Рейтинг
Порталус

Непреходящее в педагогическом наследии А.С.Макаренко (взгляд из США) На фото: Непреходящее в педагогическом наследии А.С.Макаренко (взгляд из США), автор: maxim

Публикация №1192107389 11 октября 2007

О Макаренко и его педагогическом наследии написано очень много. Достоин уважения взгляд каждого, кто в своих исторических условиях, руководствуясь обстоятельствами или собственными педагогическими взглядами, писал о творчестве этого педагога. Однако анализ большинства исследований показывает, что при всех их достоинствах авторы вольно или невольно не смогли избежать целого ряда ошибок. Их источники в следующем: безоговорочная квалификация педагогических взглядов А.С.Макаренко как марксистско-ленинских, коммунистических, большевистских и т.п.; конъюнктурная квалификация его идей в угоду очередным решениям партийных съездов; искусственная подгонка мыслей и высказываний А.С.Макаренко для подтверждения собственных педагогических положений; отдельные неточные выражения...

стр. 67

Полная версия публикации

Мировоззрение как ценность образования: С.И.Гессен, В.В.Зеньковский, И.А.Ильин(*) На фото: Мировоззрение как ценность образования: С.И.Гессен, В.В.Зеньковский, И.А.Ильин(*), автор: maxim

Публикация №1192107337 11 октября 2007

Без мировоззрения как жизненного отношения субъекта к мировому целому, отношения, включающего в себя наряду с представлением о мире оценку его с точки зрения ценностей, а значит, идеал, без такого мировоззрения нет самосознания, а стало быть, нет и бытия человека как личности.

С.И.Гессен

Полная версия публикации

Западники и славянофилы в отечественной педагогике На фото: Западники и славянофилы в отечественной педагогике, автор: maxim

Публикация №1192107291 11 октября 2007

Анализ отечественных философско-педагогических воззрений позволяет утверждать, что все многообразие подходов к трактовке феномена школы как социокультурного института может быть сведено преимущественно к двум направлениям: западническому и славянофильскому. Возникновение их связывается с осуществлением в России петровских реформ, когда русское общество через своих наиболее образованных представителей предприняло попытку определить место российской истории во всемирной. Антиномичная внешне, по сути глубоко диалектичная парадигма "Россия как самобытная цивилизация - Россия как часть мировой культуры" позволила ученым XVIII-XX вв. сосредоточиться на исторически значимой для России проблеме отечественной школы. В результате этого в отечественной педагогической теории XVIII и последующих веков формируются концепции западнического и восточного, по выражению А.М.Бухарева, направлений, выражающие общую онтологию педагогического процесса.

Полная версия публикации

Наследники Макаренко На фото: Наследники Макаренко, автор: maxim

Публикация №1192107247 11 октября 2007

В последнее время нередко можно услышать, что-де Макаренко устарел и никакой существенной пользы современной педагогической науке и практике принести не может. Хотелось бы ответить так: приезжайте к нам на Полтавщину, в Полтавский педагогический институт им. В.Г.Короленко, посетите созданный на его базе центр макаренковедения. Здесь в последние два десятилетия написано и издано большое количество программ, учебных пособий, методических рекомендаций и других научных трудов; проведено множество международных и всеукраинских межвузовских конференций. Институт посетили сотни делегаций из различных учебных заведений. В Полтавском центре побывало более 10 тыс. человек. Приезжали работники образования из Польши, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, Великобритании, Германии, Франции, Бельгии, Дании, США, Канады, Японии - коллег из разных стран интересуют проблемы использования новаторского опыта великого педагога в процессе подготовки педагогических кадров.

Полная версия публикации

Психологическая подготовка студентов педвуза На фото: Психологическая подготовка студентов педвуза, автор: maxim

Публикация №1192107202 11 октября 2007

Психологическая подготовка призвана обеспечить мотивационную, операциональную и саморегуляционную готовность субъекта к профессиональной деятельности [1]. По своей организации, содержанию и реализации она должна способствовать приобретению студентами характеристик конгруэнтной личности с позитивным самопринятием, рефлексивной личностной позицией, позволяющей придать педагогическому труду личностный смысл. В процессе психологической подготовки субъект приобретает видение себя как развивающейся личности, создает концептуальную модель деятельности, приобретает умения в построении последней и реализации адекватного ее мотивам и целям индивидуализированного поведенческого варианта; учится устанавливать необходимый баланс рационального и эмоционального в саморегуляционном процессе, вносить коррективы в свою деятельность на основе соотнесения концептуальной модели и анализа переживаний развивающейся системы личностных смыслов.

Полная версия публикации

Опыт создания системы "школа - технический вуз" На фото: Опыт создания системы

Публикация №1192107148 11 октября 2007

Повышение качества образования, возможность его успешного продолжения на последующих ступенях, неизбежное в юности самоопределение, профессиональная ориентация - вот неполный перечень проблем, решаемых в системе "школа-вуз". Реализация идеи и принципов непрерывного образования позволит обучать каждого учащегося в зоне его ближайшего развития в соответствии с психолого- физиологическими особенностями, склонностями и способностями, реальными задачами и возможностями конкретного региона.

Полная версия публикации

О понятиях и терминах этнопедагогики На фото: О понятиях и терминах этнопедагогики, автор: maxim

Публикация №1191932202 09 октября 2007

Вероятно, с развитием цивилизации в отдаленном будущем произойдет унификация этнических культур, определенные тенденции которой обозначились в последние десятилетия. Однако, как учит история, радикальное вмешательство в этногенез, обладающий огромным потенциалом самоорганизации, чревато катастрофическими последствиями. Эксперименты советской поры по искусственной культурной ассимиляции народов в процессе социально-экономического выравнивания привели к обратному результату: сегодня наблюдается настоящий "национально-этнический ренессанс", выражающийся в пробуждении национального самосознания, часто принимающего извращенные формы. В связи с этим целесообразность этнопедагогических исследований приобретает аксиоматический характер.

Полная версия публикации

Формирование экологической культуры и проблемы образования На фото: Формирование экологической культуры и проблемы образования, автор: maxim

Публикация №1191932164 09 октября 2007

Существование человека и общества предполагает знание и соблюдение хотя бы минимума экологической культуры. До недавних пор ее формирование велось в основном стихийно, методом проб и ошибок, "на глазок", закреплялось в общественном сознании и практической деятельности людей через систему обычаев и традиций, нередко в сиюминутных, половинчатых и поверхностных оценках и решениях, в соответствии с уровнем общественного развития и понимания людьми возможных экологических опасностей, их желанием и волевым настроем на преодоление экологических проблем.

Полная версия публикации

Социальная педагогика: практика, научная дисциплина, образовательный комплекс На фото: Социальная педагогика: практика, научная дисциплина, образовательный комплекс, автор: maxim

Публикация №1191932123 09 октября 2007

Бурное развитие повседневной практической социальной работы; расширение видов деятельности по разрешению проблемных ситуаций конкретных людей; утверждение государственными структурами профессий социального работника и социального педагога; формирование стандартов их подготовки по различным специальностям и специализациям; увеличение числа учебных заведений, готовящих специалистов различного профиля для социальной сферы, - все это и многое другое объективно обусловило актуальность теоретического осмысления происходящих в этой сфере изменений. Феномен социальной работы оказался в поле внимания многих гуманитарных наук, которые внесли существенный вклад в формирование ее методологических и теоретических основ.

Полная версия публикации

Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания На фото: Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания, автор: maxim

Публикация №1191932059 09 октября 2007

Особенность российской культурно-педагогической традиции состоит в безусловном приоритете воспитания в образовательном процессе. "Образование без воспитания есть дело ложное и опасное, - писал известный педагог, историк и философ И.А.Ильин. - Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов: оно развязывает и поощряет в человеке "волка"" (Путь к очевидности. М., 1993. С. 300).

История образования свидетельствует: если воспитание перестает отвечать на вопрос, как жить достойно, оно становится ненужным, и наступает кризис - общество утрачивает свои гуманистические функции, перестает быть питательной средой духовного и нравственного развития личности. Поэтому сегодня фундаментальной задачей педагогики, как теоретической, так и практической, является возрождение смыслообразующей роли воспитания в жизни человека и российского общества.

Полная версия публикации

Предыдущая
Следующая


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Публикации, отправленные в архив рубрики



О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама