© Методология предметных методик обучения
Публикация №1191929488 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Трудно ответить на вопрос: когда появились предметные методики? Обычно их возникновение относят к XVIII в., хотя рекомендации по использованию приемов обучения содержались уже в работах Аристотеля. Методики обучения возникли с целью отбора дидактических приемов учителя, использование которых обеспечивает качественное усвоение предметного содержания, заданного специалистами изучаемой научной области (математиками, физиками, биологами и т.д.). Они имели нормативно-рецептурный характер по конкретным вопросам изучения предмета. В XIX в. высказывались мысли о необходимости изменения содержания образования и методов обучения. Однако, несмотря на некоторое оживление внимания методистов к предметному содержанию, основной целью методики обучения к началу XX в. остается поиск дидактических приемов учителя, способствующих усвоению знаний, умений и навыков. Как правило. дидактические приемы отражали отдельные стороны форм учебного процесса.
Проблемы общего образования школьников и качество обучения физике
Публикация №1191929440 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Вопрос о роли и качестве обучения физике в школе не является самостоятельным или абстрактным. Он неразрывно связан с теми требованиями, которые предъявляет современное общество к образованию.
Для того чтобы говорить о соответствии качества подготовки школьников новым требованиям, нужно знать уровень этой подготовки. Поскольку у нас за последние 10 лет в целом по стране таких исследований не проводилось, приходится воспользоваться данными сравнительной оценки уровня знаний школьников, полученными в результате международных исследований. В нашей печати они почти не освещались, поэтому сделаем некоторое пояснение по истории вопроса.
Реинтеграция образовательного пространства СНГ: проблемы и перспективы
Публикация №1191929376 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В ходе своего развития интеграционный процесс в СНГ приобрел черты многоуровневости. Сегодня можно выделить пять основных ступеней формирующейся интеграционной системы: "СНГ-12" (участники Договора о содружестве); "Союз четырех" (Россия, Казахстан, Беларусь и Киргизия); "Союз двух" (Россия и Беларусь); "Тройственный союз" (Киргизия, Казахстан и Узбекистан); пятая ступень - многочисленные двусторонние соглашения между странами СНГ. По нашему мнению, подобное дробление поля Содружества позволяет более детально учесть и эффективно использовать возможности нового российского пограничья для целей активизации всестороннего сотрудничества государств-участников. В данной статье предлагается вариант подхода к новым трансграничным территориям России как своеобразным очагам возрождения общего образовательного пространства СНГ.
Музей А.Л.Чижевского в педагогическом университете
Публикация №1191929286 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Десять лет назад при Калужском пединституте им. К.Э.Циолковского открылся музей памяти А.Л.Чижевского, выдающегося отечественного ученого- энциклопедиста, продолжившего лучшие традиции русской научной интеллигенции, первопроходца в области космического естествознания, поэта, художника и музыканта. Многогранность творческого наследия предопределила многопрофильность музея, акцентировала краеведческую его направленность. Это позволяет не только отразить в экспозиции основные этапы жизни и деятельности А.Л.Чижевского, но и включить в нее материалы по развитию образования в Калужском
Публикация №1191929240 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Падение престижа многих профессий, в том числе педагога, медицинского работника, привели к тому, что нравственное и физическое здоровье молодого поколения становится с каждым годом все хуже. Мы знаем, какого уровня достигло нравственное растление, сопровождающееся физическим вырождением, интеллектуальной ущербностью. Конечно, можно винить в этом СМИ, которые сплошным потоком выдают низкопробную продукцию, начиная с фильмов и заканчивая всевозможными шоу. Известны случаи, когда на своих концертах кумиры молодежи прямо призывали к употреблению наркотиков, беспорядочной половой жизни. Об этом сообщают те же СМИ. Наркотики. СПИД, венерические заболевания, всевозможные инфекции стали спутниками нашего общества.
Совершенствовать профессиональную подготовку учителей-словесников*
Публикация №1191929186 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Гуманитарное образование становится сегодня главным направлением работы многообразной сети учебных заведений (гимназии, лицеи, колледжи, школы с углубленным изучением предмета и т.д.), требует качественно нового учителя, готового к работе в современных условиях, способного адаптироваться к педагогическим новациям и быстро реагировать на перспективные процессы социально-политического и экономического развития общества.
Публикация №1191929148 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Однажды Генеральный секретарь ООН Перес де Куэльяр пригласил меня выступить на конференции по проблемам воспитания и так называемой "массовой культуры". Там я сказал, что буду счастлив, когда таковой станут творения Льва Толстого и Бальзака, Мусоргского и Бетховена, полотна Сурикова и Шагала... Прошли годы, но мечта моя, увы, не сбылась. И ныне одурманивание - прежде всего молодого поколения - "массовой культурой" я приравниваю к воздействию наркотиков, даже если кто-то упрекнет меня в сгущении красок.
Актуализация проблем воспитания в США
Публикация №1191929104 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
"Когда я просыпаюсь, я задаю себе вопрос: останусь ли я жив сегодня?" - говорил ученик одной из школ Нью-Йорка на национальных слушаниях по проблеме насилия в школе. "Каждое утро я думаю, что это мой последний день на Земле. Пока мне везет. Я не знаю, когда кончится мое везение" [1, р. 386]. Так выразил подросток общее, по его мнению, состояние страха за свою жизнь, которое испытывают миллионы детей в американской школе.
Система образования в военных поселениях России в XIX в.
Публикация №1191929062 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Создание военных поселений в России в 10-20-х гг. XIX в. было связано с необходимостью решить большой комплекс задач экономического, социального, политического и военно-стратегического характера. До 1831 г. они преимущественно размещались на казенных землях Новгородчины, Левобережной Украины и в Новороссии. Автоматически в них входили и жившие там крестьяне. Помимо решения задач по формированию новой хозяйственной базы армии в военных поселениях предусматривалась и подготовка резервов для армейских подразделений, в том числе кадров низшего офицерского состава для армии из числа детей военных поселян, которые становились кантонистами (от нем. Kanto-nist - военнообязанный) - сыновья солдат, закреплявшиеся с момента рождения за военным ведомством. За счет этого государство надеялось в перспективе отказаться со временем от рекрутских наборов. Все это требовало создания новых образовательных структур в округах военных поселений. Подготовка и воспитание будущих солдат кроме округов военных поселений осуществлялась в военно-сиротских отделениях, которые впоследствии именовались батальонами и полубатальонами военных кантонистов. Эти учреждения также находились в ведении ведомства военных поселений.
Реализация идей реформаторской педагогики в деятельности С.Т.Шацкого
Публикация №1191929021 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Реформаторская педагогика с ее углубленным интересом к личности ребенка стала развиваться в России в конце XIX - начале XX в. Условно новая педагогика объединяла сторонников "свободного воспитания", "трудовой школы", "экспериментальной педагогики", учителей, требовавших радикального изменения организации школы, содержания и методов воспитания и обучения. Одни из педагогов-реформаторов, придавая принципиальное значение природной основе детского организма, выдвигали идею свободного развития личности. Другие, рассматривая поведение ребенка как реакцию на среду, первоочередное внимание уделяли социальному окружению. Третьи высоко оценивали роль труда в развитии личности. По существу, они дополняли и обогащали друг друга, сходясь во мнении, что все эти компоненты необходимо изучать, сохранять, создавать условия для растущей личности, стимулировать ее активную деятельность.
Публикации, отправленные в архив рубрики
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK