PORTALUS.RU → ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ → "Режиссура урока" в 9 классе → Версия для печати
Валентина Сумина, "Режиссура урока" в 9 классе [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 21 февраля 2017. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1487674913&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 25.04.2024.
публикация №1487674913, версия для печати
"Режиссура урока" в 9 классе
Дата публикации: 21 февраля 2017 |
ВАЛЕНТИНА СУМИНА, учитель информатики, г. Королёв, Московская обл. Можно ли на уроке обойтись без насилия, без того, что называется "стоять над душой"? Игровые методы дают возможность учить легко и радостно. ОБ УДИВИТЕЛЬНОМ ЭФФЕКТЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ Я работаю в школе одиннадцатый год. В зависимости от особенностей классов и изучаемых тем я пробовала разные формы обучения, но коллективные - меньше всего, потому что видела: всё равно дети на уроках не слушают ответов друг друга. Я объясняла это для себя тем, что коллектив складывается, когда есть общее дело, учёба же процесс индивидуальный. Я, конечно, понимала, что для учеников общение очень важно. Я видела, как талантливые дети, с которыми дома занимались родители, со временем теряли интерес к традиционной учебе, но с видимым удовольствием занимались в группах. Но, экономя минуты урока, я сама раздавала всем задания и выслушивала одна устные ответы учеников. Мысль же о том, что на своём единственном в неделю уроке я могу способствовать формированию коллектива, даже не приходила мне в голову. Случайно узнав о социо-игровой режиссуре урока, я попробовала в девятых классах изменить характер общения учитель - ученик. Положительный эффект я получила на первом же уроке. Вне зависимости от успеваемости сменные "ведущие-консультанты", вникая в проблемы малых групп, явно шире и глубже поняли учебный материал. Когда консультантом был слабый ученик, отличники терпеливо стр. 17
объясняли, что у них за проблема, ликвидируя пробелы в знаниях ведущего. Атмосфера в классе потеплела, она явно стала иной. К играм на уроках я всегда относилась скептически, считая это неэффективной тратой времени. Как-то я даже наметила провести на следующий год в День смеха игровой урок по литературе (и весело поработаю, и опыт появится, и администрация будет довольна). Но это, думала я, в следующем году, пока же будет время для того, чтобы как следует теоретически подготовиться. Но на очередном педсовете, посвящённом формам и методам обучения, я увидела, что и остальные учителя, видимо, экономя время, с детьми не играют. Тогда я, недолго думая, тут же решила использовать игровые приёмы на своих уроках: обзорном, контрольно-корректирующем и зачётном. И вот что я поняла на этих уроках. Все ученики не доиграли в детстве. Дети любят тех, кто с ними играет! Даже в старших классах. Ученики, конечно же, долго не могли поверить, что на уроке им разрешено играть по-настоящему, и начинали с осторожностью и даже с опаской. Большинству учеников понравились мои режиссёрские опыты. Они радовались, что урок прошёл иначе, чем раньше. Хотя были и такие, кто начинал уговаривать меня вести урок по-старому. Игровые приёмы помогли ученикам глубоко нырнуть в учебную тему, выявить свои пробелы в знаниях, установить связи между пройденным материалом. Очень легко было оценивать знания, так как все ученики очень внимательно слушали друг друга и моя оценка совпадала с мнением класса. Учёба вдруг сделалась жизнью. И мне, и ученикам было нескучно. И хотя я понимаю, что смогла всего лишь прикоснуться к режиссуре урока, я смело советую: попробуйте, вам понравится! И ещё. В силу характера мне всегда было сложно других заставлять и подавлять. И хотя я стремилась вдохновлять и пробуждать азарт, но не могла обойтись без насилия, без того, что называется "стоять над душой", оправдывая это необходимостью добиваться глубоких и прочных знаний у учащихся. Уже смирившись было с этим как с неприятной, но неизбежной составляющей профессии учителя, я вдруг обнаружила, что социо-игровая режиссура даёт возможность учить легко и радостно, без подавления, без насилия, не беря этот грех на учительскую душу. Опубликовано 21 февраля 2017 года Картинка к публикации:Полная версия публикации №1487674913 → © Portalus.ru Главная → ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ → "Режиссура урока" в 9 классе При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна! |
|