Рейтинг
Каталог
Порталус
база публикаций

ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ есть новые публикации за сегодня \\ 20.11.18


Развитие системы образования и науки в регионе

Дата публикации: 04 октября 2007
Автор: В.Тонких, Липецк
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1191498637 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


В.Тонких, Липецк, (c)

найти другие работы автора

Система образования и науки в Липецком регионе объединяет 1075 объектов, в том числе 642 школы, 10 вузов (5 государственных и 5 негосударственных), 21 среднее специальное учебное заведение и 77 учреждений дополнительного образования. 26 интернатов. Кроме того, недавно открыли свои двери одна начальная и три железнодорожные школы. Все это, вместе взятое, позволяет достаточно полно удовлетворять социальные запросы населения.

Так, увеличилось число учащихся основной школы, продолжающих обучение в Х классе, возрос выпуск из средних школ, созданы условия для реализации потребностей и развития способностей детей в процессе обновления содержания образования. Значительно увеличилось число награжденных золотой и серебряной медалями. Особое внимание уделяется детям, проявившим интерес к какой-либо определенной сфере интеллектуальной деятельности. Установлены областные и районные стипендии для одаренных, развивается сеть лицеев и гимназий, классов с углубленным изучением отдельных предметов. За три года число лицеев и гимназий увеличилось в полтора, а число учащихся в них - в три раза. Открыты школы с углубленным изучением определенного цикла дисциплин. Учебные заведения инновационной направленности объединяют пятую часть всех школьников области. Большая часть этих заведений расположена в двух городах - Липецке и Ельце.

В учебные планы наряду с такими предметами, как экология, экономика, политология. риторика, вводятся курсы "Наш край", "Литературное краеведение", "Фольклор родного края". Используются программа по региональной культуре, учебники-хрестоматии "Мир детства", "Родная культура: мир детства и отрочества" (составители В.В.Шахов, Б.М.Шальнев).

В рамках проекта "Одаренные дети" проводятся областные олимпиады, что способствует более широкому участию липецких школьников в зональных и общероссийских конкурсах. На олимпиаде по предметам гуманитарного цикла самое большое количество призовых мест в прошлом году, как и прежде, заняла команда Липецка. Она вошла в десятку сильнейших команд России по химии, астрономии. русскому языку, географии, биологии, экологии (всего было представлено 89 регионов).

К сожалению, сеть экспериментальных площадок за последнее время значительно сократилась. При существующем высоком научном потенциале педвузов и колледжей школы испытывают дефицит научно- методического и практико-ориентированного обеспечения педагогического процесса. Отсутствие фондов материального стимулирования, ослабление учебно-материальной базы, слабая связь научных исследований с потребностями практиков являются основными причинами медленного развития опытно-экспериментальной работы в регионе. В равной степени сказанное относится к поиску новых форм занятий с детьми, испытывающими затруднения в учении. А ведь именно по этой причине ежегодно прекращают занятия свыше 200 учащихся.

Система высшего и среднего профессионального образования у нас не только сохранена, но и по многим важным направлениям продолжает развиваться. Открываются новые учебные заведения для подготовки специалистов по перспективным направлениям. Идет становление единой системы высшего образования. представленной государственными и негосударственными учебными заведениями. Заметно выросло число студентов на 10 тыс. жителей региона. Эта позитивная тенденция связана прежде всего с ростом объемов платного обучения. О высоком уровне подготовки специалистов свидетельствуют результаты сдачи государственных экзаменов. Вызывает, однако, беспокойство проблема отсева студентов, особенно в ряде средних специальных учеб-

стр. 100


--------------------------------------------------------------------------------

ных заведений. Так, отсев из Чаплыгинского аграрного колледжа составил 14,9%, Елецкого училища искусств - 14%, металлургического колледжа - 10%.

Реализуя закон Российской Федерации "Об образовании", средние специальные учебные заведения перешли на новый государственный стандарт. Отметим, что ряд учебных программ, составленных липецкими преподавателями, рекомендован для учебных заведений всей России. Несмотря на трудности с финансированием, ведутся исследования, увеличивается выпуск монографий, сборников, учебников. Преподаватели активно участвуют в конкурсах грантов. Наряду с тремя действующими открыто еще три специализированных совета по защите диссертаций, из них два - в ЛГПИ и один - в ЕГПИ. В целом ученые степени и звания имеют более половины всех преподавателей. Готовят диссертации 489 аспирантов, из них 281 с отрывом от производства.

Вместе с тем в деятельности высших и средних учебных заведений имеется немало проблем и недостатков. Многие из них нуждаются в укреплении учебно-материальной базы, капитальном ремонте занимаемых зданий, в пополнении современным учебно-лабораторным оборудованием, учебно-методической, художественной литературой. К сожалению, госбюджетное финансирование исследований продолжает сокращаться, а возможностей для выполнения хоздоговорных заданий в связи со сложным экономическим положением предприятий становится все меньше. Заниженный уровень социальной защищенности преподавательского состава негативно влияет на качество учебной, научной и воспитательной работы, наблюдаются нездоровые явления в студенческой среде. По данным анонимного анкетирования, проводимого областным наркологическим центром, пятая часть студентов средних специальных учебных заведений успела приобщиться к алкоголю, треть - попробовала наркотики, а 12 из 100 - употребляют их систематически.

Особенности социально-демографической обстановки в регионе таковы, что требуют уделять особое внимание дошкольному воспитанию. Так, в детских садах Краснинского, Чаплыгинского, Лебедянского районов, школ Липецка уже созданы условия, которые обеспечивают высокий уровень охраны и укрепления здоровья дошкольников. Здесь функционируют медицинские кабинеты для проведения лечебных и профилактических мероприятий. необходимым инвентарем оборудованы спортивные залы. Однако в целом число детских садов уменьшилось на целую треть. Условия пребывания в них детей ухудшаются, должных мер по сохранению основных фондов со стороны местной администрации зачастую не принимается. В некоторых детских садах сократили должность инструктора по физической культуре. В результате резкого увеличения цен на продукты питания не выполняются положенные нормы, дети изо дня в день недоедают. Снизился прием в первые классы школ детей, получивших дошкольное образование. Еще хуже положение в сельской местности.

Администрация региона совместно с органами здравоохранения проблемам социальной защиты детства уделяют повседневное внимание. Мы приняли участие в подготовке законов "Об опеке и попечительстве в Липецкой области", "О защите прав ребенка", других документов. На начало 1999 г. в регионе насчитывалось 284,5 тыс. несовершеннолетних, из них 28 тыс. детей живут в многодетных, 23.5 тыс. - в неполных семьях, 3634 ребенка - инвалиды. Более 5 тыс. находятся в неблагополучных семьях. Без родителей остались 739 детей. 428 - взяты под опеку. Из оставшихся без попечения 240 детей направлены в учреждения государственной поддержки. а остальные устроены в семьи под опеку.

На полном государственном обеспечении находится 3799 детей, в том числе 1222 сироты. 1490 детей (40%) обучаются в коррекционных школах- интернатах, среди них 388 инвалидов. Во время прошлогодних летних каникул все сироты - воспитанники учреждений государственной поддержки - отдохнули в загородных лагерях и санаториях. В каждом интернатном учреждении они обеспечены многоразовым питанием. Своевременно и в полном объеме заготовленные свежие и консервированные овощи позволяют обеспечить воспитаннтков витаминной продукцией до конца учебного года. На сегодня все они одеты и обуты по сезону, имеют должный набор школьно-письменных принадлежностей и учебников. Архиважным для нас является трудоустройство выпускников детских домов и школ-интернатов. Несмотря на сложности, все 354 наших выпускника были приняты в учебные заведения разного профиля или устроены на работу. Многие из них продолжают обучение в вузах, средних учебных заведениях, в профучилищах.

Тревожной проблемой продолжает оставаться непрекращающийся рост алкоголизма, наркомании. венерических заболеваний среди учащихся. На учет в областной наркологический диспансер взята без малого тысяча подростков от 14 до 18 лет. Заметим, что это только те, кто обратился к врачам за помощью.

стр. 101


--------------------------------------------------------------------------------

Особый разговор - о подготовке педагогических кадров для всех типов образовательных учреждений. Здесь положение дел таково. 90,9% учителей имеют высшее педагогическое образование (для сравнения: 74,3% - по России в целом). 87,7% сельских педагогов получили высшую профессиональную подготовку. Это стало возможно благодаря созданной в регионе системе непрерывного образования. 1167 выпускников педколледжей продолжают обучение в пединститутах, из них 424 обучаются по сокращенной программе. Вместе с тем. вызывает озабоченность последующее трудоустройство молодых учителей. Думается, что настало время внести серьезные коррективы в организацию целевой подготовки. При отборе кандидатов следует учитывать не только интересы и склонности абитуриентов, но и существующую и перспективную потребность каждого района в такого рода работниках. Заметим в этой связи, что все отчетливее обозначается тенденция к старению педагогических кадров. Если в 1995 г. 5% от общего числа директоров школ достигли пенсионного возраста, то в 1998 г. их уже более 9%, а по отдельным районам эта цифра еще внушительнее. В практику последних лет вошло назначение на должность руководителей школ лиц, не имеющих высшего специального образования.

Приходится с сожалением констатировать. что за годы "демократических" преобразований был утерян один из важнейших рычагов управления - вертикаль власти. Наш департамент не станет больше мириться с ошибочными действиями отдельных руководителей школ, а будет активно влиять на позицию органов власти на местах по отношению к ним. Тем более, что ситуация в педагогических коллективах по ряду причин в последнее время обострилась.

В акциях протеста, вызванных несвоевременной выплатой заработной платы, пособий на детей, на методическую литературу, коммунальные услуги за период с сентября по декабрь 1998 г., приняли участие работники 20 образовательных учреждений. Потери учебного времени по отдельным школам составили до 72 дней. В создавшейся ситуации с неплатежами необходима постоянная работа в коллективах руководителей муниципальных органов образования и первых лиц администраций районов. Для стабилизации ситуации нужны совместные действия всех заинтересованных сторон.

В 1998 г. более 2 тыс. педагогов прошли очередную аттестацию и получили соответствующие квалификационные категории. Замечено. что более всего аттестация привлекает учителей со стажем 10-15 лет, имеющих силы и возможности больше зарабатывать, продемонстрировать свой профессиональный рост. Однако в этой важной процедуре имеется ряд нерешенных проблем, которые, как правило, являются следствием слабого знания нормативно-правовой базы работниками районных отделов и руководителями учреждений. Поэтому необходимо организовать на всех уровнях повторное изучение Положения об аттестации и других нормативных документов, проводить собеседования с председателями аттестационных комиссий. В общем впереди работы много, можно сказать, почти не початый край.

стр. 102

Опубликовано 04 октября 2007 года




Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

Прямая трансляция:

Сегодня в тренде top-100


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама