Рейтинг
Порталус

Понятийно-терминологическая специфика инженерной педагогики На фото: Понятийно-терминологическая специфика инженерной педагогики, автор: maxim

Публикация №1192108676 11 октября 2007

Любая наука начинается с терминов, понятий и категорий, в которых в сконцентрированной форме представлены средства и способы познания объективного мира. Заметим, что категории стоят на ступень выше, чем понятия, одновременно сохраняя в себе все их признаки. Поэтому категории всегда понятийны, но не все понятия категориальны. В общих чертах категории трактуются как обобщенные и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности, обладающие высоким уровнем абстракции. К разряду категорий относятся понятия, несущие родовые признаки в отличие от единичных, частных. По мнению В.В. Краевского, каждая категория диалектически должна выводиться из сложившейся и существующей системы, а не вводиться в нее заново. Это требование отнюдь не освобождает нас от необходимости изучать пути формирования категорий [1].

Полная версия публикации

Квалиметрический мониторинг в системе общего образования На фото: Квалиметрический мониторинг в системе общего образования, автор: maxim

Публикация №1192108629 11 октября 2007

Доктрина отечественного образования, принятая на Всероссийском совещании работников образования в начале 2000 г., проект новой реформы образования и последние правительственные документы по вопросам реформирования образования на период 2001-2010 гг. предусматривают ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования.

Полная версия публикации

Диалектический подход к осмыслению категории "знание" На фото: Диалектический подход к осмыслению категории

Публикация №1192108584 11 октября 2007

В последнее время увеличилось число публикаций, авторы которых явно умаляют роль знаний, умений и навыков, называя их несколько снисходительно ЗУНами. В ряде учебных пособий по методикам обучения указывается, что на первое место в процессе обучения предмету в настоящее время выдвигается развитие учащихся. А ЗУНы в качестве результатов обучения фигурируют лишь как средство передачи их школьникам. Имеется в виду не усвоение, не формирование, а именно передача знаний, к которым относят определения понятий, закономерности, факты и другие сведения.

Полная версия публикации

Воспитание или образование? На фото: Воспитание или образование?, автор: maxim

Публикация №1192108547 11 октября 2007

Вопрос, вынесенный в заглавие этой статьи, выглядит несколько странно. В самом деле, разве существует такая альтернатива? Как будто ясно, что образованность - еще не все, что нужно человеку и особенно окружающим его людям. Мало ли образованных хамов? Разве образ изучившего науки и владеющего языками дикаря с дубиной в виде компьютера так уж далек от современной жизни? Эти вопросы кажутся риторическими, и ответ на них, казалось бы, сам собой разумеется. Однако дело обстоит не так просто. Необходимость в нем разобраться становится настоятельной хотя бы потому, что сегодня все чаще упрекают педагогов и педагогику в забвении важнейшей категории нашей науки и не менее важной области педагогической практики - воспитания. Многие выражают неудовлетворенность по поводу того, что с начала радикальных перемен в общественном и педагогическом сознании воспитательная деятельность как бы отошла в тень.

Полная версия публикации

Своевременное и ценное пособие На фото: Своевременное и ценное пособие, автор: maxim

Публикация №1192108501 11 октября 2007

Еще каких-нибудь 10-15 лет назад трудно было представить себе появление книги, подобной рецензируемому изданию. В самом деле, даже в начале 90-х гг., не говоря о более раннем периоде, задача объединения в одном авторском коллективе специалистов из почти 20 стран с целью подготовки учебного пособия по истории педагогики показалась бы просто невыполнимой.

Полная версия публикации

О парадоксах наследия и векторах развития образования На фото: О парадоксах наследия и векторах развития образования, автор: maxim

Публикация №1192108459 11 октября 2007

Рецензируемая нами книга не научная монография в традиционном стиле: в ней немного ссылок на других исследователей, отсутствует и библиография. Это плод многолетних размышлений автора над проблемами российского образования, многие из которых достались нам от прошлого, а некоторые приобретены в конце столетия. Точка зрения автора иногда резко расходится с общепринятой, в том числе и с официальными мнениями. Не случайно книга имеет подзаголовок - "Публицистическая монография". Этим она и интересна любому читателю, которому не безразлична судьба отечественного образования. Ее читаешь как остросюжетный детектив: а что же автор скажет по поводу очередной проблемы, концепции, парадигмы? И всякий раз не обманываешься в своих ожиданиях, ибо в любом разделе (а в книге нет традиционных глав), в каждом условном параграфе находишь для себя что-то новое и нетривиальное.

Полная версия публикации

Тесты в американской системе образования На фото: Тесты в американской системе образования, автор: maxim

Публикация №1192108412 11 октября 2007

В концепциях российской образовательной реформы видное место занимает проблема тестов. На этой основе предполагается отмена вступительных экзаменов в вузы и введение единого государственного экзамена для выпускников школ. По мнению реформаторов, тестирование позволяет наиболее объективно оценить знания абитуриентов.

Надо отметить, что интерес к тестам не впервые возник в отечественной педагогике. Еще в 20-е гг., в период становления советской школы, активно обсуждался вопрос об отношении к стандартизированным видам учета - тестам успешности. Педагоги хотели найти наиболее объективный и точный способ оценки знаний учащихся. Тесты привлекали их возможностью массовой проверки знаний школьников. Советские педагоги того времени опирались главным образом на исследования этой проблемы в американской школе.

Полная версия публикации

Педагогическая компаративистика российского зарубежья (1920-1930 гг.) На фото: Педагогическая компаративистика российского зарубежья (1920-1930 гг.), автор: maxim

Публикация №1192108376 11 октября 2007

В настоящей статье освещается одно из важных направлений деятельности педагогов российского зарубежья - педагогическая компаративистика, изучение теории и практики образования в разных странах, сопоставительный анализ деятельности образовательных институтов, организационных и дидактических инноваций. Это направление исследований продолжало традицию передовой дореволюционной российской педагогики, которая всегда отличалась пристальным вниманием к зарубежным идеям и исканиям. На чужбине изучение международного педагогического опыта не только не отошло на задний план, а, напротив, приобрело особую актуальность и практическую значимость.

Полная версия публикации

Состояние российского образования (по результатам международных исследований) На фото: Состояние российского образования (по результатам международных исследований), автор: maxim

Публикация №1192108329 11 октября 2007

Отличительная особенность развития образования в мире в настоящее время - повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам его качества и эффективности. Образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность. О конкурентоспособности страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения. Специалисты объединяют усилия в разработке методологии, технологии и инструментария сравнительных исследований качества образования. Основное внимание уделяется не ранжированию стран по уровню подготовки учащихся, а объяснению существующих различий и выявлению факторов, влияющих на результаты обучения, особенно тех из них, которые определяют наивысшие достижения. Создается система мониторинга качества образования в мире, в которой участвуют около 50 стран. Ее организаторы - Международная ассоциация по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Education Achievement) и Организация экономического сотрудничества и развития - OECD (Organization for Economic Co-operation and Development).

Полная версия публикации

Иноверческие школы Москвы XVII - первой четверти XVIII в. На фото: Иноверческие школы Москвы XVII - первой четверти XVIII в., автор: maxim

Публикация №1192108276 11 октября 2007

История школьного дела в России до сих пор содержит в себе немало неисследованных и малознакомых сюжетов. Один из них связан с деятельностью иноверческих школ в Москве. Их открытие было обусловлено появлением в российской столице выходцев из стран Западной, Центральной и Северной Европы, ставших составной частью столичного населения. Предоставив немцам, англичанам, голландцам, датчанам, шведам и иноземцам других национальностей, придерживавшихся католической или протестантской веры, право свободы на вероисповедание, царское правительство с согласия православной Церкви позволяло им открывать иноверческие храмы и учреждать при них школьные заведения для своих детей.

Полная версия публикации

Предыдущая
Следующая


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Публикации, отправленные в архив рубрики



О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама