Рейтинг
Порталус

Педагогическое сопровождение социальной адаптации школьников

Дата публикации: 08 ноября 2007
Автор(ы): Г. И. Симонова
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1194530705


Г. И. Симонова, (c)

Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся - это процесс взаимосвязанной деятельности всех субъектов сферы образования, направленной на обеспечение эффективного взаимодействия учащихся с социальной средой, способствующего их самоопределению, самоактуализации, самоутверждению, саморазвитию. Педагогическое сопровождение (поддержка, помощь, обеспечение и защита) необходимо субъекту для успешной социальной адаптации и выбора оптимальных решений в различных ситуациях, связанных с личностным, жизненным и профессиональным самоопределением выпускника любого образовательного учреждения. Однако педагогическая защита необходима и для физического, психологического и нравственно-ценностного обеспечения безопасности учащихся в образовательном процессе, отстаивания их интересов и прав, создания материальных и прочих условий для их успешной социальной адаптации в будущем.

Предлагаемый нами вариант педагогического сопровождения заключается в создании условий для социальной адаптации учащихся в различных сферах образовательного пространства и организации их деятельности и общения. Ведущее место в разработке концепции заняла идея о целесообразной организации педагогического сопровождения учащихся на основе следующих положений:

· рассмотрение видового многообразия педагогического сопровождения в качестве основы его проектирования и реализации в практической деятельности общеобразовательных школ и учреждений системы дополнительного образования;

· построение логики процесса сопровождения на основе определения взаимосвязанных этапов: стратегии, тактики и технологии;

· разработка конкретных технологий, адекватных методов, приемов и средств применительно к условиям вышеназванных образовательных учреждений;

· совершенствование процесса педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся в условиях развития инновационной деятельности образовательных учреждений.

Ведущей целью педагогического сопровождения является организация взаимосвязанной деятельности специалистов на основе интеграции воспитательного потенциала учебно-воспитательных учреждений и социальной среды.

Мы исходим из того, что личность - это субъект разносторонней активной деятельности, преобразующей мир. По Б. Г. Ананьеву, - это субъект познания, труда и общения. Педагогическое содержание понятия имеет свою специфику на основе учета тех компонентов (свойств, структур, процессов), которые становятся предметом заботы, помощи и поддержки педагогически управляемого процесса развития и саморазвития школьника.

Процессу адаптации человека способствует активная деятельность, что позволяет ему постигать смысл событий и явлений, овладевать социальными функциями, навыками, общечеловеческими ценностями, нормами и правилами законопослушного поведения. Это обусловливает включение в содержание педагогического сопровождения деятельностного компонента, что помогает созданию условий для овладения социально значимыми, полезными навыками и умениями, которые благоприятствуют адаптации выпускников к изменившейся социальной среде.

Среда - это некое поле социальных отношений, где личность участвует в жизнедеятельности общества, выступая ее субъектом, самоопределяется, самоактуализируется, самоутверждается и играет не последнюю роль в ее преобразовании. Успешная социальная адаптация определяется конструктивной деятельностью образовательного учреждения по организации среды жизнедеятельности учащихся не только в условиях школы, но и по месту их проживания, и в системе дополнительного образования.

Пути использования возможностей среды видятся в интеграции воспитательных сил социума, разработке и внедрении социально-адаптивных программ, развитии детских и молодежных социальных инициатив, реализации школьниками социальных проектов, их участии в социальных акциях, создании содружеств на уровнях образовательных учреждений района, города, региона.

Выделенные ключевые позиции позволили определить следующие принципы

стр. 35


--------------------------------------------------------------------------------

педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся:

· личностной направленности целостного процесса педагогического сопровождения;

· гуманизации содержательно-процессуальных сторон образовательного процесса;

· учета региональных особенностей, социокультурной и экономической ситуации, сложившейся в локальном социуме;

· содружества, сотворчества педагогов, родителей, воспитанников в организации учебно-воспитательного процесса, его индивидуализации и дифференциации;

· многообразия видов индивидуальной и коллективной деятельности с учетом интересов и склонностей обучаемых;

· вариативности программ и подходов в воспитательной работе;

· природосообразности и культуросообразности;

· профессионализма и компетентности педагогов, действующих в инновационном режиме.

Руководствуясь этими принципами, мы приступили к опытно-экспериментальной работе в учреждениях общего и дополнительного образования, что потребовало учета их видового многообразия. Были выделены следующие виды педагогического сопровождения: индивидуальное, групповое, социальное. Индивидуальное - осуществляется преимущественно в сфере личностной адаптации, путем обретения опыта эмоционально-ценностных отношений, что для педагога означает выявление затруднений и проблем учащегося; определение индивидуальных способов помощи; включение каждого в работу по самопознанию в соответствии с Я-концепцией; помощь в разрешении внутриличностных противоречий, в прогнозировании индивидуальной траектории личностного развития.

Групповое сопровождение социальной адаптации учащихся реализуется в ситуациях взаимодействия индивида с другими людьми, которое осуществляется в семье, группе неформального общения и в образовательном учреждении. Семью мы рассматриваем как первичную социальную ячейку; под группой понимается, прежде всего, неформализованное сообщество, функционирующее по месту жительства или в образовательном учреждении, где создается содружество детей, педагогов, родителей на основе общих интересов.

Сопровождение в этой ситуации предусматривает: диагностику и согласование влияний на каждую группу; формирование благоприятного психологического климата и межличностного общения; активность референтных групп и коллективов при участии в социально значимых видах деятельности; коррекцию внутригрупповых отношений; включение личности в жизнедеятельность этих групп и коллективов; помощь в разрешении семейных проблем и преодолении возникающих конфликтов; формирование установок на создание собственной семьи.

Социальное сопровождение осуществляется с учетом того, что личность является членом сообщества, по отношению к которому педагогическое сопровождение состоит в том, чтобы ученик успешно адаптировался к условиям современного общества, активно включился в его жизнедеятельность. Педагог должен оказывать помощь школьнику в овладении общечеловеческими ценностями, в обретении социокультурного опыта; формировать социальные качества, необходимые для успешной адаптации; передавать систему знаний, способы деятельности и мышления, актуальные в современной действительности.

Реальный процесс жизнедеятельности учащихся находит отражение в этапах педагогического сопровождения: стратегическом, тактическом, технологическом.

Стратегия воспитания рассматривается как последовательная разработка концептуальных основ в контексте социально-

стр. 36


--------------------------------------------------------------------------------

политических, экономических, организационно-методических, социально-психологических, психолого-педагогических и других преобразований, которые воплощаются в создании многосторонней программы, направленной на решение следующих задач:

· определения цели с учетом преемственности каждой из них для разных ступеней образования;

· создания развернутой программы последовательной подготовки педагогов-воспитателей и их помощников;

· разработки технологии создания образовательных, развивающих и воспитательных систем, сред, пространства.

Такой подход позволяет заключить, что педагогическое сопровождение, реализуемое в ходе воспитания с учетом вариативности форм, средств, условий, определяется инвариантностью целей, воспитательной направленностью, содержанием и механизмами их реализации. Учет этого дает основание определить стратегию педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся как комплекс мер по прогнозированию согласованной деятельности всех субъектов образовательного процесса, его проектированию и планированию.

Тактика сопровождения предполагает реализацию предложенной стратегии во всех основных сферах: в обществе, семье, образовательном учреждении, среде неформального общения. Реализация единой, в соответствии с государственным заказом и типом общественных отношений, стратегии сопровождения социальной адаптации на процессуальном уровне дифференцируется в работе с учащимися в условиях разнообразия образовательных учреждений с учетом специфики их деятельности.

Реализация технологического этапа предполагает отбор конкретных методов, приемов, средств, способствующих социальной адаптации личности. Такая логика адекватна как индивидуальному или групповому, так и социальному видам сопровождения.

Особое внимание в тактико-техническом обеспечении педагогического сопровождения адаптации учащихся уделяется социальному проектированию. Примером эффективности реализации социального проектирования может служить проведение клубом "ЮКОНА" Детско-юношеского центра Октябрьского района г. Кирова (руководитель Т. Н. Женодарова) конкурса социальных проектов для учащихся школ района. Сначала были организованы сборы участников ряда школ района, дети и педагоги которых проявили интерес к конкурсу. К учащимся школ N 45, 49, 53, 54, 73 примкнули студенты Вятского технического лицея. В рамках реализации проекта "Маршрут успеха" проведено 5 лагерных сборов, в социально значимую деятельность вовлечено более 300 старшеклассников.

Участниками сборов создано 23 проекта, из которых 11 были направлены на улучшение жизни в школе и на изменение ситуации в микрорайоне по месту жительства. Учащимися разработан и реализован проект "День дружбы", в котором участвовало 67 человек - воспитанников детского дома и членов клуба "ЮКОНА". Проект был рассчитан на расширение круга общения воспитанников детского дома, развитие их коммуникативных навыков. Еще один проект - "Наш двор" - предусматривал благоустройство пришкольных участков, где можно проводить совместный досуг взрослых и детей.

Проект "Маршрут успеха" получил положительные отзывы со стороны детей и взрослых. Приведем некоторые отзывы участников: "такие сборы помогают открыть в себе новые возможности; на сборе с пользой провела время"; "я и не предполагал, что проект - это так интересно"; "узнала лучше себя и своих друзей"; "мне понравилась творческая проектная деятельность в новом коллективе, общение со сверстниками и взрослыми";

стр. 37


--------------------------------------------------------------------------------

"выучила новые песни, стала быстрее соображать, откровенно говорить о себе, играть в интересные игры".

Овладению навыками адаптации способствовали различные социальные акции. Участвуя в таких, как "Дети - детям", "Подарок воину", "Освети путь книгой", "Подарим детям радость", "Родному городу - красивое лицо", ребята из объединений Детско-юношеского центра нашли для себя постоянные объекты социальной заботы: школы-интернаты N1,3 г. Кирова, дошкольный детский дом г. Кирова, Бурмакинскую коррекционную школу-интернат Кировской области, Тужинский детский дом Кировской области, Областной центр медико-социальной реабилитации детей-инвалидов, Территориальный центр социального обслуживания населения Октябрьского района, областной призывной пункт, воинские части и госпитали и др.

Успешно используются в процессе педагогического сопровождения технологии клубной деятельности. В качестве примера назовем школу-интернат N 1 г. Кирова (директор Э. Ф. Русинова, зам. директора по воспитательной работе Л. М. Лобастова), где разнообразная творческая деятельность осуществляется через клубы, объединения, расширяющие возможности социальной адаптации воспитанников. В школе-интернате около 150 воспитанников включены в занятия нескольких клубных объединений. Им предлагаются разнообразные формы и направления деятельности в течение всего периода обучения.

Всегда открыты двери "Школы домашних наук "Хозяюшка"", где ребята изучают "науку" домоводства, осваивают разные виды ручного труда, учатся вязать, вышивать, увлекаются художественными промыслами. На занятиях "Школы флористов" дети работают с разными видами растительного материала, составляют композиции, коллажи, картины. В мастерской приобретают навыки ковроткачества, изготовляют мягкие игрушки, изделия из поролона, пенопласта. И не только практическими умениями и навыками овладевают ребята на занятиях в этих творческих объединениях, - развивается личность воспитанника, укрепляются его способности адаптироваться в социуме благодаря коммуникативным качествам, приобретаемым в клубном общении.

Важную роль в развитии творческих способностей детей-сирот играют клубы и объединения художественно-эстетической направленности, где воспитанники заняты в трех школьных театрах: кукольном - "Колобок" (I-III классы), в театре моды "Каприз", в драматическом театре "Парус", в танцевальной студии "Радуга". Театр обладает магнетическим свойством, притягивает детей, которые любят театральные занятия и репетиции. На глазах педагога происходит чудо: неуверенный, неуклюжий "гадкий утенок" через 2 - 3 года занятий превращается в красивую модель школьного подиума, умеющую себя подать, человека уверенного в себе, в будущего актера, способного взглядом, словом, движением выразить свое эмоциональное состояние.

Премьера спектакля, показ новой коллекции - это результат, за которым скрывается кропотливый труд, направленный на развитие речи, пластики, воображения, коммуникативных качеств личности, коррекцию психических процессов. Воспитанники, занимающиеся в школьных студиях, быстрее адаптируются в других учебных заведениях, они умеют общаться как со сверстниками, так и со взрослыми.

За последние 5 лет в школе-интернате увеличилось число мальчиков (70% от общего состава). Поэтому были созданы кружки туристско-краеведческой, гражданско-патриотической направленности: "Юный патриот" (IV-VI классы), "Долг" (VII-IX), "Юный турист" и "Школа правовых знаний" для учащихся III-IX классов.

Реализация той или иной тактики требует соответствующего технологического

стр. 38


--------------------------------------------------------------------------------

обеспечения. Это совокупность методов, приемов, средств, направленных на оптимизацию процесса педагогического сопровождения учащихся. В этом контексте, полагаем, есть смысл говорить также и о педагогической технике (А. С. Макаренко, И. А. Зязуюн) - это все то, что позволяет конкретному специалисту эффективно решать педагогические задачи. Техническое мастерство педагога определяется тем, насколько он владеет искусством влиять на воспитанника личным примером, управлять собственными действиями и состояниями.

Обращаясь к средствам, которые используются для педагогического сопровождения учащихся, мы имеем в виду прежде всего методы воспитания. Существует множество их классификаций. Это могут быть методы репродуктивно-объяснительного характера, приучения и упражнения, проблемно-ситуационные, стимулирования, торможения, руководства самовоспитанием учащихся, формирования общественного сознания, мотивации самовоспитания; методы разрешения проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, интервью, анкетирование и др.

Какую бы классификацию методов мы ни взяли за основу, необходимо исходить из того, что они будут эффективными, если направлены на включение учащегося в сотрудничество со средой, в процессе которого особое внимание уделяется формированию жизненной устойчивости, способности преодолевать трудности, готовности отстаивать активную жизненную позицию, не соглашаться с негативными явлениями действительности.

Наряду с методами и приемами, важное значение принадлежит и другим средствам педагогического сопровождения учащихся. Мы использовали некоторые из тех, что предложила Л. Л. Шпак: 1) институциализированные средства, позволяющие направлять деятельность личности за счет усилий со стороны социокультурной среды; 2) нормативно-регулятивные средства адаптации - нормы культуры, официально одобряемые ценности, традиции, обычаи; 3) личностные средства, имеющие социально-психологическую окраску и использующиеся на межличностном уровне и уровне самоадаптации (индивидуализированный образ жизни, жизненные ценности, самопознание, самооценка) (Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизмы реализации. Кемерово, 1992. - 353 с).

В рамках предлагаемой концепции выделим следующие функции педагогического сопровождения: познавательную, которая является источником знаний во всех сферах жизнедеятельности и культуры; эмоционально-ценностную, позволяющую учащимся выбрать и закрепить основные ценности и смыслы жизни, выступающую источником эмоциональных переживаний, способствующим овладению соответствующим опытом; функцию самоопределения - социального, жизненного, профессионального, личностного; действенно-практическую - с целью овладения разнообразным опытом практической деятельности и социально приемлемого поведения; коммуникативную, формирующую навыки общения и построения отношений с людьми различных возрастных и социальных групп населения; функцию социализации, включающую воспитанника в социальное пространство посредством создания условий, позволяющих ему участвовать в разнообразных видах деятельности и отношений.

Эти названные функции и другие могут быть успешно реализованы в ходе педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся, если соблюдаются определенные условия: включение в образовательные и воспитательные программы коммуникативных качеств, эмпатии, перцептивных и рефлексивных умений; последовательная индивидуализация и дифференциация образовательных и воспитательных программ; использова-

стр. 39


--------------------------------------------------------------------------------

ние комплекса мер по профессиональной и социальной ориентации учащихся; организация социально-психологического обеспечения процесса педагогического сопровождения.

В заключение отметим, что обращение к теоретическим и методическим аспектам проблемы педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся представляется актуальным в современных условиях. Реализация процесса этого сопровождения должна быть целенаправленной, учитывать видовое многообразие и выделенные этапы, изложенные в логике предлагаемой концепции. Все это способствует гармоничному взаимодействию учащихся с изменившейся социальной средой, их успешному социальному, жизненному и профессиональному самоопределению и саморазвитию.

стр. 40

Опубликовано на Порталусе 08 ноября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама