Рейтинг
Порталус

Педагогика дружбы народов, веротерпимости, патриотизма(*)

Дата публикации: 04 октября 2007
Автор(ы): Ш.И.Исмаилов
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1191497451


Ш.И.Исмаилов, (c)

Происшедшие в России и других странах СНГ резкие перемены в экономике и политике значительно осложнили межнациональные и межконфессиональные отношения населяющих их народов. Дестабилизировалась жизнь на всем постсоветском пространстве. Серьезные изменения претерпели межличностные и морально-этические связи. В особо сложной обстановке происходит расставание граждан России с установками советского патриотизма, с прежним социально-психологическим складом сознания, что потребовало новых подходов к разработке методологии и теории формирования культуры межнационального общения в изменившихся исторических обстоятельствах.

Решению этой задачи посвящена монография З.Т.Гасанова "Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика" (Махачкала, 1998), отклик на которую опубликован в прошлом году (см.: Педагогика, 1999. ? 2). Эта монография сыграла роль фундаментального базиса в подготовке соответствующих курсов и программ для школ, педвузов, военных учебных заведений.

Для Российской Федерации как одной из крупнейших многонациональных стран мира важной целью воспитания и образования является формирование у своих граждан высокой культуры российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости. Определенным


--------------------------------------------------------------------------------

(*) Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. М., 1999.

стр. 107


--------------------------------------------------------------------------------

шагом в выполнении социального заказа федеративного государства стало рецензируемое издание. Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации книга рекомендована в качестве учебного пособия. Педагогика межнационального общения в качестве обязательной вузовской дисциплины вошла, как известно, в Государственный образовательный стандарт и стала узаконенным компонентом общероссийской политики в сфере образования. Несомненно, новая работа З.Т.Гасанова будет способствовать внедрению этой дисциплины в учебный процесс.

Педагогика межнационального общения, интегрирующая знания из области философии, социологии, языкознания, общей и социальной психологии, имеет в настоящее время тенденцию к превращению в самостоятельное направление педагогической науки; ее предметом в практическом преломлении, по мысли автора, является воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. В теоретическом - определение ее целей, методов и формы, анализ реальностей педагогического процесса. Особую ценность рецензируемому пособию придает насыщенность его содержания глубоким психологическим знанием.

В книге три раздела. В первом - дается анализ развития национальных отношений на различных уровнях: в странах мира в целом, в рамках Европейского Союза и Содружества Независимых Государств, народов федеративных государств и многонациональных субъектов федеративных государств, рассмотрены специфика и условия жизни малочисленных этнических групп.

В пособии последовательно проводится мысль, согласно которой при организации педагогического процесса непременным правилом является учет этнокультурных условий многонационального государства в целом, особенностей того или иного субъекта федерации (республики, области, округа, штата, провинции). В этой связи обращается внимание на этносоциальные условия Дагестана и делается вывод о том, что многолетний дагестанский опыт воспитания многонационального населения в духе дружбы и веротерпимости представляет определенный интерес для всех, прежде всего для тех государств, в которые входит на принципах равенства и взаимной выгоды ряд этнических общностей.

Во втором разделе пособия разъясняются психолого-педагогические основы самого процесса воспитания культуры межнационального общения, обосновывается необходимость взаимосвязи местного, национального, общенационального (федеративного) и всечеловеческого компонентов содержания школьного и вузовского образования. Важное место отводится раскрытию роли национальной школы в достижении взаимопонимания и уважения между отдельными людьми, народами, расами, этническими и религиозными группами. Приводятся примеры дифференцированного подхода к использованию этого опыта с учетом изменений, которые произошли в России и других странах СНГ.

Впервые в нашей учебной литературе автором монографии и пособия предпринята попытка с научно объективных позиций проанализировать и оценить идеи и результаты интернационального и патриотического воспитания за годы Советской власти. Он с полным основанием указывает на то, что народы бывшей царской России достигли огромных успехов в развитии экономики, культуры и образования. Сложились сотрудничество и взаимопомощь наций и народностей. Между людьми разных национальностей установились дружеские отношения, основанные на взаимной привязанности, духовной близости и общности интересов. Советский социум успешно формировал общий для всех социально-психологический склад сознания, самосознания и чувств, сплачивал всех граждан страны.

Отход руководства бывшего СССР от идеологии интернационализма и дружбы народов, перенос акцента на некие общечеловеческие ценности без определения их роли в контексте национальных и гражданско-патриотических ориентаций способствовали разрушению и распаду всей государственной системы воспитания.

Третий раздел пособия посвящен изложению правовых, морально-этических и религиозных основ воспитания культуры межнационального общения. Большое внимание уделено показу того, что ведущей функцией правовой системы являются поддержка и защита прав народов, составляющих федерацию, свобод каждого гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии. Особо сказано о настоятельной необходимости учитывать и разумно использовать влияние конфессиональных организаций и объединений на различные сферы общества, государства, культуру и образование, на национальные и семейно-бытовые отношения.

Достаточно полный объем фактического материала, проблемность изложения, указания, относящиеся к организации учебной деятельности, литература для самостоятельных занятий, вопросы для самоконтроля будут, несомненно, способствовать углубленному изучению круга обсуждаемых проблем, обозначенных в программе курса Педагогика межнационального общения.

стр. 108

Опубликовано на Порталусе 04 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама