Рейтинг
Порталус

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Дата публикации: 24 октября 2007
Автор(ы): А. Н. ДЖУРИНСКИЙ
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1193230853


А. Н. ДЖУРИНСКИЙ, (c)

Интернационализация высшего образования -. объективное следствие глобализации современного мира и одновременно крупный ресурс ускорения интеграции общественной и экономической жизни, устранения национальной обособленности. Глобализация ставит перед университетами задачи подготовки к деятельности в условиях интегрированных рынков труда. Рыночно-ориентированная высшая школа нуждается в изменениях учебных программ, сокращении объема универсального гуманитарного образования, усилении профессионального, специализированного обучения [1, р. 25].

Национальные системы высшего образования заметно трансформируются, приобретают все большее сходство, но это происходит с учетом специфики социального устройства, экономики, политики, педагогических традиций той или иной страны. В организации и содержании высшего образования возникают и развиваются компоненты наднационального универсального свойства. Показателями этого процесса выступают сходные изменения в структуре, содержании и методах высшего образования (открытое образование, дистанционное обучение и пр.).

До середины прошлого века международная кооперация в сфере высшего образования базировалась почти исключительно на двусторонних соглашениях и индивидуальных контактах. Мобильность студентов ограничивалась потоками между Северной Америкой и Западной Европой, а также бывшим СССР и его союзниками. Затем стало расти число студентов из бывших колоний в высших учебных заведениях развитых стран, в результате чего расширялись географические рамки рынков высшего образования. Разрабатывались и осуществлялись все более разнообразные международные образовательные программы.

Процесс интернационализации оказался сложным и противоречивым. Пока отсутствует должный баланс между его экономическими и культурно-образовательными целями, возрастает потребность в усилении интернациональной составляющей программ обучения. Острой является проблема конвертируемости дипломов, лишь в начале пути находится создание общего мирового образовательного рынка. Открытыми остаются вопросы эффективной подготовки квалифицированных кадров для такого рынка. Приток в университеты ведущих государств студентов из развивающихся стран порождает проблему налаживания межкультурного диалога. Нарастает потребность внедрения новейших коммуникационных технологий, которые, в отличие от традиционных международных контактов, не имеют четко ограниченных пределов и резко расширяют возможности сотрудничества.

Перспективными в этой сфере являются координация усилий правительственных, негосударственных и международных организаций, расширение прямо-

стр. 83


--------------------------------------------------------------------------------

го участия учреждений высшего образования в мультинациональных программах, поощрение двусторонних и многосторонних проектов отдельных университетов.

Интернационализация позволяет предвидеть будущее высшего образования. Говоря об этом, директор Международного института планирования образования при ЮНЕСКО (International Institute for Educational Planning) Ж. Аллак подчеркивает, что становление международной стратегии развития образования облегчает прогнозирование возможных изменений систем высшего образования, их управления, принципов финансирования и пр. [2].

Инициатором первых международных программ сотрудничества в сфере высшего образования была ЮНЕСКО. Эта международная организация координирует подготовку педагогов к осуществлению пожизненного образования, популяризирует использование параллельного обучения (прежде всего через средства массовой информации). ЮНЕСКО проводит децентрализацию своих программ, в том числе и тех, которые касаются модернизации высшего образования. Исполнение программ поручается региональным центрам ЮНЕСКО, например, Европейскому центру по высшему образованию.

Факторы и цели интернационализации высшего образования можно распределить по четырем основным группам: экономические, политические, культурные и педагогические. Первые тесно связаны с прямыми финансовыми выгодами, например, благодаря плате за обучение иностранных студентов. Еще важнее косвенные экономические выгоды, поскольку высокое качество подготовки выпускников высшей школы оказывается одним из условий экономического прогресса. Политические факторы порождены геополитическими интересами каждой страны. Культурные вытекают прежде всего из намерений популяризации национальной культуры и приобщения к иноязычным культурам. И, наконец, педагогические факторы связаны с потребностями модернизации высшего образования.

Специфическая ситуация складывается в странах, где ощущается нехватка кадров для высшей школы (Австралия, Канада). Здесь на передний план выходит массовое рекрутирование из-за рубежа корпуса преподавателей. Например, в Канаде иностранцы составляют до 25% профессуры высших учебных заведений.

Все перечисленные факторы эволюционируют. Вначале они были связаны прежде всего с политикой укрепления взаимопонимания между народами, сохранения культурного влияния в развивающихся странах. Затем более важными становятся экономические приоритеты. Это, в частности, отразил Меморандум о высшем образовании, принятый участниками Евросоюза (1992). Указанным приоритетам подчинены политические, педагогические и культурные цели, которые вытекают из намерений совершенствовать подготовку людских ресурсов для успешной конкуренции на международной экономической арене.

Интеграция высшего образования оказывается средством укрепления экономической конкурентноспособности на мировом рынке. Усиление значимости экономического фактора вызывает создание сравнительно массовых систем высшего образования и одновременно относительное сокращение их финансирования. В этой ситуации интернационализация высшего образования помогает решению экономических проблем вузов.

Главные направления интернационализации высшего образования ориентированы на: объединение педагогических усилий и ресурсов; популяризацию идеалов взаимного уважения; совершенствование образования за счет международного опыта; обеспечение занятости специалистов с высшим образованием на междуна-

стр. 84


--------------------------------------------------------------------------------

родном рынке труда; формирование у выпускников высших учебных заведений качеств и знаний, необходимых для функционирования за пределами собственной страны. Поощряется мобильность студентов и преподавателей, расширяются масштабы изучения иностранных языков и культур, сближаются учебные программы и дипломы.

Благодаря достижениям технологической революции непосредственные контакты, поездки студентов и преподавателей дополняются или заменяются виртуальной мобильностью с помощью новейших технических средств [3]. Коммуникативные технологии, дистанционное обучение позволяют сделать международное сотрудничество университетов более иноформативным и интенсивным.

К сожалению, пока не до конца разработан механизм взаимного признания дипломов высшей школы. В ведущих странах мира отсутствуют перечни иностранных аттестатов и дипломов о высшем образовании, формально признанных равноценными национальным. Решения об уровне диплома иностранцев принимаются обычно в индивидуальном порядке. Между тем актуальность проблемы растет ввиду увеличивающейся мобильности специалистов с высшим образованием. Отказ признавать дипломы ставит их владельцев часто в неравные и несправедливые условия. Чтобы избежать подобных ситуаций, в решении вопроса должны участвовать не только чиновники, но и эксперты по проверке уровня знаний - педагоги, культурологи и социологи. Надо учитывать, что выдача дипломов тесно связана с особенностями национальных структур высшего образования: процедуры сертификации выпускников вузов в разных странах заметно отличаются. В ходу два способа оценок: система кредитов и экзамены. В одних странах предпочтение отдают первым, в других - вторым. Есть государства, где одновременно применяют оба способа.

Среди попыток найти компромиссный вариант сертификации вузовской профессуры укажем на предложения Комиссии Международной академии информатизации и секретариата ООН. В 1990-х гг. ею были разработаны рекомендации о ведении двухступенчатой аттестации ученых. За образец была взята российская система "кандидат наук - доктор наук" [4, с. 88 - 101].

Европейская интеграция открывает новые горизонты для выпускников высшей школы. Хорошее знание иностранных языков и глубокое изучение экономических, социальных, культурных условий жизни и ментальности других народов открывают двери во многие секторы международного рынка труда.

Интернационализация высшей школы Западной Европы нарастает в условиях развития экономической, социальной и культурной интеграции и прошла к настоящему времени несколько этапов [5, р. 50 - 54]. В течение первого (1950 - 1975 гг.) было положено начало политике "открытых дверей" для иностранных студентов, особенно из развивающихся стран. В резолюции министров образования ЕС (1974) предусматривалось усилить связи европейских вузов, улучшить возможности признания дипломов обучения, поощрять свободу передвижения студентов, преподавателей и ученых. На втором этапе (1975 - 1985 гг.) либерализуется курс "открытых дверей". Были достигнуты важные результаты по интеграции высшего образования: налажена европейская система документации и информации в области образования (Евридис); сняты некоторые финансовые, административные и иные препятствия для поступления в вузы иностранцев; профинансированы и реализованы около 400 межуниверситетских проектов с участием более 500 западноевропейских вузов, в результате чего были разработаны совместные учебные курсы, программы, пособия. Существенное значение для перехода к тре-

стр. 85


--------------------------------------------------------------------------------

тьему этапу имел запуск первых европрограмм по высшему образованию (1987). Евросоюз вырабатывает общую стратегию программ, изменения структур высшего образования. Объединенная Европа повернулась к таким инновациям, как открытое обучение, дистанционное обучение, коммуникационные технологии и пр. Инициативы Евросоюза стимулируют и обогащают интернационализацию высшего образования. Политика моделируется в пределах общеевропейских программ: SOCRATES, где есть два адресованных высшей школе проекта - ERASMUS и LINGUA (студенческие обмены, изучение иностранных языков); LEONARDO (профессиональная подготовка); TEMPUS (содействие развитию высшего образования в Центральной и Восточной Европе, Монголии) и др. Так, на стипендии программы "Эразмус" в 1600 университетах 24 стран Европы прошли стажировку около 190 тыс. студентов и 35 тыс. преподавателей. Меморандум Европейской комиссии по образованию (1992) означал старт современного этапа интернационализации. Евросоюз приступил к созданию особых структур, координирующих обмен преподавателями и студентами с учетом потребностей рынка образовательных услуг. Среди последних важных документов - соглашение 29 стран Европы о расширении общего пространства в области высшего образования (июнь 1999). Важнейшим условием названо превращение в реальность свободного перемещения студентов и преподавателей.

Проводником идей Европейского сообщества является Объединение академического сотрудничества (Academic Cooperation Association). Созданная в 1993 г. и находящаяся в Брюсселе, эта организация собирает информацию, участвует в управлении, экспертизе европейских программ образования, содействует контактам между национальными министерствами и службами.

Инструментами интернационализации высшего образования являются особые финансовые меры. Фондирование в основном персонализировано: 50 - 75% средств по общеевропейским программам выделяются на индивидуальные гранты студентам, преподавателям, ученым и пр. Исключение составляют действия в отношении стран Центральной и Восточной Европы. В этом случае программы ориентированы на учреждения высшего образования.

Действия членов ЕС становятся все более вариативными по моделям, географии, приоритетам, выходят за пределы европейского континента. Такие особые подходы зафиксированы в ряде документов. Так, в германском Основном акте о высшем образовании (1976) записано: "Учреждения высшего образования должны содействовать интернационализации, в частности европейской кооперации в сфере высшего образования и обмену студентами и преподавателями между германскими и зарубежными заведениями высшего образования; они должны удовлетворять специфические запросы иностранных студентов" [6, р. 5]. В одном из документов Министерства высшего образования Франции (1995) приоритетными направлениями интернационализации определены: обмен студентами с индустриально развитыми странами (в особенности Евросоюза), гарантии взаимного признания дипломов о высшем образовании, создание интернациональных учебных программ, состыковка национальных программ высшей школы третьего цикла с программами послевузовского образования в странах, придерживающихся англо- американской модели "бакалавр-магистр-доктор" [7].

Отчетливо просматривается сочетание самостоятельных действий и приверженность общеевропейскому курсу в политике Великобритании. Британские университеты автономны в международной деятельности, ими используются непра-

стр. 86


--------------------------------------------------------------------------------

вительственные и государственные финансовые источники. В течение 1993- 1996 гг. здесь в 18 раз возросло количество грантов для стажеров-преподавателей из развивающихся стран. Главной формой интернационализации высшего образования остается обучение иностранных студентов. Великобритания контролирует до 10% мирового рынка торговли знаниями. В 1995 г. из стран Евросоюза в Британию въехало около 81 тыс. студентов. Два других основных потока иностранных студентов шли из стран Азии и Африки (56 тыс.) и Северной Америки (13 тыс.). Иностранцы платят за обучение, и это помогает восполнять финансовые затраты на высшую школу.

Прямые экономические мотивы в Великобритании играют, однако, все меньшую роль. На передний план выходит стремление посредством интернационализации высшей школы укреплять позиции на мировом рынке образования: "Необходимо поощрять университеты и колледжи более тщательно продумывать организацию образования в рамках мирового рынка" [8].

До конца 1980-х гг. образовательный рынок Британии ориентировался прежде всего на государства Британского Содружества. В настоящее время на первом месте - партнеры по Евросоюзу. Великобритания - один из главных участников европейских образовательных программ. Так, при реализации ERASMUS британцы составили 18 - 19% от общего числа студентов. В рамках SOCRATES британские высшие учебные заведения организуют особое обучение, в частности семинары с участием отечественных и иностранных студентов и преподавателей.

По масштабам и многоплановости работы среди стран Запада выделяется Германия. Соответствующая политика координируется федеральной Академической службой обмена (DAAD), а также властями земель и администрацией учебных заведений. ФРГ задействована в более чем 100 программах международного сотрудничества в сфере высшего образования. Число немецких студентов за рубежом увеличилось с середины 1980-х до середины 1990-х гг. с 24 до 40 тыс. За рубежом обучается около 2% немецких студентов. Число иностранных студентов достигло 158 тыс. и составляет приблизительно 6% обучающихся в вузах Германии (второе место после США). В каждом государственном вузе резервируется 5% мест для иностранных студентов. В учреждениях высшего образования насчитывается около 4% иностранных преподавателей. Свыше 5,3% немецких профессоров работают за рубежом.

Расширяется круг германских партнеров по сотрудничеству в области высшего образования. Это не только страны Западной Европы, но и многие другие государства. Повсеместно при высших учебных заведениях построены гостевые дома для иностранных студентов и преподавателей.

Студенты и ученые из западных земель ФРГ предпочитают посещать университеты Западной Европы и США. Для противовеса такой диспропорции поощряются поездки в Центральную и Восточную Европу. С 1985 по 1995 гг. количество грантов для пребывания в этих странах выросло втрое. Основными партнерами, однако, остаются Англия, Франция и США.

В вузы западных земель ФРГ свыше 50% иностранных студентов прибывают из Западной Европы. Свидетельства об образовании, полученные в других странах ЕС и дающие право на поступление в вуз, признаны достаточными. Абитуриентам из зарубежья следует лишь выдержать экзамен на знание немецкого языка. Среди иностранных учащихся много турок, родившихся в семьях иммигрантов; около 30% составляют студенты из Азии. В вузах новых земель бывшей ГДР картина иная: сюда наибольшая часть ино-

стр. 87


--------------------------------------------------------------------------------

странных студентов прибывает из Центральной и Восточной Европы (около 40%).

Программы международного сотрудничества в сфере высшего образования, в которых участвует Германия, включают фактически весь основной набор учебных дисциплин. Просматриваются, однако, предпочтения в пользу изучения иностранных языков и юриспруденции. Приоритеты обучения немецких студентов за рубежом и иностранных студентов в Германии заметно различаются. Немцы предпочитают изучать иностранные языки и гуманитарные дисциплины, иностранцы занимаются, в первую очередь, по инженерно-техническим программам.

Усилия по интернационализации высшего образования Германии нарастают и становятся разнообразнее. Распространяется изучение иностранных языков; в отдельных вузах в виде эксперимента практикуется американская "кредитная" система оценок. С 1987 г. действует Франко-германский колледж высшего образования для немецких и французских студентов. На базе Университета в г. Карлсруэ с 1980 г. реализуется германо-франко-британский проект подготовки инженеров. Студенты университета после трех лет обучения четвертый год занимаются в Высшей инженерной школе электроники в г. Нуази-ле-Гранд (Франция), а затем в течение пятого года - на факультете электроники и компьютерной техники Университета в г. Саутгемптоне (Великобритания). Выпускники получают заверенный в трех вузах диплом инженера. Некоторые учебные заведения, например Лейпцигский университет, практикуют пилотную Программу бакалавр-магистр, которая предусматривает создание двухуровневой системы англо-американского типа: выпускной уровень - бакалавриат и следующий за ним - магистратура. Система сосуществует параллельно с традиционной аттестацией. В итоге ежегодно около 22 тыс. немецких студентов занимаются по одной из общеевропейских программ высшего образования.

Однако высшее образование Германии остается во многом закрытым, что снижает его привлекательность для студентов из-за рубежа. Это происходит ввиду сравнительно сложного порядка получения дипломов, языкового барьера, длительных сроков фактического обучения (30-летние выпускники - отнюдь не редкость), несопоставимости дипломов с дипломами других стран, недостаточной академической и социальной поддержки иностранцев, барьеров при легализации пребывания в стране.

Существует немало препятствий и для роста числа немецких студентов за границей, в частности из-за недостатков в преподавании иностранных языков. Хотя в вузах Германии преподают более 100 иностранных языков, обязательное обучение иностранному языку - довольно редкий случай (особенно в университетах). Исключение составляют учреждения неполного высшего образования (Fachhochschulen).

В осуществлении проектов Евросоюза по высшему образованию лидирует Франция. В начале 1990-х гг. на ее долю пришлось 166 таких проектов, тогда как на Великобританию и Германию - соответственно 129 и 124. Франция инициирует важные соглашения, касающиеся интернационализации высшего образования. Так, на торжествах по случаю 800-летия Парижского университета (1988) министры образования Германии, Великобритании, Италии и Франции подписали документ, где намечались приоритетные направления создания общеевропейского пространства в высшем образовании. Они, в частности, согласились с необходимостью интенсификации изучения иностранных языков в вузах Западной Европы.

Приоритетом Франции остается обмен студентами. Почти половина выезжающих за рубеж молодых французов учит-

стр. 88


--------------------------------------------------------------------------------

ся в США и ФРГ (соответственно 25 и 20%). Французских студентов за границей в десять раз меньше, чем иностранных во Франции. Основная часть работающих за рубежом преподавателей находится в странах Африки. Франция занимает третье место в мире по числу иностранных студентов (127 тыс.). Почти все они (95%) учатся в государственных вузах и получают стипендии. Приоритетом является прием студентов - выходцев из стран Магриба (около 60%). Сравнительно невелика доля партнеров по Евросоюзу. Наиболее крупный среди них - Германия (несколько более 3%). Значительная часть иностранных студентов (около трети) осваивает гуманитарные дисциплины. Иностранные студенты, желающие получить высшее образование во Франции, проходят ряд формальных процедур. Им надлежит в определенные сроки заполнить анкету для поступающих. Получить ее можно лишь при наличии разрешения на жительство. Перед поступлением необходимо пройти тестирование на знание французского языка. Требования к поступающим разрабатывают сами университеты в соответствии с собственными критериями. Президент или ректор вуза дает заключение относительно образовательного уровня абитуриента на основании рекомендаций комиссии, которая рассматривает академические успехи поступающего. Для граждан Европейского сообщества требования определяются уровнем и результатами предшествующей подготовки. Они должны предъявить диплом бакалавра или эквивалентный документ о среднем образовании; признаны дипломы о среднем образовании, выданные в странах ЕС, либо подтвержденные международным экспертным органом в Женеве. При поступлении в университеты с ограниченным приемом и "большие школы" (самые престижные высшие учебные заведения) требуется пройти собеседование или специальный экзамен. Для обучения в "больших школах" кроме этого требуется диплом по программе первого цикла высшего образования.

С конца 1980-х гг. "большие школы" и другие специальные вузы реформировали свои учебные программы с целью приведения их в соответствие с международными нормами. Здесь расширены возможности обмена учащимися с зарубежными вузами, введено чтение лекций на иностранных языках.

Во французских вузах растут масштабы изучения иностранных языков. Оно обязательно на первом цикле, где на него выделяется не менее 5% учебного времени, а на втором и третьем входит в программу большинства специальностей. Однако говорить о безоговорочном успехе Франции в этой области не приходится: недостаточно учебных часов, чтобы получить навыки активного общения; не хватает квалифицированных преподавателей, учебного оборудования и т.д. [9, р. 59].

Значительный рост иностранных студентов отмечен в Японии: с 1981 по 1995 гг. - с 7 до 53 тыс., т.е. почти в семь раз. Пятую часть из них спонсируют японское правительство и правительства других стран. В начале XXI столетия планируется довести число иностранных студентов до 100 тыс. Для поощрения подобного роста осуществляются определенные перемены в системе высшего образования. Создаются центры японского языка для иностранцев в университетах, учреждаются краткосрочные программы обучения на иностранных языках, снижается плата за проживание для иностранных студентов, строятся особые дома для приема учащихся из-за рубежа.

Интернационализация высшего образования - своеобразное зеркало геополитических интересов Японии, инструмент культурного влияния и популяризации национальных духовных ценностей. Основная часть иностранных учащихся - выходцы из Китая и Южной Кореи. Следующие за ними группы - студенты из

стр. 89


--------------------------------------------------------------------------------

США, Европы, остальных регионов и стран. Показательно, что абсолютное большинство иностранных студентов изучает язык, искусство и культуру Японии.

В российской политике много общего с курсом других ведущих стран. Вместе с тем имеются и отличия. Россия, стремясь к международной интеграции высшего образования, ставит на первое место экономические и собственно педагогические задачи. Для нее иностранные студенты - источник доходов высших учебных заведений, способ инвестиций в образовательные институты путем использования платы за обучение. Россия нуждается в международных программах высшего образования, поскольку ощущает нехватку финансовых и иных ресурсов для внутренних реформ. Тем не менее, экономические механизмы здесь остаются менее развитыми, чем на Западе, где существует рыночно-ориентированная модель высшего образования, роль государства лимитирована и созданы условия конкуренции высших учебных заведений на мировом рынке.

Если по количественным показателям Россия отстает от Запада, то по номенклатуре отнюдь не уступает ему. Российские приоритеты охватывают все основные виды деятельности по интернационализации высшего образования, что сопоставимо с перечнем приоритетов ФРГ и явно масштабнее перечня Великобритании. Они включают обмен стажерами, создание новых учебных планов и программ, сотрудничество между вузами, прием иностранных студентов, разработку соглашений об эквивалентности дипломов, организацию обучения иностранным языкам, культурный обмен, дистанционное обучение и пр. [10, р. 236].

В российской политике интернационализации высшего образования ослабли политико- идеологические предпочтения. Вместе с тем, достаточно сильно представлен культурный аспект. Речь идет о стремлении через образование способствовать распространению русского языка и культуры за пределами страны. Неизменным остается базовый принцип российской политики - интеграция во всемирное образование при поддержке национальных духовных и культурных ценностей.

Курс России ориентирован не только на Европу, но и на мир в целом. Большое значение придается приему студентов из стран СНГ и других развивающихся государств. Поощряется обучение российских студентов за рубежом. Появился новый приоритет - организация дистанционного обучения как способа международной кооперации в высшем образовании. Предпочтение отдается двусторонним соглашениям. Акцент делается на инициативах учреждений, структур и организаций: учебных заведений, объединений ректоров, Министерства образования и т.д.

Международный обмен студентами - главная форма российской работы в этой области. Наши студенты наиболее широко представлены в США (до 6 тыс.). Значительно меньше их в других ведущих странах мира (например, во Франции - около 1700). Количество отечественных студентов за рубежом явно уступает числу обучающихся в России иностранцев. Поездки учащихся за рубеж затруднены прежде всего из-за нехватки финансовых средств и несоответствия иностранных и отечественных дипломов об образовании. Немногие студенты получают гранты на обучение в зарубежных вузах. Часть из них учится два-три года в России, а затем переводится в университеты других стран. В таком случае проще получить финансовую помощь и облегчена состыковка иностранных и российских программ образования.

Доля России в мировом образовательном рынке невелика: чуть больше 1%. В российских вузах обучается около 70 тыс. студентов из 150 стран мира. Основная их часть приходится на столичные вузы.

стр. 90


--------------------------------------------------------------------------------

Так, в одном лишь Московском государственном педагогическом университете обучается около 400 иностранных студентов, аспирантов и стажеров (данные на конец 2002 г.). Намного меньше иностранных студентов и аспирантов в регионах. В вузах Восточной Сибири и Дальнего Востока, например, в 2000 г. их насчитывалось лишь около 760. Основная часть иностранных студентов в российских вузах - представители стран Азии, Африки и СНГ.

Иностранцы предпочитают учиться в России по разным причинам. Для многих выходцев из развивающихся стран - это сравнительно дешевый способ приобрести качественное высшее образование. Несколько иная мотивация у представителей западных государств. Многие из них думают не столько о материальной выгоде, сколько о том, что будущее Европы в значительной мере зависит от укрепления культурных связей с Россией [11].

Россия задействована в международных программах (европейских, мировых и двусторонних) ЮНЕСКО, Совета Европы и Европейского Союза, Организации экономического сотрудничества для развития, Всемирного Банка и др. Заметную роль в освоении этих проектов играют отдельные учебные заведения, прежде всего головные вузы. Для обучения российских студентов создаются структуры с участием других стран: Российско-американский, Российско-французский, Еврейский университеты при МГУ, Российско-американский университет при Академии народного хозяйства и др. В этих учреждениях изучают бизнес, культуру и языки других стран.

Для нашей страны приоритетны партнеры по Содружеству независимых государств (СНГ). Формируется правовая база этого сотрудничества, российские вузы создают преференции для студентов из республик СНГ. С большинством участников из этого региона заключены договоры на уровне министерств образования. Так, в Ташкенте главами правительств Содружества подписано Соглашение о сотрудничестве в области образования (1992); достигнуты договоренности о взаимном признании документов об образовании [12].

В числе партнеров России - ведущие страны Запада. Среди них заметное место занимают США: в числе участников сотрудничества с американской стороны - Консорциум колледжей по культурному и академическому обмену Запад-Восток, Американский совет по сотрудничеству в образовании и изучении языка, Фонд Сороса, Институт Открытое общество. Деятельность этих организаций поддерживают официальные власти - Информационное агентство и Государственный департамент США.

Российские и американские представители осуществили несколько совместных проектов в высшем образовании. В их числе - стажировки российских студентов в США и обучение американских студентов в российских вузах. Учащиеся должны были иметь отличные академические результаты, их отбор проводится на конкурсной основе.

Другой проект - Программа Фулбрайта - позволил организовать обмен и стажировки групп преподавателей и студентов. Американская программа "Молодые лидеры" (2001) дала возможность стипендиатам - гражданам США пройти годичное обучение или 2 - 3- месячную стажировку в российских вузах по специальностям: политология, международные дипломатические и экономические отношения, урегулирование конфликтов, государственное управление, российская история, социология. Несколько российских и американских вузов в 1990-х гг. работали над проектом "Центральная Россия-Техас: диалог педагогических культур" (разработка нового содержания высшего педагогического образования).

В продвижении в России образовательных европрограмм особую роль иг-

стр. 91


--------------------------------------------------------------------------------

рает Германия. Германская сторона поощряет изучение российскими студентами немецкого языка. МИД ФРГ регулярно организует краткие курсы немецкого языка и культуры для учащихся российских вузов. Германская служба академических обменов предоставляет им возможность совершенствовать свои знания на летних курсах. По грантам Фонда Гумбольдта в Германию ежегодно направляется свыше 150 ученых и студентов из Восточной Европы, в числе которых и россияне. Во многих учреждениях неполного высшего образования преподается русский язык, однако его изучение не обязательно и не столь длительно, как было до 1989 г.

Интернационализация сказывается на структуре и содержании высшего образования России. Среди заметных изменений - появление многоуровневого высшего образования - бакалавриата и магистратуры, корректировка программ экономического и социального образования, попытки координации отечественных программ и дипломов с зарубежной высшей школой.

Реформы в духе интернационализации высшего образования иногда наталкиваются на серьезные препятствия. Так, далека от решения проблема эквивалентности российских и иностранных дипломов, что существенно мешает обмену студентами. В острую проблему превратилось обеспечение безопасности иностранных учащихся, прежде всего из развивающихся стран. Только в Москве ежемесячно совершаются пять-шесть нападений на студентов-медиков из африканских государств. В 2002 г. в Министерстве образования прошло совещание деканов и проректоров крупнейших вузов, на котором говорилось о необходимости борьбы с преступностью фашиствующих молодежных групп в отношении иностранных студентов [13].

ЛИТЕРАТУРА

1. Kazamias A.M. Globalization and University Education in Late Modernity // XIX CESE Conference. Abstracts of Presentation. Bologna, 2000.

2. The 2nd International Conference "Problems of Higher Education in Europe". СПб., 1992.

3. Sylvia G.M. Academic piligrims // XIX CESE Conference. Abstracts of Presentation. Bologna, 2000.

4. Евреинов Э. В. Глобальная система образования // Мир образования - образование в мире. 2002. N 4.

5. Baron Britta. The Politics of Academic Mobility in Western Europe // Higher Education Policy. 1993. V. 6. N 3.

6. Schnitzer Karl Korte E. Fallstuden zur Inter-nationalisiering das Curriculums on Deutshen Honhshulen. German Report for the OECD / CERI study on Internalizing the Curriculum in Higher Education. Hannovers, 1995.

7. Le contexte frangais en matiere d'internalisation. Paris, Ministere de I'Education, de I'Enseignement Superieur, de la Recherche et de I'lnsruction Professionelle, 1995.

8. Times Higher Education. 1997. 25 apr.

9. Evolution des universites: dinamique de revaluation // Rapport du Comite national devaluation. P., 1995.

10. National Policies for the Internationalisation of Higher Education in Europe. Stockholm, 1997.

11. Хофманн Т. Молодые немцы в России. Рукопись.

12. Развитие образования: Национальный доклад Российской Федерации. Министерство образования. М., 1994.

13. Российская газета. 2002. 11 апр.

стр. 92

Опубликовано на Порталусе 24 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама