Рейтинг
Порталус

ОСОБАЯ МИССИЯ ДИРЕКТОРА ДЕТСКОГО ДОМА

Дата публикации: 06 ноября 2007
Автор(ы): С. А. НЕЛЮБОВ
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1194353648


С. А. НЕЛЮБОВ, (c)

Одной из негативных тенденций современного общества является рост социального сиротства. Это обусловлено не только общественными, экономическими, политическими изменениями в стране, но и, прежде всего, потерей ответственности взрослых за судьбу своих детей и семей. В Российской Федерации по официальным данным при детском населении 30,5 млн. человек - около 700 тыс. детей считаются социальными сиротами. Трагичность ситуации еще и в том, что эти ребята, ранее проживавшие, как правило, в неблагополучных домашних условиях, не познали, что такое нормальная полноценная семья. Ребенок, который не видит положительных образцов для подражания в своем детстве, в дальнейшем неизбежно переносит негативный опыт воспитания на своих собственных детей. В этой связи, если мы принципиально не изменим подходы к воспитанию, формированию нравственных ценностей у таких детей, то рискуем в ближайшем будущем получить поколения, психически изломанные, травмированные в детстве насилием.

Несмотря на достаточно успешные попытки реализации права ребенка жить и воспитываться в семье, тем не менее семейные формы жизнеустройства сегодня в нашем обществе развиваются не слишком успешно. Дети, лишенные родителей, как правило, поступают в учреждения интернатного типа. Очевидно, каким бы ни был хорошим детский дом, он не сможет в полной мере заменить ребенку семью, которая выполняет функции по сохранению традиций, передаче знания и опыта от старших к младшим поколениям, укреплению человеческих доброжелательных отношений.

Сложность данной проблемы состоит еще и в том, что, с одной стороны, детский дом - это в любом случае учреждение, где отношения между детьми и взрослыми должны быть построены в соответствии с формальной организационной структурой. С другой - в хороших детских домах налажены и неформальные отношения между детьми и взрослыми по типу "большой семьи". В этом есть определенная закономерность: детей-сирот сближает общая трагедия - отсутствие родителей, роль которых восполняют взрослые, стремящиеся помочь ребятам, стать для них близкими людьми. При этом одна из главных трудностей заключается и в том, что подросток, поступающий из неблагополучной семьи в детский дом, как правило, закрыт для общения; у него наблюдаются повышенная тревожность, агрессивность в отношении сверстников, взрослых; не сформировано чувство ответственности за свои действия и поступки.

В детском доме принципиально меняется роль взрослых в процессе воспитания детей. Педагогическая деятельность должна способствовать развитию и саморазвитию ребенка, формированию у него умений вносить позитивные изменения в окружающий мир, менять собственную жизнь, быть ответственным за свои поступки. В этих целях важно создать воспитательное пространство, обогащающее жизнь каждого ребенка, формирующее его как личность, способствующее его дальнейшей социализации.

Успешность деятельности всего коллектива зависит от качества управленческих действий и решений. Поэтому особая миссия в изменении жизни ребенка, его отношения к окружающему миру принадлежит директору детского дома, который, помимо обязанностей, присущих любому руководителю образовательного учреждения, несет персональную ответственность за жизнь, воспитание, обучение и судьбу каждого воспитанника. Он

стр. 82


--------------------------------------------------------------------------------

является опекуном (попечителем) каждого.

Сложность и актуальность проблемы социального сиротства, социально-экономические перемены, происходящие в обществе, смена ценностных ориентации - это основные факторы, обусловливающие необходимость принципиальных изменений подходов к управлению системой учреждений общественного воспитания, осмысления и осознания руководителем своего места и роли в решении существующих проблем. Иными словами, у современного директора детского дома, с нашей точки зрения, должна быть сформирована внутренняя субъектно-профессиональная позиция, основанная на осознании значения своих управленческих действий и своей ответственности за оперативное принятие эффективных решений.

Анализ научной литературы и обобщение опыта управленческой деятельности позволяет выделить в структуре субъектно-профессиональной позиции директора детского дома следующие составляющие:

* активность руководителя, проявляющуюся в его способности сознательно, целенаправленно преобразовывать окружающую действительность, расширять зону деятельности;

* социальную и личную ответственность перед обществом, перед детьми за результаты профессиональной деятельности, за судьбу каждого воспитанника;

* способность осуществлять осознанный выбор целей и необходимые для их достижения действия; в этом случае свободный субъект вносит коррективы в свою деятельность, изменяет обстоятельства и самого себя, исходя из поставленной цели;

* готовность принимать оптимальные управленческие решения в сложных ситуациях;

* умение осуществлять контроль, оценку своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

* умение намечать индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение жизненных этапов детей;

* способность рефлексировать самостоятельно, выстраивать собственную систему управленческих действий.

В интернатных учреждениях возникают проблемы, связанные, как правило, с девиантным поведением детей-сирот, их самовольными уходами, с межличностными отношениями детей и отношениями с их бывшими родителями. Обращение руководителя к рефлексии в этих случаях позволяет ему находить оптимальные пути выхода из сложных ситуаций и осуществлять их профилактику. Умение взять на себя ответственность за принятие решений директором, с нашей точки зрения, зависит от осознания приоритета существующих нравственных и духовных ценностей. Быть человеком означает "быть решающим" (К. Ясперс), а ценностные ориентации - это гарантия принятия нужного решения.

Основная роль в процессе социализации и адаптации ребенка к жизни в обществе, в становлении его позитивного отношения к окружающему миру принадлежит педагогическому коллективу, возглавляемому директором. Совместная работа педагогов позволяет решать многие проблемы, возникающие в детском доме. Но особая миссия в этих процессах возлагается на директора учреждения, который не только управляет воспитательной деятельностью, но и несет социальную и личную ответственность перед обществом, перед детьми и родителями (опекунами) за результаты своей профессиональной деятельности, за судьбу каждого воспитанника.

Полагаем, что общие подходы к управлению детским домом не отличаются от управления общеобразовательной школой. Современный руководитель должен быть и педагогом, и менеджером, способ-

стр. 83


--------------------------------------------------------------------------------

ным сделать свое учреждение развивающимся и социально-привлекательным. По мнению В. С. Лазарева, "наука управления образованием... является частью науки управления социальными системами и организациями" [1, с. 17].

Главным результатом деятельности директора детского дома должна стать успешность выпускников в жизни, которая во многом зависит от умений руководителя определять вектор развития и позитивных изменений каждого члена коллектива, воспитанника. Как и любое другое образовательное учреждение, детдом - это сложная социальная система, взаимодействующая с внешней средой. Использование системного подхода в процессе управления позволяет "шире и глубже познать и изучить субъект и объект управления, раскрыть объективные закономерности структуры, функционирования и формирования" [2, с. 20]. Важной характеристикой профессионализма директора детского дома являются его способности системно видеть все составляющие, понимать их связь и обеспечивать не только функционирование учреждения, но и его развитие [3].

Управление детским домом имеет ярко выраженную воспитательную, эмоционально-ценностную направленность. Имеется в виду формирование духовно-нравственных ценностей, профессиональных интересов, гражданской позиции на основе общечеловеческих ценностей, отечественных традиций и современного опыта общества, гуманизации и демократизации образовательной сферы [4].

На практике мы сталкиваемся с тем, что допускается подмена подходов к управлению. Так, в некоторых ситуациях взгляд на организационную структуру детского дома как на "большую семью" оказывается неадекватным, потому что взаимоотношения в семье вступают в противоречие с управленческими решениями руководителей и не всегда совпадают с нормами профессионального взаимодействия. Иными словами, то, что вполне приемлемо в семейных отношениях, не "срабатывает" в отношениях "руководитель-подчиненный".

Чтобы убедиться в этом, обратимся к практико-ориентированному подходу, которому мы следовали в своей опытно-экспериментальной работе. В Новосибирске, помимо других форм семейного жизнеустройства детей-сирот (опека, усыновление, приемные семьи), функционируют 17 образовательных учреждений для детей-сирот, а также для ребят, оставшихся без попечения родителей, где проживают 1100 воспитанников. Для объективной оценки результатов деятельности коллективов детских домов города нами было проведено три типа анкетирования таких субъектов, как руководители, педагоги и воспитанники, чтобы выяснить, как респонденты относятся к проблемам социального, жизненного и профессионального самоопределения детдомовцев и насколько им созданы условия для социальной адаптации.

Опрос директоров детских домов г. Новосибирска показал, что успешность процесса становления и социализации личности ребенка-сироты зависит от того, насколько благоприятны условия воспитания, созданные внутри образовательного учреждения.

К числу благоприятных факторов они отнесли следующие: включение воспитанников в разнообразную деятельность по интересам - 92%; взаимодействие с учреждениями дополнительного образования - 87%; совместную деятельность администрации, воспитателей и сотрудников социально-психологической службы - 78%; работу, направленную на формирование здорового образа жизни - 77%; психолого-педагогическое сопровождение развития личности каждого воспитанника - 72%; социально-правовую защиту несовершеннолетних, личных имущественных и неимущественных прав - 71%; наличие в детдоме системы самоуп-

стр. 84


--------------------------------------------------------------------------------

равления - 68%; организационно-материальную базу учреждения (библиотека, музыкальный и спортивный залы, кружки и секции) - 63%; профориентационную работу с воспитанниками и их постинтернатное сопровождение - 57%; предоставление самостоятельности воспитанникам (посещение учреждений сферы обслуживания и т.п.) - 52%.

Опрос выпускников детских домов показал, что многие из них затрудняются прежде всего в своем профессиональном выборе и определении дальнейшего жизненного пути. Это обусловлено рядом причин: педагогический коллектив в полной мере не использует своих воспитательных возможностей; неэффективна работа с воспитанниками по их социальной адаптации в современном обществе и ослаблена профориентационная деятельность.

Безусловно, важно для детей-сирот, а также для ребят, оставшихся без попечения родителей, создать благоприятные условия в самом учреждении (питание, одежда, комфорт и т.д.) - эти проблемы довольно успешно решаются. Но самое трудное - это подготовить воспитанников к самостоятельной жизни, направленной на создание полноценной семьи, получение профессии с ориентацией на дальнейшее трудоустройство и т.д. Это, по нашему мнению, самая сложная и важная задача, которую необходимо решать директору совместно с педагогическим коллективом.

Анализ оценки профессионализма и уровня управленческой культуры директоров детских домов, проведенный путем анкетирования, показал, что многое зависит от того, насколько восстановлена в постсоветское время и развита воспитательная система - 96%; как поставлена работа по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни - 94%; каков уровень обеспечения коррекционно-развивающей деятельности - 92%; как осуществляется профилактика правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании - 90%; ведется ли работа с "кровной" и замещающей семьей - 90%; установлены ли партнерские отношения с иными организациями - 89%; реализуется ли системный подход - 87%; анализируется ли деятельность учреждения - 79%; создано ли здоровьесберегающее пространство - 77%; обеспечивается ли защита прав и интересов воспитанников - 71%; включен ли педколлектив в инновационную деятельность и как оценивается ее эффективность - 62%.

Данные наглядно показывают, насколько эффективны действия руководителей по созданию воспитательного пространства учреждения, реализации развивающих, коррекционных технологий в работе с воспитанниками и насколько она способствует их подготовке к самостоятельной жизни. Последнее, хотя и осознается директорским корпусом в качестве приоритета деятельности, но на практике реализуется с большими трудностями, обусловленными объективными причинами, - большинство детдомовцев имеют отклонения в психическом развитии и проблемы со здоровьем в целом. Несовершенна и профилактика девиантного поведения воспитанников. Хорошо, что руководители осознают необходимость работы с "кровной" и замещающей семьей.

Особый вопрос: какие ценности мы берем на вооружение. Соотнося сущность понятия "ценность" с реальной управленческой деятельностью директора, руководителя, следует отметить, что ценности характеризуют его отношение к миру, к судьбе каждого ребенка.

Проведенный нами опрос руководителей новосибирских детских домов и образовательных учреждений для детей-сирот, а также ребят, оставшихся без попечения родителей, позволил выделить наиболее значимые для директоров ценности:

* все без исключения опрошенные отмечают, что без таких ценностей, как

стр. 85


--------------------------------------------------------------------------------

любовь к людям, детям, к жизни, доброта, справедливость, нравственность, духовность, нельзя работать в учреждении общественного воспитания;

* 75% респондентов считают важными такие ценности, как ответственность, честность, исполнительность, нравственный авторитет, профессионализм, образованность, активная жизненная позиция, сохранение традиций;

* 37% руководителей называют ценности, способствующие успешности профессиональной деятельности: независимость, интерес к работе, твердую волю, уверенность в себе, принципиальность в отстаивании личного мнения, самоконтроль, самооценку;

* 23% опрошенных полагают, что важными для руководителя являются материальная обеспеченность, рационализм и прагматизм действий и поступков.

Итак, предпочтение отдается, прежде всего, общечеловеческим ценностям. Очевидно, что это позитивно влияет на принятие правильных решений, позволяет внимательно отнестись к судьбе каждого ребенка, прививать воспитанникам любовь и преданность к близким, своему Отечеству.

Большинство опрошенных назвали в качестве главных ценностей нравственный авторитет руководителя, его стремление сохранить ведущую роль семьи в воспитании подростков, беречь семейные традиции в учреждении, восстанавливать связи с "кровной" семьей, создавать единое воспитательное пространство, позволяющее каждому воспитаннику комфортно себя чувствовать, успешно саморазвиваться, самореализовываться, формировать готовность к самостоятельной жизни, направленной на создание полноценной семьи, получение профессии, дальнейшее трудоустройство и т.д.

Проведенный нами опрос педагогов (воспитателей), работающих в учреждениях общественного воспитания, позволил выявить их отношение к факторам, способствующим успешности социальной адаптации воспитанников. К ним отнесены такие, как создание комфортной обстановки в коллективе - 97%; обеспечение защиты и прав интересов воспитанников - 83%; качество работы служб психолого-медико-педагогического сопровождения - 78%; качество анализа и управления воспитательным процессом - 65%; установление связей с учреждениями дополнительного образования, спонсорами и другими организациями - 58% и др.

Особо отметим ответы, в которых утверждалась необходимость наличия таких личностных качеств у руководителя, как честность, справедливость, порядочность, доброта. По мнению воспитателей, во многих случаях неудовлетворенность действиями директора обусловлена отсутствием открытости и гибкости в процессе взаимодействия с подчиненными, преобладанием монологического типа общения. К сожалению, многие ошибки в работе руководителей объясняются слабостью их профессиональной подготовки к управленческой деятельности [2, с. 38 - 39].

С целью изучения профессиональной компетентности руководителей детских домов Отделом управления образованием мэрии г. Новосибирска было проведено исследование, которое выявило недостаточный уровень сформированности управленческих качеств. Это обусловлено, с нашей точки зрения, и тем, что руководители и специалисты имеют ограниченные возможности повышения профессиональной компетентности по многим решаемым вопросам. Поэтому для директоров детских домов был организован постоянно действующий семинар по проблемам организации профориентационной работы с воспитанниками и их постинтернатному сопровождению, возвращения ребенка в семью, самоуправления как одной из форм социальной адаптации воспитанников детского дома, создания патронатной семьи, организации ус-

стр. 86


--------------------------------------------------------------------------------

ловий для реабилитации и сохранения здоровья воспитанников.

Результаты диагностики профессиональной компетентности директоров детских домов на начальном этапе говорят о следующем: недостаточен уровень сформированности способов саморегуляции (самооценка, самоконтроль); нередок перенос ответственности за сложившуюся ситуацию на внешние факторы; многие сопротивляются принятию новой положительной информации; невысок уровень информированности об опыте других регионов и о зарубежной практике развития форм "замещающей семьи" и работы с биологическими родителями.

Анализ анкетирования, направленного на определение отношения руководителей к качеству и содержанию программы семинара, позволил установить следующее: важность и своевременность обучения; актуальность рассматриваемых тем; высокий собственный уровень готовности к управлению процессами внедрения новых форм и методов работы, направленных на социализацию, интеграцию и семейное жизнеустройство воспитанников; готовность учреждения к социальному сотрудничеству с представителями других сфер общества; удовлетворенность директоров той информацией, которую они получили.

По результатам работы семинара были подведены итоги деятельности учреждений общественного воспитания г. Новосибирска по различным направлениям. В детском доме N 7 разработана система социальной адаптации воспитанников, реализуется "Модель воспитательного пространства"; созданы реабилитационные и коррекционные программы с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, для детей-сирот открылся клуб "Волшебный карандаш", начались занятия студии "Рукодельница" и Центра развития личности.

В детском доме N 11 приоритетным направлением стало сохранение здоровья воспитанников: в штатном расписании учреждения введены ставки медсестры, врача-педиатра, врача-стоматолога, массажиста, инструктора ЛФК. Особое внимание уделяется медицинской службе: организации питания, санитарно-просветительской работе, профилактическим осмотрам, занятиям в группах здоровья. Воспитателями совместно с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками детского дома составлена индивидуальная программа сопровождения развития каждого ребенка.

В детском доме N 12 успешно развиваются семейные формы жизнеустройства ребенка ("кровная семья", "гостевая семья", "замещающая семья" и др.), что позволяет возвращать воспитанников в семью и прививать им навыки семейных отношений, ведения хозяйства и т.п.

Коллектив детского дома N 5 наладил тесную связь с профессиональным училищем N 55, на базе которого воспитанники получают рабочие профессии (штукатур-маляр, отделочник, плиточник). Это позволяет выпускникам учреждения трудоустраиваться на предприятиях и организациях города и более успешно адаптироваться в современной жизни.

В детском доме N 6 накоплен положительный опыт по организации летнего отдыха и занятости воспитанников на базе загородного оздоровительного лагеря ("Смена"), закрепленного за учреждением. Ребята отдыхают в течение всего лета, трудятся в своем приусадебном хозяйстве, где совместно с педагогами выращивают огородные культуры.

В большинстве детских домов сформировалась система взаимодействия учреждений общественного воспитания с подсистемой дополнительного образования. Большинство воспитанников посещают различные кружки и секции художественной, технической, спортивной направленности. Многие выбирают будущую профессию с учетом опыта, полученного на занятиях в кружках в учреждени-

стр. 87


--------------------------------------------------------------------------------

ях дополнительного образования. Выявлению развития творческих способностей у детей-сирот способствует проведение ежегодных городских спартакиад, летних игр школьников, городского фестиваля "Рождественские самоцветы", профильных смен на базе загородных оздоровительных лагерей.

Непрерывное профессиональное обучение руководителей учреждений общественного воспитания г. Новосибирска позволяет отметить следующие положительные результаты:

в 2005 г. из 279 выпускников детских домов и школ-интернатов, окончивших IX-XI классы, продолжили обучение в средних общеобразовательных школах, средних профессиональных и высших учебных заведениях - 201 человек, поступили на работу - 78 воспитанников;

значительно уменьшилось количество самовольных уходов воспитанников из учреждений общественного воспитания;

большинство опрашиваемых детей (95%) чувствуют себя психологически защищенными в детском доме, связывая это чувство с комфортностью в учреждении, с наличием воспитателей, готовых помочь им во всем;

все больше педагогов приобщается к опытно-экспериментальной работе.

Проблем, связанных с социальной защищенностью и адаптацией детей-сирот в современных условиях, остается довольно много. Для более эффективного их решения необходимо изменить стратегию работы директоров детских домов, которые должны овладеть современными технологиями управления, приобщиться к духовной культуре, национальным традициям и ценностям, научиться приемам и методам их воспроизводства в умах и душах воспитанников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лазарев В. С. Управление образованием на пороге новой эпохи// Педагогика. 1995. N 5.

2. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики/ Под ред. Т. И. Шамовой. М., 1991.

3. Конаржевский Ю. А. Что нужно знать директорам школы о системах и системном подходе: Учеб. пособие. Челябинск, 1986.

4. Поташник М. М. Демократизация управления школой. М., 1990.

стр. 88

Опубликовано на Порталусе 06 ноября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама