно будет доказать другим командам. Мечтать, как говорится, не вредно. Но если кто и вправду отважится на подобную дидактическую "выходку", то пусть одевается теплее - зима всё же! Опубликовано 17 февраля 2017 года Картинка к публикации:Полная версия публикации №1487333816 → © Portalus.ru Главная → ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ → Репортажи с морозца При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна! |
|