Рейтинг
Каталог
Порталус
база публикаций

ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ есть новые публикации за сегодня \\ 13.11.18


© ЮНЕСКО: история создания и современная структура

Дата публикации: 04 октября 2007
Автор: М.В.Бородько
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1191497238 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


М.В.Бородько, (c)

найти другие работы автора

Идея создания международной организации для сотрудничества в области образования восходит к концу XVIII - началу ХIX столетия. Видный французский публицист, основатель сравнительной педагогики Марк-Антуан Жюльен Парижский (1775 - 1848) еще в 1817 г. призывал "организовать под покровительством и при поддержке одного или нескольких монархов, а также при содействии уже существующих просветительских обществ Специальную комиссию по образованию" [1, p. 14]. Активный участник Великой французской революции, он пропагандировал идеи международной солидарности, мира и сотрудничества между европейскими народами. По его инициативе было создано Французское общество объединенных наций, которое можно рассматривать в качестве одного из первых предшественников ЮНЕСКО. Предвосхитив многих европейских мыслителей, он сделал вывод о том, что сотрудничество государств в области образования - это лучший способ достичь всеобщего согласия и первый шаг к политическому взаимопониманию.

Полвека спустя голландец Герман Молкенбер, развивая свою утопическую теорию всеобщего благоденствия, писал: "Школа - вот тот инструмент, которому принадлежит будущее, и лишь совместные действия воспитателей смогут навести в мире нравственный порядок" [1, p. 33]. Предлагая в связи с этим создать постоянно

стр. 81


--------------------------------------------------------------------------------

действующий Международный совет по образованию, он утверждал, что без участия политиков никакие усилия в этой сфере не принесут желаемых плодов. Совет должен был иметь, по его мнению, межправительственный характер, но при этом оставаться свободным от политического давления, состоять из рекомендованных правительствами авторитетных специалистов и финансироваться за счет небольшого сокращения расходов на военные ведомства. В перспективе, свято верил Молкенбер, мировое сообщество убедится, насколько рентабельными окажутся эти затраты.

Вслед за Молкенбером многие деятели культуры и просвещения обращались к политикам с призывами осознать ту роль, которую способно сыграть образование во взаимопонимании между народами и в сохранении мира на Земле. Среди них можно назвать немца М.Курнига, разработавшего в 1904 г. проект Международного педагогического консультативного центра. Он писал: "Каждая новая война, в которую ввергаются народы или к которой они готовятся, - это результат осязаемого отсутствия международного единения в сфере образования" [1, p. 37]. (Сорок лет спустя эта мысль будет повторена в первой статье Устава ЮНЕСКО.)

В эти же годы венгр Франц Кемени настаивал на созыве международной конференции министров образования. Чуть позже Фанни Эндрюз из США, педагог по образованию и профессиональный дипломат, заручившись поддержкой правительства своей страны, пыталась осуществить проект учреждения международного информационного бюро в области образования. Ее разработки интересны еще и тем, что в них впервые обсуждалась бюджетная сторона деятельности будущей организации. Ее соотечественник У.Скотт продвинулся еще дальше в поиске возможностей перейти к практическим шагам: он отдавал инициативу политикам и предлагал президенту США договориться с другими странами об объединении усилий для налаживания международного сотрудничества в сфере образования.

Начало первой мировой войны помешало реализации этих и многих других проектов, но в первые же годы после заключения Версальского мирного договора и подписания Устава Лиги Наций 44 государствами в 1919 г. проблема включения культуры и образования в сферу международной деятельности по сближению и взаимному пониманию народов с целью сохранения мира зазвучала с новой силой.

В 1922 г. по предложению французского государственного деятеля, лауреата Нобелевской премии мира Леона Буржуа Лига Наций учредила Международную комиссию по интеллектуальному сотрудничеству в составе 12 человек. В работе Комиссии приняла участие целая плеяда крупнейших ученых, таких, как французский философ Анри Бергсон (1859 - 1941), ее первый председатель; один из создателей учения о радиоактивности, дважды (1903 и 1911 гг.) лауреат Нобелевской премии Мария Склодовская-Кюри (1867 - 1934); великий физик-теоретик Альберт Эйнштейн (1879 - 1955) и др.

Финансовые возможности Комиссии были более чем скромными: Лига Наций намеренно ограничивала ее деятельность, рассматривая вопросы культуры и образования в качестве прерогативы суверенных государств-членов. Поэтому на первых порах ее деятельность сводилась к переписке и проведению ежегодных дискуссий, не имевших практических результатов. Однако о том, насколько близки были устремления участников Комиссии идеям, заложенным в учредительных документах будущей ЮНЕСКО, можно судить по их заявлениям на ассамблеях Лиги Наций: "Здесь много говорится о проблеме безопасности, но существует лишь одна абсолютная гарантия сохранения мира на Земле: та, что коренится в умах и доброй воле людей. Это не соглашения, не договоры, не дипломатический инструментарий, не ограничение вооружений, но - образование, обмен идеями, взаимное знание, понимание и уважение..." [1, p. 62 - 63].

В ответ на просьбу Комиссии о помощи и содействии французское правительство предложило учредить в Париже Международный институт интеллектуального сотрудничества, обязуясь финансировать его деятельность. В 1926 г. решением Ассамблеи Лиги Наций эта организация была создана. Получив необходимую материальную

стр. 82


--------------------------------------------------------------------------------

базу и назначив постоянно действующий секретариат, Институт смог перейти к первым практическим шагам по развитию международного сотрудничества в области культуры. Его семь отделов занимались следующими вопросами: общими проблемами, межуниверситетскими контактами, связями между библиотеками и научными союзами, юридическими вопросами, касающимися интеллектуальной собственности и условий труда ученых и творческих работников, переводом литературных произведений и межгосударственным обменом ими, музеями и сотрудничеством в области искусства, связями с прессой и другими средствами массовой информации. Так в общих чертах вырисовывались контуры будущей организации.

Институт просуществовал до 1939 г. В своих документах он во многом предвосхитил те доводы, которые прозвучали позднее в пользу создания межправительственной организации, которой должна была стать ЮНЕСКО.

В этот же период в Женеве функционировало на правах неправительственной организации созданное в 1925 г. благодаря поддержке Института Жан-Жака Руссо при Женевском университете Международное бюро просвещения. В 1929 г. представители ряда государств встретились здесь для выработки и принятия нового устава этой организации, в результате чего она фактически обрела межправительственный характер. Но и в новом качестве Бюро сохранило свою независимость от Лиги Наций.

Основными задачами Бюро были: обработка информации по всем вопросам, связанным с просвещением; сбор сведений по проблемам обучения в государственных и частных учебных заведениях; осуществление теоретических и статистических исследований в области образования.

Во время второй мировой войны масштабы деятельности Бюро резко сократились. Организация сосредоточила свои усилия на оказании культурной помощи военнопленным.

Эти две организации можно рассматривать в качестве ближайших предшественников ЮНЕСКО.

В 1942 г., когда значительная часть Европы была оккупирована фашистами и Лондон стал временным прибежищем находившихся в эмиграции ряда правительств, по инициативе президента Совета по образованию Англии и Уэльса Ричарда А.Батлера и президента Британского совета М.Робертсона была созвана Международная конференция министров образования восьми европейских государств (Бельгии, Греции, Нидерландов, Норвегии, Польши, Чехословакии, Франции, Югославии). На ней предполагалось обсудить пути преодоления ущерба, нанесенного войной делу образования в Европе. Однако запланированная как единовременное мероприятие, она вылилась в систематические встречи вплоть до декабря 1945 г.: состоялись 21 пленарное заседание и 37 собраний Бюро Конференции. Росло число участников форума: США и СССР присоединились к нему в качестве наблюдателей в мае 1943 г.; Китай, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Индия - в июле того же года. Начав с обмена информацией о состоянии школьных зданий, наличии учебной литературы, численности педагогических кадров и планирования послевоенного устройства систем образования, участники Конференции все больше склонялись к объединению усилий в этой сфере.

Большой интерес к работе Конференции проявили многочисленные неправительственные ассоциации интеллектуалов из разных стран, которые не прекращали своей деятельности во время войны. Среди наиболее влиятельных можно назвать английский Совет по образованию для мирового гражданства (Council for Education in World Citizenchip), президентом которого был Жильбер Мюррей, последний председатель Комитета интеллектуального развития в 1928 - 1939 гг.; Британскую ассоциацию научного прогресса (British Association for Advancement of Science), участником которой был Джулиан Хаксли, впоследствии первый Генеральный директор ЮНЕСКО; Комитет США по перестройке образования и др. По их инициативе на рассмотрение Конференции было вынесено предложение о создании международной организации для сотрудничества в области образования. С целью его дальнейшей разработки в мае 1943 г.

стр. 83


--------------------------------------------------------------------------------

в рамках Конференции был создан специальный комитет.

К этому времени Конференция значительно расширила рамки своей деятельности. Были созданы комиссии по культурным соглашениям, книгоиздательскому делу и периодической печати, по научным проблемам, кинематографии, аудиовизуальным средствам, по вопросам финансирования и планирования образования, а также комитеты и подкомитеты по вопросам истории, возвращения незаконно вывезенных произведений искусства и оборудования для научных исследований, по оказанию срочной помощи учителям и по перевоспитанию детей, подвергшихся пронацистской идеологической обработке. Таким образом зарождались многие важные программы, осуществлением которых ЮНЕСКО занимается и по сей день.

Деятельность Конференции привлекала все большее внимание мировой общественности, и к концу 1943 г. было решено расширить состав ее участников, предоставив статус полноправных членов тем странам, которые до этого были лишь наблюдателями.

В апреле 1944 г. в Лондон прибыла авторитетная делегация из США, в которую входил Арчибалд Мак-Лиш - поэт и директор Библиотеки конгресса, человек, которому предстояло сыграть важную роль в подготовке и составлении проекта Устава ЮНЕСКО.

Американская делегация представила свои предложения относительно "Организации Объединенных Наций по вопросам переустройства образования и культуры", которые обсуждались на двух специальных расширенных заседаниях Конференции. Тогда же был разработан предварительный проект ее Устава. Затем председатель Конференции Ричард А.Батлер разослал проект правительствам государств-членов Объединенных Наций и присоединившихся стран, а также организациям, поддерживавшим связи с Объединенными Нациями, с просьбой высказать свои замечания.

Реакция на предложения США была в целом положительной, и их обсуждение продолжилось на уровне руководителей антигитлеровской коалиции в ходе Думбартон-Оксской (август 1944 г.) и Сан-Францисской (апрель 1945 г.) конференций, созванных по инициативе СССР, США, Великобритании и Китая и занимавшихся разработкой Устава ООН. Итогом их работы стало не только принятие Устава Организации Объединенных Наций, который официально вступил в силу 24 октября 1945 г., но и одобрение представленного Францией проекта рекомендации, предлагавшей правительствам "в течение ближайших месяцев созвать всеобщую конференцию с целью выработки Устава международной организации по вопросам культурного сотрудничества" [2, c. 12]. Делегацией США было внесено добавление, в котором упоминалось "намерение Конференции министров образования союзных стран созвать в ближайшем будущем Конференцию Объединенных Наций с целью учреждения международной организации по вопросам сотрудничества в области образования и культуры. Просьба провести такую конференцию была адресована правительству Великобритании" [2, c. 12].

В Лондоне был создан рабочий комитет по подготовке конференции, и 1 ноября 1945 г. Конференция по созданию Организации Объединенных Наций по вопросам образования и культуры открылась в помещении Института гражданских инженеров, одном из немногих уцелевших после бомбардировок зданий Лондона, способных разместить столь представительный форум. Арчибалд Мак-Лиш, выступая одним из первых, сформулировал задачи, стоящие перед делегатами: "... достигнуть более широкого и эффективного международного сотрудничества в области как образования, так и культуры в целом, то есть в сфере науки и искусства. Однако за этой целью стоит еще более важная и более вдохновляющая задача - добиться взаимопонимания народов во всем мире..." [2, c. 12].

Участники Конференции признали огромную роль образования в утверждении духа мира и согласились, что "барьеры, воздвигнутые в умах людей, гораздо более прочны и долговечны, чем все линии Мажино, и что, сверх того, средства, затраченные на формирование человека через просвещение, науку и культуру, в конечном итоге более рентабельные, чем огромные оборонные расходы" [1, p. 29].

стр. 84


--------------------------------------------------------------------------------

На Конференции в Лондоне присутствовали делегации из 44 стран. 16 ноября 1945 г. главы 37 из них подписали проект Устава новой организации, Заключительный акт Конференции и Акт о создании Подготовительной комиссии по вопросам образования, науки и культуры.

Официально ЮНЕСКО начала функционировать 4 ноября 1946 г. К этому времени первые 20 государств подписали ее Устав и передали на хранение Великобритании свои ратификационные грамоты. По решению Генеральной конференции ЮНЕСКО и Генеральной Ассамблеи ООН с декабря 1946 г. ЮНЕСКО стала неотъемлемой частью системы ООН, одним из крупных и важных ее компонентов, связанных с ней общностью идеалов и целей.

19 декабря было подписано соглашение, согласно которому Международный институт интеллектуального сотрудничества, возобновивший свою деятельность после окончания войны, будет продолжать ее в рамках ЮНЕСКО. Библиотека МИИС, его архивы, коллекции, публикации, а также авторские и издательские права переходили от Лиги Наций к ООН. Соглашение вступило в силу в 1947 г. В этом же году было подписано предварительное соглашение о слиянии Международного бюро просвещения и ЮНЕСКО, которое окончательно произошло в 1968 г.

В Уставе ЮНЕСКО провозглашается ее основная миссия: укоренять в сознании людей идеи защиты мира и общечеловеческих ценностей, терпимости и взаимопонимания, интеллектуальной и нравственной солидарности, основываясь на развитии сотрудничества народов в области образования, науки и культуры [3, c. 25 - 26]. Образованию в его самом широком смысле отводится ведущая роль в этой этической миссии. Об этом свидетельствует уже тот факт, что в преамбуле и первой статье Устава ни одно другое понятие не используется так часто и столь многопланово, как понятие образования. На протяжении всей истории ЮНЕСКО программам в области образования отводилось ведущее место как по их масштабам, так и по размеру выделяемых на их реализацию ресурсов.

За годы существования ЮНЕСКО ее деятельность в сфере образования претерпела значительную качественную эволюцию, обусловленную крупнейшими историческими событиями и тенденциями развития мира.

В течение первого послевоенного десятилетия в состав Организации входили в основном ведущие западные страны и находившиеся в политической и экономической зависимости от них государства Азии, Африки и Латинской Америки. В регионе Западной Европы под эгидой ЮНЕСКО проводилась работа по восстановлению школ, разрушенных во время войны, по налаживанию прерванных контактов и связей между деятелями образования посредством подготовки и проведения первых международных конференций и совещаний. В этот период были начаты работы по сбору и распространению статистических данных, изучению состояния образования в различных регионах мира [4].

В отношении развивающихся стран направления деятельности во многом определялись концепцией "базового просвещения" (сообщение населению элементарных сведений из целого ряда областей с целью содействовать "общинному развитию") и имели довольно разрозненный и бессистемный характер.

В 1954 г. в состав ЮНЕСКО вошли СССР, Украина и Белоруссия, что способствовало активизации участия в ней и других социалистических стран (к этому времени ЮНЕСКО насчитывала 68 государств-членов). Эти события положили начало качественно новому этапу в истории Организации. Программы ее деятельности обогатились идеями защиты прав человека на образование, мирного сосуществования государств с различным общественным строем, развития равноправного международного сотрудничества, борьбы с различными формами дискриминации в области образования. "Обсуждения на Генеральной конференции и в Исполнительном совете, которые раньше отличались известным академизмом... приобрели насыщенность, политическое содержание в лучшем смысле слова, остроту... которые укрепляли контакт с реальной действительностью и готовили ЮНЕСКО к задачам,

стр. 85


--------------------------------------------------------------------------------

которые она могла только предугадывать", - отмечает бывший председатель Исполнительного совета ЮНЕСКО Дж.Помпеи [5, p. 30].

Важным событием в истории ЮНЕСКО стало принятие в 1958 г. на Х сессии Генеральной конференции решения о подготовке Конвенции и Рекомендации о борьбе с дискриминацией в области образования, которые в дальнейшем радикальным образом изменят содержание всей ее деятельности. В 1960 г. в Организацию вступили 17 новых государств Африки, получивших национальную независимость, а в конце 1962 г. ее состав увеличился до 113 государств-членов. С этого времени ЮНЕСКО уделяет главное внимание развивающимся странам.

В настоящее время ЮНЕСКО насчитывает 184 государства-члена, с ней сотрудничают 588 неправительственных организаций. По состоянию на 1999 г. в 179 государствах-членах созданы национальные комиссии по делам ЮНЕСКО, перед которыми стоит задача привлечения к работе ЮНЕСКО деятелей образования, науки, культуры, средств массовой информации. Будучи специализированным учреждением ООН и межправительственной организацией, ЮНЕСКО активно сотрудничает с другими структурами системы ООН, а также с межправительственными, межрегиональными, региональными или субрегиональными организациями.

Согласно Уставу ЮНЕСКО имеет три различных по своим функциям и ответственности органа: Генеральную конференцию, Исполнительный совет и Секретариат.

Высшим руководящим органом является Генеральная конференция представителей государств-членов. В соответствии с принципом суверенного равенства последних каждая делегация имеет один голос. Со второй половины 70-х гг. в ЮНЕСКО сложилась практика принимать важные решения конференций без голосования - при общем согласии всех ее участников (путем консенсуса). В заседаниях конференции участвуют также многочисленные наблюдатели от государств, не являющихся членами Организации, от международных межправительственных и неправительственных организаций, сотни журналистов. Поэтому общее количество участников сессии нередко превышает 2 - 2,5 тыс. человек. Сессии Генеральной конференции проводятся, как правило, раз в два года, но за время существования Организации состоялось еще четыре внеочередные сессии. Чаще всего заседания Генеральной конференции проходят в штаб-квартире ЮНЕСКО, в Париже, но иногда - в столицах и других городах различных государств-членов.

Генеральная конференция определяет общее направление деятельности Организации, утверждает ее программу на предстоящий двухлетний бюджетный период. В этой программе подробно указываются мероприятия, которые следует начать или продолжить, и соответствующее распределение ассигнований. Проект по этому вопросу готовится Генеральным директором в результате проведения широких консультаций с государствами-членами и международными правительственными и неправительственными организациями и в соответствии с основными направлениями среднесрочного плана Организации, принимаемого Генеральной конференцией на шестилетний период. Генеральная конференция избирает членов Исполнительного совета и других руководящих рабочих органов ЮНЕСКО, назначает по представлению Исполнительного совета Генерального директора ЮНЕСКО, решает другие вопросы, требующие одобрения со стороны государств-членов.

В период между сессиями Генеральной конференции основным руководящим органом ЮНЕСКО является Исполнительный совет, избираемый Генеральной конференцией. Главная функция Исполнительного совета состоит в определении методов и форм практической деятельности Организации между сессиями Генеральной конференции; он следит за выполнением программ и принимает по необходимости соответствующие меры, рассматривает проекты программ работы и бюджетных смет, представляет свои рекомендации и доклады. Исполнительный совет собирается на свои сессии два раза в год, как правило, весной и осенью.

Исполнительный совет состоит из представителей 51 государства-члена, избранных в соответствии с принципом

стр. 86


--------------------------------------------------------------------------------

географического представительства: 9 членов от региона Западной Европы и Северной Америки; 4 - от восточноевропейских государств; 9 - от стран Латинской Америки и Карибского бассейна; 9 - от стран Азии и бассейна Тихого океана; 20 - от стран Африки и арабских государств. Состав Исполнительного совета обновляется наполовину на каждой очередной сессии Генеральной конференции, срок полномочий его членов - четыре года.

Секретариат является постоянно действующим органом ЮНЕСКО, во главе которого стоит Генеральный директор, назначаемый Генеральной конференцией по рекомендации Исполнительного совета на шестилетний срок, но может быть переизбран и на новый период. Первым Генеральным директором ЮНЕСКО был крупный английский ученый-биолог Дж.Хаксли (1946 - 1948), его сменил на этом посту министр иностранных дел Мексики Х.Торрес Боде (1948 - 1952), затем Генеральными директорами были американец Л.Г.Эванс (1953 - 1958), итальянец В.Веронезе (1958 - 1961), француз Р.Майо (1962 - 1974), представитель Сенегала А.-М.М?Боу (1974 - 1987). С 1987 г. этот пост занимает испанский ученый и общественный деятель Федерико Майор Сарагоса.

Генеральный директор руководит Секретариатом ЮНЕСКО, назначает на возможно более широкой географической основе и с учетом профессиональных данных сотрудников его персонала. Служащие Секретариата являются международными чиновниками. Наиболее крупными подразделениями Секретариата ЮНЕСКО являются сектора, возглавляемые, как правило, заместителями Генерального директора. В настоящее время действуют сектора: образования, естественных наук, общественных наук, культуры, коммуникации, сотрудничества и внешних связей, поддержки программы, общей администрации. В ведении секторов находятся различные представительства, бюро и учреждения ЮНЕСКО, расположенные вне штаб-квартиры, на территории государств-членов. В целях координации деятельности ЮНЕСКО и ее учреждений на местах действуют четыре региональных координатора: для Африки, для Латинской Америки и Карибского бассейна, для арабских стран, для стран Азии и бассейна Тихого океана.

ЮНЕСКО уделяет большое внимание организации и проведению многочисленных международных встреч, симпозиумов, конференций в целях обмена национальным опытом в сферах ее компетенции, координации усилий государств-членов по проблемам, представляющим для них общий интерес, для обобщения итогов международного сотрудничества по программам и проектам Организации и разработки стратегии развития образования в различных регионах и по всем его уровням.

По объему осуществляемых в ЮНЕСКО мероприятий и затрачиваемых средств проблемы образования занимают первое место. Соответственно, и сектор образования является крупнейшим подразделением Секретариата ЮНЕСКО. На него возложена практическая и аналитическая работа по организации международного сотрудничества в этой сфере, по руководству целой системой учреждений и органов, осуществляющих теоретическую работу и практические мероприятия в соответствующих областях. При штаб-квартире ЮНЕСКО действует Центр документации и информации сектора образования (ЦДИ). Он тесно сотрудничает с центрами документации региональных бюро по образованию для Африки (БРЕДА), арабских стран (ЮНЕДАБ), Азии и района Тихого океана (РОЕАП), Латинской Америки и Карибского бассейна (ОРЕАЛК), а также двух региональных центров: Европейского центра по высшему образованию (СЕПЕС) в Бухаресте и Регионального центра высшего образования в Латинской Америке (КРЕСАЛК) в Каракасе.

В систему ЮНЕСКО входят международные исследовательские центры в области образования. Особое место среди них занимает Международное бюро просвещения (МБП), расположенное в Женеве. В 1969 г. оно официально стало составной частью ЮНЕСКО и курирует ее информационную и издательскую деятельность, а также проводит исследования в области сравнительной педагогики, поддерживает базы данных о состоянии образования в странах-членах ЮНЕСКО, о

стр. 87


--------------------------------------------------------------------------------

центрах педагогической документации и исследований, тезаурус ЮНЕСКО - МБП по образованию, Бюро возглавляет Международную сеть информации по вопросам образования, в которой участвуют более 100 национальных центров документации. Созывавшиеся раньше МБП ежегодные международные конференции по образованию с 1970 г. проводятся ЮНЕСКО и МБП раз в два года. Каждая сессия конференции посвящается конкретной теме и завершается принятием соответствующей международной рекомендации, предназначенной для министров образования всех стран мира. Например, в 1986 г. она была посвящена "Политике и стратегии развития среднего образования", в 1998 г. состоялась Всемирная конференция "Высшее образование в ХХI веке: подходы и практические меры".

Для тех, кто занимается научными исследованиями, работает в области информации и документации по образованию, МБП организует различные учебные мероприятия и семинары.

МБП регулярно публикует обзоры педагогических исследований и справочные материалы, такие, как "Международный ежегодник по образованию", а также информационные бюллетени и периодические издания (например, "Бюллетень Международного бюро просвещения", ежеквартальное издание "Перспективы" - основной международный журнал по сравнительному образованию).

В Гамбурге расположен Институт ЮНЕСКО по образованию (ИЮО). Он был создан в 1952 г. и занимается проблемами обучения взрослых и неформальным образованием в рамках непрерывного обучения. Деятельность ИЮО включает исследования, подготовку кадров и распространение информации в глобальном масштабе.

Решения о программных мероприятиях и бюджете принимаются Административным советом ИЮО и Генеральной конференцией ЮНЕСКО. Перед Институтом стоят следующие основные задачи:

? сбор и анализ информации в области образования взрослых (особое внимание уделяется образовательным возможностям для мигрантов, национальных меньшинств и других обездоленных слоев населения);

? проведение международных исследований, связанных с неформальным образованием взрослых и неохваченной школьным обучением молодежи;

? обмен информацией и расширение связей между исследователями и практическими работниками сферы обучения взрослых и непрерывного образования во всем мире.

В Институте имеются центр документации и библиотека, специализирующиеся на указанной проблематике. К числу публикаций ИЮО относятся "Международный журнал по образованию" (Revue international de pйdagogie), руководства и справочники, исследования по распространению грамотности, доклады, а также информационный бюллетень.

Международный институт планирования образования (МИПО), созданный в 1963 г. в Париже, занимается подготовкой специалистов и научными исследованиями в области планирования образования. Институт выпускает серии брошюр под общим названием "Основы планирования в области образования", в которых исследования теоретических вопросов увязываются с непосредственной практикой составления планов в национальном или региональном масштабе.

Здесь проводятся международные конференции, совещания специалистов, коллоквиумы по проблемам планирования и прогнозирования образования на основе теоретического и методологического плюрализма. В результате дискуссий вырабатываются универсальные концепции и рекомендации, эффективно работающие в странах со сходным уровнем социально- экономического развития.

Бюджет ЮНЕСКО складывается из двух частей: обычный (или регулярный) бюджет, состоящий из взносов государств-членов, и внебюджетные средства, поступающие от ПРООН (Программа развития ООН), ЮНФПА (Фонд ООН для деятельности в области народонаселения), ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) и других финансирующих организаций, таких, как Всемирный банк, а также в виде добровольных пожертвований и целевых фондов, предоставляемых организациями и государствами-донорами.

стр. 88


--------------------------------------------------------------------------------

Финансирование из внебюджетных источников не является заранее определенным: мобилизация этих ресурсов относится к числу задач, возложенных на Секретариат ЮНЕСКО.

Так, в 1996 - 1997 гг. регулярный бюджет составил 518,4 млн. долларов, внебюджетные средства - 290 млн. долларов. Распределение общей суммы ассигнований по основным областям деятельности выглядело следующим образом: образование - 36%; наука - 30%; культура - 16%; коммуникация - 10%; междисциплинарные проекты - 8%.

Это весьма скромные ресурсы, они ни в коей мере не могут удовлетворить минимальные потребности даже какой-либо одной страны. Однако в компетенцию ЮНЕСКО и не входит оказание финансовой помощи. Ее основная функция, как это было сформулировано на праздновании 40-летия Организации в 1986 г., - "своевременно ставить вопросы" [6, c. 7]. Другими словами, ЮНЕСКО призвана играть роль "катализатора", помогая государствам-членам разобраться в возникающих проблемах, выработать подходы и методы, могущие облегчить их разрешение, и наметить пути дальнейшего развития. Она сотрудничает с государствами, строго уважая суверенитет каждого из них и ограничивая свою деятельность точно определенными рамками, никогда не стремясь подменить национальные инстанции. Поощряет ли она обмен информацией между странами, проводит ли совещания министров образования, занимается ли выработкой и ратификацией международных конвенций, оказывает ли консультативные услуги, занимается ли осуществлением в рамках своей оперативной деятельности конкретных проектов, ее задачи в основном сводятся к стимулированию, разъяснению, ориентации и оказанию технической помощи.

Литература

1. Bekri C. L?UNESCO: Une entreprise er-ronnйe? P., 1991.

2. Курьер ЮНЕСКО. 1985. Нояб.

3. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993.

4. Уранов Г.В. ЮНЕСКО: к 40-летию деятельности. М., 1986.

5. Pompei G.F. Historique de l?Organisa- tion // Dans l?esprit des hommes. P., 1972.

6. Лакост М.К. Хроника великого замысла: ЮНЕСКО 1946 - 1993. М., 1994.

стр. 89

Опубликовано 04 октября 2007 года




Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

Прямая трансляция:

Сегодня в тренде top-100


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама