Рейтинг
Порталус

Экономическая подготовка школьников

Дата публикации: 04 октября 2007
Автор(ы): А.В.Даринский
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1191497744


А.В.Даринский, (c)

Коренные изменения, происшедшие в нашей стране в 90-х годах, вызвали у значительной части населения заметное повышение интереса к вопросам экономики. И это понятно, ибо появились проблемы, которые прежде большинство людей не затрагивали: различные формы безработицы, сокращение возможностей трудоустройства, различия в оплате труда специалистов одинаковой квалификации в государственных и частных предприятиях и учреждениях и др.

В средствах массовой информации существенное место заняла экономическая тематика. В язык общения россиян вошло много понятий, с которыми в прошлом они не сталкивались, как-то: "бизнес", "рынок", "акция", "биржа" и т.п. Примечательно, что в обсуждение ставших актуальными экономических вопросов наряду со взрослыми все больше включаются дети, преимущественно старшего возраста.

Повышение роли экономики в жизни страны, увеличение потребностей в кадрах экономического профиля вызвали рост популярности соответствующих профессий: экономистов, бухгалтеров, управленцев (менеджеров). Как следствие, в педагогической печати развернулась дискуссия о целях экономической подготовки школьников, о сущности экономического образования и экономического воспитания. Более детально, чем прежде, обозначилась связь образованности и менталитета граждан с состоянием экономики как страны в целом, так и региона их проживания в частности.

Многие сошлись во мнении, что переход нашей страны к рыночной экономике требует совершенствования экономической подготовки не только специалистов, но и школьников. Но каковы должны быть ее цели и содержание? Этот вопрос, как показывает практика, еще недостаточно проработан.

В настоящее время в России есть как государственная, так и различные формы негосударственной собственности. В государственной собственности остались: полностью - железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс, а также, хотя нередко только де-юре, - морские, речные и аэропорты; в большинстве своем - учреждения связи, высшего, профессионального и общего образования, здравоохранения, научно-исследовательские, спорта и искусства. Различные формы негосударственной собственности (предприятия и учреждения, принадлежащие частным предпринимателям или акционерным обществам, с участием или без участия государства, полностью или частично контролируемые иностранными инвесторами) преобладают теперь в промышленности, сельском хозяйстве, в морском, речном, автомобильном и авиационном транспорте, жилищно-коммунальном хозяйстве и ряде областей социальной сферы. В 1998 г. более двух третей работающего населения страны было занято в учреждениях и предприятиях негосударственной собственности; со временем в них будет работать и большинство нынешних школьников.

У государственных и негосударственных учреждений и предприятий - разные цели деятельности. Основная цель первых - приумножение национального богатства, обеспечение национальной независимости и безопасности, сохранение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, повышение материального благосостояния и духовности народа, укрепление его здоровья и обеспечение работой. Конечно, далеко не всегда так получается, но в идеале цель именно такова. В негосударственных учреждениях и предприятиях цель деятельности принципиально иная - получение максимальной прибыли. Государство в лице своих законодательных и исполнительных органов вправе лишь воздействовать на деятельность негосударственных предприятий и учреждений, ориентируя их на удовлетворение потребностей страны, но цель деятельности изменить не может. Стабильный и высокий доход являются здесь целью не только владельцев, но и наемных работников. Итак, различие целей государственных и негосудар-

стр. 14


--------------------------------------------------------------------------------

ственных учреждений и предприятий - характерная черта складывающейся в нашей стране рыночной экономики; эту экономику можно рассматривать на микро- и макроуровнях, что очень важно для установления целей и содержания экономической подготовки школьников.

На микроуровне осуществляется взаимодействие отдельных предприятий (фирм) и учреждений с другими производителями товаров и услуг и со сферой потребления. Производители и продавцы продукции и услуг осуществляют менеджмент и маркетинг с учетом спроса и возможной конкуренции. Функциональная успешность предприятия или учреждения достигается соответствующей организацией технологического процесса и труда, развитием производственных и финансовых связей.

На макроуровне экономика представляется в масштабах всего государства или входящего в его состав региона, и функционирование рынка регулируется государством в интересах всего общества, страны. Рыночная экономика на макроуровне предполагает существование различных рынков (товаров и услуг, финансового, валютного, рабочей силы, международного) с многопрофильными учреждениями и предприятиями, обеспечивающими их нормальное функционирование (банки, товарные и фондовые биржи, различные торговые учреждения и др.). Обязательным условием существования рынка на уровне государства и его регионов является законодательное регулирование всех субъектов собственности, рычагами которого служат налоговая и кредитно- финансовая политика государства, призванные не допустить разбалансирования экономики и обеспечить защищенность всех слоев общества, в первую очередь малообеспеченных.

В странах Запада педагогическая литература и школьная практика ориентируются на планомерную подготовку выпускников общеобразовательной школы к тем рыночным условиям, в которых им предстоит в дальнейшем жить и работать. В классическом труде Кэмпбелла Р. Макконнелла и Стэнли Л. Брю "Экономикс" указывается, что главной движущей силой экономики является личный интерес, что "каждая экономическая единица стремится делать то, что выгодно ей самой", и "что личный интерес формирует фундаментальный образ действий различных экономических единиц" (Таллинн, 1993. Т. 1. С. 52). Такую постановку вопроса обусловливает собственно западная этика мотивации к труду и богатству, при которой нравственно все, что разрешено законом и не мешает другим, т.е. правила поведения закреплены в виде правовых норм, установленных законом.

История выкристаллизовала у каждого этноса свой образ материальной и духовной жизни. У российских народов в течение веков сложились собственные коллективные и индивидуальные особенности восприятия действительности, сформировавшиеся в процессе национально- культурной идентификации в форме сознательных и бессознательных установок мышления, чувств и действий, в виде стереотипов поведения, отношения к природе, государству, семье, окружающим.

Русская духовность воспитана русской православной и мирской культурой, она никогда не была буржуазной и несет в себе много антирыночных элементов и установок, противостоящих индивидуализму, предприимчивости как ловкости, которые исстари воспринимались большинством как нечто чуждое, инородное. Для истинно русского человека государство всегда было "национальным домом" (державность), личность - частью коллектива (общинность), богатство - лишь достатком (умеренность). Поэтому нет ничего удивительного в том, что качества личности, соответствующие нашему менталитету, оказались невостребованными, отторгнутыми сложившейся у нас карикатурно- рыночной экономикой.

Что же должна делать школа? Как преодолевать это сковывающее общество противоречие? На наш взгляд, школа должна не только сохранять, но и крепить в подростково-молодежной среде русскую национально-культурную ментальность. В этом случае русские юноши и девушки, попав в профессиональное учебное заведение и на практическую работу, будут не просто усваивать профессиональные знания, умения и нормы поведения, но и подходить к ним с нравственных позиций, заданных русской национальной традицией, семьей и закрепленных школой. Им легче будет противо-

стр. 15


--------------------------------------------------------------------------------

стоять отрицательным тенденциям, характерным для нашего только формирующегося рынка. При таком условии появятся предприниматели и менеджеры, для которых уклонение от уплаты налогов - не предприимчивость, а преступление против своего народа, невыполнение взятых на себя обязательств - постыдно, а честность и порядочность - непременные условия нормальной рыночной деятельности.

Нам могут возразить, что реальность современного рынка, в которую попадает бывший школьник, все равно существенно изменит жизненные установки, привитые в семье и школе. Тем актуальнее задачи всемерного укрепления национального менталитета в школе и вне ее стен и борьбы со всем, что может его расшатать. В свете вышесказанного эта проблема заслуживает самого пристального внимания общества.

Обратимся непосредственно к содержанию экономической подготовки школьников. Должна ли и может ли школа давать своему выпускнику знания и умения на уровне микроэкономики? Некоторые школы, стремясь идти в ногу со временем, сначала ввели факультативный курс экономики, а затем включили его в учебный план. Уже издан ряд учебников по экономике. Заглянем в один из лучших среди них, написанный группой авторов - В.В.Акимовым, В.Ф.Мерзляковым, К.А.Огай (Основы экономических знаний. М., 1996). В нем три главы. В первой - "Основы рыночной экономики" - рассматриваются механизм рынка и четыре, по мнению авторов. наиболее важных его закона: равновесия спроса и предложения, редкости, убывающей доходности, непредвидимых последствий. В нашу задачу не входит всеобъемлющая экспертиза учебника, но отметим, что содержащуюся в нем информацию нельзя назвать необходимой каждому человеку, для того чтобы разбираться в экономическом положении страны. Кроме того, чтобы действительно понять эти "законы", учащиеся IX-Х классов (учебник адресован им) должны уже иметь (но не имеют!) определенную подготовку в области философии, политической экономии, статистики. Без усвоения материала первой главы нельзя понять то, что дается в двух других...

Вторая глава посвящена пяти основным условиям, необходимым для функционирования рынка: она рассматривает обширный круг вопросов, касающихся финансов, бюджетной и налоговой систем, банков и кредита, проблем инфляции, совершенной и несовершенной конкуренции, государственного регулирования, механизма функционирования инфраструктуры рынка. Материал этой главы подводит к третьей, по замыслу, основной главе "Основы предпринимательства". В ней сжато, но достаточно ясно освещаются все стороны предпринимательской деятельности, начиная с целей, личных качеств предпринимателя, организационно-правовых форм предприятия и кончая механизмами товарно-денежного обращения и маркетинга.

Предпринимательство - это профессиональная деятельность. В задачи же общеобразовательной школы не входит подготовка к профессиональной деятельности. Иначе говоря, изучение экономики на микроуровне - не дело средней общеобразовательной школы. Этим занимаются средние и высшие специальные (профессиональные) учебные заведения. Если сравнить содержание упомянутого учебника с содержанием программ высших профессиональных учебных заведений, то выявится их полное сходство.

Другое дело - экономика на макроуровне. Несомненно, выпускнику средней школы, как и каждому гражданину страны, необходимо понимать процессы, происходящие в отечественной экономике, и знать ее прошлое - это важный компонент содержания школьного общего образования. Знание экономики на макроуровне предполагает знание отраслевой и региональной структуры народного хозяйства страны, форм собственности и особенностей их, функционирования, системы управления экономикой на разных ступенях, внутренних межотраслевых и межрайонных, а также внешних связей. В состав экономических знаний, которые должна давать средняя школа, на наш взгляд, входят и социально-демографические проблемы. Очевидно, в процессе изучения экономики учащиеся ознакомятся с широкоиспользуемой экономической терминологией, поскольку она служит "языком" обсуждения вопросов экономики. Им придется познакомиться (на

стр. 16


--------------------------------------------------------------------------------

элементарном уровне) и с теми учреждениями, с которыми связана экономическая деятельность (банки, биржи и т.п.). Состояние экономики страны характеризуется статистическими данными, поэтому учащиеся в ходе изучения экономических вопросов имеют возможность усвоить и элементарные методы статистического анализа. Таково, на наш взгляд, должно быть содержание экономической подготовки школьников.

Нужен ли для этого дополнительный предмет "Экономика"? Большинство макроэкономических вопросов, которые мы выше разбирали, входят в содержание уже имеющихся школьных предметов (экономическая и социальная география России, правоведение, отечественная история), а также включены в региональную составляющую учебного плана - краеведческие курсы географии и истории (области, края, республики).

В самом деле, курс экономической и социальной географии России как раз и посвящен в первую очередь экономике России. В первой части этого курса рассматриваются понятия "экономика", состав народного хозяйства России, его отраслевая структура, уровень развития, организационное построение, межотраслевые связи, социально-демографические проблемы (численность, естественное движение, состав населения, его размещение, миграция и т.п.). Вторая часть курса посвящена региональным особенностям экономики и факторам, влияющим на ее развитие. Такие термины, как "валовой внутренний продукт", "инвестиции", "инфраструктура", "конкурентоспособность", "пошлина", "рентабельность", "эффективность" и многие другие используются в курсе, причем обстоятельно разъясняется их сущность. В процессе изучения экономики России и ее регионов учащиеся учатся использовать статистические данные для характеристики экономических вопросов и анализируют их. Учебники экономической и социальной географии насыщены статистическими данными, и в программе есть даже раздел, посвященный методам работы со статистическим материалом.

Вероятно, в связи с переходом нашей страны к рыночной экономике содержание курса экономической и социальной географии России надо дополнить некоторыми вопросами макроэкономики рынка (конкурентная среда, виды рынков, условия для нормальной работы рынка и др.). Они органически входят в характеристику народного хозяйства при рассмотрении тех изменений, которые произошли в нашей стране в последние годы. Следует отметить, что этой точки зрения придерживается значительная часть учителей, в методическом журнале "География в школе" вопросы рыночной экономики в данном ракурсе уже освещались в ряде статей с позиции как содержания, так и методов обучения.

Весомый вклад в экономическую подготовку школьников может внести и курс отечественной истории, в котором большое внимание уделяется изменениям в экономике России, происшедшим как в дореволюционный период, так и в советские годы. Как и в курсе экономической и социальной географии России, в нем широко используется и анализируется статистический материал. Однако в последнее время в курсе отечественной истории усилилась культурологическая направленность, в ряде случаев, к сожалению, за счет сокращения экономических вопросов, что едва ли правильно.

Экономическая проблематика входит и в курс правоведения, где в целом ряде разделов рассматриваются правовые аспекты экономики (права человека, в том числе право на труд, право собственности, обеспечение прав).

Наконец, в краеведческих курсах географии и истории учащиеся знакомятся с историей развития своего края (в том числе и экономического) и с современным состоянием его экономики. Рассмотрение вопросов экономики края в краеведческом курсе значительно глубже и шире, чем в основном курсе экономической и социальной географии России.

Таким образом, экономическая подготовка школьников - это подготовка к пониманию макроэкономики. Она осуществляется при изучении уже имеющихся в учебном плане школы предметов и может быть усилена за счет осовременивания их содержания с учетом происходящих в нашей стране изменений.

стр. 17

Опубликовано на Порталусе 04 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама