Рейтинг
Каталог
Порталус
база публикаций

ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ есть новые публикации за сегодня \\ 14.11.18


Историческое образование в свете повышения квалификации учителей

Дата публикации: 03 октября 2007
Автор: Е.Е.Вяземский
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1191426322 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Е.Е.Вяземский, (c)

найти другие работы автора

Один из ключевых факторов развития образования - профессиональная компетентность и культура педагогов, их гражданская позиция, социальное самочувствие и статус педагогов в обществе. Это положение относится ко всем учителям, но особенно "нелегкий хлеб" в годы современной школьной реформы достался преподавателям истории. В условиях смены общественного строя и изменения вектора развития страны их деятельность сильно осложнилась. От результатов их труда, гражданской и педагогической позиции во многом зависят склад ума и мироощущение молодого поколения, а следовательно, судьба России и всех нас, ее граждан.

В первые годы реформы школы особое внимание уделялось ликвидации прежней централизованной системы образования, обеспечению принципа вариативности образования. Были предприняты попытки поднять социальный статус и престиж системы образования. Педагогическая общественность в тот период была склонна поверить, что новое Российское государство встало на защиту педагогов. Однако постепенно новые веяния как-то незаметно потеряли былую остроту и свежесть. Система образования опять, как всегда в России, стала финансироваться по остаточному принципу, ее штаб стал напоминать обыкновенное "школьное ведомство", соединенное с Госкомвузом якобы в интересах преемственности, а от былого энтузиазма педагогов не осталось и следа. В этих условиях вариативность школьного образования, начисто лишенная материальной поддержки, стала утомлять и раздражать педагогов. В их сообществе усилились ностальгические настроения и воспоминания о прежней централизованной системе снабжения школ учебниками и пособиями. Однако многие понимают: возврат к прежнему вряд ли возможен. Не случайно новое руководство Минобразования России объявило, что право выбора учебников - достижение реформы школы и должно сохраниться. По- видимому, безвозвратно ушла в прошлое эпоха одной государственной программы и одного учебника по предмету.

Теперь, как нам представляется, одним из главных ресурсов развития образования должна стать система повышения квалификации преподавателей.

Назовем наиболее значимые социально-педагогические факторы, которые определяют особенности повышения квалификации педагогических и управленческих кадров, обеспечивающих освоение школьниками исторического образования подрастающего поколения:

? глубокие социокультурные изменения в российском обществе, связанные с процессом становления России как федеративного государства;

? кризисные явления в социально-экономической, социально-политической, духовной сфере, недофинансирование системы образования;

? стремление (к сожалению, во многом декларативное) гуманизировать и демократизировать общество и систему образования, попытка создать государственно-общественную систему образования;

? поиск и реализация новой федеральной и региональной образовательной политики, разработка и принятие Закона РФ "Об образовании" (1992 г.) с последующими дополнениями;

? комплексная реформа общего среднего и высшего педагогического образования, переход к многоуровневости системы образования, становление новых форм подготовки и повышения квалификации преподавателей;

? реформирование исторического и обществоведческого образования в подсистемах общего среднего (школьного) и высшего педагогического образования;

? взаимодействие и взаимообогащение международного, российского федерального и регионального опыта модернизации си-стемы образования.

стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------


Анализ ситуации в сфере образования показывает, что пока не обеспечиваются условия для должной преемственности систем среднего, высшего и дополнительного педагогического образования. К сожалению, все они функционируют достаточно автономно. Последнее обстоятельство, естественно, снижает качество подготовки и повышения квалификации педагогов, что, в свою очередь, отрицательно отражается на эффективности системы российского образования в целом. Эту проблему надо решать в кратчайшие сроки.

Если названные выше факторы определяют специфику функционирования системы повышения квалификации работников образования в целом, то эволюция подсистемы повышения квалификации преподавателей истории и обществознания во многом определяется влиянием реформы исторического и обществоведческого образования в рамках последней реформы общего среднего образования. Именно образовательные процессы в рамках этой реформы и ее результаты формируют запросы на повышение квалификации преподавателей истории и обществознания и во многом обусловливают особенности функционирования этой подсистемы.

Децентрализация управления образованием и ее регионализация, по нашему мнению, вопреки существовавшим ранее прогнозам также не способствовали целостности и эффективности государственной образовательной политики в аспекте повышения квалификации педагогических кадров. Все это привело к тому, что большинству педагогов сегодня на практике доступны (и то далеко не всегда) только региональные центры повышения квалификации. Возникло и углубляется противоречие между общефедеральным характером системы повышения квалификации работников образования и ее региональной структурой. При этом преподаватели ре-гиональных и муниципальных центров, как правило, не имеют средств для повышения своей педагогической квалификации в федеральных центрах - Академии ПКиПРО и других.

Состояние системы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров системы образования сегодня вызывает определенную тревогу и озабоченность педагогического сообщества. Этой проблеме была посвящена специальная коллегия Минобразования России, состоявшаяся 12 января 1998 г., на которой рассматривался вопрос "О создании федеральной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и управленческих кадров". Участники коллегии признали актуальность модернизации этой системы, отметили необходимость ее приведения в соответствие с потребностями развития образовательной отрасли. Члены коллегии подчеркнули необходимость совершенствования механизма управления и финансирования системы повышения квалификации работников образования, поиска путей улучшения качества образовательного процесса.

В настоящее время в системе повышения квалификации педагогов, как и в системе образования в целом, происходят существенные изменения, смысл которых можно определить так: идет поиск новой образовательной парадигмы, соответствующей тенденциям развития нашего общества. При этом одной из приоритетных научно-педагогических проблем, решение которой может существенно повлиять на перспективы развития системы повышения квалификации, остается решение вопроса о том, какие изменения в содержании и формах повышения квалификации педагогов адекватны эволюции системы образования в целом.

Сегодня стало очевидным: главной теоретической и практической задачей является построение современной системы повышения квалификации преподавателей истории и обществознания, адекватной современным условиям и общественным потребностям, концептуально и организационно совместимой и взаимодействующей с общим средним и высшим педагогическим образованием. При этом нельзя забывать о специфике историко- обществоведческого образования как фактора, формирующего ментальность общества. Иными словами, модернизация историко-обществоведческого образования (среднего и высшего, подготовки современного учителя истории, по-строения эффективной системы повышения квалификации педагогов, а также обеспечение между этими системами концептуальной, содержательной преемственности)

стр. 59


--------------------------------------------------------------------------------

есть непременное условие поступательного развития нашего общества в целом.

По нашему мнению, в этой области наряду с очевидными негативными процессами проявляются и позитивные моменты. Так, в частности, в качестве положительных результатов можно назвать становление и развитие современных форм и методов повышения квалификации преподавателей истории и обществознания. Постепенно акцент в этой системе смещается в пользу интерактивных методов обучения. Уходит в прошлое традиционно пассивная лекционная система. Можно прогнозировать неизбежность и желательность перехода к новым информационным технологиям повышения квалификации, включая дистантные формы обучения.

Какими быть новому содержанию и формам повышения квалификации преподавателей истории и обществознания - это и научно-методическая проблема, решение которой сдерживается рядом факторов. Так, в частности, нет общефедеральной (национальной) доктрины развития образования. Общество в целом пока не смогло четко определить приоритеты государственной политики в области образования. Многие сегодня отрицают необходимость такой доктрины, видимо, опасаясь возврата к прежней авторитарной системе. Однако, думается, не следует этого бояться: разумная регламентированность государственной системы образования всегда была характерна для российской культурной традиции и поддерживалась педагогами. К сожалению, в условиях децентрализованной системы нет четкого определения роли и ответственности образовательных органов - субъектов федерации, регионов, муниципальных центров за обеспечение единства федерального образовательного пространства, а соответственно и за повышение квалификации педагогических кадров. Пока наше педагогическое сообщество так и не смогло подготовить и принять приемлемой для большинства учителей универсальной концепции историко- обществоведческого образования в средней и высшей школе. Практически нет и апробированной фундаментальной концепции непрерывного социально- гуманитарного образования.

В своей практической деятельности учителя истории и обществознания, в том числе и преподаватели системы повышения квалификации, сталкиваются с рядом трудностей. Назовем прежде всего слабость правовой базы развития образования. До настоящего времени не принят Закон РФ "Об образовательном стандарте", хотя его проекты подготовлены и направлены в Государственную Думу РФ. Нет точного представления о региональных образовательных стандартах и о том, как их согласовать с федеральным стандартом. Образовательные учреждения не обеспечены целостными учебно- методическими комплексами по истории и обществознанию.

Многие педагоги не умеют регулировать содержание учебного процесса на основе уже принятых государственных образовательных стандартов. Нет у них и навыков построения современных моделей исторического и обществоведческого образования, основанных на сочетании российского федерального, регионального и мирового компонентов содержания образования. Например, перспективной моделью содержания исторического образования является рассмотрение своего региона (края, области) в контексте российской и мировой истории. Многие педагоги не имеют навыков работы в условиях, когда образование стало вариативным, практически отсутствует современная научно-популярная литература для учителей по методологии и теории исторического и обществоведческого образования (так, в частности, многие учителя с трудом осваивают цивилизационный подход к изучению истории). Только в 1997 - 1998 гг. стала выпускаться справочно-методическая литература нового поколения для системы повышения квалификации педагогов-историков и обществоведов.

Педагогам-практикам неясно, как сочетать личные и гражданские интересы в преподавании истории (решение этой проблемы затрудняется отсутствием в российском обществе общепринятых образовательных ценностей и приоритетов). Продолжаются дискуссии о соотношении и степени профессиональной свободы учителя и его гражданской ответственности за

стр. 60


--------------------------------------------------------------------------------

качество учебно-воспитательной деятельности, не найден оптимальный баланс между принципами единства и вариативности (плюрализм) в историческом процессе, а соответственно, и в содержании образования. В современных условиях учителю непонятно, как трактовать исторический факт и учитывать ценностный подход к интерпретации этого факта, включая личностный опыт в осмыслении истории.

В настоящее время эффективность системы повышения квалификации преподавателей истории и обществознания зависит не столько от решения педагогического и дидактического, сколько от обеспечения проблем социального характера. Система повышения квалификации призвана сего-дня раскрыть гражданские и профессиональные возможности учителя, вооружить его знаниями образовательного и трудового права, научить механизмам социальной защиты, показать, как ему действовать в условиях предоставления населению дополнительных образовательных услуг.

На наш взгляд, перспективным направлением повышения квалификации педагогов является обучение их навыкам использования современных образовательных технологий. В 90-е гг. единое прежде информационно- педагогическое пространство практически распалось. В условиях финансового кризиса и углубления процессов регионализации образования многие образовательные учреждения вообще не получают необходимой им педагогической периодики. Даже официальное справочно-информационное издание Минобразования России "Вестник образования" доходит до регионов с большим опозданием. Разумеется, только некоторые образовательные источники имеют доступ к современным информационным каналам - Интернет и др. В результате государство в лице своих органов управления практически утратило контроль над профессиональной педагогической деятельностью. Предложения о создании федеральной системы тестирования и мониторинга качества образования, по нашим сведениям, так и остаются на стадии проектов. Ныне формируются новые модели повышения квалификации преподавателей истории, общество-знания и гражданского образования. Для них характерны новые содержательно-целевые, методологические и организационно-педагогические характеристики.

Опыт нашей работы показывает, что в современных условиях система повышения квалификации работников образования должна базироваться на следующих принципах:

? системность, целостность;

? вариативность;

? гуманизация и гуманитаризация;

? культурологический подход к отбору содержания повышения квалификации и личностно ориентированный характер образовательной деятельности;

? фундаментализация содержания образования в рамках системы повышения квалификации в сочетании с усилением практической направленности всей системы;

? ценностная ориентированность;

? динамичность, мобильность и адресность;

? переход к гибкой системе повышения квалификации, предполагающей возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории для каждого;

? использование дистантных технологий переподготовки кадров;

? создание системы непрерывного повышения квалификации как наиболее адекватной общественным запросам и др.

Повышение педагогического мастерства сегодня предполагает интеграцию усилий научно-методических подразделений Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ, ре-гиональных институтов (ИУУ, Центров развития образования), ведущих научных центров (включая РАН, РАО и др.), органов управления системой образования и инновационных образовательных учреждений, которые могут стать экспериментальными площадками для отработки нового содержания образования и новых образовательных технологий. Полагаем, что определенный вклад в поиски новой парадигмы вносит и коллектив кафедры исторического образования Академии ПКиПРО РФ, которая в перспективе может стать ведущим научно-методическим центром повышения квалификации педагогических кадров Российской Федерации в своей образовательной области.

стр. 61

Опубликовано 03 октября 2007 года




Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

Прямая трансляция:

Сегодня в тренде top-100


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама